Дзогчен: лицом к лицу со всем сущим — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Дзогчен: лицом к лицу со всем сущим

2017-10-16 252
Дзогчен: лицом к лицу со всем сущим 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 9

ЖИВЫЕ ВРАТА

 

Одновременное осознание1 спокойной глади озера и рыбы, выпрыгивающей из воды, — это первый про­блеск опыта недвойственности. Это открытие ньи-ме и живые врата в дзогчсн.

Обсуждая выше практики ши-нс и лхаг-тонг и опи­сывая возникновение намтогов, мы прибегли к тако­му сравнению: рыба выпрыгивает из пустоты и под­нимает рябь на поверхности озера. Эта ситуация вклю­чает три необходимых условия: спокойное озеро, прыгающая рыба и осознание, присутствующее в том и другом.

Прежде чем перейти к разговору об осознании, од­новременно присутствующем в спокойном озере и прыгающей рыбе, следует понять кое-что о контексте, в котором эти условия одновременно и подлинны, и иллюзорны.

1 ОдновременностьИга чхимед (sNga phyi med) — букв. «ни раньше, ни позже».

 

Говоря о наличии трех необходимых ус­ловий, мы рассуждаем с точки зрения пути, а не его плода или результата— и тем самым расчленяем на части опыт, который Б действительности неделим. Не понимая этого, мы не сможем подступить к постиже­нию ньи-ме. Кое-кому, возможно, покажется, что рас­членять цельный опыт исключительно ради того, что­бы постичь его цельность, — значит только усложнять задачу. Но по мере того как мы подходим все ближе к подлинной практике дзогчена, парадокс все чаще ока­зывается единственно возможной формулировкой на­ставления.

С самого начала необходимо ясно отдавать себе от­чет, что расчленение это служит лишь для того, чтобы описать методы практики с учетом особенностей двой­ственного склада ума. Условия практики представлены отдельными друг от друга только для того, чтобы опре­делить нечто цельное в терминах нашего двойственно­го опыта практики. Сам факт, что мы способны отли­чать эти условия друг от друга, не только характеризует наше так называемое двойственное состояние', но и снабжает нас методологией для постижения недвой­ственности.

Естественное развитие лхаг-тонг выводит нас на стадию, именуемую «ньи-ме». «Ньи-ме» означает «нераздельность»г. Посредством практики ньи-ме мы при­ближаемся к недвойственности и достигаем порога, за которым начинается собственно практика дзогчена. Цель стадии ньи-ме — перестать отличать свойства

восприятия пустоты от свойств восприятия формы: пространство — от энергии, отсутствие намтогов — от движения намтогов. ми-тогпа от тогпа. Необходимо постичь, что вес эти переживания обладают единым вкусом1. Необходимо войти в состояние, в котором ничто не будет отвлекать нас от присутствия осозна­ния — ни ментальные события, ни их отсутствие.

На самом деле практиковать ньи-ме невозможно: просто на определенном этапе практики стадия ньи-ме наступает сама по себе. Это происходит тогда, когда состояния ши-не и лхаг-тонг вдруг начинают чередо­ваться самопроизвольно. Это естественное движение1 проявляется само собой, как только практикующему удается отметить присутствие осознания в планах ми-то гпа (или не-па) н йо-ва.

С точки зрения дзогчена. оба состояния — и покой (не-па), и движение (йо-ва) —искусственны, посколь­ку оба они неполны. И только когда оба они начнут возникать свободно и непроизвольно, проявляется естественная природа реальности. И когда осознание практикующего сольется нераздельно с этой естествен­ной природой, он постигнет на опыте, что такое еди­ный вкус пустоты и формы.

Но достичь такого состояния не всегда удается сра­зу: быть может, еще довольно долго вы будете испы­тывать всего лишь чередование покоя (не-па) и дви­жения (йо-ва). Целенаправленно искать единый вкус покоя и движения невозможно.

1 Двойственное состояние— Нш-су ма-ва IgNyis su $Мт Ьа) — букв, «выраженное двумя».

2 gNyis med — «неразделенный». Ньц — «два»; ме ~ «нет (отсутствие)*.

1 Ро-чиг (го gCig) — «единый вкус».

2 Тхамал ранг дро (iha ma/ rang 'gros) — букв, «обычная походка».

 

Невозможно практиковать ньи-ме. Но в ваших силах открыто принимать возможность того, что рано или поздно вы испытаете единый вкус — а это само по себе и будет состоянием ньи-ме. С такой точки зрения, ньи-ме— это просто способность пребывать либо в безмыслии (ми-тогпа), либо в движении мыслей (йо-ва).

 

ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ

Вопрос: Вы упомянули об отсутствии намтогов и дви­жении намтогов и поставили в параллель этой паре другую— ми-тогпа и тогпа. Значит, намтог и тог­па — это одно и то же?

Нгакпа Чогьям: Можно сказать и так. Но все зависит от того, в каком контексте мы употребляем эти сло­ва. На санскрите тогпа — витарка, а намтог — викальпа, но, когда речь заходит о дзогчене семдэ, проку от этого соображения оказывается не так уж много. Эти санскритские слова перелают тот смысл, в котором они употребляются в сутрах. Говоря о присутствии осознания в движении намтогов, мы используем слово «намтог» как сокращение терми­на «намтог гомду чарва»', означающего «мысль, воз­никающая как медитация». Следовательно, утверж­дая, что у «отсутствия намтогов» вкус такой же, как у «движения намтогов», мы подразумеваем пустое присутствие и мысль, возникающую как медитация. И это в большей мере связано с состоянием ньи-ме. Когда же мы говорим, что ми-тогпа и тогпа имеют

единый вкус, это в большей мере относится к пере­ходам между ши-не и лхаг-тонг. Здесь различие тонкое и сугубо техническое.

Кхандро Дечен: Да, и не такое уж; важное, чтобы на­столько глубоко вдаваться в терминологию.

Нгакпа Чогьям: Вот именно. Это относится к области чистой теории.- Вопрос: Все равно спасибо за ответ, особенно за пояс­нение насчет того, что «намтог» здесь— сокраще­ние от «намтог гомду чарва» (rNam rTog bsGom du 'char ba) Этот термин заставля­ет задуматься. «Мысль, возникающая как медита­ция»... это ведь определение самого средоточия дзогчена, если я правильно понял?

Нгакпа Чогьям: Нет. Это всего лишь именно то, что мы сейчас обсуждаем.

Кхандро Лечен: И то, что может случиться в любой момент.

 

Глава 10


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.