Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва в Сурском крае. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва в Сурском крае.

2017-10-07 1083
Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва в Сурском крае. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

XVIII в. был в России периодом расцвета крепостничества. Вторая половина этого столетия получила образное название «Золотой век русского дворянства». Феодальный и государственный гнёт, произвол местной администрации вызывали недовольство народных масс и стихийный протест против господ. Участились случаи бегства крепостных крестьян, сопротивление при сборе налогов, жалобы на помещиков и управляющих имениями. Происходили нападения беглых крестьян на помещичьи усадьбы. Весной 1765 г. вспыхнуло восстание крестьян села Ивановского Пензенского уезда, которое охватило затем 11 селений. Царская администрация жестоко подавляла народные выступления, но они вспыхивали вновь и вновь. Апогеем этой борьбы стало участие народных масс Сурского края в крестьянской войне под руководством Е.И. Пугачёва.

Начавшееся в сентябре 1773 г. среди яицкого казачества, народное движение под руководством Е.И. Пугачёва охватило огромную территорию Оренбургского края, Урала, Западной Сибири, Среднего и Нижнего Поволжья. В борьбу были вовлечены десятки тысяч повстанцев: русские, татары, башкиры, мордва, чуваши. В конце 1773 г., когда Сурский край был ещё далеко от центра событий, здесь уже чувствовалось приближение крестьянской войны. Крестьяне отказывались платить налоги и выполнять феодальные повинности, ссылаясь на манифесты Е.И. Пугачёва, прихода которого они ждали. Летом 1774 г., потерпев поражение у Казани, Е.И. Пугачёв переправился на правый берег Волги и под натиском царских войск стал отступать вниз по течению. Этот период стал кульминацией крестьянской войны. Суть событий точно и ярко охарактеризовал А. С. Пушкин: «Пугачёв бежал, но бегство его казалось нашествием. Никогда успехи его не были ужаснее, никогда мятеж не свирепствовал с такой силой. Возмущение переходило от одной деревни к другой, от провинции к провинции».

20 июля Е. И. Пугачёв под Курмышом переправился через Суру и, стремясь создать новую повстанческую армию, развернул широкую агитацию среди местного населения. Он издал свой знаменитый манифест, в котором объявил народу вольность и освобождение от всех налогов и повинностей, жаловал землями, лесными угодьями, рыбными ловлями и соляными озерами и призвал крестьян к беспощадному истреблению помещиков. Антифеодальная агитация подняла волну крестьянских восстаний, которая охватила и Сурский край. Крупные крестьянские отряды появились в Большом Цивильском лесу Пензенского уезда, в других уездах губернии.

23 июля Е. И. Пугачёв занял Алатырь, потом направился к Саранску. Преследуемый царскими войсками Е. И. Пугачёв не желал терять время, поэтому не стремился брать города штурмом. Он останавливал отряд недалеко от города, в который высылал своих представителей с указом о сдаче «законному государю». В Саранск такую грамоту привёз атаман Ф. Чумаков с 20 казаками. Саранский воевода, большинство чиновников и дворян, зная настроения населения, даже не пытались организовать сопротивление и бежали из города. Простые жители во главе с прапорщиком инвалидной команды М. Шахмаметовым и архимандритом Петровского монастыря Александром 27 июля вышли для торжественной встречи Е. И. Пугачёва, который пробыл в городе два дня забрал военные припасы и казённые деньги, часть из которых раздал местному населению. В город крестьяне свозили помещиков для суда и расправы. Всего было казнено около 300 дворян. Назначив новую администрацию из числа своих сторонников, пополнив свои отряды за счёт подошедших крестьян, двинулся к Пензе. Его путь проходил через сёла Семилей, Бекетовка, Большой Вьяс, Бессоновка. С приближением повстанческой армии крестьяне поднимались на борьбу: казнили помещиков, захватывали их имущество, вступали в столкновения с царскими войсками. Только в Пензенском уезде в эти дни было уничтожено более 400 помещиков и членов их семей. Действия восставших крестьян существенно осложняли правительственным отрядам преследование Е.И. Пугачёва.

1 августа посланцы Е. И. Пугачёва прибыли в Пензу, сам он в это время находился в Ухтинке. На следующий день жители во главе с начальником гарнизона секунд-майором Г. Герасимовым и духовенством с хоругвями и иконами вышли встречать Е. И. Пугачёва. Пензенский воевода А. А. Всеволожский вместе с несколькими дворянами закрылся в своём доме и погиб при вступлении повстанцев в город. Е. И. Пугачёв приказал выпустить колодников, раздал населению бесплатно соль и казённые деньги, назначил свою администрацию. Для него местные власти дали праздничный обед в доме купца А. Кознова, на месте которого сейчас стоит памятный камень. Правительственные войска были на подходе, поэтому уже ночью 2 августа повстанцы, забрав военные припасы, ушли из города.

Через несколько дней отряд Е. И. Пугачёва покинул территорию Сурского края, но поднятая им волна крестьянских выступлений продолжала катиться по губернии. Восставшее население объединялось в отряды, некоторые из которых насчитывали по несколько тысяч человек. Ими руководили местные вожаки, объявлявшие себя соратниками Е. И. Пугачёва. Под Пензой действовал двухтысячный отряд Михайлова. В Инсаре восставшие горожане и крестьяне окрестных сёл образовали собственное управление, создали отряд под началом Петра Евстафьева. Повстанческий отряд крестьянина Якова Иванова, насчитывавший более тысячи человек и десять пушек. Он действовал на территории Инсарского, Нижнеломовского, Керенского и Наровчатского уездов. На территории Пензенского и Петровского уездов сформировался трехтысячный отряд крепостного крестьянина Ивана Иванова из с. Каменка. Восставшими были захвачены почти все уездные города, кроме Керенска. И. Иванов предпринял две неудачных попытки захватить Пензу. О размахе крестьянских выступлений говорит тот факт, что для борьбы с ними правительству пришлось задействовать значительные силы. Были мобилизованы Казанский и Пензенский дворянские корпуса, 7 полков и 3 роты пехоты, 7 кавалерийских полков, 4 конных полка, 9 лёгких полевых команд, 18 гарнизонных батальонов, 11 эскадронов регулярной кавалерии, 4 полка донских казаков. Подавлением крестьянского движения на территории края некоторое время лично руководил главнокомандующий карательными войсками граф П. Панин. Восставших крестьян казнили, пытали, ссылали в Сибирь, но восстание продолжалось на территории края всё лето и осень 1774 г.

 

Культура Сурского края.

Интеграция Сурского края в состав России способствовала его вхождению в культурное пространство страны. В XVIII столетии в культурной жизни края отразились тенденции характерные для русской провинции этого периода. Специфику региона определял его многонациональный состав, что предполагало диалог культурных традиций русского, мордовского, татарского, чувашского народов.

Огромную роль в культуре (особенно народной), в это время продолжала играть религия. Религиозное единство расширяло возможности взаимовлияния этнических культур. Поэтому христианизация нерусских народов края способствовала интеграции местных культурных традиций. Сам процесс христианизации неоднозначно воспринимался местным населением. Распространением государственной религии в Поволжье руководила Контора новокрещенских дел (1740-1764) в Казани. Проводя политику «кнута и пряника» русская православная церковь стремилась ускорить процесс христианизации местного населения. Однако смена духовных ориентиров у целого народа процесс сложный и длительный. Часть населения, спасаясь от христианизации, бежала на левый берег Волги. Другие принимали православие лишь формально. Так, христианизация мордвы официально была закончена к середине XVIII в., реально же мордва по-прежнему продолжала поклоняться языческим богам. Еще сложнее обстояло дело с татарским населением, находившимся в рамках другой мировой религии – ислама. Несмотря на все усилия христианских миссионеров, большая часть татар осталась мусульманами. Постепенно христианские культурные ценности всё же стали проникать в местную культуру мордвы и татар, что способствовало их сближению с культурой русского народа. Новокрещеное население привносило в религиозную жизнь элементы своих духовных обрядов и традиций, что в дальнейшем перенималось русскими соседями. Духовная жизнь населения края, таким образом, превращалась в сплав различных национальных традиций и культур.

Православная церковь способствовала развитию образования в крае. На сурской земле долгое время основными культурными и педагогическими центрами оставались монастыри. В 1778 г. в Саранске на подворье Петровского монастыря была открыта трёхклассная духовная гимназия. В 1780 г. в Нижнеломовском Казанском монастыре открылась духовная семинария, где кроме богословия преподавались языки и другие светские предметы.

Во второй половине XVIII в. в губернии стало развиваться светское образование. 29 января 1786 г. Екатерина II издала указ о составлении плана «для заведения университета в Пензе». Но для его создания не хватило преподавателей. Университет в Пензе появился лишь через двести лет. Вместо университета в центре наместничества открылось первое светское всесословное учебное заведение – главное народное училище с 3-летним обучением, а в 1789 г. — при нем благородный пансион для дворян. В этом же году в Саранске открылось двухклассное малое народное училище. В других городах края светских общественных учебных заведений не было. Большинство грамотного населения, особенно дворян, получало домашнее образование. Грамотность среди простого населения была чрезвычайно низкой.

Со времён Петра I в культурной жизни страны выделяется пласт дворянской, весьма европеизированной, культуры. В провинции черты дворянской культуры особенно ярко проявились во второй половине столетия, когда русское дворянство, освобожденное от обязательной службы, получило возможность проводить жизнь в своих имениях, куда они переносили привычную культурную атмосферу столиц. Так формируется дворянская усадебная культура. В дворянских усадьбах этого периода господствовал стиль классицизма. Особо зримо он проявился в архитектуре. На территории края наиболее яркими примерами этого стиля являлись: дворцовый комплекс князя А.Б. Куракина в с. Надеждино (ныне с. Куракино Сердобского района), построенный по проекту знаменитого архитектора Дж. Кваренги и дворцовый ансамбль в с. Зубриловка (ныне с. Зубрилово Тамалинского района), принадлежавшего генерал-майору, флигель-адъютанту Екатерины II князю С.Ф. Голицыну. Для обслуживания таких дворцов использовался труд многочисленных крепостных. У А.Б. Куракина в с. Надеждино было свыше 300 дворовых крестьян. В дворянских усадьбах появляются крепостные театры. В конце столетия в губернии и по всей России славилась крепостная оперная труппа и оркестр губернского предводителя дворянства А. Е. Столыпина. После смерти хозяина в начале XIX в., многие столыпинские артисты и музыканты были выкуплены и взяты на казённую сцену – в состав московского Большого театра. В усадьбах местных дворян гостили известные представители русской культуры. Так в Зубриловке бывали Г.Р. Державин, И.А. Крылов. Крепостные мастера создавали для хозяев шедевры мирового уровня. К их числу можно отнести мастеров стекольного промысла с мануфактуры Н.А. Бахметева, Ивана Вершинина и Александра Вершинина, создавших знаменитые «вершининские» стаканы, секрет изготовления которых не открыт до наших дней.

Местное дворянство способствовало развитию городской культуры. В губернском центре появляется ряд общественных, административных и культовых зданий соответствующих всем лучшим традициям эпохи. Это воеводский дом в Пензе, сейчас там военный госпиталь (ул. Кирова, 17), построенный в 60-е гг. XVIII в.; здание губернского дворянского собрания, сегодня это здание Законодательного собрания Пензенской области (ул. Кирова, 13), строившееся с 1794 по 1798 г. В 1788 г. на Городской (ныне Советской) площади Пензы был выстроен в стиле классицизма губернаторский дом, ныне резиденция пензенского митрополита, строения Троицкого женского монастыря (ул. Кирова). В 1793 г. в Пензе открывает первый театральный сезон, театр под руководством вице – губернатора И.М. Долгорукова.

Наиболее значимый в развитие русской культуры внесло творчество нашего земляка писателя А. Н. Радишева. Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву», стала ярким примером обличения крепостничества. Недаром Екатерина II, назвала его «бунтовщиком хуже Пугачёва». За издание книги А. Н. Радишева приговорили к смертной казни, которую затем заменили ссылкой. После ссылки он некоторое время жил с. Верхнее Аблязово (ныне с. Радищево Кузнецкого района).

 

Вопросы и задания:

 

1. Рассмотрите особенности развития административной системы на территории Сурского края.

2. Каковы были оценки социально-экономического развития края иностранцами?

3. Почему войску Емельяна Пугачева удавалось без сопротивления входить в города Сурского края?

4. Какова была роль дворянства в развитии провинциальной культуры XVIII века?

Исторические документы


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.