Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

2017-10-11 608
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.: ил.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

 

Задачи преподавания чтения и развития речи :

· отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

· учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

· социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

 

Основные направления коррекционной работы:

 

§ Коррегировать артикуляционный аппарат.

§ Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

§ Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

§ Развивать речь, владение техникой речи;

§ Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

§ Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

§ Развивать познавательные процессы.

§ Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

 

 

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

 

 

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

 

 

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.

 

 

Литература для внеклассного чтения

1. Русские народные сказки.

2. Сказки народов мира.

3. Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

4. Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».

5. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

6. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

 

 

Структура курса

Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 137 часов, 4часа в неделю.

Таблица основных тем по четвертям.

 

Тема раздела четверти Итого:
       
  Устное народное творчество 4ч.       4ч.
  Сказки 17ч.       17ч.
  Картины родной природы:
  • Лето
  • Осень
  • Зима
  • Весна
  9ч. 2ч.     6ч.   9ч. 18ч.     9ч. 8ч. 9ч. 18ч.
  О друзьях-товарищах   11ч.     11ч.
  Басни И. Крылова   4ч.     4ч.
  Спешите делать добро   10ч. 3ч.   13ч.
  О животных     10ч. 5ч. 15ч.
  Из прошлого нашего народа       13ч. 13ч.
  Из произведений зарубежных писателей       16ч. 16ч.
  Итого:   32ч. 31ч. 40ч. 34ч. 137ч.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

По чтению и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.

 

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3-5 стихотворений.

 

Чтение и развитие речи.

5 класс (137 часов в год)

Тематика произведений.

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях и жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении о жизни животных.

Навыки чтения.

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения; темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя; найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение (проводится ориентировочно один раз в месяц).

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Устное народное творчество.

Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.

Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».

Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».

Картины родной природы.

Русские писатели о природе:

Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы».

А. Платонов «Июльская гроза».

И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна».

В. Астафьев «Осенние грусти».

А. Толстой «Весенние ручьи».

Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».

О друзьях – товарищах.

Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести).

В. Медведев «Фосфорический мальчик».

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

Я. Аким «Твой друг».

Спешите делать добрые дела.

Н. Хмелик «Будущий олимпиец».

О. Бондарчук «Слепой домик».

В. Осеева «Бабка».

А. Платонов «Сухой Хлеб».

В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд».

Р. Рождественский «Огромное небо».

О животных.

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»).

А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).

К. Паустовский «Кот Ворюга».

Б. Житков «Про обезьянку».

Э. Асадов «Дачники».

Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны».

С. Михалков «Будь человеком».

Из прошлого нашего народа.

О. Тихомиров «На поле Куликовом».

С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».

Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).

Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…».

Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

отвечать на вопросы учителя;

пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

6 – 10 стихотворений наизусть.


Календарно – тематическое планирование

№ п/п Дата Кол-во часов Тема урока Стр. Коррекционная работа
Устное народное творчество
      Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. 3-4 Развивать устную связную речь, через работу над закличками, приговорками.
      Пословицы и поговорки. 5-6 Развивать память, внимание, мышление.
      Загадки. 6-8 Коррекция умения рассказывать считалки, потешки.
      Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» 8-10 Заучивать пословицы, поговорки и загадки.
Сказки
      «Никита Кожемяка» (Русская сказка) 11-13 Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
      Внеклассное чтение «Русские народные сказки»   Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
      «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) 14-15 Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.
      «Золотые руки» (Башкирская сказка) 15-18 Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
      «Морозко» (Русская сказка) 18-23 Развивать умения пересказывать отрывки из текста.
      «Два Мороза» (Русская сказка) 24-27 Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.
      «Три дочери» (Татарская сказка) 27-28 Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
      Внеклассное чтение «Сказки народов мира»   Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
9-11     А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 29-39 Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
12-16     По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» 41-50
      Обобщающий урок по теме «Сказки» 51-52 Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.
Картины родной природы
      Лето. Г. Скребицкий «Июнь» 53-54 Соблюдение пунктуации.
      И. Суриков «Ярко солнце светит…» 54-55 Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
3-6     А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) 55-61 Развивать связную речь.
      А. Прокофьев «Берёзка» 61-62 Расширять словарный запас.
      Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»   Соблюдение пунктуации.
      Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето»   Развивать познавательную деятельность
      Осень.По Г. Скребицкому «Сентябрь» 64-65 Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
      По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» 66-67 Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
      К. Бальмонт «Осень»   Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно.
      По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» 69-71 Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
      По В. Астафьеву «Осенние грусти…» 72-73
      И. Бунин «Первый снег»   Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
      Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Осень»   Развивать познавательную деятельность
      Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг»   Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
О друзьях-товарищах
1-2     Ю. Яковлев «Колючка» 75-79 Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи.
      Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» 80-82
      Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) 83-87 Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
      В. Медведев «Фосфорический» мальчик» 88-91
6-8     Л. Воронкова «Дорогой подарок» 92-96 Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
      Я. Аким «Твой друг» 96-97
      Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах»   Развивать познавательную деятельность
      Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры»   Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
Басни И. Крылова
      И. Крылов «Ворона и Лисица» 99-100 Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
      И. Крылов «Щука и Кот» 101-102
      И. Крылов «Квартет» 102-104 Коррекция правильного произношения, грамматического строя речи.
      Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова»   Развивать познавательную деятельность
Спешите делать добро
      Н. Хмелик «Будущий олимпиец» 105-108 Развивать связную речь через пересказ.
      О. Бондарчук «Слепой домик» 108-109 Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов.
3-6     В. Осеева «Бабка» 110-117
7-8     А. Платонов «Сухой хлеб» 118-124
      В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» 124-127 Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно.
      В. Брюсов «Труд» 127-128  
      Р. Рождественский «Огромное небо»   Развивать связную речь через пересказ.
      Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро»   Развивать познавательную деятельность
      Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине»   Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
Картины родной природы
      Зима.Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»   Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
      Г. Скребицкий «Декабрь» 132-133
      К. Бальмонт «К зиме» 133-134 Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.
4-5     Г. Скребицкий «Всяк по-своему» 134-137
      С. Есенин «Поёт зима – аукает…» 137-138 Развивать связную речь через заучивание.
      С. Есенин «Берёза»   Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.
      А. Пушкин «Зимняя дорога»  
      Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима»   Развивать познавательную деятельность
      Весна. Г. Скребицкий «Март» 141-142 Развивать связную речь.
      А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» 142-143 Расширять словарный запас.
      Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»   Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
      Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) 143-144 Развивать артикуляционный аппарат.
      Г. Скребицкий «Весна - красна» 145-147 Развивать связную речь через заучивание.
      Г. Скребицкий «Грачи прилетели» 147-148 Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий.
      Г. Скребицкий «Заветный кораблик» 148-149 Совершенствовать словесную систему мышления.
      Г. Скребицкий «В весеннем лесу» 149-151 Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.
      А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») 152-153
      А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»   Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
      А. Блок «Ворона»   Развивать связную речь через заучивание.
      Е. Серова «Подснежник»   Развивать внимание, воображение, память. через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления.
      И. Соколов – Микитов «Весна» 156-157
      И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»   Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
      С. Есенин «Черёмуха»  
      Я. Аким «Весна, Весною, о весне» 159-160 Развивать артикуляционный аппарат.
      Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» 161-162 Развивать познавательную деятельность
      Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»   Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
О животных
1-2     Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») 163-169 Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.
3-5     А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») 169-175 Развивать связную речь через пересказ.
      К. Паустовский «Кот Ворюга» 176-179 Развивать зрительное восприятие, память.
7-9     Б. Житков «Про обезьянку» 180-186 Развивать адекватную самооценку, навыки самостоятельной работы.
      Э. Асадов «Дачники» 187-189
      Э. Асадов «Дачники» 187-189 Развивать внимание, воображение, память.
      Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» 189-191 Расширять словарный запас.
      С. Михалков «Будь человеком» 192-193 Развивать связную речь через пересказ.
      Обобщающий урок по теме «О животных» 193-194 Развивать познавательную деятельность
      Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик»   Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
Из прошлого нашего народа
      По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» 195-196 Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.
      По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» 197-199 Развитие волевых качеств, познавательных интересов.
      По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям»   Развитие волевых качеств, познавательных интересов.
      По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» 201-203 Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.
      Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 204-207 Развивать диалогическую речь.
6-9     А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) 207-216 Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.
      По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» 217-221 Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности.
      Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» 222-223 Развитие волевых качеств, познавательных интересов.
      Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок»   Развивать диалогическую речь.
      Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа»   Развивать познавательную деятельность
Из произведений зарубежных писателей
1-2     В.Гюго «Гаврош» (отрывки) 224-229 Развивать связную речь.
3-7     М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) 229-238 Развитие волевых качеств, познавательных интересов.
8-11     С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 239-247 Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения.
12-14     Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) 247-251
      Обобщающий урок по теме 251-252 Развивать познавательную деятельность
      Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово»   Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту.

 

ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.: ил.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

 

Задачи преподавания чтения и развития речи :

· отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

· учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

· социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

 

Основные направления коррекционной работы:

 

§ Коррегировать артикуляционный аппарат.

§ Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

§ Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

§ Развивать речь, владение техникой речи;

§ Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.

§ Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

§ Развивать познавательные процессы.

§ Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

 

 

Примерная тематика курса

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.

 

 

Навыки чтения

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

 

 

Внеклассное чтение

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.

Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц.

 

 

Литература для внеклассного чтения

1. Русские народные сказки.

2. Сказки народов мира.

3. Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

4. Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».

5. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

6. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

 

 

Структура курса

Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 137 часов, 4часа в неделю.

Таблица основных тем по четвертям.

 

Тема раздела четверти Итого:
       
  Устное народное творчество 4ч.       4ч.
  Сказки 17ч.       17ч.
  Картины родной природы:
  • Лето
  • Осень
  • Зима
  • Весна
  9ч. 2ч.     6ч.   9ч. 18ч.     9ч. 8ч. 9ч. 18ч.
  О друзьях-товарищах   11ч.     11ч.
  Басни И. Крылова   4ч.     4ч.
  Спешите делать добро   10ч. 3ч.   13ч.
  О животных     10ч. 5ч. 15ч.
  Из прошлого нашего народа       13ч. 13ч.
  Из произведений зарубежных писателей       16ч. 16ч.
  Итого:   32ч. 31ч. 40ч. 34ч. 137ч.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

По чтению и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.

 

Минимальный уровень


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.