Глава 1 теоретические предпосылки и основные — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 1 теоретические предпосылки и основные

2017-10-21 295
Глава 1 теоретические предпосылки и основные 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В ЕДИНОБОРСТВАХ

1.1 Направления модернизации системы спортивной подготовки

 

Все возрастающий интерес к спортивным ценностям культуры современной цивилизации не всегда находят разумное продолжение в использовании новейших технологий спортивной подготовки и физического воспитания человека. Погоня за быстрым ростом показателей двигательных качеств и способностей, координационных механизмов овладения спортивной техникой не всегда согласуется с уже известными ограничениями темпов повышения показателей их эффективности в разнообразных двигательных умениях, навыках и необходимости их качественной поддержки с помощью разумно организованных целенаправленных адаптаций органов и систем занимающихся (Бальсевич В. К., 2000; 2011).

Бурный прогресс спортивных достижений, отмечавшийся в последние годы в ряде видов спорта, в значительной (если не в решающей) мере определялся факторами материально-технического характера. Однако, вполне естественно, что при всей важности для повышения спортивных достижений организационных и материально-технических основ современной спортивной подготовки прогресс спорта во многом зависит от совершенствования ее системы в следующих ключевых направлениях (Платонов В. Н., 1997; 2005):

– резкий прирост объема тренировочной и соревновательной деятельности. Значение ведущих показателей, отражающих эту сторону процесса спортивной подготовки, в первой половине 90-х годов ХХ столетия в 2 раза, а в отдельных случаях и более, превысили данные 60-х годов. Особенно это коснулось соревновательной деятельности, которая в большинстве видов спорта возросла в несколько раз, в связи с резким увеличением количества соревнований, особенно коммерческих. Даже в тех видах спорта, которые было принято считать сезонными (велоспорт, конькобежный спорт, фигурное катание, командные спортивные игры и др.), в настоящее время организуется круглогодичная соревновательная деятельность.

Тенденция к дальнейшему увеличению объемов тренировочных нагрузок сохраняется. В частности, многие специалисты различных стран рекомендуют в ближайшие годы повысить объем задаваемых нагрузок, затрачиваемых на подготовку спортсменов высокого класса, до 1500-1700 часов в год при 340-369 днях тренировочных занятий и соревнований (в настоящее время данные цифры обычно не превышают 1100-1400 часов и 300-320 дней).

Вместе с тем, практика подготовки спортивных команд в различных странах свидетельствует, что это направление совершенствования спортивной подготовки во многих видах спорта и отдельных дисциплинах практически исчерпало свои возможности. Многие спортсмены и целые команды, излишне увеличившие объемы тренировочных нагрузок, не достигли ожидаемых результатов; резко возросло число перенапряжения функциональных систем организма и травматизма; сократились сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких физических и психических нагрузок, исчерпания адаптационных возможностей организма спортсменов. Чрезмерные величины объема задаваемых нагрузок вошли в противоречие с другими их компонентами, отрицательно сказались на эффективности процесса специальной физической и технической подготовки;

– устранение в четырехлетних олимпийских циклах и годичной подготовке интенсивно проявляющегося в последние годы противоречия между системой целенаправленной подготовки к крупнейшим турнирам и сложившейся во многих видах спорта практикой участия в большом количестве соревнований в течение года (в первую очередь, коммерческих) с ориентацией на достижение наивысших результатов (Колесов А. И., Ленц А. Н., Разумовский Е. А., 2003; Pfutzner A., Reist K., Tunnemman H., 2001). Естественно, что такая практика приводит к существенному снижению вероятности попадания спортсменов на пик готовности во время главных соревнований года. Это приводит к заметному снижению привлекательности и авторитета крупнейших соревнований (Платонов В. Н., 2001).

Конечно, речь не может идти о подчинении всего календаря соревнований исключительно к задачам подготовки к главным стартам. Необходимо разрабатывать такие схемы построения подготовки в олимпийских и годичных циклах, которые позволили бы успешно участвовать в большом количестве соревнований в течение 8-10 месяцев года и одновременно обеспечили бы соблюдение базовых закономерностей планомерной подготовки к главным стартам года. Исследования последних лет и опыт практики убедительно свидетельствуют о возможности такого подхода (Платонов В. Н., 2005);

– разработка методики продления периода успешных выступлений спортсменов на заключительных этапах подготовки.

Коммерциализация и профессионализация спорта высших достижений обострили интерес к продлению успешной карьеры (спортивной) выдающихся атлетов. Это привело к результативным выступлениям большого числа спортсменов в самых различных дисциплинах далеко за пределами оптимальной (какая же тогда она оптимальная?) возрастной зоны для достижения наивысших результатов. Появилось много примеров демонстрации выдающихся достижений спортсменами в возрасте 30-35 лет и даже 38-40 лет не только в спортивных играх, но и в легкой атлетике, в велосипедном спорте, различных видах единоборств и других видах спорта. Это четко проявляющаяся в последние годы тенденция требует серьезного научного подкрепления в направлении совершенствования системы подготовки на заключительных этапах (Платонов В. Н., 2005);

– строгое увязывание системы подготовки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида. Это выражается в резком увеличении объема вспомогательной, и особенно специальной подготовки, в общем объеме тренировочных нагрузок. Общая подготовка как неспецифическая в ее традиционном понимании перестала играть существенную роль в тренировке спортсменов высокого класса и используется преимущественно как средство активного отдыха. Общая подготовка приобретает строго выраженный базовый характер, она становится тесно взаимосвязанной как по задачам, так и по содержанию со вспомогательной (полуспециальной) и специальной подготовкой.

Даже на ранних этапах многолетнего совершенствования необходимо строгое увязывание средств и методов подготовки, соотношение нагрузок различной направленности и т.д. требованиям планируемой в дальнейшем узкой специализации. Выполнение в детском и подростковом возрасте больших объемов общеподготовительных упражнений, не соответствующих требованиям будущей специализации, способно подавлять природные задатки юных спортсменов и лишать их возможности достижения выдающихся результатов;

– максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности и т. п. Это требует значительного повышения внимания к отбору и ориентации спортсменов на всех этапах многолетнего совершенствования, разработке индивидуальных программ подготовки, умелого сочетания индивидуальной и групповой форм подготовки.

В рамках обновления доминирующей парадигмы спортивной подготовки требуется перенос акцента с постоянного повышения основных параметров задаваемых нагрузок на все более полноценную реализацию возможностей и особенностей организма каждого атлета в конкретном виде спорта и условиях подготовки при эффективном использовании внетренировочных и внесоревновательных факторов. В этом плане целесообразным является установление направлений, принципов, факторов обеспечения и технологий реализации и индивидуализированного управления спортивной подготовкой.

Анализ и обобщение теоретико-методологичеких и технологических исследований по спортивной подготовке (Верхошанский Ю. В., 1998; Куликов Л. М., Рыбаков В. В., 1999; Платонов В. Н., 2005) позволяет предположить следующую обобщенную модель индивидуализированного управления, включающую три уровня моделирования (Рыбаков В. В., Алешин А. Н., Габов М. В., 2006). Первый уровень предполагает исследование моделей (теоретическое моделирование). Содержание данного уровня составляет рассмотрение спортивной деятельности как организованной сложности с использованием системного, эволюционного и синергетического подходов, определение основных направлений и принципов совершенствования системы спортивной подготовки, разработку модели-прогноза планируемого уровня спортивного мастерства.

Второй уровень имеет в виду построение моделей (проектировочное моделирование) и включает следующие операции: формирование и развитие индивидуальности личности (гены – задатки – способности); учет закономерностей индивидуальных особенностей развития адаптации (срочная адаптация – устойчивая адаптация – долговременная адаптация); определение оптимальной последовательности и длительности включения нагрузок различной преимущественной направленности; выявление нелинейности в задаваемых нагрузках, развитие ведущих систем организма, формировании адаптационных реакций, становлении общего и специфического компонентов спортивного мастерства; формирование модели-решения (программы спортивной подготовки).

Третий уровень – это реализация моделей (технологическое моделирование). Содержание этого уровня предполагает: учет условий подготовки (внетренировочные и внесоревновательные факторы); композиционное планирование (объединение видов и структур подготовки, форм специфической активности в функциональную систему); комплексный контроль и коррекцию процесса подготовки; модель-технологии реализации программы подготовки и поведения спортсменов.

В процессе индивидуализированного управления спортивной подготовки находит реализацию феномен «узнавания», понимаемый как соответствие выполняемых нагрузок наследственно обусловленной предрасположенности организма спортсменов к определенной двигательной деятельности, уровню здоровья и тренированности, текущему состоянию и условиям подготовки.

Принципиально важно является взаимодействие, взаимовлияние всех составляющих процесса спортивной подготовки (композиционная составляющая построения спортивной подготовки). Специфика соревновательной деятельности и прогноз ее изменения определяют основные параметры планируемых нагрузок, конкретизирующихся в индивидуальных моделях различных структур подготовки (контур abfg) и компонентах спортивного мастерства, реализуемых в соответствии с индивидуальными моделями подготовленности (контур achi). Результирующим звеном предложенной системы является «стыковка» индивидуальных моделей программ и условий подготовки («ключ») и моделей спортивного мастерства («замок»), обеспечивающая достижения прогнозируемого уровня спортивного мастерства (контур de) (в соответствии с рисунком 1).

 

 

Рисунок 1 – Алгоритм управления в системе спортивной подготовки

(Полозкова Н. Ф., 2009, переработано)

 

 

– стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов. В настоящее время отмечаются излишнее увлечение тренировочными и соревновательными нагрузками, средствами стимуляции работоспособности и одновременно недооценка полноценного отдыха, питания, восстановительных мероприятий. Именно здесь, особенно в рациональном питании, строго увязанном не только со спецификой вида спорта в целом, но и направленностью нагрузок в каждом структурном образовании тренировочного процесса, таятся значительные резервы повышения его эффективности.

В этом направлении необходимо обратить внимание и еще на один момент. Включение высоких нагрузок приводит к значительному утомлению организма спортсменов, стимулирующее восстановление и достижение «сверхвосстановления», «суперкомпенсации» (развитие, повышение тренированности). Искусственная интенсификация восстановительных процессов во многом «снимает» эффект утомления, достигаемого значительными тренировочными воздействиями;

– взаимосвязь системы подготовки к главным соревнованиям с географическими и климатическими условиями мест, в которых планируется их проведение. Следует постоянно иметь в виду, что проведение соревнований в условиях жаркого и холодного климата, среднегорья, при значительной смене часовых поясов способно самым существенным образом повлиять на уровень достижений спортсменов.

Учет этих факторов в системе подготовки позволяет нейтрализовать их отрицательное действие, добиться достижения наивысших результатов сезона в непривычных климатических и географических условиях;

– расширенное применение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, дающих возможность полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсменов; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное развитие различных двигательных качеств (например, силы и гибкости), физическое и техническое совершенствование; проведение тренировок в условиях среднегорья и высокогорья, позволяющее интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки к главным соревнованиям;

– ориентация всей системы спортивной подготовки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности. Это предусматривает не только совершенствование всех компонентов, значимых на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, но и создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах многолетней подготовки.

При этом необходимо учитывать, что в структуре соревновательной деятельности на уровне высшего спортивного мастерства значимыми часто оказываются компоненты, которые на ранних этапах, в силу возрастных особенностей спортсменов и закономерностей становления спортивного мастерства, не влияют существенно на уровень результатов. При этом при создании функционального фундамента на этапах предварительной и специализированной базовой подготовки целесообразно ориентироваться на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений, Ошибки, допущенные в этом плане, трудно компенсировать на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей;

– совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта или спортивной дисциплине, так и индивидуальных возможностей спортсменов. В этом плане предусматривается ориентация на групповые и индивидуальные модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности, соответствующую систему подбора и планирования средств педагогического воздействия, контроля и коррекции тренировочного процесса.

Показано, что данное направление, опирающееся на возможности современной диагностики и вычислительной техники, в настоящее время является одним из основных резервов совершенствования системы спортивной подготовки, так как позволяет создать необходимые условия для рационального управления состоянием спортсменов и протекания адаптационных реакций, обеспечивающих соответствие уровня подготовленности планируемой структуре соревновательной деятельности и заданному спортивному результату;

– расширение, конкретизация и частичная перестройка знаний и практической деятельности по ряду разделов спортивной подготовки (развитие двигательных качеств и способностей, планирование нагрузок в различных структурных образованиях, совершенствование сложных элементов спортивной техники, применение эргогенных средств и др.) в направлении обеспечения условий для профилактики спортивного травматизма.

Последнее связано с тем, что вследствие исключительно высокого уровня
тренировочных нагрузок современного спорта и резкого расширения в последние годы соревновательной практики, проблема травматизма превратилась в одну из самых острых в современном спорте. Травмы ломают карьеру многих талантливых спортсменов, не позволяют им в полной мере раскрыть свои, возможности, существенно укорачивают продолжительность выступлений на высшем уровне, приводят к серьезным проблемам со здоровьем.

Большинство (около 70-80%) травм являются следствием недостаточного уровня знаний тренеров и спортсменов в области профилактики спортивного травматизма, низкой квалификации спортивных врачей, которые, как правило, не имеют специального образования в области спортивной медицины. Свой негативный вклад в проблему спортивного травматизма вносит несовершенство ряда положений теории и методики подготовки спортсменов.

Последнее вполне понятно, если проанализировать развитие как общей теории и методики спортивной подготовки, так и теории, методики и, особенно, практики подготовки в различных видах спорта. Методика развития двигательных качеств и способностей, совершенствования техники, планирования нагрузок, использование внетренировочных и других факторов исторически рассматривалась с позиции обеспечения максимального тренировочного эффекта в отношении совершенствования тех или иных сторон спортивной подготовленности и практически игнорировала анализ факторов риска в отношении травм, особенно усталостных. В результате многие положения методики подготовки таят в себе угрозу повышенного спортивного травматизма. Это особенно касается методики развития гибкости и скоростно-силовых качеств, повышенной концентрации в отдельных структурных образованиях тренировочного процесса однонаправленных, близких по биомеханической структуре широкоамплитудных упражнений с высокой активацией скоростно-силового потенциала, объема и содержания разминки, подготовки в сложных климато-географических и погодных условиях и др. Поэтому в определенной коррекции ряда положений как общей теории, так и конкретной методики подготовки спортсменов кроются существенные резервы уменьшения травматизма и повышения качества процесса подготовки, продления успешной спортивной карьеры;

– динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция на основе постоянного изучения и учета как общих тенденций развития спорта высших достижений, так и особенностей развития конкретных видов спорта – изменение правил соревнований и условий их проведения, применение нового инвентаря и оборудования, расширение календаря и изменение значимости соревнований и т. д.

Вместе с тем, в современной системе спортивной подготовки сохраняются серьезные издержки, прежде всего, методического и нравственно-этического характера. Их этиология определяется тем, что в течение последних трех-четырех десятилетий наблюдались радикальные изменения в методике подготовки высококвалифицированных спортсменов. В условиях все усиливающейся конкуренции на первый план вышли неуклонно возрастающие параметры задаваемых нагрузок, существенно превышающие ресурсы адаптационных возможностей организма человека. Практическая невозможность справиться с огромными тренировочными и соревновательными нагрузками без дополнительных средств стимуляции работоспособности подталкивала спортсменов, тренеров, ученых и врачей к поиску этих средств, которые в большинстве случаев были опасными для здоровья спортсменов и потому запрещенными к употреблению (Бальсевич В. К., 1999; 2001).

Между тем, что касается спортивной подготовки, то ее нынешняя организация мало согласуется с закономерностями развития двигательного потенциала человека, выявленными в процессе его исследования с позиции эволюционного подхода (Бальсевич В. К., Запорожанов В. А., 1987; Бальсевич В. К., 1993; 1999). В частности, существующие методы организации и определения содержания спортивной подготовки не учитывают данных о многообразных и разноуровневых фенотипических сенситивностях восприятия тренирующих и обучающих воздействий со стороны морфофункциональных, нейрогуморальных и психологических систем организма спортсменов. Следует принять во внимание, что эти воздействия происходят в условиях развивающихся в организме спортсменов глубокоэшелонированных, а, зачастую, и несовместимых процессов адаптации к двигательным и психоэмоциональным нагрузкам разного характера, объемов и интенсивности.

В связи с этим возникают новые неопределенности при оценке их воздействий на оперативное, текущее и будущее состояние тренируемых спортсменов (Бальсевич В. К., 1988; 1999; Лысаковский И. Т., 1997; Шестаков М. П., 1998;
Vеrсhоshаnskу Y., 1987; 1988; 1990; 1992; 1996).

Действительно, трудно себе вообразить совпадение рукотворных планов, определяющих содержание, объемы и интенсивность этих воздействий, пусть даже гениальных по качеству предвидения динамики состояния спортсменов, с достаточно стохастическим ритмом формирования фенотипических сенситивностей данных воздействий.

Необходимость преодоления этого противоречия обусловливает принципиальную важность создания системы непрерывного контроля за состоянием развивающихся и развиваемых двигательных качеств, способностей, морфофункциональных, биомеханических и других связанных с реализацией двигательной функции систем организма спортсменов, обеспечивающих позитивную эволюцию его двигательных способностей, адекватность двигательных действий потребностям эффективности его соревновательной практики и поддержание гомеостазиса в режимах сохранения резервов, необходимых для нормальной жизнедеятельности (Бальсевич В. К., 1999).

В педагогическом смысле эта методологическая установка означает целесообразность построения такой дидактической структуры, которая бы обеспечивала непрерывную коррекцию объемов, интенсивности, формы биомеханической реализации, психологического обеспечения и прогнозирования результативности тренирующих воздействий, направленных на достижение актуальных и долгосрочных целей спортивной подготовки. Общий формат и контуры составляющих ритм тренирующих нагрузок в этом случае оказываются детерминированными в самом общем виде двумя факторами: во-первых, состоянием двигательной и других обеспечивающих спортивную результативность функций и взаимодействующих с ними систем организма, учтенных вплоть до возможно более высокой степени дифференциации; и, во-вторых, целями разного порядка и разными ограничениями возможностей для коррекции в связи с динамикой состояния морфофункциональных систем организма спортсменов, их психического и иммунного статуса.

При таком подходе и объемы, и интенсивность, и содержание, и направленность тренирующих воздействий оказываются обусловленными реальными процессами, протекающими в организме занимающихся, гибко регулируемыми тренерами и спортсменами, а не придуманными километрами, килограммами и тоннами ожидающих подъемов отягощений, количествами подходов и повторно, переменно или интервально преодоленных отрезков соревновательных дистанций с пугающими и зачастую толком не объясненными цифрами для микро-, мезо- и макроциклов спортивной подготовки.

Сам по себе методологический орнамент периодизации учебно-тренировочного процесса в этом случае также смягчает свой нынешний жесткий «каббалистический» (непонятный, запутанный или загадочный) смысл и традиционную привязку к неделям, месяцам, временам года или олимпийским четырехлетиям, и заменяется обоснованной и постоянно корректируемой в деталях гибкой логикой организации тренировочного процесса, построенной на основе реальных фактов и перманентно (от фран. реrmаnеnt; от лат. реrmаnеns – постоянный, непрерывный) проверяемых и уточняемых гипотез, а не на умозрительных построениях от общих достигнутых объемов и интенсивностей, обрекающих спортсменов и тренеров на рискованную «стрельбу по площадям» с результатом, который становится известным тогда, когда уже почти ничего нельзя изменить.

Общим для спортсменов и тренеров стало лавинообразное возрастание потребностей в объективных критериях оценки состояния двигательного потенциала атлетов, их здоровья и освоении методов прогнозирования их изменений в ближайшем и отдаленном будущем. Взаимодействие тренеров и спортсменов в интересах удовлетворения этих потребностей становится одним из важнейших условий достижения высокой эффективности процесса спортивной подготовки. Кроме взаимного обмена информацией, такое взаимодействие обеспечивает поиск согласованных решений, получения новой информации, привлечение к этому процессу конкретных ученых, врачей, специалистов разного профиля, способных обеспечить удобное и качественное информационное и аналитическое обслуживание (обеспечение) тренировочного и восстановительного процессов в ходе многолетней и краткосрочной специализированной спортивной подготовки (Бальсевич В. К., 1999).

Рассматривая динамику спортивных достижений в процессе многолетней подготовки как развитие в виде сходящейся спирали, следует иметь в виду, что с ростом квалификации и увеличением стажа занятий спортом уменьшаются функциональные и адаптационные резервы организма, сужается круг средств, методов, форм и условий дальнейшего роста спортивного мастерства.

Повышение тренирующего потенциала задаваемых нагрузок у высококвалифицированных спортсменов при значительном исчерпании функциональных резервов достигается за счет (Куликов Л. M., Рыбаков В. В., 1999):

– роста удельного веса, соревновательных воздействий и повышения конкуренции в тренировочных занятиях;

– увеличение однонаправленности и концентрированное нагрузок в отдельных тренировочных структурах;

– повышение вариативности («скачкообразности» и «контрастности») задаваемых нагрузок;

– поиска действенных средств и методов, разработки принципов использования и технологий реализации общего (комплексного, интегрального) и избирательного совершенствования специфического компонента мастерства спортсменов высокой квалификации.

В связи с этим должно быть изучено воздействие локальных, региональных и глобальных нагрузок с позиции взаимосвязи процессов адаптации и компенсации. С повышением уровня спортивного мастерства во все большей степени появляется необходимость в суперточечных и своевременных тренирующих воздействиях. Это обусловлено следующими причинами.

Во-первых, с повышением спортивного мастерства наблюдается естественное исчерпание адаптационных резервов, происходит приспособление к задаваемым нагрузкам, снижается их адаптационная восприимчивость; именно данные обстоятельства требуют мощных и направленных тренирующих воздействий. Во-вторых, при общем и избирательном воздействии осуществляется совершенствование (часто крайне неэффективное) качеств, функций, свойств организма, многие из которых находятся в антагонистическом проявлении взаимоотношения друг с другом. В-третьих, изучение интегральных, комплексных, дифференциальных и локальных составляющих спортивного мастерства показало, что локальные компоненты на различных уровнях спортивного мастерства могут выступать в качестве ведущих, определяющих соревновательную и тренировочную результативность.

В спортивной подготовке реализуется единство цикличности и поступательности развития. Это проявляется прежде всего в особенностях структуризации спортивной подготовки. Получило теоретическое к экспериментальное обоснование положение об оптимальной последовательности и длительности включения нагрузок различной преимущественной направленности в структурах тренировочного процесса.

На наш взгляд, это положение достаточно эффективно при рациональной реализации в различных структурах, начиная от сочетания отдельных упражнений в занятиях, нагрузок в течение дня и заканчивая этапами многолетней подготовки. При этом с увеличением продолжительности структуры меняются принципы и установки комплексирования нагрузок. В малых структурах приоритет имеет подход, связанный с «разведением» ближайших нагрузок на основе их величины, направленности и последовательности включения (Матвеев Л. П., 1977; Платонов В. Н., 1980; 1987; Рыбаков В. В., 1983). В более длительных структурах эффект повышается при использовании преимущественно однонаправленных воздействий (Верхошанский Ю. В., 1982; 1985; 1988; Гельмут Р. Я., Грозин Е. А., Рыбаков В. В., 1984; Гельмут Р. Я., 1985), обеспечивающих достижение «критической массы» соответствующих адаптационных перестроек. При реализации данного положения ведущее место занимает критерий оптимизации преемственности нагрузок различной преимущественной направленности, предусматривающий создание положительных следов, положительного фона от применения предыдущих нагрузок для текущих и последующих воздействий.

Рациональная последовательность определяет оптимальную (необходимую и достаточную для исчерпания текущего адаптационного резерва) длительность включаемых нагрузок и в этом плане имеется достаточно много исследовательского материала, касающегося продолжительности получения выраженных и устойчивых адаптационных изменений конкретного характера. Использование таких материалов при условии их тщательного анализа позволяет определить временные границы для реализации текущего адаптационного резерва организма и спрогнозировать количественные изменения в адаптационных сдвигах тех или иных функциональных систем (Верхошанский Ю. В., 1985; 1988; 1998; Рыбаков В. В., Уфимцев А. В., Алешин И. Н., Сидоров А. Д., 2002; Рыбаков В. В., Уфимцев А. В., Молчанов В. А., Полозкова Н. Ф., 2002; Рыбаков В. В. и др. 2003; Bouchard С., Malina R., 1983; Verchoshansky Y., 1987; 1988; 1990; 1992; 1996; Tschiene P., 1991; 1992; Platonov V. N., Fesenko S. L., 1994; Platonov V. N., Bulatova M. M., 1995; Shestakov M., Selujanov V., 1997; Zatsiorsky V. M., 1998).

Все сказанное требует улучшения научно-методического обеспечения спортивной подготовки. Обновление научно-методического обеспечения спортивной подготовки может быть отражено в следующем алгоритме (в соответствии с рисунком 2).

 

 

Рисунок 2 – Алгоритм обновления научно-методического обеспечения спортивной подготовки

 

Реализация предложенного алгоритма предполагает акцентированное внимание на следующих направлениях модернизации системы спортивной подготовки:

1 Соревновательная деятельность в различных дисциплинах и прогноз ее изменения. При этом необходим прогноз развития конкретной дисциплины (спортивного результата, спортивного мастерства, технологий и условий подготовки, материально-технического обеспечения) на 10-15 летнюю перспективу. Последнее обусловлено тем, что спортивный отбор, ориентация и подготовка должны иметь в виду требования не сегодняшнего дня, а того момента, когда будет необходимо демонстрировать наивысшие результаты.

2 Факторы достижения прогнозируемого уровня спортивного мастерства. В этом плане необходимо выделить следующие:

– генетическая предрасположенность (отбор и ориентация);

– модельные характеристики мастерства сильнейших спортсменов с учетом прогноза развития спортивной дисциплины;

– программно-методическое обеспечение (программы подготовки и технологии их реализации);

– научное обеспечение (специализированные научные центры: исследования фундаментального и прикладного характера, комплексные научные группы – построение программ подготовки и контроль за их реализацией);

– медико-биологическое обеспечение (лечение и профилактика травматизма и заболеваний, рациональное питание, эффективность восстановления, стимуляция работоспособности и мобилизации функциональных резервов);

– материально-техническое обеспечение (спортивная инфраструктура, финансирование);

– организационно-управленческое обеспечение (взаимодействие министерств, управлений, федераций).

3 Факторы формирования прогнозируемого уровня спортивного мастерства:

– модели ранних этапов многолетней подготовки (этапы, направленность, продолжительность, закономерности долговременной адаптации);

– модели годичной подготовки (варианты периодизации, направленность и продолжительность периодов и этапов, закономерности устойчивой адаптации и реализации текущего адаптационного резерва); модели периодов, этапов и мезоциклов подготовки (закономерности устойчивой адаптации);

– модели тренировочных упражнений, сеансов, занятий, дней, фрагментов, модулей, микроциклов (закономерности срочной адаптации, формирование срочных, отставленных, частных и кумулятивных эффектов).

4 Факторы обеспечения и реализации спортивного мастерства:

– модельные характеристики соревновательной деятельности;

– модельные характеристики общей и специальной физической подготовленности (уровень и соразмерность развития основных двигательных качеств и способностей);

– модельные характеристики технико-тактического мастерства;

– модельные характеристики психологической подготовленности;

– модельные характеристики морфофункциональных возможностей (рост, вес, соотношений мышечной, жировой и костной тканей, состав мышечных волокон, сердечно-сосудистая, дыхательная системы, гормональный и иммунный статус и т. д.).

5 Индивидуализированное управление в системе спортивной подготовки:

– выявление предрасположенности и перспективности к специализации в конкретной спортивной дисциплине;

– этапное управление;

– текущее управление;

– оперативное управление;

– контроль и коррекция тренировочных, соревновательных и обеспечивающих воздействий.

Подготовка высококвалифицированных спортсменов не поддается однозначному описанию. В ней выделяют, по крайней мере, три типа деятельности, составляющих непосредственно процесс спортивной подготовки (Олейник В. Г., Моченов В. П., 1984):

– спортивно-педагогическая деятельность;

– научно-исследовательская деятельность;

– административно-управленческая деятельность.

Для каждого типа деятельности должна быть сформулирована цель, определен субъект и объект деятельности, зафиксировано ее основное содержание. Для спортивно-педагогической деятельности в системе спортивной подготовки цель – достижение прогнозируемых максимальных индивидуальных спортивных результатов, субъект – тренер, объект – спортсмен (команда), содержание – формирование запланированного уровня спортивного мастерства. Для научно-исследовательской деятельности цель – получение нового знания, субъект – ученый исследователь, специализированные научные центры, объект – преобразование наличного знания в новое знание, развитие и внедрение инновационных спортивных технологий. Для административно-управленческой деятельности цель – непрерывность и эффективность учебно-тренировочного (технологического) процесса и обеспечение его соответствия избранной стратегии подготовки, субъект – менеджер, оргработник, объект – процесс становления спортивного мастерства, содержание – организация и всестороннее обеспечение спортивной подготовки.

Модернизация спортивной подготовки предполагает создание соответствующей бизнес – модели с четким разделением на политиков, менеджеров, которых в России почти нет, тренеров, спортсменов и обеспечивающий персонал. Требуется координация деятельности государственных органов, олимпийского комитета России и спортивных федераций. Необходима разработка и внедрение новых стандартов управления, финансовой и экономической деятельности, популяризация и развитие спорта в различных образовательных учреждениях, в первую очередь в школах, укрепление позиций в международных организациях, борьба с допингом, медицинское обеспечение, создание комплексных научных групп (КНГ).

Организационной основой реализации новой научно-технологической концепции совершен


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.