Особенности профессионального общения в процессе судопроизводства — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности профессионального общения в процессе судопроизводства

2017-10-16 997
Особенности профессионального общения в процессе судопроизводства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характерной чертой познавательной деятельности суда является то, что процесс познания истины протекает в условиях активного, открытого общения участников судебного разбира-тельства. Общение в зале суда необходимо отнести к процессуаль-ной форме профессионального общения, т.е. строго оговоренной процессуальным законодательством коммуникативной проце-дуре. Такая регламентация призвана обеспечить благоприятные условия для исследовательской деятельности суда.

Отрицательное психологическое воздействие на позна-вательные процессы, особенно в начале судебного заседания, может оказывать пространственная организация помещения, в котором приходится находиться участникам судебного про-цесса. Поэтому, готовя судебное заседание, особенно в непри-способленных для этого помещениях, следует заранее проду-мать расположение будущих участников процессуального общения, чтобы их визуальные контакты отрицательно не влияли на процесс получения показаний от допрашиваемых лиц. В специально оборудованных залах суда такая обстанов-ка постоянно поддерживается особым расположением соот-ветствующей мебели, мест для будущих участников процесса, аудитории. И даже когда свидетель проходит в зал суда, объ-ективно должны быть созданы условия, исключающие прямое визуальное воздействие на него заинтересованных лиц.


Психологические особенности судопроизводства

Здесь мы подошли к важнейшему компоненту процессу­ального общения в зале суда - судебному допросу. По сравне­нию с допросом в ходе предварительного следствия допрос в суде имеет подчеркнуто ритуализированную форму с предос­тавлением права председательствующему отклонять любые вопросы, которые, по его мнению, не имеют отношения к де­лу. При рассмотрении уголовных дел основная масса свидете­лей, потерпевших, а также подсудимые допрашиваются, как правило, после того, как они уже ранее давали показания в ходе предварительного следствия. Поэтому нередко они вос­производят не только информацию, воспринятую и запом­нившуюся им в связи с какими-то событиями по делу, но и то, что они ранее показывали следователю. Данное явление объ­ясняется вполне объективными закономерностями памяти, в частности так называемым ретроактивным торможением, бла­годаря которому происходит забывание ранее воспринятого материала под влиянием последующего его воспроизведения. Тем более, когда свидетеля допрашивают несколько раз, проис­ходит своего рода непроизвольное заучивание того, о чем он рассказывал следователю. Председательствующему, ведущему допрос в суде свидетелей, необходимо иметь в виду данную за­кономерность, особенно в тех случаях, когда видно, насколько свидетель «привязан» к своим прежним показаниям, данным во время предварительного следствия, как часто он использует фразеологию, несвойственную его образовательному, культур­ному, интеллектуальному уровню развития.

Кроме того, нельзя не учитывать и того, что в допросе того или иного свидетеля, потерпевшего в суде принимают участие различные участники процесса. И хотя каждый из них декларирует единственной целью установление истины, тем не менее, в тактико-психологическом плане участники допроса нередко действуют на основе собственных интересов. Последнее особенно наглядно проявляется в эмоциональной окрашенности вопросов, в различного рода репликах, заяв­ляемых ходатайствах. Своеобразная атмосфера повышенного, обостренного внимания к личности допрашиваемого, к тому, что и как он говорит, осознание опосредованного влияния его


Юридическая психология

показаний на окончательные выводы суда подсознательно довлеют над ним. И в этом отношении можно говорить о пси-хологическом воздействии на допрашиваемого не только по-ведения отдельных участников процесса, но и самой проце-дуры судебного следствия, что не может не вызывать у него состояния психической напряженности, некоторой затормо-женности психических процессов (мышления, памяти), рече-вого поведения, особенно в начале судебного следствия, пока не завершится процесс адаптации к обстановке в зале суда.

Обстановка в зале, пространственное расположение в нем участников судебного процесса, тональность, доброжела-тельность обращения к допрашиваемым лицам членов суда должны помочь им в короткое время адаптироваться к новым, необычным для них условиям, исключающим посторонние раздражители, прямое визуальное воздействие иных лиц, кро-ме состава суда, пока судом не будет предоставлено право прокурору, подсудимому, его защитнику задавать вопросы свидетелю (потерпевшему).

В ситуации судебного допроса с психологической точки зрения значительно возрастает роль публичного разъяснения свидетелю его процессуальных прав и обязанностей. Сама процедура разъяснения должна помочь свидетелю сформиро-вать у него установку говорить правду. Обращение председа-тельствующего по делу к лицу, вызванному в зал судебного заседания в качестве свидетеля, должно подчеркивать сугубо процессуальный характер отношений, исключающий влия-ние каких-либо прежних его ролевых позиций. Тональность, расстановка пауз и ударений в обращении к свидетелю долж-ны показывать всем присутствующим серьезность происхо-дящего и подчеркивать ответственность лица за уклонение от выполнения им своих процессуальных обязанностей.

Допрос ведется в спокойной, сдержанной манере. Не следует перебивать допрашиваемого, если он говорит по су-ществу дела, сразу же выражать ему недоверие, проявлять не-обоснованную подозрительность. Задавая вопросы, следует учитывать интеллект, особенности мышления, характер доп-рашиваемого. Вопросы не должны быть громоздкими, содер-


Психологические особенности судопроизводства

жащими такой объем информации, который оставляет доп­рашиваемому возможность отвечать только «да» или «нет». Во время допроса, когда решается судьба человека, недопус­тимы снижено разговорные формы обращения к участникам процесса, шутливый тон и т.п

Во время допроса подсудимого в манере постановки ему вопросов, в тональности, с которой они произносятся, не долж­ны проявляться преждевременная оценка доказательств, пред­взятое, заранее сложившееся мнение по делу. В высшей степени внимательно следует относиться к изменениям показаний доп­рашиваемым, тщательно выясняя мотивы такого поведения. Да­леко не всегда можно рассматривать всякое изменение показа­ний только как попытку ввести в заблуждение суд.

Повышенное внушающее воздействие на психику доп­рашиваемого может оказывать так называемый перекрестный допрос, в котором принимают участие судьи, обвинители, за­щитники и другие лица. При этом председательствующий должен умело управлять всем ходом допроса, устраняя во­просы, не имеющие отношения к делу. Во время перекрест­ного допроса необходимо следить за тем, чтобы вопросы не дезорганизовывали психические процессы допрашиваемого, не сбивали ход его мыслей, не вызывали состояние неоправ­данной напряженности, а напротив, помогали бы ему наи­более полно вспомнить обстоятельства дела и точнее с по­мощью привычных для него речевых оборотов передать суду интересующие сведения.

Весьма специфической формой профессионального об­щения, присущей судебной деятельности являются судебные прения, состоящие из обмена речами обвинителей, защитни­ков и других участников процесса в зависимости от того, рас­сматривается в суде уголовное дело или какой-либо граждан­ско-правовой спор.

К речи участников процесса, особенно представителей обвинения и защиты, во время судебных прений предъявля­ются дополнительные требования. В психологическом отно­шении речь, обращенная к судебной аудитории, к участни­кам процесса, должна строиться таким образом, чтобы ее со-


Юридическая психология

держание легко воспринималась всеми присутствующими, несмотря на их различное умственное развитие, тот или иной ритм мыслительной деятельности, чтобы содержание речи проходило, как образно говорил известный судебный деятель А.Ф. Кони, сквозь «призму их творческого воображения».

Судебный оратор должен рассчитывать не только на ум, проницательность тех, к кому он обращается, но и на их вооб-ражение, наглядно-образное мышление. Важную роль в акти-визации образного мышления участников процесса во время судебных прений играют настроение, эмоциональное состоя-ние, переживания, которые вызываются у присутствующих словами и поведением ораторов. Вот почему судебная речь должна содержать не только правовую оценку содеянного, но и его нравственную характеристику, соответствующую миро-воззрению, социальным ценностям современного общества. Кроме того, сильное воздействие на эмоциональное состояние судебной аудитории во время прений оказывает не только со-держание речей, но и сопровождающие их интонация, то-нальность, в которой произносятся те или иные слова, умест-ность и своевременность всех этих невербальных, в том числе и жестово-мимических, средств коммуникации.

Отличительной особенностью речи участников процес-са, и в первую очередь представителей обвинения и защиты, является полемически доказательственный характер изложе-ния ими исследуемых обстоятельств, побуждающий ораторов прибегать к анализу доказательств, опровергать противопо-ложную точку зрения, если она противоречит их собственным убеждениям. И здесь, в частности при произнесении обвини-тельной речи рекомендуется не начинать анализ с наиболее ярких доказательств.

Выступающему в суде оратору, чтобы содержание его речи было воспринято всеми присутствующими в зале судебного засе-дания, необходимо привлечь внимание к ней. Говорить следует достаточно громко, внятно, отчетливо, немонотонно, вырази-тельно и вместе с тем просто, чтобы сказанное было слышно и понятно всем присутствующим в зале суда. В речи должна чувст-воваться уверенность, убежденность, нравственная сила.


Психологические особенности судопроизводства

Выступающему в суде можно дать следующие рекомендации. Получив слово, не торопитесь начинать говорить, не кашляй­те, не расстегивайтесь, не держите руки в карманах. Подняв­шись со стула, помолчите несколько секунд, сделайте не­большую паузу, а затем приступайте к речи. Помните, что ваши первые слова должны привлечь внимание. Если возник­ло затруднение, начните с нескольких общих, незначитель­ных слов, чтобы придать своей речи естественный тон, а затем уже, избегая общей фразеологии, переходите к изложению сути дела. Если необходимо вступление, постарайтесь, чтобы оно было как можно короче и проще. Избегайте привычных для таких случаев речевых оборотов и штампов об исключи­тельной важности дела и т.п. Обращаясь к присутствующим, оторвите взгляд от своих бумаг на столе, посмотрите в зал (на судей, своего оппонента, с которым собираетесь полемизиро­вать), задержите свой краткий взор на ком-либо из аудитории как будто обращаетесь именно к нему (визуальный контакт). Держитесь естественно, но с достоинством, без ненужного по­зерства, говорите без нарочитой риторики, фальшивого па­фоса. С таким же достоинством и уважением относитесь к другим участникам процесса. Не допускайте снижение разго­ворных форм языка. Не употребляйте различного рода цита­ты, редко встречающиеся и малопонятные публике выраже­ния. В данной ситуации в контексте с исследуемыми, обычно весьма будничными обстоятельствами дела такие ссылки ча­ще всего выглядят неуместными и скорее будут свидетельст­вовать о стремлении оратора, воспользовавшись случаем, блеснуть красноречием, эрудицией, что ни в коей мере не вы­зовет к нему симпатии у присутствующих, а самое главное -не увеличит среди них числа сторонников его взглядов. Жес-тово-мимические реакции выступающего должны соответст­вовать содержанию речи, смыслу и значению сказанных им фраз, тональности речи. Содержание следует излагать после­довательно, с опорой на доказательства. Каждая новая мысль должна вытекать из предыдущей, чтобы переход от одного обстоятельства к другому был естественным и логичным. Для поддержания внимания аудитории на должном уровне, ино-


Юридическая психология

гда бывает полезно делать краткие отступления, не уводящие слушателей далеко в сторону от главной мысли. В конце речи целесообразно подвести итог сказанному, дать окончательную правовую оценку изложенным фактам, а затем обратиться к суду с просьбой принять то или иное решение по делу, осно-ванное на нормах права, учитывающее смягчающие или отяг-чающие обстоятельства, особенности личности того, чья судь-ба решается в суде

Разновидностью судебной речи является и последнее слово подсудимого, которое предоставляется ему после окон-чания судебных прений сторон. Регламентируя порядок про-изнесения речи подсудимым, законодатель предусмотрел це-лый ряд процессуальных гарантий, максимально обеспечи-вающих право высказать суду все, что подсудимый считает нужным, перед тем как суд удалится в совещательную комнату. Все эти процессуальные гарантии (запрещение ограничивать продолжительность последнего слова подсудимого, задавать ему вопросы во время его выступления, возобновление следст-вия в случае сообщения подсудимым в своем последнем слове новых обстоятельств, имеющих существенное значение для дела) учитывают состояние психической напряженности че-ловека перед вынесением приговора, что, безусловно, нега-тивным образом влияет на качество его мыслительной дея-тельности, на его сосредоточенность, внимание, которые не-обходимы ему в этот момент для того, чтобы наиболее точно сформулировать свою мысль в этот весьма ответственный для него период жизни. Речь подсудимого, даже, несмотря на то, что он мог к ней заранее готовиться, может быть далека от грамматических и стилистических норм языка, поскольку от-ражает его эмоционально напряженное состояние, и с этим следует считаться. Психологическое значение последнего сло-ва подсудимого состоит в том, чтобы суд ушел в совещатель-ную комнату под самым последним, непосредственным впе-чатлением от его доводов, отношения к содеянному, прояв-ленного раскаяния.


Психологические особенности судопроизводства


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.