Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Стратегические цели государственного регулирования экономики

2017-10-16 670
Стратегические цели государственного регулирования экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск
Стратегические цели Задачи
Экономическая стабильность, выравнивание конъюнктурных колебаний Экономический рост, антикризисная политика; устойчивость национальной валюты, антиинфляционная политика; обеспечение занятости
Социальная стабильность Социальное обеспечение разных слоев населения; обеспечение общественными благами; социальная защита
Повышение эффективности конкурентной среды Антимонопольная политика; поддержка малого бизнеса и предпринимательской активности; ускоренное развитие перспективных отраслей, предприятий
Внешнеэкономическая стабильность Повышение конкурентоспособности отечественной продукции; защита от недобросовестной конкуренции
Управление государственным сектором экономики Управление государственной собственностью; управление государственными финансами

 

Как видно из указанной таблицы, государство стремится обеспечить стабильность внутренней и внешней экономической среды. Социальная стабильность является следствием достижения положительных экономических результатов. Повышение эффективности производства возможно разными способами. Одно из условий эффективного развития – рациональное использование ресурсов, управляемых органами власти (собственности, недр, финансов и пр.).

Помимо стратегических целей органов власти, необходима формулировка и разработка стратегии целей при решении частных проблем. Для этого следует классифицировать разрабатываемые цели, исходя из общей классификации, предложенной на рис. 4.

Рис. 4. Классификация целей государственного регулирования экономики

Рассмотрим классификацию целей по срокам. Здесь выделяют: текущие, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели

Рассмотрим классификацию целей по соотношению.

1. Любая концепция предполагает формулировку основной, глобальной цели. Эта цель раскрывает направление действий правительства и основные условия достижения результатов. Глобальная цель определяет название принимаемой программы. В названиях принимаемых документов обычно отражается не только глобальная цель, но и территория, период действия программы

2. Как правило, программные документы содержат формулировку конечных целей. Если глобальная цель определяет направление деятельности органов власти, то конечная цель показывает ожидаемые результаты, получаемые в ходе выполнения данной программы. Особенности конечных целей:

– содержат качественные оценки предполагаемых изменений, получаемых результатов;

– включают количественные параметры предполагаемых результатов.

3. Предварительные цели. Как правило, достижение конечных целей требует значительного времени, последовательного выполнения определенных мероприятий. Поэтому следует выделять так называемые предварительные цели, которые в первую очередь нацелены на создание условий для достижения конечных результатов. За счет выполнения предварительных целей как бы расчищается пространство для беспрепятственного достижения конечной цели.

4. Опосредованные цели. За счет достижения опосредованных целей достигается конечная цель. Опосредованные цели – набор мероприятий, позволяющих выйти на количественные и качественные характеристики конечного результата. При переходе к рыночной экономике последовательно решались задачи создания рынков: товарного, денежного, недвижимости, рабочей силы и пр. При реализации жилищной программы в числе опосредованных целей будет поэтапная сдача в эксплуатацию построенных жилых домов.

Предварительные и опосредованные цели, как правило, краткосрочные. В рамках этих целей могут возникать текущие задачи. Например, при строительстве жилого комплекса текущей задачей является прохождение этапа согласования, отвода земельных участков. Некоторые предварительные, опосредованные цели могут быть реализованы только в течение всего срока действия программы. Например, программа содействия занятости предполагает обучение безработных. Краткосрочные курсы обучения могут быть постоянно действующими.

Степень выполнения целей во многом определяется тем, как складываются связи между ними. Исходя из зависимости целей друг от друга, выделяют цели гармоничные, конфликтные, противоречивые.

1. Гармоничные цели. Выполнение одной из этих целей (главной среди прочих) позволяет выполнить другие, не противоречащие ей цели. Таким образом, одновременно решается целый блок задач. Например, меры по ускорению экономического роста приводят к уменьшению безработицы, росту доходов населения, способствуют повышению спроса на товары и услуги.

2. Конфликтные цели. Особенностью некоторых целей является то, что, несмотря на их различие, источниками их решения являются одни и те же ресурсы. Конфликт целей возникает вследствие ограниченности этих ресурсов. Например, за счет бюджетных средств оказывается поддержка малому бизнесу, предоставляются субсидии сельскохозяйственным предприятиям, финансируются образование, наука, здравоохранение и т.д. При нехватке бюджетных средств возникает вопрос о том, кому и сколько ресурсов необходимо выделять. Подобные конфликтные проблемы могут возникать и после распределения бюджетных средств, но уже на уровне конкретных получателей. Например, выделены средства на ремонт школ.

3. Противоречивые цели. Некоторые цели могут иметь разнонаправленные результаты. То есть при выполнении одной из целей проблемы по второму направлению нарастают, вторая цель не может быть выполнена. В качестве примера можно привести две цели: увеличение рождаемости, увеличение женской занятости. Если правительство принимает решение способствовать увеличению рождаемости, то притока женщин на рынок труда не следует ожидать. Необходимо участие молодых мам в уходе за грудными и малолетними детьми.

Стратегия целей при разработке программ воздействия на экономику должна предусматривать следующие моменты.

1. Цели должны быть актуальными. Как и принимаемая концепция, цели должны быть разумными, реальными, их выполнение должно быть обеспечено ресурсами. Предлагаемые для выполнения цели должны отвечать интересам и чаяниям экономических агентов.

2. В первую очередь необходимо разрабатывать гармоничные цели. Их легче выполнять, так как выполнение одной из них способствует исполнению других задач.

3. При реализации конфликтных целей органы власти стоят перед выбором: либо распределять ресурсы между всеми участниками процесса, либо выбирать приоритетные направления. Как правило, выбираются наиболее важные первостепенные цели в ущерб второстепенным.

4. Правительство не может ставить задачи одновременного решения противоположных целей. Например, невыполнимым будет одновременное преодоление инфляции и обеспечение занятости. По противоположным целям следует либо ставить одну из задач (допустим, решать только проблему занятости), либо каждую из проблем решать только частично. Предположим, ставим задачу снизить уровень безработицы до 7%, принять меры для того, чтобы уровень инфляции был не более 5%.

Объекты регулирования

Объекты государственного регулирования экономики имеют двоякое значение;

1) это « болевые точки» экономики, требующие особого внимания, прямого и косвенного вмешательства органов государственной власти вследствие того, что в них периодически возникают конфликты, проблемы, трудности;

2) при разработке концепции государственной экономической политики осуществляется выбор объектов воздействия. Через влияние на эти объекты обеспечиваются условия эффективного функционирования национальной экономики.

Объекты государственного регулирования – это регионы, отрасли, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически. Решение этих проблем настоятельно необходимо для нормального развития экономики и поддержания социальной стабильности.

К объектам государственной экономической политики следует отнести:

1) экономический цикл;

2) инвестиции;

3) занятость;

4) денежное обращение;

5) платежный баланс;

6) цены;

7) условия конкуренции;

8) социальные отношения;

9) образование;

10) здравоохранение и др.

Перечисленные объекты носят различный характер, охватывают хозяйственные процессы, отдельные отрасли, территориальные комплексы, отношения между субъектами и т.д.

Отбор объектов регулирования осуществляется исходя из:

1) актуальности проблемы (например инфляция);

2) важности для экономики страны (занятость);

3) особой роли в регионе (градообразующее предприятие);

4) значимости налогоплательщика (крупная компания в состоянии банкротства);

5) политической роли и пр.

Объекты государственного регулирования экономики также не являются пассивными. Они носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Это наемные рабочие и руководители предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители этих групп выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.

Выразителями хозяйственных интересов выступают ассоциации, профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров.

Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, региональных интересов являются политические партии, общественные движения. Политические партии прислушиваются и действуют от имени различных групп избирателей. Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов. Например, во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные, либеральные партии.

Меры, применяемые к объектам, в которых возникают те или иные проблемы, можно разделить на следующие:

1. Меры наблюдения и диагностики. Задачей органов власти является определение причин и характера возникающих проблем. Так, в депрессивном регионе необходимо определить причины экономического спада, перспективы и возможности роста валового регионального продукта.

2. Меры профилактики. В отдельных объектах проблемы не являются постоянными, они периодические проявляют себя (например неплатежеспособность отдельных предприятий). Вследствие этого органы власти должны предпринимать меры, в результате которых проявления проблем можно избежать. Если у предприятия трудности продвижения продукции на мировом рынке, следует способствовать налаживанию партнерских связей, совершенствованию выпускаемой продукции в соответствии с мировыми стандартами.

3. Меры опережения проблем. Наблюдение за объектами позволяет прогнозировать и предвидеть возможности возникновения проблем. Если эти проблемы неизбежны, следует приготовиться, разработать программу мер до того, как эти проблемы себя проявят. При опережении проблем есть возможность продумать будущую программу действий, создать финансовые резервы. В качестве примера можно привести разрабатываемую стратегию совершенствования пенсионного обеспечения в РФ. Негативные тенденции связаны с процессами старения населения, уменьшения доли работающего населения относительно пенсионеров. В этих условиях ставится задача накопления резервов Пенсионного фонда РФ, изменения тарифов страховых взносов.

4. Меры «пожарные». К пожарным мерам можно отнести действия правительства по смягчению конфликтных ситуаций, проявившихся неожиданно и быстро. Это может быть экономический кризис, аварийные ситуации на предприятиях, резкий скачок цен, климатические аномалии и пр. Принимаемые безотлагательные меры в таких случаях требуют создания резервов бюджетных средств на случай чрезвычайных ситуаций.

Выбор объектов при реализации государственных программ предполагает иной подход. Здесь должны соблюдаться следующие принципы.

1. Объектов государственного воздействия не должно быть мало, иначе эффект не будет заметен. Например, при реализации программы содействия развитию сельского хозяйства нельзя ограничиться поддержкой одного или нескольких фермеров. Прирост продукции в таком случае будет незначительным.

2. Объектов государственного воздействия не должно быть много. Ресурсы у государства ограничены, помочь всем просто невозможно. Кроме того, любое вмешательство государства ограничивает предпринимательскую активность, способствует иждивенчеству.

3. Следует выбирать из объектов наиболее важные, актуальные. Продолжим пример аграрной политики. Наиболее серьезной проблемой в настоящее время является молочное животноводство. Наша страна вынуждена ввозить сырье для молочной промышленности из-за рубежа. Поэтому при выборе приоритетов поддержки (предположим, помощь картофелеводческому хозяйству или молочной ферме) нужно исходить из потребностей развития.

4. Критерием расходования бюджетных средств является размер отдачи, прирост показателей. В аграрной политике, взятой нами для примера, помощь оказывается, как ни странно, крупным сельскохозяйственным предприятиям, не испытывающим особых финансовых проблем. Государственные субсидии расходуются на реконструкцию, новые технологии, строительство и расширение животноводческих комплексов и перерабатывающих цехов. Все это обеспечивает быстрый и значительный прирост сельскохозяйственной продукции. Если бы помощь оказывалась предприятиям-банкротам, бюджетные средства пошли бы на погашение долгов. Прироста продукции не наблюдалось бы.

Итак, правительство осуществляет выбор объектов своего воздействия исходя из определенных принципов. В свою очередь, существует обратная связь, когда субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, банки, фермеры и пр.) доносят до органов власти свои пожелания, проблемы, требующие государственного вмешательства. На основе этого и определяются конкретные объекты государственной экономической политики.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.