Лекция 4. Познавательная сфера личности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Лекция 4. Познавательная сфера личности

2017-10-21 651
Лекция 4. Познавательная сфера личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 4. Познавательная сфера личности

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Традиционно в отечественной психологии (по В. В. Петухову) принято выделять две группы психических процессов.

Специфические, или собственно познавательные, процессы, которыми являются ощущение, восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально:

ощущение — это выделение свойств предмета, сенсорика, чувственность;

восприятие — это восприятие предмета в целом, а также перцепция — восприятие изображения, объектов;

мышление — это отражение отношений между предметами, их существенных для познания свойств.

Неспецифические, т. е. универсальные, психические процессы — память, внимание и воображение. Эти процессы называют также сквозными, в том смысле, что они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Универсальные психические процессы являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего «Я» во времени:

— память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;

— внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;

— воображение прогнозирует будущий опыт.

1. Понятие об ощущении

2. Определение, функции ощущений.

3. Физиологические механизмы ощущений.

4. Классификация видов ощущений

 

Определение, функции ощущений

Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственномвоздействии на рецепторы.

Функции ощущений

Сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

 

Анатомо - физиологические представительство ощущений

Модальность (виды ощущений) Чувствительный орган Качество ощущений Рецепторы, с работой которых связаны ощущения
зрение сетчатка Яркость Контраст Движение Величина Цвет Палочки и колбочки
Слух улитка Высота Тембр Волосковые клетки
Равновесие   Вестибулярный орган Сила тяжести Вращение   Макулярные и вестибулярные клетки
Осязание   Кожа   Давление Вибрация   Окончания Руффини Диски Меркеля Тельца Пачини
Вкус   Язык   Сладкий и кислый Горький и соленый   Вкусовые сосочки на кончике языка Вкусовые сосочки у основания языка
Обоняние   Обонятельные нервы Цветочный, фруктовый, мускусный, пикантный запах Обонятельные рецепторы  

 

Понятие о восприятии

1. Определение, функции восприятия

2. Физиологические основы восприятия

3. Классификация видов восприятия.

ФУНКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ.

Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции.

Отражательная – обеспечивает ориентировку в окружающем мире;

Регулятивная – регулирование поведения и деятельности в объективных условиях среды и субъективными потребностями субъекта.

 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

Предметность восприятия отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности, относящихся к определенному классу явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.

Апперцепцияэто зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Так, в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки, психического состояния каждого из них, воспринимая предметы, человек выражает свое отношение к ним.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т.д. благодаря осознанию человеком сущности и значения предметов становится возможным и целенаправленное их использование.

Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обусловлено знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

 

 

Лекция 5. Внимании

1. Определение, критерии, функции внимания

2. Физиологические основы внимания

3. Свойства внимания

4. Виды внимания

Свойства внимания

Концентрация внимания – это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой задачи.

Избирательность внимания – это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

Распределение внимания – это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.

Объектом внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания – это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

 

Виды внимания

По степени активности: 1) непроизвольное, 2) произвольное и 3) послепроизвольное внимание.

По происхождению: 1) природное, 2) социальное.

По использованию средств: 1) непосредственное, 2) опосредованное.

По объекту внимания: 1) внешнее (чувственное), 2) внутреннее (интеллектуальное).

Внимание непроизвольное – возникающее стихийно, не связано с участием воли, носит пассивный характер, так как навязывается внешними по отношению к цели деятельности событиями. Проявляется в ориентировочной автоматической рефлекторной реакции на раздражитель. Его стимулируют все новые, интересные, сильные раздражители.

Внимание произвольное – вид внимания, для которого характерно наличие сознательной цели и волевого усилия. Носит активный характер, опосредовано социально выработанными способами поведения и по происхождению связано с трудовой деятельностью. Стимулами являются потребности, мотивы, необходимость и значимость стимулов.

Внимание послепроизвольное – вид внимания, который появляется при вхождении в деятельность после произвольного внимания. При этом сохраняется целенаправленность деятельности, но снижается напряженность (появляется как бы «второе дыхание»). Это высшая форма профессионального внимания (Н. Ф. Добрынин).

Внимание природное – врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.

Внимание социально обусловленное – складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным и сознательным реагированием на объекты.

Внимание непосредственное – не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным потребностям человека.

Внимание опосредованное – регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Внимание внешнее (чувственное) – по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Внимание внутреннее (интеллектуальное) – связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

 

 

Лекция 4. Познавательная сфера личности


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.