Тема 1. Введение в менеджмент. важнейшие категории и понятия. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 1. Введение в менеджмент. важнейшие категории и понятия.

2017-10-16 430
Тема 1. Введение в менеджмент. важнейшие категории и понятия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Костанайский филиал

Кафедра экономики

 

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Теория менеджмента»

 

 

Костанай 2016 г.


Краткий конспект лекций по дисциплине составлен:

Л. И. Кошевой, преподавателем _______________

 

 


 

Тема 1. Введение в менеджмент. важнейшие категории и понятия.

Вопросы:

1.Основные понятия теории управления

2. Методологические основы менеджмента

3.Связь науки об управлении с практикой.

4.Роли, функции и задачи менеджера в управлении компанией.

 

Вопрос 1.Основные понятия теории управления

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

- ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

- постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

- постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

- выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Термин "менеджмент" по сути является аналогом термина "управление", его синонимом, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).

Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Термин "менеджмент" (management) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или общественного управления -"government administration" или "public administration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business" (business management), что подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Мы в дальнейшем будем применять термин "управление" в том же значении, что и "менеджмент".

Рассматривая суть понятия "менеджмент", важно уточнить некоторые входящие в его определение положения.

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера - это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.

Термин «менеджер» обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также от профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта - хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.).

Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.

Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы:

- в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и др.;

- в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.

Таким образом, "менеджмент" относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.

Содержанием хозяйственной деятельности фирмы является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом: внедрение результатов НИОКР в производство; разработка и совершенствование технологии производства; обеспечение требуемого уровня качества продукции: осуществление коммерческих операций; проведение операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов; обеспечение технического обслуживания продукции; материально-техническое снабжение процесса производства; обеспечение финансовыми ресурсами; обеспечение персоналом.

Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства.

Изменения в содержании хозяйственной деятельности фирмы связаны прежде всего с изменениями в характере собственности и с процессами "делегирования" (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собственникам или коллективам собственников.

Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы (management by objectives) - это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие и специфические.* Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.

Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.

Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.

Употребляя понятие «менеджмент», мы следуем давно установив­шейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую трактовку, которая определяет менеджмент и как науку, и как искусство, и как функцию, и как процесс, и как управленческий персонал, выделяя отдельно такую его составляю­щую, как аппарат управления.

Составные определения сущности менеджмента:

- Наука: область человеческого знания

- Искусство: практика выполнения работы по управлению и руководству

- Процесс: способ управления, руководства, направления и контроля

- Функция: совокупность разнообразных видов деятельности

- Управленческий персонал: люди, контролирующие и направляющие работу организации

- Аппарат управления: орган, обеспечивающий механизм управления

Только в конце XIX в. менеджмент выделился в самостоятель­ную область человеческих знаний. Менеджмент как наука четко оп­ределяет свой предмет изучения, свои закономерности, принципы, методы и широкий круг своих специфических проблем, а также подходов к их решению.

Менеджмент как искусство базируется на положении о том, что кроме знания научных разработок и теоретических достижений управленцу необходим практический талант предвидения и хорошие организаторские способности, искусство использования которых в каждой конкретной ситуации определяет в конечном счете успех организации. Данным качествам и характеристикам научиться и со­ответствовать наиболее сложно.

Не зря основатель школы научного менеджмента Ф. Тейлор считал, что важнейшей задачей менеджмента является умение ста­вить и реализовывать цели, и определял менеджмент как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.

Рассматривая менеджмент как процесс, Профессионально подго­товленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения, оп­ределяют характер этого процесса и возможности воздействия на него. Конечно же, менеджмент — это еще и умение добиваться по­ставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность от­дельного работника, группы и организации в целом с целью дости­жения максимальных результатов1.

Осуществление процесса менеджмента невозможно без функ­ций, с помощью которых обеспечиваются условия для производи­тельного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям.

Рассматривая менеджмент как функцию, выделяют пять основ­ных составляющих менеджмента:

- планирование;

- организация;

- координация;

- мотивация;

- контроль.

Менеджмент как управленческий персонал напрямую связан с по­нятием менеджмента как искусства. Говоря о менеджменте как ис­кусстве, нельзя забывать, что искусство это связано с возможностя­ми и талантами, которыми должна обладать определенная категория людей — управленческий персонал (менеджеры), чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала организа­ции для достижения ее целей. Вот почему менеджмент нередкоидентифицируется с менеджерским звеном или аппаратом управле­ния.

Менеджмент как аппарат управления рассматривают, исходя из трактовки его как составной и наиболее важной части любой орга­низации, без которой организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.

Главная же задача людей, представляющих аппарат управле­ния, — это эффективное использование и координация всех ресур­сов организации (финансового капитала, зданий, оборудования, ма­териалов, труда, информации) для достижения ее целей

Под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления, в данном случае организации.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит

- обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

- постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

- постоянный поиск и освоение новых рынков.

- определение конкретных целей развития фирмы;

- выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

- разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;

- выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

- установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

Принципами менеджмента называют общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными структурами управленческой системы при постановке практических задач управления.

Основные принципы менеджмента включают в себя:

- принцип научности (важно понимать причины несовпаде­ния целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);

- принцип системности и комплексности (важно видеть наи­более значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: «подсистема пожизненного найма», «подсистема подготовки на рабочем месте», «подсистема ротации кадров», «подсистема репутаций», «подсистема оплаты труда», кото­рые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост произ­водительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);

- принцип единоначалия и коллегиальности в выработке ре­шений (за реализацию коллегиально принятого решения персо­нальную ответственность несет руководитель организации);

- принцип демократического централизма (означает необ­ходимость разумного, рационального сочетания централи­зованного и децентрализованного начал в управлении, соот­ношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к авто­кратии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));

- принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);

- принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, за­нятость населения, социальные, культурно-этнические и эко­номические проблемы регионов);

- принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

- принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую за­интересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;

- постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

Экономические методы

Заключаются в соизмерении затрат и результатов деятельности коллектива и личности. С помощью экономических методов созда­ются условия, которые призваны заинтересовать людей в достиже­нии эффективных конечных результатов. Эти методы основаны на стимулировании, которое может быть как материальным, так и мо­ральным. Руководитель не навязывает свою волю подчиненным, а лишь мотивирует их.

Партисипативные методы

Появление этих методов вызвано требованиями рыночной эко­номики. В основе лежит возможность участия работников во владе­нии собственностью и управлении предприятием.

С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они логически предшествуют всем остальным. При их посредстве организация проектируется, учреждается, ориентируется во времени и про­странстве; ее деятельность нормируется, регламентируется и обес­печивается необходимыми инструкциями, фиксирующими расста­новку персонала, его права, обязанности, специфику поведения в различных ситуациях. Эти методы создают лишь своего рода рам­ки, направляющие будущее функционирование и развитие органи­зации, а поэтому по сути своей являются пассивными. К категории организационных относятся, например, методы формирования уп­равленческих структур, методы создания трудовых коллективов, методы подготовки и проведения различных общественных мероп­риятий и т.п. Более подробно о них мы поговорим отдельно в главе, посвященной организации.

В противоположность организационным, административные методы активны, ибо на их основе происходит вмешательство в са­му деятельность. По-другому они называются методами властной мотивации и ориентированы либо на прямое принуждение людей к определенному поведению в интересах организации, либо на созда­ние возможности такого принуждения.

Условием применения этих методов является преобладание од­нозначных способов решения стоящих перед организацией задач, сведение инициативы до минимума и возложение всей ответствен­ности за результаты на руководителя. Наибольшее распростране­ние они имеют в армии и других военизированного типа структу­рах, например на транспорте.

На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной ра­боты. Машинист, скажем, не может проявить личную инициативу в плане изменения маршрута следования или графика движения поезда — все это заранее предопределено расписанием, в случае их нарушения возможна авария.

Применение административных методов может сопровождаться поощрениями или санкциями в отношении исполнителей за успеш­ную или неуспешную работу, в том числе экономического характе­ра в виде премий или штрафов. Их принципиальной особенностью является субъективность, отсутствие прямой связи с конкретными позитивными или негативными результатами, полученными дан­ным человеком. Например, часто работнику выдается премий за хо­рошую работу вообще, и поэтому он мало заинтересован полностью реализовывать свои возможности — размер вознаграждения от этого не увеличивается. Самый главный недостаток административ­ных методов управления состоит в том, что они ориентируются на достижение заданной результативности, а не на ее безграничный рост, поощряют исполнительность, а не инициативу.

Поэтому в условиях огромного усложнения деятельности орга­низации, необходимости оперативно решать самые разнообразные проблемы, на что у руководителей часто не хватало времени или знаний, а порой того и другого одновременно, административные методы, сковывающие инициативу исполнителей, перестали соот­ветствовать реальным потребностям управления.

В отличие от административных экономические методы пред­полагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Непосредственным исполнителям устанавливаются только цели, ог­раничения и общая линия поведения, в рамках которых они сами ищут оптимальные способы решения проблем. Своевременное и ка­чественное выполнение заданий вознаграждается различного рода денежными выплатами, которые в отличие от предыдущего случая являются не просто заслуженными, а заработанными, например за счет экономии или дополнительной прибыли, полученных вследст­вие проявления личной инициативы. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосред­ственно экономически заинтересован в его улучшении.

Однако экономические методы управления также довольно быст­ро показали свою ограниченность, особенно применительно к людям интеллектуальных профессий, которых в настоящее время большин­ство, ибо для них деньги — важный, но чаще всего не самый глав­ный стимул работы. И здесь на помощь пришли социально-психо­логические методы, сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия. Социально-психологические методы предполагают два направ­ления воздействия на поведение работника и повышение его трудо­вой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллекти­ве, развитие благожелательных отношений между его членами, из­менение роли руководителя (последний из "диктатора" превраща­ется в "отца семейства"), а с другой стороны — на раскрытие лич­ных способностей каждого работника, помощи в его совершенство­вании, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей повседневной деятельности, а следовательно — к повышению ее эффективности.

Управление в организации – это процесс, состоящий из последовательных действий по реализации функций управления для того, чтобы сформировать и достичь ее цели (целей).

Функциями управления называют управленческие действия, направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации.

Функции управления можно также определить как виды управленческой деятельности, необходимые для организации и руководства тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления целенаправленной деятельности по достижению желаемого результата. Содержание функций управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать) и, во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это делать).

Основными функциями управления являются, планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех уровнях деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).

Функция организации определяется вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников организации для достижения поставленных целей.

Функция контроля в управлении реализуется как процесс, по средствам которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

Функция мотивации предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

Роли по принятию решений

- предприниматель

- устраняющий помехи

- распределитель ресурсов

- ведущий переговоры

В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего как символическая фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее фла­гом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выпол­нению церемониалов, посещению разных социальных мероприя­тий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию и т. д.

Очень важна роль менеджера как лидера, то есть человека, ока­зывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в i организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их спо­собности использовать эти полномочия с целью мотивирования и ак­тивизации людей для наиболее эффективного достижения целей.

Роль связующего звена обязывает менеджеров налаживать кон­такты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например по­требители, поставщики, официальные правительственные лица, ме­неджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.

Информационные роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети контактов, создаваемых и поддерживаемых ими. Роль приемников информа­ции характеризует менеджеров как людей, находящихся в постоян­ном поиске информации, необходимой для управления организаци­ей и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.

Роль распространителей информации означает, что менеджеры не только получают, но и распространяют информацию по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений. В частности, они передают информацию своим под­чиненным, если у последних нет иного способа ее получения.

Третья информационная роль заключается в том, что менедже­ры выступают как представители организации, передающие ин­формацию о ее планах и политике для налаживания внешних кон­тактов с другими заинтересованными лицами и компаниями.

Группа ролей, связанных с принятием решений, включает преж­де всего такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам не­редко приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей. Чтобы умень­шить степень риска, такие решения часто реализуются через целую серию небольших проектов, позволяющих по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений.

В качестве устраняющих помехи менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные.

Одной из важнейших ролей менеджера является распределение ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. От того, как менеджер справляется с той работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление при­оритетов, то есть тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на полу­чение запланированных результатов.

Роль ведущих переговоры отражает обязанности менеджеров постоянно согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.

Значение каждой из 10 ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал — это важнейший ресурс организации, от которого зависит само ее существование, возможности роста и развития.

Менеджеры в организации образуют так называемый управлен­ческий персонал, аппарат управления, который нередко называют просто менеджментом организации. Содержание понятия «управ­ленческий персонал» трактуется в современном менеджменте до­вольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ) рекомендует рассматривать управленческий персонал как часть более широкой категории работников, в которую кроме ме­неджеров входят и другие специалисты — профессионалы. Ос­нованием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов других сфер деятельности, например экономистов, технологов, психологов и т. д., которые, используя свои профессио­нальные знания, оказывают существенную помощь в постановке и обосновании целей и задач организации, а также в разработке методов их практической реализации. Постоянный контакт между ними — важнейшее условие нормального функционирования организации.

Отнесение работника к той или иной категории связано с поня­тием профессия (от лат. professio) — официально указанное занятие («объявляю своим делом»). Иначе, профессия — это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных тео­ретических знаний и практических навыков, приобретенных в ре­зультате специальной подготовки и опыта работы.

В трудовых отношениях выделяют много профессий, например: врач, юрист, учитель, инженер и т. д., а также специальностей и спе­циализаций по видам направлений подготовки, сложившимся в стра­не в результате особенностей разделения труда в отраслях народного хозяйства. Введение профессий, специальностей и специализаций в практику управления имеет государственное значение, так как свя­зано с обязательствами государства по социальному обеспечению, установлению льгот и ответственности по видам профессий, усло­виями найма работников, формированием требований и стандартов обучения, необходимостью учитывать влияние технического про­гресса и мировую практику разделения труда. Необходимая инфор­мация о профессиях содержится в тарифно-квалификационных спра­вочниках, утверждаемых государственными органами.

Сведения о составе и содержании направлений, специальностей и специализаций подготовки размещены в специальном едином пёречне, который формируется и утверждается правительством стра­ны, служит своеобразным заказом системе образования для подго­товки специалистов нужных стране направлений деятельности. Но­вые специальности и специализации при их открытии подлежат го­сударственной регистрации, в процессе которой устанавливаются квалификационные требования для обучения.

Отдельная функция управления — определение потребности национальной экономики в новых профессиях, обоснование содер­жания их деятельности и социальной значимости. Создателем про­фессий является «профессор» (от лат. professor — преподаватель, учитель, изготовитель профессий). Этот термин применяется в ка­честве ученого звания для преподавателей образовательных учреж­дений высшей школы (университетов, академий и институтов). Зва­ние профессора присваивается Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования РФ лицам, имеющим ученую сте­пень доктора наук и богатый опыт преподавательской работы. В от­дельных случаях это звание присуждается лицам с ученой степенью кандидата наук за исключительные заслуги в сфере образования.

Профессионализм — это величайшее мастерство, приобретен­ное и удерживаемое в какой-либо области знаний или умений. От­личительными качествами профессионала-менеджера являются:

- обширные и глубокие знания по комплексу направлений дея­тельности;

- умение быстро понять ситуацию и повернуть ее развитие в нужное для управления русло;

- умение организовать и объединить усилия людей вокруг идеи развития;

- умение найти единомышленников;

- умение подобрать команду;

- умение маневрировать ресурсами и уходить от провалов;

- обладание волей и умение сконцентрироваться на главном;

- интуиция, умение обобщать и прогнозировать развитие событий;

- психологическая устойчивость, самообладание, умение не поддаваться панике.

Профессиональная деятельность в любой сфере требует от спе­циалиста высокой эрудиции и знаний, поэтому для развивающихся личностей нет предела самосовершенствованию в избранной про­фессии. Процесс освоения новых знаний, а впоследствии и генерация идей распределяются по времени на всю сознательную жизнь специалиста-профессионала в системе бизнеса. В соответствии с этой объективной потребностью современности образование в ве­дущих странах мира становится дистанционным и непрерывным. Оно осуществляется в разных формах на в


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.