Развитие юридической психологии в России — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Развитие юридической психологии в России

2017-10-16 231
Развитие юридической психологии в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В России лекции по «Уголовной психологии» в Москов­ском Императорском университете читались с 1806 года, а первая монография по судебной психологии была издана в Казани в 1874 году, автором которой был профессор А.У. Фрезе (1826-1884). Будучи психиатром, автор считал, что предмет су­дебной психологии - «применение к юридическим вопросам наших сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни». В 1877 году юрист Л.Е. Владимиров выступил со статьей «Психологические особенности преступников по но­вейшим исследованиям», в которой отмечал, что социальные причины преступности находят почву в индивидуальных ха­рактерах, изучение которых обязательно для юристов.

В конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной пси­хологии судебная психология постепенно оформляется в само­стоятельную науку. Крупнейший ее представитель Д.А. Дриль указывал, что психология и право имеют дело с одними и теми же явлениями - законами сознательной жизни человека.

В 80-х годах XIX в. начинается деятельность выдающего­ся русского юриста А.Ф. Кони, который постоянно уделял большое внимание связи уголовного права с психологией.

Тогда же начинают активно работать выдающиеся рус­ские психиатры и психологи - В.М. Бехтерева, С.С. Корсакова и В.П. Сербского. В.М. Бехтерев разрабатывал конкретные судеб-но-психологические проблемы, а С.С. Корсаков и В.П. Серб­ский выдвинули ряд плодотворных концепций, пограничных между психиатрией и судебной психологией.

В это же время к вопросам криминальной психологии об­ращаются и профессиональные психологи - Н.Я. Грот, А.В. За­вадский, А.Ф. Лазурский.

На рубеже XIX и ХХ вв. в России остро ставятся проблемы психологического исследования (экспертизы) участников уго­ловного процесса. В ряде случаев преступность рассматривалась как психопатология. Однако идеи Ч. Ломброзо о врожденной преступности не имели широкого распространения в России и были подвергнуты резкой критике передовыми юристами.


Введение в юридическую психологию

В начале ХХ века в России формируется психологиче­ская школа права, родоначальником которой стал юрист и со­циолог Л.И. Петражицкий, в 1898-1918 гг руководивший ка­федрой истории философии права в Петербургском универ­ситете. Петражицкий полагал, что науки о праве и государстве должны базироваться на анализе психических яв­лений Однако социальную обусловленность права Петра­жицкий подменил психологической обусловленностью, ут­верждая, что реально существуют только психические процес­сы, а социально-исторические образования - их внешние проекции. Петражицкий, находясь под влиянием фрейдизма, преувеличивал роль подсознательно-эмоциональной сферы психики в поведении людей, в формировании правовых норм. Психологическая школа права исходила из полной совмести­мости права и психологии Юридическая психология не была осмыслена психологической школой права как пограничная область между правом и психологией. Однако, несмотря на общую несостоятельность психологической школы права, она привлекла внимание юристов к психологическим аспектам права. Идеи Петражицкого оказали значительное влияние на развитие судебной психологии в начале ХХ в.

В формировании русской школы социологии, социальной психологии и криминологии выдающуюся роль сыграл Пити-рим Александрович Сорокин (1889-1968). Родившийся в глухой деревне Турья Костромской губернии, П. А. Сорокин окончил Психоневрологический институт и Петроградский университет, стал доктором социологии и магистром уголовного права, почет­ным доктором многих американских и европейских университе­тов. Будучи высланным из советской России в 1922 году, Питирим Сорокин стал деканом факультета социологии Гарвардского университета и президентом международной социологической ассоциации. Классические работы П. А. Сорокина («Современные социологические теории», «Преступление и кара, подвиг и на­града» и др.) широко опубликованы в США и во многих европей­ских странах. Еще в студенческие годы Сорокин сотрудничал с Бехтеревым, Петражицким, Павловым, Ковалевским Ростовце-


Юридическая психология

вым. В социологию он перешел после крупных исследований в об-ласти криминологии. Всемирную известность Питириму Сороки-ну принесла вышедшая в 1914 году его фундаментальная работа «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали».

Все правила поведения П. Сорокин классифицирует на три группы: дозволенные, запрещенные и рекомендованные. Динамика стереотипов (шаблонов) поведения зависит от со-циальной и культурной динамики («Социальная и культур-ная динамика» в 4-х томах, 1937–1941). В силу неодновремен-ности социальной и культурной динамики возникают меж-групповые и внутригрупповые конфликты. Групповое единство либо распадается, либо сохраняется принудительно. «Протестанты» приводятся в повиновение посредством поло-жительных санкций – наград и отрицательных санкций – кар (наказаний). Нарушение социального шаблона превращается в преступление, а социальная реакция на него – в наказание. С усложнением социальной структуры социума усложняется взаимодействие индивидов и социальных групп, возрастает конфликтность между ними, уменьшается действенность кар и наград. Догматика уголовного права, отмечает Сорокин, не охватывает всего класса однородных явлений, правоведение должно более тесно смыкаться с социологией и социальной психологией. Следует учитывать, отмечает Сорокин, что меж-ду «официальным законом» и ментальностью общества всегда существует определенное расхождение. И это расхождение тем больше, чем быстрее развиваются социальные процессы.

В 1902–1903 гг. выходит двухтомное исследование Г.С. Фельдштейна «Психологические основы учения о виновно-сти». Известный юрист М.Н. Гернет в свой учебник «Уголовное право» (1913 г.) включил параграфы «Психология преступника» и «Психология заключенного». Однако во всех работах по судебной психологии до начала ХХ в. психологические положения лишь механически применялись к отдельным правовым явлениям.

В 1907 году по инициативе В.М. Бехтерева и Д.А. Дриля был создан научно-учебный Психоневрологический институт,


Введение в юридическую психологию

в программу которого входила и разработка курса «Судебной психологии». А в 1909 году в рамках Психоневрологического института был создан Криминологический институт.

Судебной психологией начали заниматься профессио­нальные психологи, и с этого времени она стала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологии. В судебной психологии наметился круг основных проблем -изучение психики преступников, свидетелей и других участ­ников уголовного процесса, диагностика лжи и др

В разработке судебно-психологических проблем активно участвовал В.М. Бехтерев. Итоги его работы были обобщены им в труде «Объективно-психологический метод в примене­нии к изучению преступности» (СПб., 1912).

В первые годы после революции началось широкое изу­чение психологии различных групп преступников, психологи­ческих предпосылок преступности, психологии отдельных уча­стников судопроизводства, проблем судебно-психологической экспертизы, психологии исправления правонарушителей.

Судебная (криминальная) психология становится обще­признанной и авторитетной отраслью знаний. Уже в 1923 году на I Всероссийском съезде по психоневрологии под руково­дством криминалиста СВ. Познышева работала секция крими­нальной психологии. Съезд отметил необходимость подготовки криминалистов-психологов, а также целесообразность открытия кабинетов для криминально-психологических исследований. Вслед за этим во многих городах - Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Минске, Баку и др. - организуются крими­нально-психологические кабинеты и кабинеты научно-судебной экспертизы, в составе которых были секции криминалистиче­ской психологии, которые исследовали психологию преступни­ка и преступления. В работе этих кабинетов участвовали веду­щие психологи. Их исследования становились достоянием прак­тических работников правоохранения. Однако многие судебно-психологические исследования того времени испытывали влия­ние рефлексологии, антропологизма и социологизма. Во многих случаях гипертрофировалась роль отдельных факторов форми-


Юридическая психология

рования личности преступника. Исследователями все более осознавалась необходимость комплексного, всестороннего изу-чения преступности.

В 1925 году в Москве был создан Государственный ин-ститут по изучению преступности и преступника. К работе в биопсихологической секции института были привлечены крупные психологи. За время существования (до реорганиза-ции в 1929 г.) институт опубликовал около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии.

Из наиболее значительных работ по судебной психологии 20-х годов следует отметить работы К. Сотони, С.В, Познышева, А.Р. Лурии, А.Е. Брусиловского. Были осуществлены массовые психологические обследования различных групп преступни-ков – убийц, хулиганов, сексуальных правонарушителей и др. Исследовались проблемы исправительной психологии, а экспе-риментальное исследование свидетельских показаний было включено в план работ Московского института психологии.

В 1930 году состоялся I съезд по изучению поведения че-ловека, на котором работала секция судебной психологии. На секции были заслушаны и обсуждены доклады А.С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А.Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсу-димого в уголовном процессе». В докладе А.С. Тагера были намечены основные разделы судебной психологии: 1) крими-нальная психология (психологическое изучение поведения пре-ступника), 2) процессуальная психология (психологическое ис-следование организации судопроизводства), 3) пенитенциарная психология (изучение психологии исправительной деятельно-сти). Однако в то время были допущены и крупные биологиза-торские ошибки. Резкая критика этих ошибок в начале 30-х го-дов, а также последующий правовой волюнтаризм привели к неоправданному прекращению судебно-психологических ис-следований. Были нарушены элементарные основы законности. Высшая надзорная инстанция Прокуратура СССР в 1935 году своей Директивой официально санкционировала беззаконие: «Дела, по которым нет достаточно документальных данных для


Введение в юридическую психологию

расследования в судах, направлять для рассмотрения Особым совещанием при НКВД СССР».

Нарушение элементарных прав личности, законности стало нормой карательного аппарата. Это привело к глубоким деформациям в общественном правосознании, аномалиям в системе права. Понятие «революционная законность» стало зловещим орудием нарушения прав человека. Произошла со­циально-ценностная дезориентация общества. Политическая власть стала рассматриваться не как инструмент эффективно­го общесоциального управления, а как средство подавления самопроявления личности. Свобода человека в творчестве, миропонимании, в мышлении стали основными объектами жандармского преследования. Преследовалась по существу жи­вотворящая духовность человека, деформировалась его психика. В советском правоведении утвердилось понимание сущности права как воли господствующего класса, как орудия регламен­тации, контроля и наказания отклоняющегося поведения. Такое забвение социально-правовой и социально-психологической природы законов неизбежно привело к девальвации выражен­ных в них ценностей и регулятивных возможностей, к развалу единого механизма социальной регуляции и постепенному рас­паду всего социально-нормативного порядка.

До середины 60-х годов проблемы юридической психоло­гии были преданы забвению. Зародившиеся в 60-х годах тенден­ции к демократизации общества вызвали развитие обществен­ных наук, активизировались исследования и по юридической психологии. В 1964 году вышло Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране». На основе этого Постановления в 1966 году в юридических вузах страны было введено преподавание общей и судебной психологии

В этой обстановке стали появляться исследования по су­дебной психологии, психологии допроса, исправительной психологии. В коллективном труде «Теория доказательств в советском уголовном процессе», увидевшем свет в Москве в 1966 г., в главу «Процесс доказывания» был включен параграф «Психологическая характеристика познавательной деятельно-


Юридическая психология

сти в процессе доказывания», написанный профессором А.Р. Ратиновым. Значительным событием явилась и моногра-фия последнего «Судебная психология для следователей», опубликованная в 1967 году.

В 1971 году в Советском Союзе была проведена первая Всесоюзная конференция по проблемам судебной психоло-гии. В обществе психологов СССР стала функционировать секция «Судебная психология». В структуре Всесоюзного ин-ститута по изучению причин и разработке мер предупрежде-ния преступности был создан сектор психологии. В ряде юри-дических вузов создаются кафедры юридической психологии. В составе Академии МВД СССР была организована кафедра психологии. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В.П. Сербского была создана лаборатория психологии. Одна-ко связь психологии и права осуществлялась лишь в сфере уголовного судопроизводства.

В 70-х годах рядом ведущих сотрудников Института госу-дарства и права (Кудрявцевым В.Н., Нерсесянцем В.С., Яковле-вым А.М. и др.) была осуществлена коренная переориентация правоведов в сторону гуманистической сущности права, был преодолен репрессивный уклон в его трактовке. Существенные изменения в правоведческой парадигме, произошедшие в 70-х годах, потребовали соответствующих преобразований в подго-товке юридических кадров. Преподавание юридической психо-логии в юридических вузах стало одним из основных средств гуманитарной переориентации юристов, расширения их ком-петентности в области «человеческого фактора».

В настоящее время отечественная юридическая психоло-гия благодаря усилиям многих исследователей (А.В. Дулова, В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, М.М. Коченова, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, А.М. Столяренко) приобрела статус разверну-той научной дисциплины. Однако многие ее направления, разделы разработаны еще не достаточно. К их числу относят-ся психология гражданского судопроизводства, психология частного и предпринимательского права, психология судьи, адвоката, прокурора, принятых судебных решений, индиви-дуализации наказания и др.


Введение в юридическую психологию

Более глубокого изучения требуют социально-психоло­гические проблемы правотворчества, правовой социализации личности и ресоциализации осужденных В связи с социальной реформацией общества возникает острая необходимость иссле­дования формирования новых социопсихотипов, механизмов формирования демократического правосознания и стереотипов правоисполнительного поведения в условиях формирующегося правового государства, а также исследование криминогенных факторов в новых социально-экономических условиях.


Юридическая психология


ТЕМА 2.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.