Тема 2.6.Страны Западной и Южной Европы в 1945-2000 гг. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 2.6.Страны Западной и Южной Европы в 1945-2000 гг.

2017-10-21 1431
Тема 2.6.Страны Западной и Южной Европы в 1945-2000 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политическая борьба консерваторов и либералов в Великобритании. «Тэтчеризм». Политика временного режима де Голля во Франции. Четвертая республика. Пятая республика. Майские события 1968 года во Франции. Президентские выборы 1981 г. Внутренняя, внешняя политика Ф. Миттерана. Правительство Жак Ширак. Политическая, экономическая развития ФРГ. Неоконсерватизм в Германии. Особенности развития Италии. Политика левоцентристского блока «Оливковое дерево». Правительство Р.Проди.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Политика правительства Великобритании в первые послевоенные годы. 5 июля 1945 г. в Великобритании состоялись внеочередные парламентские выборы. Лейбористы сформулировали свои программные установки. Они выступали за государственное регулирование экономики и национализацию некоторых отраслей промышленности. Лейбористы обещали установление демократического социализма, проведение важных социальных реформ и сохранение дружеских отношений с СССР.

В отличие от лейбористов консерваторы не предлагали ничего конкретного. Основной упор они делали на популярность своего лидера У. Черчилля. Однако его имя связывали с войной. Но война закончилась, и англичане ждали перемен. Лейбористы оказались гибче и лучше подготовлены к выборам. Этим объяснялась их победа на выборах. Главой правительства стал лидер Лейбористской партии Клемент Эттли.

Придя к власти, лейбористы объявили проведение национализации Английского банка, угольной промышленности, электроэнергетики, газовой промышленности, внутреннего транспорта и средств связи.

Был создан значительный государственный сектор. Бывшим собственникам выдавалась крупная компенсация за национализированные предприятия. Свою акцию лейбористы выдавали как социалистическую меру. В действительности же их деятельность не имела ничего общего с социализмом. Эти отрасли были отданы под контроль буржуазного государства и обновлялись с помощью государственных средств.

Были увеличены пособия по безработице, введена система бесплатного здравоохранения, началось жилищное строительство.

Внешняя политика лейбористов проходила в русле политики США. Правительство К. Эттли выступило за создание блока НАТО. Мощный подъем национально-освободительной борьбы в Британской империи вынудил лейбористское правительсвто предоставить незави-симость Индии, Бирме и Цейлону.

Эра правления консерваторов. Псевдосоциалистическая риторика лейбористов, расходящаяся с действительностью, привела к резкому снижению их авторитета. На парламентских выборах 1950 г. лейбо-ристы получили незначительное большинство голосов избирателей. Положение лейбористского правительства стало крайне неустойчивым. Позиция же консерваторов значительно усилилась. Помимо этого к осени 1951 г. в стране стали обнаруживаться кризисные явления в области финансов, продовольствия и топлива. В сложившихся условиях лейбористы распустили парламент и 25 октября 1951 г. провели

досрочные выборы, которые принесли победу Консервативной партии. Сформировал и возглавил правительство У. Черчилль. Начался период правления консерваторов. Он вошел в историю под названием “13 впустую растраченных лет ”.

Придя к власти, консерваторы денационализировали сталелитей-ную промышленность и автодорожный транспорт. В разработанной консерваторами программе финансового оздоровления экономики предусматривалось сокращение импорта продовольствия и промышленного сырья. Это привело к росту цен на продукты питания и сокращению производства товаров широкого потребления. Политика консерваторов носила предельно жесткий характер, поскольку осуществлялась за счет сокращения средств на социальные нужды и развитие гражданских отраслей промышленности. Курс консерваторов тяжело отразился на жизненном уровне трудящихся Англии. С 1953 по 1959 г. стоимость жизни возросла на 20%.

Правление консерваторов совпало с периодом распада колониальной системы Великобритании. В 50-х — начале 60-х годов независимость провозгласили практически все британские колонии.

Возвращение лейбористов. Лейбористы одержали победу напарламентских выборах и в 1964 г. возвратились к власти. Главой нового кабинета стал лидер лейбористов Гарольд Вильсон. Лейбористы вновь обещали “обновление и возрождение Англии” на базе национализации и планирования хозяйства. Правление лейбористов совпало с экономическим оживлением в стране,что связывалось с их политикой. В 1964 г. безработица в стране упала до самого низкого уровня за предшествовавшие три года. Лейбористы провели ряд мероприятий социального характера. Были увеличены суммы пособий по безработице, пенсии вдовам, ассигнования на университетское образование, расширено жилищное строительство, велась ликвидация трущоб, строительство больниц и школ. Все это способствовало росту авторитета лейбористского правительства. В такой обстановке в 1966 г. лейбористы пошли на досрочные выборы и одержали победу.

В 1967 г. разразился политический кризис в Северной Ирландии.

В том же году активисты католического движения создали Северо-Ирландскую ассоциацию борьбы за гражданские права. Осенью 1968 г. эта организация провела серию митингов в защиту прав католического населения. Ответом на это была активизация протестан-тов. Между двумя религиозными группировками начались столкновения, что в 1969 г. привело к вводу в на территорию Северной Ирлан-дии дополнительного контингента английских войск. Однако разрешить конфликт так и не удалось. Северная Ирландия оказалась на грани гражданской войны.

Правительство Эдварда Хита. На состоявшихся в 1970 г. парламентских выборах победу одержала Консервативная партия. Новое правительство возглавил Эдвард Хит. Он принадлежал к поколению так называемых новых консерваторов, которые выступали за сосуществование государственного и частного секторов, отстаивая идею смешанной модели экономики. В августе 1971 г. консерваторы приняли Закон об отношениях в промышленности, который фактически ставил под контроль рабочее

и профсоюзное движение, поскольку обязывал профсоюзы регистри-роваться в государственных органах. Незарегистрированные профсоюзы лишались юридической защиты в случае предъявления им предпринимателями судебных исков. Ответом на это было выступление рабочих судоверфей на р. Клайд. Следующим крупным выступлением, обострившим политическую ситуацию в Англии, была забастовка английских шахтеров в ноябре 1973 г. В ответ на это правительство Хита объявило о введении в стране чрезвычайного положения, что усугубило политическую обстановку.

В период правления консерваторов политический кризис в Северной Ирландии вступил в новую фазу. С 1972 г. там был введен режим прямого правления Англии с применением чрезвычайного законодательства. Однако эти меры еще более обострили политическую ситуацию в Ольстере. Британский контингент войск стал рассматриваться католической частью ирландцев как оккупационный, что усилило террористическую деятельность Ирландской республиканской армии (ИРА).

Во внешней политике консерваторы демонстрировали свою приверженность укреплению НАТО. Важной внешнеполитической задачей они считали присоединение к Общему рынку, что и произошло 1 января 1973 г.

Серьезное внимание консерваторы уделяли партнерству с США, а также поддержанию традиционных связей со странами Содружества Наций.

Правление лейбористов в 1974—1979 гг. Программа социального контракта. 28 февраля 1974 г. правительство консерваторов решило провести досрочные парламентские выборы, чтобы улучшить свое политическое положение, и потерпели поражение. Новое правительство сформировал лидер Лейбористской партии Г. Вильсон. Первым практическим шагом лейбористского правительства было выполнение основных требований продолжавших бастовать английских горняков. Шахтеры получили 20% надбавки к заработной плате и третью неделю ежегодного отпуска.

В 1973 г. лидером Лейбористской партии был избран Джеймс Каллагэн, который провозгласил Программусоциального контракта.

Ее смысл сводился к установлению паритетных договорных отношений между профсоюзами и правительством для “коренного и необратимого перераспределения власти и богатства в пользу рабочих”. Однако Программа социального контракта не была полностью воплощена в жизнь.

На выборах 1979 г. победу одержали консерваторы во главе с новым лидером Маргарет Тэтчер, которая стала первой женщиной-премьер-министром Соединенного Королевства.

Тэтчер Маргарет Хильда

Родилась в 1925 г. в семье мелкого бизнесмена Альфреда Робертса, который был владельцем бака-лейной лавки и занимался политической деятельностью в своем городе. Все вопросы местной политики обсуж-дались в присутствии Маргарет, что и наложило отпечаток на ее будущие интересы. Окончив хими-ческий факультет Оксфордского университета, она оставляет свою профессию и начиная с 50-х годов включается в политическую жизнь. Уже учась в Оксфорде, Тэтчер становится членом Консервативной партии. Звезда М. Тэтчер взошла после поражения консерваторов на выборах 1975 г. Она вступила в борьбу за лидерство в партии и победила бывшего лидера консерваторов Эдварда Хита, возглавив Консервативную партию. В мае 1979 г. Тэтчер возглавила правительство, пробыв на этом посту до ноября 1990 г.

Консерваторы у власти. Политика Тэтчер вошла в историю под названием нового консерватизма, или тэтчеризма. Основываясь на ней, консерваторы заявляли, что улучшение экономического положения может произойти лишь при полном возврате к рыночной экономике и интенсивном развитии частного бизнеса. Они говорили о необходимости прекратить “бросать деньги на ветер”, что означало необходимость снизить социальную защиту и оказание государ-ственной помощи безработным, инвалидам, пенсионерам и т. п. Свою позицию Тэтчер и ее сторонники объясняли стремлением пробудить личную инициативу каждого англичанина, который должен проявлять активность в своем самоутверждении в обществе, а не надеяться на помощь государства. Придя к власти, Тэтчер объявила о приватизации некоторых государственных предприятий и компаний, которые консерваторы объявили убыточными. Они ссылались также на неэффективность государственного сектора. Практически был провозглашен курс на выживание сильных.

Предприниматели, получая в свои руки предприятия, осуществляли их модернизацию, что вело к массовым увольнениям рабочих. С 1979 по 1987 г. уровень безработицы в Англии увеличился втрое, превысив 3,2 млн. человек.

В 1982 г. был принят Закон о занятости, ограничивавший права на стачки. Проводился курс на жесткую экономию пособий по безработице и иных социальных выплат. В стране обострились проблемы бездомности, преступности, наркомании. Ответом на политику консерваторов стали выступления рабочих. Целый год — с марта 1984 по март 1985 г. -длилась стачка английских шахтеров. Они выступали против закрытия 20 шахт и увольнения 20 тыс. рабочих.

Несмотря на ряд негативных моментов, присущих политике консерваторов, экономика Великобритании имела явные тенденции к росту. Во внешней политике консерваторы придерживались прежнего курса. Правительство Тэтчер дало согласие на размещение на территории Великобритании американских ракет средней дальности и поддержало американскую программу СОИ. В 1982 г. Англия начала войну с Аргентиной из-за Фолклендских островов. Одержав победу, она приступила к их милитаризации. За жесткую позицию в этом вопросе М. Тэтчер получила прозвище “железная леди”. Наметились улучшения в отношениях с СССР, особенно после прихода к власти М. С. Горбачева.

Однако стиль руководства Тэтчер, ее авторитарность вызывали нарастающее недовольство как в самой партии, так и в обществе. В 1990 г. Тэтчер уходит в отставку. Ее сменил новый лидер Консервативной партии Джон Мейджор. В своей политике новый глава правительсва делал ставку на борьбу с инфляцией. Антиинфляционную направленность имел и представленный правительством проект госбюджета. В нем планировалось существенное превышение доходов над расходами.

Правительство Дж. Мейджора пыталось осуществить изменения и в системе здравоохранения. Оно планировало расширить конкуренцию между ее государственным и частным звеньями. Были приняты законы, ужесточающие экологические стандарты, введены нормы, регулирующие качество продовольственных товаров.

При Мейджоре продолжился процесс приватизации. Была завершена приватизация предприятий электроэнергетики, продолжалась приватизация шахт и железнодорожного транспорта. Правительство Мейджора всячески поддерживало развитие малого бизнеса.

Между тем экономическая ситуация в стране стала ухудшаться. Увеличилось число бездомных, насчитывавших 500 тыс. человек. Все это порождало у английских обывателей неуверенность в завтрашнем дне и вело к падению популярности консерваторов.

Победа лейбористов на выборах 1997 г. Внутренняяя и внешняя политика Т. Блэра. В 1997 г. состоялись очередные парламентские выборы. Победу на них одержали лейбористы. Лидер Лейбористской партии Тони Блэр сформировал правительство.

Лейбористы, как и консерваторы, продолжали отстаивать идеи преобла-дания частного сектора над государственным, минимального вмешательства государства в экономические процессы, поддержки предпринимательской активности.

В 1999 г. лейбористское правительство приняло программу, предусматривавшую сокращение государственных ассигнований на поддержку занятости. Исключением являлась лишь молодежь, для которой предусматривались гарантии по обеспечению работой. Для этого были выделены соответствующие ассигнования. В 1999 г. лейбористское правительство разработало проект реформы палаты лордов, предусматривающий среди прочего ликвидацию наследственного пэрства. Важным политическим шагом Т. Блэра было достижение успехов в решении ольстерской проблемы. При посредничестве США он начал переговоры с радикальной партией Северной Ирландии “Шиннфейн”. Их результатом стало подписание трехстороннего мирного договора по Северной Ирландии. Он восстанавливал статус политической автономии Северной Ирландии.

В 2005 г. Великобритания подверглась террористической атаке. В Лондонском метро прогремели взрывы, унесшие человеческие жизни. Ответственность за теракт взяли на себя исламские экстремисты. Это вызвало критическое отношение английской общественности и прави-тельства к проблеме миграции.

В 2005 г. был ужесточен контроль за предоставлением статуса беженца. Вводилась балльная система аттестации для въезжающих на постоянное место жительства. Свободный въезд в страну стал разрешаться только обладателям высшей квалификации.

Во внешней политике лейбористы заявили об установлении “особых отношений” с Соединенными Штатами. В 1998 г. Лондон поддержал американские бомбовые удары по Судану и Афганистану.

В том же году Великобритания приняла участие в организованной США военной акции против Ирака, а в 1999 г. — в бомбардировках Югославии.

Расширились связи с Европейским союзом. В 1997 г. Англия подписала Амстердамский договор, который гарантировал расширение прав и свобод человека и предусматривал развитие европейского гражданства.

27 июня 2007 г. Т. Блэр ушел в отставку. На посту премьер-министра его сменил новый лидер Лейбористской партии Гордон Браун. Внутриполитические проблемы он считал своим главным приоритетом. Новое правительство провозгласило обязательное школьное образование в возрасте до 18 лет, выделение грантов для студентов, увеличение минимальной заработной платы.

Широкие слои населения Англии, поддерживая социальную программу нового премьера, требовали более значительного расширения социальных гарантий. Это нашло отражение в требованиях объединенных профсоюзов Великобритании, изложенных в “Послании лейбористам”, которое было направлено в адрес конференции Лейбористской партии, проходившей 27 сентября 2007 г. Профсоюзы настаивали на повышении уровня заработной платы в сфере социальных услуг, прекращении приватизации, обеспечении дополни-тельной безопасности для иммигрантов и временных рабочих, расширении строительства жилья по умеренным ценам. Браун дал понять, что правительство обратит внимание на предложения профсоюзов.

С приходом к власти нового премьера внешняя политика Великобритании перестала быть откровенно проамериканской, хотя он и не скрывал своей преданности идеям атлантизма. В отношениях с Европейским союзом Лондон встал на путь проведения независимой внешной политики.

Но вскоре все большая часть населения страны стала проявлять недовольство политикой лейбористов. Назревал конфликт и внутри правительственных структур. В феврале 2010 г. Г. Браун был обвинен в грубом обращении с подчиненными.

6 мая 2010 г. в Великобритании состоялись всеобщие парламентские выборы. Наибольшее число мандатов получила партия консерваторов. 11 мая Г. Браун объявил о своем уходе Д. Кэмерон с постов главы правительства и лидера Лейбористской партии. Королева поручила лидеру Консервативной партии Дэвиду Кэмерону сформировать правительство. Поскольку ни одна из партий не набрала абсолютного большинства в парламенте, Д. Кэмерон объявил о намерении сформировать правительство с участием либерал-демократов. 12 мая 2010 г. впервые в послевоенной истории Великобритании было сформировано коалиционное правительство. Лидер либеральных демократов Ник Клегг занял пост заместителя премьер-министра.

Вопросы:

1. Какой характер носила лейбористская национализация?

2.Укажите характерные черты лейбористской программы социального контракта.

3.Определите общие и отличительные черты внутренней политики лейбористов и консерваторов.

4.Что такое тэтчеризм?

5.Каковы характерные черты нового лейборизма Т. Блэра?

6.Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику Г. Брауна.

ФРАНЦИЯ

 

Временный режим генерала Ш. де Голля. Вторая мировая войнананесла серьезный ущерб экономике Франции. Перед патриотами встала первостепенная задача — объединить все политические силы страны, боровшиеся против фашизма, для возрождения Франции. Наиболее приемлемой фигурой для этого являлся генерал Шарль де Голль. В 1943 г. он сформировал кабинет под названием Французскийкомитет национального освобождения (ФКНО), выполнявший функции Временного правительства. В июне 1944 г. ФКНО был провозглашен Временным правительством Франции. Сформированное правительство было коалиционным. В него вошли представители трех партий: Коммунистической, Социалистической и партии Народно-республиканское движение, образованной католиками.

Встав во главе Временного правительства, де Голль приступил к выполнению программы, которая предусматривала наказание измен-ников родины, восстановление республиканской законности, повы-шение жизненного уровня трудящихся, признание их прав на участие в управлении производством, национализацию банков, средств транспорта и некоторых отраслей промышленности.

 

В 1944—1945 гг. правительство провело чистку государственного аппарата от вишистов: свыше 2 тыс. предателей были приговорены к смертной казни. Увеличены заработная плата (на 45—50%), семейные пособия (на 50—80%). Принят Закон о национализации угольных шахт, части авиационных заводов и автомобильного завода Рено, владелец которого сотрудничал с оккупантами, а также пяти крупных банков. Позитивным результатом национализации была стимуляция дальнейшего развития производства и ограничение всевластия монополий.

 

Однако вскоре между де Голлем и возглавляемым им правитель-ством возник конфликт. 20 января 1946 г. де Голль ушел в отставку.

Трансфоромация партийной системы. Образование Четвертой

 

республики. После освобождения Франции ведущую роль в жизни страны играли четыре политические партии: Французская комму-нистическая партия, Социалистическая партия, Партия радикалов и радикал-социалистов, партия Народно-республиканское движение (МРП).

 

Коренной проблемой внутриполитической жизни Франции в это время являлся вопрос о ее государственном устройстве.

 

В декабре 1946 г. вступила в силу новая Конституция. Она установила во Франции парламентскую республику. Предусматривался двухпалатный парламент, состоявший из Национального собрания и Совета Республики. Президент избирался обеими палатами и имел ограниченные полномочия. Провозглашалось всеобщее избирательное право с 21 года, право на труд, отдых, государственную помощь в случае нетрудоспособности, создание профсоюзных объединений, стачку, участие в руководстве предприятиями. Вводилось бесплатное светское образование.В международных отношениях Конституция провозглашала отказ от захватнических войн. принятием Конституции 1946 г. во Франции устанавливается

Четвертая республика.

Развитие Франции в конце 40-х — первой половине 50-х годов.

Сложившаяся в период Временного режима трехпартийная коалиция могла укрепить свои позиции после принятия Конституции. Однако различные точки зрения на будущее Франции привели к разногласиям

в коалиции. Обстановка обострилась в мае 1947 г., когда фракция коммунистов в парламенте выразила вотум недоверия правительству, не выполнившему требование бастующих рабочих о повышении заработной платы. Президент и премьер-министр обвинили коммунистов в нарушении принципа “министерской солидарности” и вывели их из правительства. Однако правящая коалиция усматривала для себя опасность не только со стороны коммунистов, но и со стороны голлистов. Лидер социалистов Л. Блюм выдвинул теорию “третьей силы”. Суть ее сводилась к тому, что “истинные” сторонники респуб-ликанского строя (социалисты, МРП и радикалы) должны отстаивать среднюю линию между коммунистами и голлистами, выступая против тех и других. Фактически политика “третьей силы” разобщала демократические слои населения.

Становление Четвертой республики во Франции совпало с началом “холодной войны”. Франция присоединилась к плану Маршалла, что способствовало ускорению экономической стабилизации. Уже в 1948 г. объем промышленного производства превысил довоенный уровень, а в 1950 г. превзошел его. Однако принятие плана Маршалла ставило Францию в определенную зависимость от США.

С приходом к власти в 1947 г. правительства “третьей силы” во главе с представителем МРП Робером Шуманом внешняя политика Франции все более подпадает под влияние США. В 1949 г. страна вступает в НАТО. Франция выступает как главный интегратор в общеевропейских делах. По инициативе Р. Шумана в 1951 г. был подписан Договор о Европейском объединении угля и стали, который предусматривал постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали.

В целом же внешняя политика Франции этого периода получила название политика атлантизма — подчинение французского курса в международных делах, вопросах обороны и вооруженных сил планам США.

Колониальная политика Франции представляла собой сочетание репрессий с политическим лавированием. Продолжая вести войну во Вьетнаме, Франция вместе с тем сформировала в Южном Вьетнаме марионеточное правительство во главе с императором Бао-Даем. Однако в конечном итоге в 1954 г. Франция вынуждена была уйти из Индокитая. Едва завершив войну в Индокитае, она оказалась втянутой в военное столкновение в Алжире. Однако никакие военные операции не могли остановить начавшегося колониального распада. Франция в 1956 г. вынуждена была признать независимость Туниса и Марокко.Приход к власти де Голля, его внутренняя и внешняя политика. В апреле 1958 г. во Франции разразился политический кризис. Этим решили воспользоваться ультраколониалисты в Алжире. 13 мая 1958 г. они подняли в Алжире мятеж. Мятежники утверждали, что в случае невыполнения их требований они готовы перенести войну на территорию Франции. В ответ на это демократические силы страны провели серию манифестаций и забастовок.

В такой обстановке находившийся в отставке де Голль предложил свое посредничество, обещая правым создать сильное правительство, а демократическим кругам покончить с алжирским мятежом. 1 июня 1958 г. было создано правительство де Голля, а 2 июня парламент предоставил ему неограниченные полномочия. Де Голль объявил о Голль Шарль-Андре-Жозеф-Мари де (1890—1970)

Родился в Лилле в семье преподавателя философии и литературы иезуитского колледжа. В 1910 г. поступил в элитное военное училище Сен-Сир. В годы Первой мировой войны принимал участие в боевых операциях, был ранен под Верденом и попал в плен. После 1918 г. продолжил службу в армии. В 1919— 1921 гг. находился в Польше в качестве военного советника. В 1922—1923 гг. преподавал военную историю в Сен-Сире. Опубликовал ряд теоретических статей по вопросам военного искусства. В 1924 г. окончил Высшую военную школу, служил в Высшем военном совете и различных воинских частях. В 1929 г. отбыл в Ливан в распоряжение штаба французских войск. В 1932—1936 гг. был генеральным секретарем Совета национальной обороны. В 1937—1939 гг. командовал полком. В начале Второй мировой войны

получил звание бригадного генерала и был направлен в действующую армию. После поражения Франции в июне 1940 г. де Голль покинул страну, отправившись в Англию. Здесь он создал антифашистское движение “Свободная Франция”, стал активным участником антигитлеровской коалиции. В 1944—1945 гг. возглавлял Временное правительство Франции. В январе 1946 г. ушел в отставку. В связи с обострением политической ситуации во Франции в 1958 г. де Голль возвращается в политику, становится главой правительства, а в декабре 1958 г. президентом Французской Республики. В 1965 г. всеобщим голосованием переизбирается на второй срок. В апреле 1969 г. добровольно уходит в отставку. роспуске Национального собрания. Эти события подвели черту под существованием Четвертой республики.

Будучи сторонником “величия Франции”, де Голль считал, что для этого должна существовать сильная исполнительная власть. И первым шагом на этом пути была выработка новой Конституции, которая была принята 28 сентября 1958 г. Принятие Конституции ознаменовало вступление Франции в период развития Пятой республики.

По Конституции, власть президента и правительства была значи-тельно расширена, а законодательные права парламента сильно уре-заны. Создавшаяся политическая система вошла в историю под названием “режим личной власти”.

Ш. де Голль, избранный президентом Пятой республики, сразу же попытался установить мир в Алжире. 18 марта 1962 г. были подписаны соглашения, предоставлявшие независимость Алжиру.

Режим Пятой республики отличался усилением вмешательства государства в экономику. С помощью государственных субсидий и других льгот быстрыми темпами стали развиваться наукоемкие отрасли промышленности.

С 60-х годов Франция вступает в полосу научно-технической революции. Появляются такие новые отрасли промышленного производства, как атомная энергетика и ракетостроение. В 1960 г. была проведена денежная реформа с обменом купюр на новые франки в в соотношении 1 к 100. К 1965 г. Франция полностью расплатилась с внешней задолженностью США. Все это способствовало финансовой стабилизации.

Де Голль стремился возродить независимый внешнеполитический курс Франции. По его инициативе предпринимается ряд шагов, направленных на разрядку международной напряженности. В 1959 г. генерал де Голль выступил за признание существующих границ по Одеру и Нейсе. В 1961 г. Франция отказалась присоединиться к антикубинской блокаде, проводимой США, и сохранила свое посольство

в Гаване. В 1964 г. французское правительство признало КНР и осудило американскую интервенцию в Индокитае. В 1966 г. Франция вышла из военной организации НАТО. В течение последующего года были ликвидированы американские военные базы на ее территории.

 

Большой вклад был внесен президентом де Голлем в развитие экономического и культурного сотрудничества Франции и СССР. В 1966 г. де Голль посетил Советский Союз. Во время этого визита был подписан целый пакет советско-французских документов.

Майские события 1968 г. Референдум и отставка де Голля. Весной 1968 г. происходит обострение социальных отношений в стране, приведших к массовому взрыву.

В начале мая 1968 г. студенты Парижа объявили забастовку, прекратили занятия и заняли помещения учебных заведений. Университетские власти обратились к полиции, которая прибегла к массовым арестам и избиениям студентов. В ответ те стали строить баррикады. Расправа со студентами вызвала возмущение в обществе. Студентов поддержали рабочие. 13 мая 1968 г. профсоюзы призвали их начать забастовку протеста против произвола полиции. Вскоре она переросла во всеобщую стачку и приобрела небывалый размах. В ней принимали участие 10 млн. человек. Большинство предприятий и банков прекратило работу, остановился транспорт, забастовали работники радио и телевидения.

По примеру студентов и рабочих начались выступления крестьян. 24 мая они провели национальный день борьбы против сельскохозяйственной политики правительства. Крестьяне требовали снижения налогов и повышения закупочных цен на сельскохозяйственные продукты.

Власти и предприниматели были напуганы размахом событий и 25 мая пошли на уступки. Представители правительства, предпринимателей и профсоюзов подписали соглашение, предусматривавшие удовлетворение основных требований бастующих.

Майские события до основания потрясли французское общество, что свидетельствовало о глубоком кризисе существующей системы. Президент де Голль осознал необходимость реформ. В своих выступлениях он критикует существующую систему и заявляет, что является противником капитализма в его тогдашнем воплощении, но не приемлет и современную модель социализма, поскольку она ведет к подав лению личности. Президент предложил “третий путь”: покончить с классовой борьбой путем “участия” рабочих в прибылях предприятий; “участия” служащих в управлении учреждениями; “участия” студентов в управлении высшими учебными заведениями. Де Голль считал, что “система участия” может привести к коренным изменениям в социальных отношениях, создав новый общественный порядок. Свой проект реформы де Голль решил вынести на референдум.

27 апреля 1969 г. президенту стали известны итоги референдума. Французский народ сказал: “Нет”. Де Голль подал прошение об отставке.

Франция в 70-х годах. Преемником де Голля стал Жорж Помпиду. Основное направление своей политики он обозначил словами — “преемственность и диалог”. Это означало, что он намерен продол-жать политику де Голля, но готов к переговорам с политическими оппонентами.

Во внутриполитической сфере новое правительство предусматривало “участие” трудящихся в управлении производством на основе “социального мира” рабочих с предпринимателями. Была продолжена начатая в 1968 г. реформа высшего образования, направленная на укрепление университетской автономии и студенческого самоуправления, а также модернизацию программы обучения; расширено государственное финансирование системы профессионального переобучения; увеличились расходы на поддержку семьи; расширились категории страхования. В 1970 г. был принят Закон о ежегодной индексации минимального уровня заработной платы в соответствии с уровнем инфляции. Была проведена финансовая реформа, направленная на укрепление франка. Наряду с этим правительство ограничило повышение цен на промышленные и продовольственные товары и тем самым сдержало инфляцию.

Внешнеполитический курс Франции при Помпиду сводился к ее участию в интеграционном процессе в Западной Европе. Президент придерживался голлистской политики балансирования между двумя сверхдержавами — СССР и США. Проводилась активная политика в странах третьего мира.

После смерти Ж. Помпиду 2 апреля 1974 г. его сменил лидер Национальной федерации независимых республиканцев Валери Жискар д’Эстен. Он выдвинул концепцию продуманного голлизма. Новое правительство провозгласило “программу стимулирования ускоренного экономического роста как фактора выхода из структурного кризиса”. Были введены налоговые льготы для предпринимателей, проведена частичная денационализация, создавались филиалы государственных предприятий со смешанной формой собственности. Вместе с тем власти увеличивали расходы на социальную сферу, оказывая поддержку здравоохранению, образованию, культуре, выделяли средства на экологию.

Жискар д’Эстен проводил активную внешнюю политику. Он придавал большое значение дальнейшему углублению западноевропейской интеграции. При активном участии французского президента в конце 70-х годов в рамках ЕЭС удалось ввести европейскую денежную единицу — экю. При его содействии была введена процедура выборов в Европарламент. Продолжали расширяться контакты с СССР.

Президентские выборы 1981 г. Победа левых сил. Внутренняя и внешняя политика Ф. Миттерана. Накануне президентских выборов 1981 г. коммунистам и социалистам удалось преодолеть противоречия и выработать общую платформу. Кандидатом на пост президента от левых сил стал лидер Французской социалистической партии Франсуа Миттеран. В мае 1981 г. Ф. Миттеран одержал победу. В июне этого же года левые завоевали большинство мест на выборах в парламент.

Правительство Ф. Миттерана стало проводить активную социальную политику.

 

Были повышены размеры заработной платы, увеличены семейные и жилищные пособия и минимальный размер пенсий. Был понижен пенсионный возраст с 65 до 60 лет. Увеличивались оплачиваемые отпуска с четырех до пяти недель. Был восстановлен День Победы над фашистской Германией — 8 мая, отмененный прежним правительством. Упразднялась смертная казнь. Правительство Миттерана провело частичную национализацию ряда предприятий и банков. Была разработана программа снижения безработицы среди молодежи. Свою политику Ф. Миттеран назвал социализм на французский манер.

В области внешней политики правительство Ф. Миттерана выступало за разоружение и полное запрещение химического оружия. Проводилась активная европейская политика. Расширялись отношения Франции с ФРГ, СССР; продолжали углубляться связи с развивающимися странами.

Франция в конце 80-х—90-х годах. В 1986 г. во Франции состоялись парламентские выборы. Победу на них одержали правые партии. Новое правительство возглавил голлист Жак Ширак. Это осложнило деятельность президента. Однако после прошедших в 1988 г. президентских и парламентских выборов во Франции сложилась новая политическая ситуация. Ф. Миттеран был избран на новый срок, Ж. Ширак уступил пост премьера социалисту М. Рокару.

Период нового президентства левого лидера не внес ничего нового в политическую стратегию. К тому же обострились внутриполитические проблемы. Французская социалистическая партия оказалась на грани раскола. Проходившие в 1993 г. парламентские выборы принесли победу правому блоку. Премьер-министром вновь стал Ж. Ширак. Через два года состоялись президентские выборы, на которых Ширак одержал победу и стал президентом. Правительство продолжило приватизацию. Было объявлено о реорганизации государственного сектора и стабилизации валютно-финансовой системы. Однако попытка правительства начать отмену социальных льгот вызвала волну возмущения в обществе. Это заставило власти отказаться от денационализации и пойти на уступки рабочим. Лидер социалистов, победивших на парламентских выборах 1997 г., Л. Жоспен внес коррективы в деятельность властей. Была проведена корректировка иммиграционного законодательства, повышен минимум заработной платы, созданы условия для расширения занятости населения, повышен до 15% налог на прибыль крупных предприятий.

После прихода к власти Ж. Ширака происходит корректировка внешнеполитического курса страны. Был снят запрет на испытание ядерного оружия. Франция активизировала свое участие в НАТО. Однако, несмотря на это, правительство Ж. Ширака проводило само-стоятельный внешнеполитический курс. Президент выступил против американских бомбардировок Югославии. Париж пр


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.