Глава 1. Методические основы формирования и функционирования муниципального хозяйства — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава 1. Методические основы формирования и функционирования муниципального хозяйства

2017-10-16 447
Глава 1. Методические основы формирования и функционирования муниципального хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Предисловие  
Методические материалы  
Рабочая программа дисциплины  
Рекомендации по самостоятельной работе  
Теоретические материалы  
Глава 1. Методические основы формирования и функционирования муниципального хозяйства  
  §1. Взаимосвязь хозяйственных циклов и циклов развития управленческих систем  
  §2. Основные факторы, определяющие особенности муниципального образования  
  §3. Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений  
  §4. Муниципальное управление и муниципальное хозяйство  
  §5. Структура муниципального хозяйства  
  §6. Виды муниципальных хозяйств  
  §7. Ресурсы муниципального хозяйства  
  §8. Правовые основы местного самоуправления  
Резюме  
Вопросы для самопроверки  
Глава 2. Муниципальное образование как объект управления  
  §1. Муниципальное образование в Российской Федерации и его признаки  
  §2. Территория муниципального образования  
  §3. Становление развития территориальных образований в России  
  §4. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования  
  §5. Инфраструктура муниципального образования  
Резюме  
Вопросы для самопроверки  
Глава 3. Концепция муниципального управления  
  §1. Специфика муниципального управления  
  §2. Муниципальная деятельность и муниципальная политика  
  §3. Муниципальные услуги  
  §4. Человек в муниципальном управлении  
  §5. Стратегический подход к муниципальному управлению  
Резюме  
Вопросы для самопроверки  
Глава 4. Управление градообслуживающей сферой  
  §1. Общие положения  
  §2. Муниципальное управление общественной безопасностью  
  §3. Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом  
  §4. Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством  
  §5. Муниципальное управление транспортным комплексом  
  §6. Муниципальное регулирование потребительского рынка  
  §7. Муниципальное управление строительством  
  §8. Организация землепользование и застройки на территории поселений  
  §9. Муниципальное управление состоянием окружающей среды Экологическая ситуация и экологические проблемы городов  
Резюме  
Вопросы для самопроверки  
Глава 5. Муниципальное управление социальной сферой  
  §1. Основы государственной и муниципальной социальной политики  
  §2. Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений  
  §3.Муниципальная жилищная политика  
  §4.Муниципальное управление охраной здоровья населения  
  §5. Муниципальное управление социальной поддержкой отдельных групп населения  
  §6.Муниципальное управление образованием  
  §7. Муниципальное управление в сфере культуры и досуга  
  §8. Муниципальное управление развитием физической культуры и спорта  
  §9. Муниципальная молодежная политика  
  §10. Муниципальные услуги малому и среднему бизнесу  
Резюме  
Вопросы для самопроверки  
Глава 6. Управление экономикой муниципального хозяйства  
  §1. Общие положения  
  §2. Управление муниципальным имуществом  
  §3. Управление муниципальными хозяйствующими субъектами  
  §4. Взаимодействие муниципальных органов с немуниципальными хозяйствующими субъектами  
  §5. Налоговое, ценовое и тарифное регулирование в муниципальном образовании  
  §6. Муниципальный заказ  
  §7. Система муниципальных финансов  
  §8. Управление муниципальными финансами  
  §9. Хозяйственная кооперация и внешние экономические связи муниципальных образований  
  §10.Организационные формы комплексного управления экономикой и финансами муниципальных образований  
Резюме  
Вопросы для самопроверки  
Заключение  
Практикум  
Задания для контроля  
Тесты для самоконтроля  
Ключи к тестам самоконтроля  
Примерная тематика контрольных работ  
Вопросы для подготовки к зачету  
Глоссарий  
Список литературы  

 

 

Предисловие

В данном учебном пособии рассматривается современная система управления муниципальным хозяйством, в содержании которого включается, прежде всего:

· методические основы формирования и функционирования муниципального хозяйства;

· муниципальное образование как объект управления;

· основные концепции управления муниципальным хозяйством.

Управление муниципальным хозяйством рассматривается как совокупность экономического и социального развития, которые глубоко взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга на определенной территории муниципального образования. Истинное экономическое и социальное развитие муниципальных образований является решающим фактором для обеспечения нормальных условий жизнедеятельности нации, роста покупательной способности и повышения уровня жизни народа.

Сегодня постановка задачи по организации управления экономическим развитием муниципального образования как единым организмом весьма правомерна, поскольку все социальные аспекты жизнедеятельности населения, в конечном счете, обуславливаются уровнем экономического развития территории.

Поэтому главная характеристика местного экономического развития – это акцент на политике использования внутренних сил, т.е. эффективном использовании потенциала местных инфраструктурных, организационных, информационных, предпринимательских и институциональных ресурсов.

 

 

Методические материалы

Рабочая программа дисциплины

 

Пояснительная записка

 

Управление муниципальным хозяйством – научно-экономическая дисциплина, изучающая систему отношений, возникающих в процессе организации деятельности местного самоуправления. Объектом управления является муниципальное хозяйство, а также процессы его жизнедеятельности и развития.

Целью изучения данного курса – сформировать комплексное обобщение о функционировании современной экономики муниципального хозяйства, механизма его регулирования и путей совершенствования.

Главная задача изучения курса – исследования методов наиболее эффективного использования достижений всей совокупности конкретных экономических наук в организации процесса самоуправления муниципального образования.

Данная дисциплина взаимодействует с другими учебными дисциплинами, предусмотренными учебными планами в ВУЗах. Знания, умения, навыки и компетенции, которые приобретают студенты в результате изучения данной дисциплины, помогут им в дальнейшем умению работать в органах местного самоуправления.

 

Содержание дисциплины

 

Тематический план курса

 

№ Глав и параграфов Наименование разделов и тем курса лекций Занятий (ч)
всего лекции семинары Самостоятельные работы
           
I Методические основы формирования и функционирования муниципального хозяйства   1.5   12.5
  Взаимосвязь хозяйственных циклов и циклов развития управленческих систем 1.1 0.2 -  
  Основные факторы, определяющие особенности муниципального образования 2.2 0.2 -  
  Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений 2.2 0.2 -  
  Муниципальное управление и муниципальное хозяйство 0.7 0.2 - 0.5
  Структура муниципального хозяйства 2.7 0.2 0.5  
  Виды муниципальных хозяйств 1.2 0.2 -  
  Ресурсы муниципального хозяйства 2.2 0.2 -  
  Правовые основы местного самоуправления 2.7 0.2 0.5  
II Муниципальное образование как объект управления   1.5   12.5
  Муниципальное образование в Российской Федерации и его признаки 2.4 0.2 0.2  
  Территория муниципального образования 2.4 0.2 0.2  
  Становление развития территориальных образований в России 2.2 0.2 -  
  Принципы определения оптимальной территории муниципального образования 2.4 0.2 0.2  
  Типология муниципальных образований 2.4 0.2 0.2  
  Инфраструктура муниципального образования 3.2 0.5 0.2 2.5
III Концепция муниципального управления   1.5   12.5
  Специфика муниципального управления 3.2 0.5 0.2 2.5
  Муниципальная деятельность и муниципальная политика 2.3 0.1 0.2  
  Муниципальные услуги 3.7 0.5 0.2  
  Человек в муниципальном управлении 2.9 0.2 0.2 2.5
  Стратегический подход к муниципальному управлению 2.9 0.2 0.2 2.5
IV Управление градообслуживающей сферой   1.5   12.5
  Общие положения 1.1 0.1 -  
  Муниципальное управление общественной безопасностью 1.1 0.1 -  
  Муниципальное управление жилищно-коммунальным комплексом 2.4 0.2 0.2  
  Муниципальное управление инженерным обеспечением поселений и общегородским коммунальным хозяйством 2.4 0.2 0.2  
  Муниципальное управление транспортным комплексом 1.4 0.2 0.2  
  Муниципальное регулирование потребительского рынка 1.1 0.1 -  
  Муниципальное управление строительством 1.4 0.2 0.2  
  Организация землепользование и застройки на территории поселений 2.4 0.2 0.2  
  Муниципальное управление состоянием окружающей среды Экологическая ситуация и экологические проблемы городов 1.7 0.2 - 1.5
V Муниципальное управление социальной сферой   1.5   12.5
  Основы государственной и муниципальной социальной политики 1.6 0.5 0.1  
  Муниципальное регулирование занятости и трудовых отношений 2.2 0.1 0.1  
  Муниципальная жилищная политика 2.2 0.1 0.1  
  Муниципальное управление охраной здоровья населения 1.3 0.2 0.1  
  Муниципальное управление социальной поддержкой отдельных групп населения 1.7 0.1 0.1 1.5
  Муниципальное управление образованием 1.2 0.1 0.1  
  Муниципальное управление в сфере культуры и досуга 1.2 0.1 0.1  
  Муниципальное управление развитием физической культуры и спорта 1.2 0.1 0.1  
  Муниципальная молодежная политика 1.2 0.1 0.1  
  Муниципальные услуги малому и среднему бизнесу 1.2 0.1 0.1  
VI Управление экономикой муниципального хозяйства   2.5   11.5
  Общие положения 0.8 0.3 - 0.5
  Управление муниципальным имуществом 2.7 0.5 0.2  
  Управление муниципальными хозяйствующими субъектами 2.6 0.5 0.1  
  Взаимодействие муниципальных органов с немуниципальными хозяйствующими субъектами 1.2 0.1 0.1  
  Налоговое, ценовое и тарифное регулирование в муниципальном образовании 1.2 0.1 0.1  
  Муниципальный заказ 1.2 0.1 0.1  
  Система муниципальных финансов 1.6 0.5 0.1  
  Управление муниципальными финансами 1.2 0.1 0.1  
  Хозяйственная кооперация и внешние экономические связи муниципальных образований 1.3 0.2 0.1  
  Организационные формы комплексного управления экономикой и финансами муниципальных образований 1.2 0.1 0.1  
  Всего по дисциплине 90ч 10ч 74ч
             

Содержание лекционного курса

Теоретические материалы

Глава 1.

План

1. Взаимосвязь хозяйственных циклов и циклов развития управленческих систем.

2. Основные факторы, определяющие особенности муниципального образования.

3. Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений.

4. Муниципальное управление и муниципальное хозяйство.

5. Структура муниципального хозяйства.

6. Виды муниципальных хозяйств.

7. Ресурсы муниципального хозяйства.

8. Правовые основы местного самоуправления.

Цель изучения – освоение методических основ формирования и функционирования муниципального хозяйства.

Задачи: изучить взаимосвязи хозяйственных циклов, основных факторов, определить особенности муниципального хозяйства и его место в системе хозяйственных отношений; определить структуру, виды и ресурсы муниципального хозяйства, усвоить правовые основы местного самоуправления.

Указания по самостоятельному изучению главы.

Изучение необходимо начать с правовых основ местного самоуправления, чтобы лучше разбираться в нормативных актах федерального, регионального и местного уровней. Затем перейти к теоретическим основам предмета. Для закрепления изученного, ответьте на представленные в конце главы вопросы, заполните тест, сверьте результаты тестирования с указанными в учебном пособии ответами.

 

Виды муниципальных хозяйств

В зависимости от роли элементов муниципального хозяйства в решении вопросов местного значения, можно выделить несколько моделей.

1. Коммунальная модель муниципального хозяйства. Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования (коммуны, общины) и основным ресурсом являются налоги с населения. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее благополучных странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хозяйственной деятельности ограниченны. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на местное самоуправление, восполняется государством.

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель от предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории в ее развитии через предоставление им ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты, т. е. налоги с населения дополняются обложением производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах серьезно отличаются друг от друга.

Существование той или иной модели зависит от огромного числа факторов, главными из которых, безусловно, являются:

1. Объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством.

2. Наличие и характер основных ресурсов территории.

3. Наличие квалифицированных кадров в органах местного самоуправления и на муниципальных предприятиях.

4. Налогоспособность населения.

В зависимости от этих факторов формируется конкретный вид муниципального хозяйства.

Резюме

Историческое развитие общественной жизни опиралось на последние изменения хозяйства. Усложнение экономических отношений носило циклический характер, заставляло пересматривать общественные отношения, приспосабливая их к изменившимся требованиям времени. Это проявлялось в смене циклов хозяйственной и систем государственно жизни. При определении важности основных характеристик цикла, в рамках которого формируется система в управлении муниципальным хозяйством, имеется ряд основных факторов, оказывающих влияние на формирование управленческих систем. В зависимости от внутренних и внешних факторов различают виды муниципальных хозяйств, их структуры и ресурсы. В целом, эффективное функционирование муниципального хозяйства в муниципальном образовании во многом определяется уровнем развития правовой базы, основа которой Конституция РФ, федеральное и региональное законодательство, а также уставы и правовые акты муниципальных образований.

Вопросы для самопроверки

1. Опишите связь между экономическими и общественными отношениями в связи с изменяющимся требованием времени.

2. Какие основные факторы определяют особенности муниципального хозяйства.

3. Назовите принципы отличия муниципального хозяйства от государственного.

4. Двойственная природа муниципального хозяйства.

5. Дать определение «муниципального хозяйства».

6. Какие виды муниципальных хозяйств в МО.

7. Что относится к ресурсам муниципального хозяйства.

8. Каков состав правовой базы МСУ.

Глава 2.

Муниципальное образование как объект управления

План

1. Муниципальное образование в Российской Федерации и его признаки.

2. Территория муниципального образования.

3. Становление развития территориальных образований в России.

4. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования.

5. Инфраструктура муниципального образования.

Цель изучения приобретение теоретических основ понятия «муниципальное образование», его становления и развитие в России.

Задачи: изучить понятие и признаки муниципального образования, этапы современного развития территориальных образований в России. Усвоить принципы определения оптимальной территории, состава и структуры муниципального хозяйства.

Указания по самостоятельному изучению главы

Изучение начинаете с понятия «муниципальное образование», его территории в соответствии с Федеральным законом 2003 года. Дальше знакомитесь с историей развития территориальных образований в России, изучаете принципы определения оптимальной территории, а также составом и инфраструктурой муниципального хозяйства. Для закрепления теоретических знаний попытайтесь ответить на представленные вопросы, заполните тест, затем сверите свои результаты с приведенными ответами.

 

§1. Муниципальное образование в Российской Федерации и его признаки

 

Впервые термин «муниципальное образование» был введен в юридическую практику Гражданским кодексом Российской Федерации. Однако ни в Конституции Российской Федерации, ни в Гражданском кодексе прямых определений понятию «муниципальное образование» не дается. Определение муниципального образования приведено в ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: «Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, либо внутригородская территория города федерального значения, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления».

Муниципальное образование обретает статус органа местного самоуправления, если управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, обладает правом установления местных налогов и сборов или учреждения муниципальных предприятий, а также имеет выборные органы представительной и исполнительной власти. Однако тот факт, что в России далеко не все территориальные поселения спешат обрести статус муниципальных образований, свидетельствует о том, что наряду с юридическими признаками муниципальных образований особое значение имеют признаки социально-экономические, определяющие мотивацию территориальных поселений на получение правовой автономии:

1. Экономическая самодостаточность территории, заключающаяся в наличии на ней необходимого количества хозяйствующих субъектов, получающих устойчивую прибыль и заинтересованных в развитии территории, перечисляя последней часть своих доходов.

2. Особое место территории в системе общественного разделения труда, подчеркивающее ее влияние на жизнедеятельность других территорий и привлекательность для сторонних инвесторов.

3. Значительная доля активного населения, способного самостоятельно и под свою ответственность решать вопроси местного значения, изыскивать для этого материальные и организационные ресурсы.

4. Заинтересованность региональной власти в существовании на территории субъекта федерации экономически устойчивых и активных территориальных поселений, действующих в режиме хозяйственного расчета и пользующихся поддержкой со стороны проживающего в них населения.

 

§2. Территория муниципального образования

 

Управление муниципальным хозяйством невозможно без глубокого изучения территорий, на которых оно находится. Совпадение экономических границ с границей муниципального образования является одним из важнейших условий эффективного хозяйствования.

Вопрос о территории муниципального образования - один из наиболее сложных для решения общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федераций. Прежде всего, это обусловлено отсутствием установленных исторических традиций в этой области государственного строительства. В настоящее время наиболее стабильной в историческом плане представляется ситуация с городскими поселениями, которые на протяжении всей дореволюционной истории являются территориями, на которых организовывалась власть в различных ее исторических формах.

Более подвижны в смысле территориальной организации сельские формы управления. В период господства натурального хозяйства основным подходом к определению территории управления является ее самодостаточность, т. е. возможность кормления верховной и региональной власти, поэтому изменение хозяйственного уклада всегда влекло за собой применение системы административного территориального устройства. Города же, выступая центрами ремесел и торговли, являлись началом, объединяющим территории. В XIX веке с развитием товарности сельского хозяйства эта позиция постепенно заменялась пониманием территории управления как территории, требующей властного отношения между людьми. Уже в Манифесте Российского государства 1861 и сельское общество определяется как одно или несколько поселений, связанных общим хозяйственным интересом. По этим же принципам происходило определение иных административно-территориальных единиц.

В советское время хозяйственный уклад» основанный на государственной собственности, привел к тому, что в основу деления закладывались различные экономические факторы. И лишь в 80 г.г. прошлого века вопрос об оптимальных территориях управления встал с новой остротой. Однако и в этот период разработка концепции экономических районов велась лишь на макроуровне и учитывала в основном отношения между предприятиями в рамках единого народно-хозяйственного комплекса.

С появлением в начале 90-х г.г. ХХ века мелких собственников и малого предпринимательства и переходом государственности в частную форму правления вопрос о регулировании отношений на самом нижнем уровне власти, т. е. на уровне муниципального самоуправления, стал развиваться с новой силой. Принятый в 1991 г. закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» предлагал передачу отдельных прав и обязанностей в регулировании местной жизни местным органам власти. Однако он не изменил сложившуюся систему административно-территориального устройства, устанавливающую прямую связь между административными границами и территорией, подведомственной органам власти. Конституция РФ 1993 г., а следом за ней Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, а затем ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ изменили подход к формированию территориальных основ муниципального самоуправления, рассмотрев понятие «территории муниципального образования» с позиции многообразия видов территориальной организации муниципального самоуправления. В этих документах предусмотрено более широкое участие населения, органов государственной власти субъектов Федерации и самих органов муниципального самоуправления в определении оптимальной территории местного самоуправления.

 

§3. Становление развития территориальных образований в России

 

Территориальное образование является ключевым предметом системы муниципального управления. Оно пространственно локализуется в разрезе сложившегося администратавно-территориального устройства страны. В зависимости от объема территории, ее географических и культурно-исторических особенностей территориальное образование может быть разделено на уровни: государство, регионы или провинции, и населенные пункты или территориальные поселения.

До революции высшей, единицей административного деления в России была губерния, сформировавшаяся в XVIII в. в ходе петровских реформ. В 1708 г. страна была разделена на семь губерний. Они были призваны стать передаточным звеном между уездами и центральными учреждениями в Москве.

Усиление местной власти осуществлялось по мере расширения границ Российской империи: уже к началу правления Екатерины II в России происходит резкое увеличение числа губерний до 40 единиц, а к концу - до 51. В губернии выделяются уезды или округа, взявшие на себя функции проведения государственной власти на территории и возглавлявшиеся капитаном-исправником, избирающимся местным дворянским собранием. В каждой губернии насчитывалось до 12-15 уездов. В вышедшем в 1775 г. «Учреждении для управления губерниями в Российской империи» подчеркивалась необходимость децентрализации власти в России» вызванная общностью границ губерний и нерациональностью централизованного управления. В результате реформы из триады губерния - провинция - уезд выпала провинция, что и привело к увеличению роста губерний.

В результате проведения в 1890 г. реформы в 341 губерниях устанавливаются земские органы управления. Институт земства заменил в деревнях ростки крестьянского самоуправления после отмены крепостного права.

К началу XX века в России насчитывалось 8 генерал губернаторств, 78 губерний, 18 областей, 4 градоначальства, 2 военных губернаторства (Николаев и Кронштадт), а также округа, уезды, волости и станы. В течение 1929-1930 гг. губернии, уезды и волости были полностью ликвидированы. На их месте была создана совершенно новая система административно-территориального деления, в основу которой были положены национальный и экономический признаки. В соответствии с этими критериями в России на муниципальном уровне были созданы следующие административно-территориальные единицы: города, поселки, станицы, районы, села, сельские округа (сельсоветы).

В послереволюционный период в территориальном делении России происходят существенные изменения. К началу советского периода в развитии России сложились следующие административно-территориальные единицы: губернии, края, области, округа, города, поселки, уезды, волости и районы, В Конституции РСФСР 1925 г. перечень административно-территориальных единиц явно еще не оговаривается. В1929г. имеет место упразднение уездов и волостей, а районы компактного проживания людей одной национальности объединяются в одну территориальную единицу - республику или округ. Однако уже в Конституции СССР 1936г. и Конституции РСФСР 1937г. приводится конкретный перечень административно-территориальных единиц страны, который включает в себя 5 краев, 19 областей, 17 автономных республик и 6 автономных областей. В Конституции СССР 1977г. уже выделяется 6 краев, причем статус края, закрепленный за ним Конституцией 1936 г., сохранил, только Красноярский край. Число областей увеличилось до 49 единиц, а число автономных республик сократилось на одну - прекратили свое существование в составе РСФСР Крымская республика и Республика немцев Поволжья. Прибавилась Тувинская республика. Кроме того, сохранился статус автономных областей - их насчитывалось пять. Появились категории городов республиканского подчинения, а также автономных округов.

С принятием Конституции РФ в 1993 г. территория страны была разделена на 89 регионов - субъектов Федерации. Среди них - республики, края, области, автономные округа, два города федерального значения и одна автономная область. Таким образом, на 1 января 1999г. в состав РФ входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 2 города федерального значения, 10 автономных округов, 1867 районов, 1091 городов, 329 городских районов (округов), 1922 поселка городского типа, 24 444 сельские администрации (включая сельсоветы, волости, сельские округа и органы самоуправления). Примечательной особенностью административно-территориального устройства России на рубеже веков стало то, что девять из десяти автономных округов входили в более крупные территориальные образования.

В настоящее время Федеральный закон (ст. 2) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. все муниципальные образования разделил в правовом отношении на следующие типы:

· сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

· поселение - городское или сельское поселение;

· муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. В ее границах местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, населением непосредственно, и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами субъектов Российской Федерации;

· городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

· внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местно го самоуправления;

· межселенная территория – территории, находящаяся вне границ поселений.

При установлении границ муниципальных образований поселенческого типа, прежде всего, следует учитывать показатель численности населения и критерий доступности административного центра поселения для жителей населенных пунктов, входящих в состав поселения.

Законом о местном самоуправлении 2003 г установлено, что территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят состав муниципальных районов. Границы муниципальных районов устанавливаются с учетом:

· необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района;

· необходимости созданияусловий для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ. Детальный анализ положений Закона позволяет отметить декларативный характер данной нормы, поскольку границы муниципальных образований устанавливались до 1 января 2005 г., а проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральные законы значительно отставали от этих сроков;

· транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.

Данный критерий, с нашей точки зрения, является не менее условным, чем крите


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.