Упражнения, актуализирующие направленность и стремление жить, прорабатывающие образ будущего — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Упражнения, актуализирующие направленность и стремление жить, прорабатывающие образ будущего

2017-10-11 20577
Упражнения, актуализирующие направленность и стремление жить, прорабатывающие образ будущего 4.95 из 5.00 19 оценок
Заказать работу

Инструментами формирования образа будущего могут являться разнообразные методики, позволяющие рационально продумывать и выстраивать перспективу собственной жизни. К ним относятся методики, исследующие психологическое время личности, соотношение составляющих «прошлое-настоящее-будущее», а также описывающие варианты работы с главными жизненными событиями.

Ниже приведены упражнения и их модификации, которые можно использовать психологам в работе с детьми подросткового и старшего школьного возраста. Такие техники эффективно применять в работе с детьми, пережившими психотравмирующее событие, утративших смысл и цель жизни, выявляющих суицидальные тенденции, а также в других случаях, где необходимо укрепление образа будущего.

Техника первичного прояснения будущего (Ю. Ушакова)

Подростку предлагается в беседе (индивидуальной или групповой) письменно ответить на следующие вопросы:

1. Какой я хочу видеть свою жизнь:

Завтра –

Через неделю –

Через месяц –

Через год –

Через 5 лет –

Через 10 лет –

К середине своей жизни –

2. Кем я хочу быть сегодня –

3. Кем я хочу стать через несколько лет –

4. Какие способности я имею, чтобы стать таким:

5. Какие препятствия могут возникнуть на моем пути:

6. Что я собираюсь делать по использованию своих способностей и возможностей:

7. Что я собираюсь делать со своими препятствиями и ограничениями:

В последующем необходимо провести обсуждение написанного (в индивидуальной форме или во время групповой беседы).

 

«Изменение образа жизни» (И.Г. Малкина-Пых)

Подростку предлагается в беседе (индивидуальной или групповой) письменно ответить на следующие вопросы:

1. Что значит для меня моя жизнь сейчас?

2. Что она могла бы значить?

3. Что моя жизнь значит для других сейчас?

4. Что она могла бы значить для других?

5. Что является для меня действительно важным? (Укажите пять вещей, явлений и т.д., которые вы цените больше всего в жизни).

6. Каковы приоритеты моих ценностей? (Проранжируйте их в порядке важности или значимости).

7. Насколько мой нынешний образ жизни отображает те ценности, которые для меня важны?

8. Какие три действия я могу совершить, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?

9. Что ещё я для этого сделаю?

10. Какие обязательства придают моей жизни смысл?

11. Какие переживания придают моей жизни смысл?

12. Какие достижения придают моей жизни смысл?

13. Что заставляет мое сердце петь?

14. Что служит для меня неизменным источником радости?

15. Что позволяет мне ощутить себя по-настоящему счастливым?

16. Что просто доставляет мне регулярное удовольствие?

17. Насколько сейчас мой образ жизни вмещает и включает:

• то, что придает моей жизни смысл?

• то, что заставляет мое сердце петь?

• то, что служит для меня источником радости?

• то, что позволяет мне ощутить себя по-настоящему счастливым?

• то, что регулярно доставляет мне удовольствие?

18. Какие три действия я могу совершить, чтобы в моей жизни стало больше:

• того, что придает моей жизни смысл?

• того, что заставляет мое сердце петь?

• того, что делает меня по-настоящему счастливым?

• того, что служит для меня неизменным источником радости?

• того, что регулярно доставляет мне удовольствие?

В последующем необходимо провести обсуждение написанного (в индивидуальной форме или во время групповой беседы).

 

Упражнение «Я из будущего» (И.Г. Малкина-Пых)

В этом упражнении вы сможете встретиться со своим будущим профессиональным Я и посмотреть, чему оно сможет вас научить. Упражнение продлится около 15 минут, и затем мы можем обсудить полученный вами опыт и поговорить о том, как он связан с вторичной травмой.

Разумеется, ваше участие полностью добровольно. Я только попрошу после того, как начнется упражнение, не вставать, чтобы не беспокоить других.

Релаксация:

Устройтесь поудобнее, можете снять обувь, если вам ничего не мешает, закройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании. Погружаясь в мягкий ритм своего дыхания – вдох и выдох, вдох и выдох, – вы почувствуете, как волны расслабления охватывают вас. С каждым выдохом выходит напряжение, с каждым вдохом по телу распространяется расслабление. Вы чувствуете расслабление во всех частях тела, от верхушки головы. Лоб, глаза, рот, лицо, шея, плечи, руки, кисти, торс, бедра, ноги, ступни, пальцы ног расслабляются. Все тело расслаблено, и расслабление увеличивается с каждым вдохом.

Почувствуйте, как вы покачиваетесь на мягком, пушистом облаке. Почувствуйте мягкость воздуха, нежность ветерка, ощутите спокойствие и безопасность. До вас могут доноситься разные звуки, мысли приходят вам в голову. Просто отметьте их и отпустите, и возвращайтесь к своему дыханию.

Облако может медленно дрейфовать туда, куда вы хотите, оно плывет в ваше будущее. Медленно, по мере того, как вы будете чувствовать себя готовыми, облако останавливается и мягко растворяется, оставляя вас для встречи с вашим будущим профессиональным Я.

Основная часть:

Представьте, как вы входите в кабинет или другое рабочее место в будущем. Ваше будущее Я приветствует вас, а вы оглядываетесь по сторонам. "Каким вам видится окружающее пространство? Какие предметы перед вами? Каким вам видится ваше будущее Я? Как вы выглядите? Как вы изменились? Вы выросли, стали более зрелым? Дайте себе время, чтобы осознать, что вы чувствуете, находясь в этом пространстве. Найдите возможность занять место рядом или напротив своего будущего Я. Почувствуйте опору стула или кресла, на котором вы сидите. Обратите внимание на свет и цвета, которые вас окружают, на звуки и запахи, температуру.

А теперь прислушайтесь к тому, что говорит о вашей профессиональной жизни ваше будущее Я. Есть ли какие-то вопросы, которые вы хотели бы задать своему будущему Я. Спросите и выслушайте ответ. Что ваше будущее Я чувствует по поводу работы? Что доставляет наибольшее удовлетворение? Какие воспоминания вызывают особую гордость? Что утешает больше всего?

Как себя чувствует ваше будущее Я в конце рабочего дня? Послушайте и задайте любые вопросы, которые вас волнуют.

Может, у вашего будущего Я есть вопросы к вам? Что-нибудь, что оно вам хочет сказать, предложить или дать?

Хотя прошло совсем немного времени, но вы можете почувствовать, что вы уже получили то, что хотели от встречи со своим будущим Я. Время, которое вам требовалось провести вместе, почти закончилось, и ваше будущее Я предлагает вам прийти к нему в любой момент, когда вам понадобится. Есть ли что-то в кабинете, что-то в окружающем пространстве или какие-то предметы, которые помогут вам сохранить связь с вашим будущим Я? Вы можете взять их и принести с собой сюда, в ваше настоящее.

Время прощаться. Вы знаете, что еще сможете встретиться со своим будущим Я.

Выход:

После того как вы закроете двери, позвольте вновь мягкому облаку подобрать вас и осторожно понести назад, в настоящее. Медленно вернитесь в комнату, чувствуя, что вы получили то, в чем нуждались. По мере того как я буду считать от 10 до 1, вы будете чувствовать, как к вам постепенно возвращается рабочий настрой и готовность оказаться здесь. (Считайте от десяти до одного, повторяя слова о возвращении рабочего настроя и готовности скоро открыть глаза.) Вернитесь к ощущению себя в настоящем и, когда будете готовы, открывайте глаза.

Обсуждение:

Вы можете задать участникам следующие вопросы. – Как выглядит будущее Я и пространство, в котором оно находится?

– Что оно чувствует?

– Что вы узнали от него? Что вы сможете взять с собой?

– Что вы ощущали, видя себя в будущем?

– Какие перемены вы отметили?

Вариантом этого упражнения может быть предложение встретиться с мудрецом. Это может быть какая-то известная участнику личность или его собственная мудрая часть, его внутренняя мудрость.

 

Упражнение «Три желания» (И.Г. Малкина-Пых)

Вы нашли старую запечатанную бутылку, выброшенную волнами на берег. Вы открыли ее, оттуда появился джинн и пообещал исполнить три ваших желания. Когда будете обдумывать, что загадать, помните, что желания должны оставаться в пределах человеческих возможностей. Они должны быть увлекательными, но правдоподобными.

1. Напишите ваши три желания.

2. Выберите одно, наиболее важное для вас.

3. Напишите о своем желании четко и подробно, как о главной жизненной цели.

4. Что вы делаете или собираетесь сделать для достижения этой цели?

5. Каковы препятствия для ее достижения?

6. Если хотите, повторите пункты 3–5 для оставшихся двух желаний.

Обсуждение

Что вы чувствовали, когда писали о своей цели, принимая ее всерьез? Почему?

Упражнение – 20минут, обсуждение – 3-5 минут на каждого участника.

 

Графическая методика «Линия жизни» (В.Н. Куницына)

Методика делает акцент на временном аспекте субъективной картины жизни. Суть её в том, что изучаемый отмечает на горизонтальной прямой основные даты своей жизни, отграничивает прошлое, настоящее и будущее.

Инструкция: Начертите горизонтальную линию, которая будет означать Ваш жизненный путь от рождения до смерти. Затем поставьте на ней две точки ("рубежи"), отграничивающие Ваше прошлое от настоящего и настоящее от будущего.

Повторите эту линию с отметками на ней и датируйте рубежи.

Напишите, какие события, причины, факты послужили для определения "Рубежа". Подчеркните главные события.

 

«История жизненных переживаний личности» (Н.Г. Осухова)

По предложению психолога человек на листе чертит систему координат: на листе бумаги вертикальная линия – положительный-отрицательный полюса переживаний; горизонтальная линия – переживания прошлого-будущего. В ходе беседы на ней отмечаются наиболее важные события жизни в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Далее отмеченные события соединяются линией.

Во время беседы психолог задает вопросы о наиболее важных событиях, а также о переживаниях человека, которые вызвало каждое из этих событий. Дальнейшая работа проводится на построение позитивного образа будущего. Обсуждение жизненного пути позволяет самому человеку взглянуть на свои проблемы со стороны, принять своё прошлое, осознать уникальность своей жизни, попытаться простроить линию жизни по направлению к будущему.

При анализе необходимо учитывать, что человек называет «переломными событиями жизни», т.е. значимыми событиями, нарушающими преемственность его существования. Как известно, изменения в кризисной ситуации могут носить как позитивный характер личностного роста, так и негативный характер сужения возможностей личностного развития. Переломное значение события разделяет временную ось биографии на время «до» и «после», возникает феномен «неравноправия этапов прошлого», который определяет репертуар выборов в процессе жизнетворчества обращением лишь к недавним событиям.

 

В одной из вариаций использования графического изображения линии жизни (Е.А. Иванова-Кружкова) предлагается отмечать отрезки жизни, условно соответствующие трем годам, начиная с рождения. Вместо соотнесения с событий к позитивному и негативному полюсу здесь предлагается разукрашивать отмеченные отрезки цветными карандашами. Выбор цвета соответствует отражению основного настроения и эмоций каждого периода. При дальнейшем обсуждении психолог расспрашивает о выборе и значении цвета (особенно темных оттенков), а также интересуется, что помогло пережить тяжелые события, на какие ресурсы опирался человек, и что из этого может пригодиться в будущем.

 

Использование элементов арт-терапии в построении образа будущего

Вариантами работы по формированию образа будущего являются арт-терапевтические методики. Например, создание триптиха с изображением человеком себя в прошлом, настоящем и будущем. Инструкция может содержать предложение нарисовать отрицательные и положительные моменты своего будущего. Также можно предложить: «Изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения, а каждое направление раскрасьте определенным цветом»; «Нарисуйте, откуда вы пришли, где находитесь и куда движетесь»; «Нарисуйте ваши потери в прошлом, то, что вы приобрели в настоящем, и то, что вы можете приобрести в будущем. С каким цветом это ассоциируется?» и т.д.

Венгер А.Л. предлагает изображать на одном листе «Прошлое. Настоящее. Будущее», при этом отмечает, что тревожным знаком для психолога является отсутствие в рисунке клиента изображения (в сфере будущего) какой-либо его мечты. Если нет мечты, то нет желаемой цели, и помощь специалиста должна быть направлена на проработку с клиентом того, что ему бы хотелось в целом, к чему тот стремится. Следующим шагом является построение плана действий, который возможен в том случае, если определены желаемые перспективы и цели. «Тогда мы можем уже говорить о планировании – о выстраивании своей сегодняшней жизни не как периода, который надо переждать, а как вполне содержательного периода жизни».

Одним из вариантов использования арт-терапии является задание изобразить символически суть своего жизненного пути (типа экслибриса, оттиска и др.), сформулировать девиз своей жизни. Результаты выполнения заданий в виде рисунков и девизов обсуждаются с их авторами. Это упражнение стимулирует на более ответственное и осознанное отношение к ходу своей жизнедеятельности, а также и стремление дорожить временем жизни.

 

Упражнение «Осознание жизненных кризисов» (П. Ферручи)

1. Вспомните три кризиса, пережитых вами в жизни (ситуации, которые вызвали у вас сильное переживание). Затем сделайте свободный рисунок каждого из них, выражая чувства, которые вы испытывали во время кризиса, и существо случившегося. Рисуйте свободно, не пытаясь сделать рисунок красивым.

2. Теперь возьмите рисунки, представляющие 3 кризиса, и положите перед собой в соответствии с хронологией событий.

3. Всмотритесь в ваши рисунки, проследите в них непрерывность, если можете ее почувствовать. Вы можете рассматривать кризис как переход между двумя фазами вашего развития. Попытайтесь усмотреть в каждом кризисе новый жизненный импульс, новую черту вашей личности, которая рождается и прокладывает себе путь.

4. Осознайте также, каким образом вы встречали свои кризисы. Пытались ли вы отсрочить или игнорировать их? Усиливали ли возникающую боль, цеплялись ли за старые привычки? Были ли вы мужественны перед лицом кризисов? Переживали ли каждый кризис по-разному?

5. Помните: кризис означает, что существующий порядок рушится, а новый, возможно, более совершенный, занимает своё место. В период между старым и новым порядком возникают временные дезинтеграция и переживания, боль. Но это естественный процесс, т.к. жизнь – это школа, а кризисные ситуации – наиболее важные уроки. Поэтому принятие кризисов есть самый практический способ быть свободным и в трудной ситуации.

 

Использование метафорических ассоциативных карт для работы по формированию образа будущего.

Одним из современных и эффективных методов работы в диагностической работе, консультировании и коррекционной деятельности психологов являются метафорические ассоциативные карты. Трансформируя через ассоциации свою проблему, человек с помощью специалиста, ищет способы её решения, приходит к пониманию определенных событий в его жизни и выбору оптимальных путей выхода из ситуации. Ассоциативные метафорические карты позволяют аккуратно и бережно прикоснуться к болезненным темам, проработать неприятные моменты и сложные переживания.

В упражнениях на проработку травматических переживаний предлагается выбрать ассоциативную карту, соответствующую самой ситуации. Затем выбрать ряд карт, соотносящихся с тем, что человек чувствовал в тот момент, что ему мешало, а что помогало, и какой урок он извлек из случившегося. Для простраивания образа будущего можно предложить выбрать карты, соответствующие тем «палочкам-выручалочкам», которые помогли преодолеть кризисные ситуации, и обсудить, что из этого арсенала может помочь в будущем преодолевать трудности. Просьба выбрать ассоциативную карту, которая соответствует образу клиента в будущем, заставляет его замыслиться над жизненными перспективами.

Использование метафорических ассоциативных карт для построения образа будущего возможно, как в групповой работе с детьми, так и в индивидуальной проработке с обучающимся, проявляющим суицидальные склонности.

 

Упражнение «Карта будущего» (И.Г. Малкина-Пых)

Представление своего будущего в виде карты местности позволит участникам более четко осознать свои цели. Метафорическое выражение целей в виде пунктов на карте, а путей их достижения в виде улиц и дорог помогает участникам создать в воображении наглядную картину своего будущего. После создания такой карты каждый сможет соотнести цели между собой и понять, насколько они сочетаются друг с другом, какие препятствия встречаются на пути к ним, какие новые возможности открываются.

«Начертите карту своего будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти. Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем? Какие препятствия вам предстоит преодолеть? На какую помощь вы можете рассчитывать? Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места? Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь? У вас есть 30 минут».

Обсуждение:

- Где находятся важнейшие цели?

- Насколько они сочетаются друг с другом?

- Где вас подстерегают опасности?

- Откуда вы будете черпать силы для того, чтобы достичь желаемого?

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Упражнение – 30 минут, обсуждение – 10 минут на каждого участника.

 

Упражнение «Растущие цели» (И.Г. Малкина-Пых)

Подумайте, пожалуйста, о том, к чему вы стремитесь, о тех состояниях, достижение которых доставляет (или может доставить) вам удовольствие.

Назовите, пожалуйста, четыре таких состояния, воспользовавшись следующим ассоциативным рядом:

1. Зимняя цель – никому не видна и редко осуществляется, поскольку лежит глубоко в земле в виде зернышка. Может вырасти в цель, видную и красивую при соответствующем уходе и заботе.

2. Весенняя цель – при данных условиях уже проросла, но росток нежный и беззащитный, может быть легко затоптан.

3. Летняя цель – созрела и цветет, цветы всем видны и очевидны, могут быть и плоды.

4. Осенняя цель – зрелая и плодоносящая, требует лишь постоянного полива, цвести и плодоносить при должном уходе будет долго.

После непродолжительной подготовки, в ходе которой участники формулируют свои цели на листках бумаги, тренер предлагает каждому рассказать группе о собственных целях.

Обсуждение:

- Можете ли вы сказать, что эти цели могли бы быть привлекательны и для вас самих?

- Действительно ли речь идет о целях или мы имеем дело со средствами?

Подготовка – 5 минут, упражнение – 10 минут, обсуждение – 5-7 минут на каждого участника.

 

Упражнение «Шаг к цели»

Подростков просят нарисовать горизонтальный отрезок и отметить на нём 11 точек на равном расстоянии друг от друга, обозначить их цифрами от 0 до 10. Отрезок символизирует путь к достижению цели. Крайняя левая точка (0) обозначает ситуацию, когда цель не достигнута, крайняя правая (10) – ситуацию, когда цель достигнута полностью. Подросткам предлагается написать рядом с каждой из двух точек несколько слов, которые бы описали соответственно наихудшее и наилучшее положение дел. После этого участников просят оценить с помощью получившейся шкалы собственное положение дел, то насколько они близки к своей цели. Они отмечают соответствующую цифру, потом надо нарисовать от этой точки стрелку к следующей «Вот ближайший шаг на пути к вашей цели, даже если пока она полностью не достижима, хотя бы этот шаг сделать можно и нужно». Подумайте, что нужно сделать и когда именно вы это сделаете.

По ходу проводится групповое обсуждение.

 

Упражнение «5 шагов»

Смысл упражнения – повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Игра может проводиться как в круге (для 6 – 12 участников), так и при работе с классом. Среднее время на игру – 30-40 минут. Процедура включает следующие этапы:

1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже – совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).

2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.

3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

4. Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.

5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.

6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие поп росы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).

7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2-3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант.

В другом случае, можно сразу объединить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

 

Упражнение «Планирование будущего»

Упражнение способствует осознанному выстраиванию образа своего будущего, конкретизации целей и планов.

Присутствующим предлагается написать приблизительный план своего будущего. При этом рекомендуется для начала выделить основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейную, профессиональную, досуговую.

Инструкция: «В каждой сфере необходимо наметить главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить более-менее реальные цели и спрогнозировать реальные события.

Теперь нужно выделить ближние и ближайшие цели, как этапы и пути достижения дальних целей. Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты».

Обращается внимание на наличие или отсутствие противоречий между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Помогают ли они друг другу, или не оказывают друг на друга никакого негативного влияния? Важно постараться согласовать их.

Далее участникам предлагается оценить свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей и определить пути преодоления этих недостатков.

Далее необходимо отметит все внешние препятствия на пути к обозначенным целям, после чего определить пути преодоления внешних препятствий.

Важно также предложить присутствующим оценить возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).

Последним этапом выполнения упражнения является ответ на вопрос: «С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана. Укажите конкретную дату».

По возможности необходимо провести групповое обсуждение.

 

Упражнение «Объявления» (И.Г. Малкина-Пых)

Выполняя это упражнение, участники могут сформулировать и проговорить вслух свои цели, утвердиться в них и принять их как само собой разумеющееся.

«У каждого из нас есть цели, которые мы держим в голове, в сердце и в душе. К чему вы стремитесь в своей жизни? Вы можете сейчас набросать объявления о целях, которые для вас очень важны. Это могут быть самые разнообразные объявления: покупка недвижимости или квартиры, предложение рабочих мест, обмен или «Разное». Вы можете написать объявления о поиске партнера, друга, ребенка, консультанта, сотрудника и т. п. или же изобрести абсолютно новую разновидность объявлений.

Указывайте каждый раз:

- что именно вы ищете,

- каковы ваши конкретные пожелания,

- что вы готовы предложить взамен.

Снабдите тексты объявлений своими координатами. Где бы вы хотели опубликовать свои объявления? Если вам не удается подобрать подходящую газету или журнал, придумайте новые.

Обсуждение:

- Легко ли было сформулировать цели, конкретизировать пожелания, и то, что вы готовы предложить взамен желаемого?

Упражнение – 30 минут, обсуждение – 3-5 минут на каждого участника.

 

Игра «Спящий город» (Б.Б. Айсмонтас)

Цель: актуализация особенностей поведения каждого из участников в межличностном взаимодействии с целью учета этих особенностей в совершении жизненного выбора. Первоначально данная игра была разработана для помощи старшеклассникам в более обоснованном выборе профиля дальнейшего профессионального обучения.

Игра может быть проведена как с группой в 12-15 человек, так и с целым классом и рассчитана на учащихся 9-11 классов. Длительность – 1 час.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, ватманы, маркеры.

Ход занятия:

Игровая процедура построена по принципу традиционных деловых игр и включает следующие этапы:

1) Инструкция: «В некотором городе, примерно в таком городе, как наш, некоторые злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить людей необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого нужно предложить жителям простые и понятные, но при этом реалистичные программы улучшения жизни». По условию игры наш класс (или группа) должен в течение урока разработать программы по следующим направлениям:

1 - порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлений и правонарушений (юридические аспекты);

2 - более совершенное управление городом (мэрская власть, управление);

3 - оживление экономической жизни, повышение благосостояния и занятости жителей (экономика в широком смысле);

4 - счастье жителей, помощь в решении семейных, личностных проблем, помощь в поиске смысла жизни (психологические аспекты);

5 - здоровье жителей, профилактика заболеваний, решение экологических проблем (медицина).

Сейчас мы разобьёмся на группы и в соответствии с перечисленными программами попробуем составить программы, чтобы пробудить жителей города.Но при этом мы должны выполнить важно условие: если хотя бы одна из программ вообще никем не будет разрабатываться, то спящие жители даже и слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться».

2) Ведущий кратко записывает на доске названия программ (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Далее он предлагает поднять руки тем участникам, которые хотели бы поработать над первой программой (порядок), и выписывает количество желающих на доске. После этого – желающих поработать над второй программой и т.д. Если окажется, что для какой-то программы желающих вообще не найдется, то нужно будет напомнить о том, что в этом случае игры не получатся.

3) Далее ведущий рассаживает все команды за отдельные столы и дает следующее задание: «В течение 10-15 минут каждая группа должна на листочке определить 5 основных дел для реализации своей программы. Сначала можно выписать не 5, а больше таких дел, но потом в процессе группового обсуждения необходимо оставить только 5 самых важных направлений работы. При этом все выделенные дела (направления работы) обязательно должны быть реалистичными, т.е. необходимо учитывать реальную ситуацию (примерно такую же, как в вашем городе на данный момент...). Желательно, чтобы предлагаемые программы поменьше напоминали то, что предлагают обычно так называемые экономические и политические лидеры, т.е. постарайтесь предложить более толковые программы... После этого каждая группа должна будет определить, кто из ее участников выступит от имени данной группы (представит разработанную программу) и ответит на вопросы остальных участников игры».

4) Участники приступают к работе. Некоторое время ведущий не вмешивается в обсуждения и лишь отвечает на уточняющие вопросы, а далее все чаще и чаще напоминает участникам об истекающем времени и что в каждой группе должен быть выбран докладчик (или два докладчика), которые представили бы свой проект программы.

5) Наконец, докладчики от каждой группы представляют свои программы и отвечают на вопрос. Чтобы данный этап проходил интереснее, ведущий также должен быть готов задавать вопросы в случаях, если учащиеся вдруг растеряются и перестанут задавать свои вопросы докладчикам. Поэтому ведущему предварительно следует заготовить небольшой перечень острых вопросов для каждой группы. На данном этапе особенно важно поддерживать высокую динамику обсуждения. Опыт проведения данной игры показал, что учащиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. Например, многие программы часто оказывались мало реалистичными из-за «проблем с финансированием» или из-за «слабой подготовки кадров»...

6) При подведении общего итога все участники сами должны определить по каждой группе, насколько предложенные программы были продуманными, реалистичными, интересными и насколько удалось сделать эти программы не противоречащими друг другу... Если большинство программ удовлетворяют этим условиям, то можно сказать, что жители города если и не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и «потянутся»...

Обсуждение: участники высказываются по кругу «Что понравилось?», «Что узнал(а) нового?», «Что удалось, а что нет?».

 

II блок


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.