Семинарское занятие - 1 час. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семинарское занятие - 1 час.

2017-10-11 246
Семинарское занятие - 1 час. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие и принципы федеративного устройства России.

2. Государственно-правовые признаки России как федеративного государства.

3. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.

4. Государственные символы России.

 

К семинарскому занятию студентам предлагается подготовить научные сообщения на темы:

«Институт федерального вмешательства в России»;

«Принципы государственной целостности и право народов на самоопределение: корреляция и современные проблемы реализации»;

«Федерализм в России и современные межнациональные проблемы»;

«Конституционно-правовой статус столицы Российской Федерации»;

«Административно-территориальное устройство Нижегородской области».

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Определите разницу между понятиями «федеральное вмешательство» и «федеральное присутствие» (см.: ЛЕКСИН В.Н. ОБ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТАХ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ //Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3; СТАНСКИХ С., ФОГЕЛЬКЛУ А. ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ //Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11)

2. Составьте таблицу «Развитие федерации в России», включив в нее нормативно-правовые акты, оформившие отдельные этапы становления федеративных отношений, а также решения Конституционного Суда, способствовавшие формированию доктрины федерализма:

Время принятия акта Наименование акта Содержание Пояснения
       

3. М. В. Баглай считает, что создание федеральных округов не затрагивает конституционных основ федерализма и не ущемляет конституционно-правовой статус субъектов РФ. Полномочный представитель Президента не наделен властными полномочиями, он обеспечивает реализацию Президентом своих конституционных полномочий. Проанализируйте Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. с изм. и доп. и определите характер функций и полномочий полномочного представителя Президента РФ.

4. В чем различия между Конституциями республики и Уставами других субъектов?

5. Сравните нормы ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. и ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. и укажите, какие соглашения (договоры) и в каком порядке могут заключать субъекты федерации с зарубежными государствами?

6. 15 марта 1996 г. Государственная Дума приняла Постановление, подтвердившее юридическую силу результатов референдума о сохранении СССР, а также признала утратившим силу Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О денонсации Договора об образовании СССР». Таким образом Госдума сделала попытку реконструировать СССР и денонсировать Договор о создании СНГ от 8 декабря 1991 года. Дайте юридический анализ решений Государственной Думы.

7. Какой смысл вкладывает Конституция в формулировку «изменение статуса субъекта»? Включает ли оно изменение наименования субъекта? Происходит ли изменение статуса при образовании в РФ нового субъекта?

8. Какие способы предусмотрел Федеральный конституционный закон для образования нового субъекта? Могут ли образоваться, например, на территории Омской области, две новых области?

 

Рекомендуемая литература:

Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос в государственном устройстве Российской Федерации. – М., 2000.

Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. – 2000. – № 6.

Андриченко Л. В., Постников А. Е. Проблемы разграничения законодательных полномочий в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов России // Журнал российского права. − 2008. − № 5.

Анисимов А.П., Мелихов А.И. Проблемы разграничения совместных предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов // Конституционное и муниципальное право, 2013, N 1

Анненкова В.Г. Право на сецессию и обеспечение единства Российского государства // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 3.

Арбузкин А.М. Взаимоотношения Российской Федерации и её субъектов: конституционно-правовое регулирование. – М., 2000.

Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. – 2001. – № 5.

Глигич-Золотарёва М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 2.

Гончаров И.В. Федеральное вмешательство как способ контроля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 2.

Гумашвили Л.Э. К вопросу о федеративной ответственности и ее аспектах на примере решения «чеченского кризиса» // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 2.

Демидов М.В. Место и роль Федеративного и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в системе федеративных отношений в России // Конституционное и муниципальное право", 2013, N 3

Доровских Е. М. Правовые аспекты национально-языковой политики в Российской Федерации // Журнал российского права. − 2008. − № 11.

Загоровская Т.В. Федерализм в России: проблемы и перс­пективы развития // Конституционное и муниципальное право. − 2008. − № 12.

Ирхин И.В. Концепция федерализма и практика ее воплощения в современном мире // Конституционное и муниципальное право", 2013, N 3

Исаева Н.В. Федерализация и конституционное право народов на самоопределение в дискурсе правовой идентичности // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 2.

Конев Ф.Ф. Суверенитет: народный или национальный? // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 6.

Краснова О.И. Законодательное регулирование разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации: состояние, проблемы и перспективы совершенствования // Государство и право. − 2008. − № 12.

Крылов Б.C. Государственный суверенитет: современные проблемы // Конституционное и муниципальное право. − 2008. − № 6.

Кульчевский В.В. Особый статус административно-территориальных единиц в укрупненных субъектах РФ // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – № 2.

Кутафин О.Е. Российская автономия: монография. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации, конституционная модель, практика. – М., 1999.

Малчинов А.С. Территориальное планирование в Российской Федерации: правовые аспекты // Конституц. и муниципальное право. – 2010. – № 1.

Найденко В.И. Правовые средства противодействия коррупции как фактору, способствующему распространению этнонационального экстремизма в Российской Федерации // Журнал рос. права. – 2009. – № 6.

Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. – 2009. – № 11.

Туманов С.Н. Формы, методы и способы осуществления внешних функций Российского государства: проблема понятия и соотношения // Конституционное и муниципальное право, 2013, N 1

Федерализм в России. – Казань, 2001.

Филиппова Н.А. «Федеральное вмешательство» и «федеративный процесс» как категории конституционного права // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 8.

Черкасов К.В. Федеральные округа в механизме модернизации современного российского федерализма // Журнал российского права. − 2008. − № 8.

Чертков А.Н. Законодательное регулирование территориального устройства Российской Федерации: проблемы и решения // Журнал российского права. – 2009. – № 12.

Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации // Государство и право. – 2003. – № 8.

Чурсина Е.В. О нормотворческой деятельности субъекта РФ по предметам совместного ведения // Конституционное и муниципальное право. – 2005. – № 4.

Декларация "О государственном суверенитете РСФСР" // Сборник законодательных актов РСФСР о государственном суверенитете, Союзном договоре и референдуме (с комментариями). – М.: Сов. Россия, 1991.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 2009. – 21 января.

Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" // СЗРФ. – 2007. – № 1 (часть 1). – Ст. 1.

Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" // СЗРФ. – 2006. – № 29. – Ст. 3119.

Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" // СЗРФ. – 2005. – № 42. – Ст. 4212.

Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" // СЗРФ. – 2004. – № 13. – Ст. 1110.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации" // СЗРФ. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4916.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" // СЗРФ. – 2000. – № 52. (ч. 1). – Ст. 5020.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" // СЗРФ. – 2000. – № 52. (ч. 1). – Ст. 5021.

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" // СЗРФ. – 2000. – № 52. (ч. 1). – Ст. 5022.

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" // Росс. газета. – 2005. – 7 июня.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Росс. газета. – 1999. – 12 октября.

Федеральный закон 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" // Росс. газета. – 1996. – 23 июня.

Закон РФ от 15 апреля 1993 года № 4802-I "О статусе столицы Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 19. – Ст. 683.

Закон РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 года // Росс. газета. – 1992. – 26 августа.

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I "О недрах" // Росс. газета. – 1992. – 26 февраля.

Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г. // Росс. газета. – 1991. – 11 декабря.

Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.) // Росс. газета. – 1992. – 4 апреля.

Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 "О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗРФ. – 2000. – № 20. – Ст. 2112.

Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. № 841 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра вместо наименования Ханты-Мансийский автономный округ // Росс. газета. – 2003. – 1 августа.

Указом Президента РФ от 9 июня 2001 г. № 679 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Чувашская Республика - Чувашия вместо наименования Чувашская Республика - Чаваш республики // Росс. газета. – 2001. – 14 июня.

Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г. № 173 в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия - Хальмг Тангч // Росс. газета. – 1996. – 15 февраля.

Указом Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20 в часть первую статьи 65 Конституции включены новые наименования субъектов Российской Федерации - Республика Ингушетия и Республика Северная Осетия - Алания вместо наименований Ингушская Республика и Республика Северная Осетия // Росс. газета. – 1996. – 14 января.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.