Раздел 5. Развитие чувства ритма — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Раздел 5. Развитие чувства ритма

2017-10-16 254
Раздел 5. Развитие чувства ритма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции. Способствует регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, главным образом его ускорение, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

Логоритмические упражнения способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, равитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воздействие на формирование пространственных представлений.

Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.

Все упражнения просты для выполнения, на-првлены на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.

Например, ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог отхлопывая ладошками:

У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ

Или шагает на месте, скандируя:

НЕТ, – НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ

Или плавно дирижируя одной или двумя руками:

И-ДЕТ-БЫ-ЧОК, – КА-ЧА-ЕТ-СЯ ВЗДЫ-ХА-ЕТ – НА– ХО-ДУ

Ребенку можно предложить представить себя артистом, который читает стихи на сцене в детском театре и его внимательно слушают маленькие дети. Благодаря этому речь станет более выразительной и громкой, а занятие превратится в интересную игру.

СНЕЖИНКИ

Кружатся, кружатся снежинки,

Как белые перья ложатся в перинки,

Перинки, подушки лежат на опушке.

И зайца следы – как петельки

Украсили эти постельки.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

РОБОТ

Стоит робот на дороге,

У него не гнуться ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети руки сгибают в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко.

НА МОРЕ

На море штиль и тишина,

Одна лишь лодочка видна,

Вдруг появляется волна,

Волна прозрачна, зелена,

Качает лодочку она.

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре.

ПИНГВИНЫ

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу.

К БАБУШКЕ

Стучат колеса – тук-тук-тук,

И под веселый этот стук

Мы едем к бабушке своей,

Везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог,

И вкусный испечет пирог,

Расскажет сказку про зверей

Мы едем к бабушке своей!

Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения.

ЗАЯЦ

Сидит заяц под кустом,

Здесь его семья и дом,

И верхушки длинных ушек

Все трепещут на макушке.

В его доме нет дверей,

Как спастись от злых зверей?

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча.

УТРО

Утром встанет солнышко,

Возьму в руки ведрышко,

Побегу я в огород,

Там морковочка растет,

Соберу я ловко сочную морковку.

Угощу Маринку – кушай витаминки!

Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой.

Раздел 6. Формирование пространственных представлений[5]

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Наиболее древней системой ориентации является схема тела.

Формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий успешной учебной деятельности ребенка.

Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы или браслет. Тем самым ребенок приобретает «точку отсчета», получает опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Ребенок знает, что слева – это там, где браслет. Верх – это голова, потолок, небо, солнце. Низ – ноги, пол, земля.

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое упражнение «закрепляется» определенным движением. Например, вверх, вперед, назад, вправо и влево – простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону, вниз – присесть. Аналогично закрепляются понятия «дальше», «ближе», «между», «около» и т. п.

Дополнительно можно предложить ребенку внешние ориентиры, например, если встать лицом к окну, то справа будет дверь, а слева – стена.

В разминочный комплекс могут быть включены упражнения на формирование пространственных представлений.

Прыжки на месте

– прыжки на двух ногах с поворотом на 180 градусов в обе стороны;

– прыжки через небольшой предмет, лежащий на полу;

– прыжки вправо и влево на двух ногах или на одной ноге;

– прыжки вперед или назад на одной ноге или на двух ногах;

Если выполнение прыжков затруднено, ребенку можно предложить перешагивание через предметы, движение вперед, назад, вправо, влево.

Повторение движений педагога или родителей

Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты тоже должен делать правой рукой».

Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга.

Задания:

– показать правой рукой левый глаз;

– показать левой рукой левое ухо;

– показать правой рукой левое колено и т. д.

Двигательный диктант

– сделать один шаг вперед два шага вправо;

– один шаг назад два шага влево;

– повернуться на 180 градусов вправо, затем влево и т. д.

Составление планов

– составление схемы комнаты;

– составление схемы класса;

– составление схемы маршрута;

– поиск в комнате предмета по плану-схеме, предложенному взрослым.

Осознание двигательных возможностей

– сюжет «Пустыня» – имитация передвижения по горячему песку в знойный день;

– сюжет «Змея» – движения по полу без помощи рук (на животе, на спине);

– сюжет «Лягушка» – прыжки на четвереньках;

– сюжет «Перекати поле» – перекатывание и кувырки в разных направлениях;

– сюжет «Заяц» – прыжки и переходы;

– сюжет «Медведь» – медленные, тяжелые, сильные движения;

– сюжет «Лиса» – плавные, гибкие, быстрые движения;

– сюжет «Лошадь» – акцент на движения корпуса и ног;

– сюжет «Синица» – мелкие, короткие прыжки, движения руками;

– сюжет «Лебедь» – плавные, грациозные, широкие движения;

– сюжет «Птичий двор» – дети создают образы домашних птиц.

Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.