Практические занятия № 5,6,7,8,9,10 — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Практические занятия № 5,6,7,8,9,10

2017-10-10 821
Практические занятия № 5,6,7,8,9,10 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Практическое занятие № 1

Словари и речевая культура (2 часа)

План

Теоретическая часть.

Дать характеристику следующим словарям:

- толковые словари – «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Большой толковый словарь русского языка, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля и др.;

- орфографические - «Русское правописание» Н.В. Соловьёва, «Прописная или строчная» Д.Э. Розенталя, «Одна или два н? Орфографический словарь русского языка» И.К. Сазонова, «Орфографический словарь русского языка» А.Н. Тихонова и др.;

- словари иностранных слов – «Словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина, Большой словарь иностранных слов, «Словарь иностранных слов» И.А. Васюкова и др.;

- орфоэпические словари – «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы», «Словарь ударений русского языка» Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва, «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя, М.А. Теленкова и др.;

- другие виды словарей – терминологические, словари трудностей, этимологические, словари синонимов, крылатых слов, антонимов, словари русского сленга и др.

2. Практические задания.

2.1. Сопоставьте одноименные отрезки (на одну и ту же букву) в словаре В.И.Даля и толковых словарях, изданных в разные годы.. Определите, как меняется словарный состав языка, какие слова (или группы слов)

утрачиваются, какие обогащают русский язык.

2.2 Составьте список из 10-15 слов наиболее важных понятий вашей специальности. Попробуйте самостоятельно дать их определения. Сравните ваши толкования с толкованиями толковых словарей, словарей иностранных слов, словаря В.И. Даля (если соответствующие слова в нём представлены).

Практические занятия № 2,3

Русская лексика и культура речи (5 часов)

План

Теоретическая часть.

1.1. Слово и его значение. Лексическое значение слова. Лексическая сочетаемость слов. Однозначные и многозначные слова.

1.2. Иноязычные слова в современной русской речи.

1.3. Синонимы и речевая культура.

1.4. Антонимы в современной речи. Слова-паронимы.

1.5. Русская фразеология и выразительность речи.

1.6. Крылатые слова в речи.

1.7. Социальные диалекты и культура речи.

2. Практические задания.

2.1. Составьте максимум возможных словосочетаний (глагол + существительное, существительное + прилагательное) со словами: роль, значение, внимание, интерес, решение, приговор, упрёк, требование,

пари, победа, поражение, волнение, ущерб, дискуссия, референдум.

2.2. Найдите среди приведённых ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.

Мемориальный памятник, ностальгия по родине, свободная вакансия, весёлый инцидент, единственная ахиллесова пята, сыскать уважение, оплатить за проезд, снискать ключ, предоставить в дирекцию отчёт, водяные растения.

2.3. Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях (задание составлено по материалам прессы, радио- и телепередач):

Это был исключительно криминальный человек: он не занимался ни политикой, ни крупным бизнесом.

Российская армия формирует в освободившихся районах отделения милиции из жителей прилегающих к Чечне областей; эти люди хорошо знают менталитет местности.

Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супердешевые цены на бытовую технику!

Людей, приезжающих на отдых в Грецию, никогда не мучает ностальгия по Родине.

Выходец из России, этот колоритный человек окончил медицинский факультет, хотя врачом никогда не работал, был необыкновенно богат и хлебосолен.

Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой.

Главное для пловцов-синхронистов — согласование движений.

Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании.

Каждый работник предприятия понимает: осилить эти рубежи будет непросто.

Любая проверка — она играет на пользу предприятию, потому что предприятию всегда проще разобраться вместе с кем-то в том, что творится на предприятии.

В этой статье подводится резюме выступлениям сборной российских атлетов на Олимпиаде в Сиднее.

2.4. На основе газетных и журнальных статей составьте список из 10-15 заимствованных в последние годы слов, обозначающие профессии. Если значения некоторых слов вы не знаете или знаете неточно, обратитесь за помощью к словарю.

2.5. Исправьте и прокомментируйте ошибки в следующих предложениях:

1) Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям.

2) Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания!

3) Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому.

4) Электорат собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам.

5) Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».

2.6. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам, за справками обращайтесь к словарям. Составьте предложения с заимствованными словами и их синонимами русского происхождения. Мотивируйте в каждом случае оправданность своего выбора: аномалия, спонтанный, реанимация, деградация, дилетант, тенденциозность, раритет, толерантный, цитадель, беспрецедентный, киллер, девальвация, презентация, эксклюзивный, вариативный, индифферентный.

2.7. Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях: бережливый человек, высокие цены, обнаружить излишки, передовая технология, прогрессивные взгляды, праздничный день, пролог романа, состояние движения, мягкий приговор, закономерное явление, позитивное отношение, национализация промышленности, горизонтальные связи, политизация общества, конструктивный подход, интеграционные процессы.

2.8. Какие антонимические пары (в том числе и терминологические) характерны для языка вашей специальности?

2.9 Найдите ошибки в приведённых ниже предложениях и исправьте их.

1. В моей жизни это было самое памятливое событие. 2. В качестве демонстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии. 3. Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан.

4. В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 5. Пророки не могли бы доказывать существование аллаха тем знаменем, что птицы держатся в воздухе, «летают под твердью неба». 6. Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нем из-за плохого питания. 7. Несмотря на определенные трудности, наше командование сумело сыскать расположение старейшин. 8. Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поединками команд. 9. Изобретательный бухгалтер знал, как уклониться от уплаты налогов.

2.10. Подберите синонимичные фразеологические единицы к следующим словам: близко, безразлично, выдумать, обидеться, запомнить, голодать, обещать, надоедать, разоблачить, оплошать, убежать.

2.11 Выполните следующие упражнения.

1. Прочитайте следующие фрагменты текстов. Что вы можете сказать об авторе каждого из них? Есть ли какая-нибудь разница или, напротив, что-то общее в том, как и какие арготизмы используются в этих текстах? Все ли используемые здесь слова вам понятны?

1. Хиппующие студенты истфака университета Игорь Мальский и Феликс Виноградов и сопровождающая их герла, чье имя не стало достоянием истории, сидят в центре с беломоринами в зубах и ловят кайф под весенним солнышком. Кайф-то, впрочем, кайфом, а стусовались по делу: уже, наверно, с полгода-год пиплы то там, то здесь гнали про какую-то хип-поэму. Мы с Феликсом особо не аскали: город маленький (или прослойка тонкая), сама выплывет. И вот указанная герла подбросила (только прочесть — и вернуть) десяток потрепанных машинописных листочков и теперь сидела в ожидании неизбежных восторгов. Как оказалось, ее ждал облом (Не такая это лажа... // Хиппилэнд. 1994.№3).

Через три дня я пошел потусоваться с друганами, пивка подтянуть, девочек поклеить. Зная, что после всего этого буду нетрезв, я оставил логин и пароль от ночного Инета соседу. В ту ночь он без проблем смог подсоединиться и полазить по сети через мой логин. После бодуна до меня доперло: у прова отсутствовали определители номеров и можно было лазать в Инет из-под одного логина мне и моим корефанам, с единственным условием — не коннектиться в сеть одновременно. Узнав сей факт, мы решили распределить всю ночь на троих; каждый лазал в Инете в строго отведенное ему время. Но мне опять стало мало, и я решил попробовать одновременно подключиться с разных телефонов по одному логину. И опять эта фишка прокатила на «ура». Это означало, что у прова не учитывается количество подключенных с одного логина. Глупый провайдерчик думал, что в сети только один чел с моим логином. Так мы наклоняли моего провайдера в течение двух месяцев: шестеро корефанов обнимались со своей палочкой-выручалочкой с 0:00 до 8:00 и платили всего 2 бакса с рыла. Нехилая экономия? (Натягиваем провайдера // Хакер. 2000. № 4).

 

2. — Как не любит?! Ты нормально просил-то?

— Я ее в мороженицу приглашал.

— И что?

— Не пошла.

— Во, морковка! Давай я с ней побазарю. Чего выкобенивается? Шоугерл рыночная. Затащу во дворик и объясню — либо с Дыней в мороженицу идешь, либо морду ножиком накрашу. Не пойму я баб. Чего им надо?

— На фиг мне Светка с порезанной рожей? Она некрасивая будет

по жизни.

— Торчу я с тебя, Дыня. Ты и рыбку хочешь съесть, и бутылки

сдать.

— Какие бутылки?

— Из под «фанты», блин (А. Кивинов «Сделано из отходов»).

 

3. Привет, братуха! Извини, что долго не чиркал. Сам волокёшь, дальняк по четвертой ходке на Печору, к комикам, по новой — за рупь сорок четыре (моя кровная). Кича локшовая. Все брушат, вантажа нет и хвостом не бьют. Это не на малолетках и не во взросляке на Металлке, и не в Гореловской девятке. Питерских мало. Встретил Леху-Жука и Витька-Стоху. Живем семьей. Они оттянули по семиряку. На этапе покнацал Чугунка и Пашку-Скобаря. Оба доходные, идут с крытой. Блатные масть не держат. Редко в какой зоне северика и дальняка есть воровское благо, воровские мужики и паханы с кодлой (Письма «авторитетов» // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы) / Сост.: Д. С. Балдаев,

В. К. Белко, И. М. Исупов. — М., 1992).

2. В следующих фрагментах из сочинений абитуриентов найдите ошибки и объясните их. Предложите правильный вариант.

1. Печорин приезжает на Кавказ в отпуск. Он украл Бэлу, напугал контрабандистов, убил Грушницкого, соблазнил княжну Марью. Ни фига себе, отдохнул! 2. Однообразие и бедная жизнь тяготили Родиона, вот он и погружался в свои мысли и отплывал в неизвестном направлении. Вот и приплыл. 3. Потроха Кутузова похоронены в Венгрии, а все остальное в Петербурге. 4. Национальный характер русской женщины — это не тусовки, а вести оседлую домашнюю жизнь. 5. Анна Морозова стучала советскому командованию, доносила ценную информацию и понимала, что это ей грозит жизнью. 6. Даже самые жестокие пытки казались ей пустяком и туфтой. 7. Печорин закадрил и увлек дикую Бэлу. 8. Она конкретно погибает чисто мужской смертью: типа тонет в трясине.

Практическое занятие № 4

Образование слов русского языка и речевая культура (1час)

План

Теоретическая часть.

1.1. Основные способы образования слов в русском языке: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение основ, аббревиация. Окказиональные слова.

 

2. Практические задания.

2.1. Определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы следующие слова: абсурдизм, аграрий, акцизный, анархист, безработица, биржевик, брокерский, бюрократизация, вазовский, ваучерист, ваучеродержатель, верование, вероучитель, взломщик, владыка, воплощение, гастролёр, децентрализация, загрузка, заложник, заполитизировать, зарубежье, подпитка, прозападный, прокормить, прорыночный, распродажа, реприватизация, русскоязычный, самоисцеление, сбалансированный, сверхприбыль, сканирование, системщик, суперЭВМ, таможенник, творец, телохранитель, террорист, турагентство, южане.

2.2. Проверьте по словарям значения перечисленных ниже аббревиатур.Образуйте (если возможно) производные от аббревиатур слова.

АО, АПК, БОМЖ, ВИЧ, ВОХР, ВПК, ВЧК, ГКО, ГКЧП, ГНИ, ГНС, Госбезопасность, Госналогслужба, Госкомстат, ГПУ, ГУЛАГ, ДПР, ДС, ЕС, ЕЭС, ЗАГС, КПРХ, КС, ЛДПР, МИД, НДС, ОМОН, ОС (в информатике), РАН, РИА, РФ, СМИ, СНГ, совдепия, спецназ, СПИД, ТВ, ЯБЛоко.

2.3. Найдите в следующих примерах из газет и устной речи ошибки, объясните их и исправьте:

1) Несмотря на то, что вина военкоматчицы в получении с «клиента» 2,5 тысячи долларов взамен на гарантированный «отмаз» от армии была полностью доказана, судьи отнеслись к даме весьма снисходительно, назначив ей условное наказание. 2) На смену экономической абракадабре пришла яблокодабра политическая. Ведь нашему образованному электорату не важно, что сказать, — важно, как сказать, насколько «интеллигентно» и наукообразно. 3) Мне остается только оспасибить всех, кто помогал в проведении сегодняшнего эфира. 4) Присутствующая здесь молодежь, которая будет проживать в XXI веке, будет решать многие задачи. 5) Министр теперь не пытается оспорить свою подпись под бумагой, которая, по существу, ничем не отличается от «контрактов», предлагаемых коммерсантам бандитскими «крышами». Разве что «крышующие» предпочитают не оставлять писаных — черным по белому, на бумаге следов своих благодеяний. 6) Поколению «девяностодесятников» (если условно брать годы рождения виртуалов) так и не удалось даже в Сети организовать принципиально новое, свободное и идейное сообщество. 7) Недавно закончилась в Питере конференция, где обсуждались проблемы реформации русского языка на стыке тысячелетий. Коллеги-журналисты в связи с этим понаписали и понаобещали по телевизору много всяких ужасных вещей, вплоть до тотального переучивания правил правописания. 8) Президент занимает центристскую позицию, он отказался от настроенческих загогулинок и объявил войну олигархам. 9) Водка «Вдовы Попова» вырабатывалась только из ржаного зерна по старому фирменному рецепту дореформенного владельца винокурни М. А. Попова. «Поповка» отличалась питкостью, бархатистостью, приятным вкусом. 10) «Омхачивание» всех советских театров происходило как коллективизация и индустриализация 11)Началось великое противостояние кандидатов в президенты России. И все это говорит об одном: в России переизбыток людей ученых и честных, знающих не понаслышке, как ее, бедолажную, вытащить из ямы, как поставить на такую экономическую «небоскребность», что даже у США шапка с головы слетать будет. 12) Отличительной чертой этих сигарет является классическая мешка, составленная из лучших сортов табака, которая обладает уникальными вкусовыми качествами. 13) Я все в этих диаграммах пролазила вдоль и поперек. Я даже отксерила один экземпляр.

План

Теоретическая часть.

1.1. Основы русской орфоэпии. Правила произношения гласных звуков, согласных звуков в русском языке. Диалектные и просторечные черты в произношении.

1.2. Нормы русского ударения:

- ударение в именах существительных;

- ударение в именах прилагательных;

- ударение в глаголах.

2. Практические задания.

2.1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой.

Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, деградация.

2.2. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед (е) в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?

Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.

2.3 Опираясь на рифмы стихотворных отрывков, определите произносительные варианты сочетания чн:

 

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

 

В глуши, в деревне, всё нам скучно.

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно

(А. Пушкин)

Я ль нёсся к бездне полуночной

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

(А. Фет)

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

(Н. Некрасов)

2.4 Правильно произнесите следующие слова:

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

2.5. Поставьте ударение. Проверьте по орфоэпическому словарю правильность выполнения задания.

Арахис, анапест, апостроф, бюрократия, дефис, документ, догмат, кетчуп, колледж, коклюш, щавель, туфля, доцент, маркетинг, эксперт, бармен, мышление, менеджмент, оптовый, жалюзи, огниво, корысть, приговор; августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, тигровый, сливовый, суповой, ходовой, украинский; бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки;, быстра, быстро, быстры,; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна,

гневно, гневны; мала, мало, малы; загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный, возбужденный; звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняля, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.

2.6 Задания для выполнения:

1. Составьте словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, зависящих от ударения: атлас, видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, рожки.

2. Поставьте ударение в существительных мужского рода: алкоголь, алфавит, досуг, дефис, документ, доллар, занавес, квартал, инсульт, коклюш, километр, магазин, партер, портфель, планер, псевдоним, пурпур, созыв, отсвет, стартер, столяр, творог, центнер, часовщик, шофер.

3. Поставьте ударение в существительных женского рода: бюрократия, ветла, девица, деспотия, дремота, зевота, засека, злоба, индустрия, искра, истерия, камбала, кета, кулинария, ломота, молодежь, немота, петля, просека, простыня, ракушка, свекла, серьга, статуя, хвоя, щеколда, флюорография.

4. В примерах из произведений М.Ю. Лермонтова поставьте ударение в глаголах прошедшего времени:

1. Она, как червь, во мне жила, изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала. 2. Скакун лихой, ты господина из боя вынес как стрела, но злая пуля осетина его во мраке догнала. 3. В груди проснулися желания, во взоре слезы родились. 4. И стали три пальмы на Бога роптать; на то ль мы родились, чтоб здесь увядать... 5. Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы. 6. Поверь, когда б меня не создал Бог, он ниспослать бы в мир тебя не мог. 7. Он поднял взор: ее окно озарено лампадой, блещет; кого-то ждёт она давно. 8. И создал я тогда в моём воображении по лёгким признакам красавицу мою. 9. И свет дрожащего огня, упав на смуглые ланиты, черкесу придал вид сердитый. 10. Улана проклял милый пол.

План

1. Теоретическая часть.

1.1. Трудные случаи употребления имён существительных. Род имён существительных.

1.2. Склонение имён существительных, варианты падежных форм.

1.3. Имя собственное и нормы его употребления.

2. Практические задания.

2.1.Определите род следующих существительных:

Артист, братишка внук, волк, девочки, дедушка, доярка, жена, женщина, заяц, львица, медведь, орел, тигр, тракторист, учительница, художник.

2.2. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения, составьте с ними предложения.

Авеню, бигуди, галифе, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, коммюнике, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, реле, сабо, салями, танго, филе, фойе, фрау, шимпанзе, эскимо.

2.3. От данных существительных образуйте формы именительного падежа множественного числа:

Абзац, альпинист, баян, богатырь, волжанин, двор, директор, импульс, карандаш, комбикорм, корпус, кубик, мех, орден, парус, плащ, победитель, поэт, пояс, пропуск, пустяк, римлянин, сорт, суп, тон, трубач, фильм, цех, шарф, шифр.

2.4. Выполните упражнения:

1. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

Прохожий купил в киоске пачку табак… и зажигалку. В компот положили много изюм…и чернослив… Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча... Больной принял таблетку валидол… и выпил ложку бром… Столько этого крик... и визг… было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники быстро промчались и скрылись из вид…Отбо…нет от разных заманчивых предложений. Иные судят обе всем с наскок... Возьмите на складе побольше цемент… и немного алебастр… Трудно даже представить себе, сколько доход... получил в этом году наш завод. Во все фруктовые магазины привезли превосходного виноград… Уступите ему смех…ради. К обеду хотите щей или борщ…? Эх, хорошо бы поддать, пар…! За ночь навалило снег…, так что не пройти от дома к калитке.

2. Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм.

1. На прохожих сиротливо глядели несколько подслеповатых(окошко). 2.Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских (мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах. 3. Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга). 4. Из свежих (опёнок) молодая хозяйка приготовила к обеду второе блюдо. 5. Уже не разогнуть старику согбенных годами (плечо). 6. На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен). 7. Миша обнаружил, что у него кончился запас (лезвие) для бритвы. 8. Из всех (кушанье) больше всего понравились гостям пироги с зеленым луком. 9.В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог). 10. Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки. 11. В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло). 12. Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса. 13. Хозяевами многих (дупло) стали дикие пчелы и осы. 14. Пора летних (сумерки) в лесу — желанное время для охотника.

2.5 Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества) и фамилии. Свой ответ мотивируйте.

1. Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк). 2. Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан). 3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич Розенталь). 4. После матча Игорю удалось взять автограф у самого (Александр Буре). 5. На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович Бондарко). 6. Этот подход был разработан (Чарльз Дарвин). 7. На кинофестивале я познакомился с (Мишель Пфайфер). 8. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель Марсо). 9. Эта роль была блестяще сыграна (Питер Устинов). 10. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман). 11. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа. 12. Он состоял в охране при (Катрин Денёв). 13. Константин купил книгу (Анна Луиза Жермена де Сталь). 14. После просмотра фильма мы очень долго говорили об (Изабель Арджани). 15. В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин). 16. Об этом ты ожешь прочесть у (Марсель Пруст). 17. Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк). 18. Эта композиция была написана (Д ордж Гершвин) в 20-е годы. 19. У (Остап Сулеиман Берта Мария ендер-бей) было много способов раздобыть деньги. 20. Режиссер уже олучил от (Николъ Кидман) согласие на участие в съемках. 21. Сценарий к «Дерсу Узала» Ю. Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).

2.6 Выполните упражнения:

1. Подберите прилагательные и составьте словосочетания со следующими географическими названиями.

Баку, Титикака, Кале, Канны, Перу, Эри, Сухуми, Миссисипи, Онтарио, Токио, Колорадо, Килиманджаро, Огайо, Рио-де-Жанейро, Ориноко, Афины, Чили, Сочи, Хонсю, Алазани, Алатау.

2. От следующих названий городов образуйте нарицательные существительные со значением «житель (жительница, жители) данного города». Там, где это возможно, дайте варианты.

Образец: Москва: москвич

москвичка

москвичи

Курск: Петербург:

Брянск: Смоленск:

Омск: Новгород:

Чернигов: Черновцы:

Псков: Кемерово:

Ярославль: Тверь:

 

3. Раскройте скобки, поставив выделенный глагол в форму прошедшего времени.

1. «Двенадцать стульев» М. Захарова (возродить) интерес к творчеству И. Ильфа и Е. Петрова. 2.«Аргументы и факты» (писать) об этом еще на прошлой неделе. 3. «Джентльмены удачи» сразу же (завоевать) зрительские симпатии. 4. «Чапаев и пустота» (принести) автору шумный успех. 5. «Как закалялась сталь» долгое время (быть) культовой книгой. 6. «8 1/2» (стать) визитной карточкой Ф. Феллини. 7. «Вечерний Петербург» (рассказывать) о прошедшем фестивале в предпоследнем номере.

4. Раскройте скобки, поставив существительное (иногда — прилагательное и существительное) в нужную форму. Там, где это возможно, дайте варианты.

1. Грянул хор, и Тимофей пустился отплясывать («Камаринский»).2. Клад сдал государству, а на вырученные деньги купил (новый; «Москвич»), последнюю модель. 3. В этом сезоне режиссер нашего театра решил поставить («Разбойники») Ф. Шиллера. 4. В заключение певец исполнил (знаменитый, «Коробейники»). 5. На нашей свалке вы можете найти даже (старый; «Запорожец»). 6. Я прочел («Донна Флор и ее два мужа») Ж. Амаду. 7. Там, за околицей, и подбили (фашистский; «Тигр»),

План

Теоретическая часть.

1.1. Качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.

1.2. Образование и употребление форм степеней сравнения.

1.3. Употребление кратких форм прилагательных.

1.4. Употребление полных форм имён прилагательных.

2. Практические задания.

2.1. Выполните следующие упражнения:

1. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. 3.Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь — ширше. 4. Вчера ты был менее весел. 5. Мой дядя — прелучшайший и предобрейший человек на свете. 6. Этот костюм мне менее велик, чем тот. 7. Алена гораздо красивше Татьяны. 8. Такой зонт более женский, чем мужской. 9. Надо вести себя скромнейше и простое. 10. Он из нас был самый честнейший. 11. Первее всего нужно доделать то, что мы начали.

2. От следующих прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения. Подберите к ним синонимические выражения. Составьте словосочетания с образованными формами.

Глубокий, дальний, живой, хороший, гордый, здоровый, глазастый, плохой, хромой, молодой, спорный, мокрый, близкий, полосатый, маленький, чуждый, холостой, сухой, грубый, веселый, захудалый.

3. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких

форм невозможно и назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, сине-зеленый, отсталый, маленький, геройский, чистейший.

4. Определите смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами следующих

прилагательных. Составьте словосочетания, иллюстрирующие эти различия.

Грамотен — грамотный, велик — великий, должен — должный, глух — глухой, дорог — дорогой, благодарен — благодарный, свободный — свободен, обязан — обязанный, готов — готовый, широкий-широк, больной — болен, зелен — зеленый, виноват — виноватый.

5. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование а) только краткой формы, б) только полной формы, в) обеих форм. Свой выбор мотивируйте.

1. Я (сыт / сытый). 2. Сегодня он (сердит / сердитый). 3. Профессор (доволен / довольный) успехами студентов. 4. Больной еще (слаб /слабый). 5. Вода в реке была (темна / темная) и (холодна / холодная). 6. Константин Сергеевич очень (умен / умный). 7. Эти многоугольники (симметричны / симметричные). 8. Он слишком (застенчив / застенчивый). 9. Эти ошибки легко (исправимы / исправимые). 10. Эта река слишком (мелководна / мелководная) для судоходства. 11. Кто (бодр / бодрый) душой, тот всегда (весел / веселый) и (здоров / здоровый). 12. Мясо уже почти (готово / готовое). 13. Стены в этой крепости (высоки / высокие).

 

 

План

Теоретическая часть.

1.1. Количественные, собирательные, порядковые, дробные числительные.

1.2. Особенности склонения простых числительных.

1.3. Особенности склонения составных числительных.

1.4. Особенности употребления числительных в сочетании с именами существительными.

2. Практические задания.

2.1. Выполните следующие упражнения:

1. Какие из приведенных слов являются именами числительными, а какие нет? Определите разряд найденных числительных (количественные или порядковые). Количественные числительные разбейте на группы: а) целые, б) дробные, в) собирательные, г) неопределенно-количественные. Определите, к какой части речи относятся слова, не являющиеся числительными.

Пара, три, единица, сорок, единство, сороковой, трое, несколько, много, первый, сорок, сороковой, десяток, две с половиной, в-третьих, один, сотня, тройка, пятерка, третий, тройной, половина, трешница, полтора, двойной, раз, немало, тройственный, треть, четверть, пять и одна треть, триллион, десятичный, двойня, четырежды, сорок второй, в-шестых, сто восемь, полтораста, столько, четыре пятых, восемь сотых, ноль, две четверти, семеро.

2. Следующие числительные и словосочетания поставьте в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление этих числительных в указанных формах.

 

1982 год 3,265 несколько сороковой

 

1 семеро мало 43499 штук полтора

 

0,942 сорок первый полтораста трое

 

3. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные

(словосочетания с существительными) в нужной падежной форме.

1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2. Наша база находилась в 841 (километр) от города. З. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр). 4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750. 5. Мы израсходовали (бак) воды. 6. Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист). 7. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве. 8. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшиеся). 9. В (1973 год) и произошло это печальное событие. 10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

4. Со следующими словами составьте предметно-количественные словосочетания («числительное + существительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное;

б) можно употребить собирательное числительное; в) вообще невозможно образовать подобных сочетаний.

Кенгуру, мальчик, ребенок, джинсы, дом, учебник, щенок, ножницы, отъезжающий, булочная, человек, ябеда, медведь, подруга, сливки, дискотека, сюрреализм, плакса, сутки, волокита, ягненок, родня, друг, смелость, возможность, зелень, песок, персик, командующий, дуб, лисица.

 

5. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных, квалифицируйте их и, приведя необходимую аргументацию, предложите правильный вариант.

1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно первого года. 2. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двадцати четырех часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками. 3. На площади собралось около четырехсот людей. 4. Было решено закончить экспедицию через двадцать три сутки. 5. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город. 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными. 9. Победителя наградили полторастами тысячами рублей. 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.

План

Теоретическая часть.

1.1. Значение, грамматические признаки глагола.

1.2. Употребление личных форм глагола.

1.3. Выбор видов формы глагола.

1.4. Категория вежливости в глагольных формах.

2. Практические задания.

2.1. Выполните упражнения:

1. 0т приведённых глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа настоящего времени. При невозможности их образования замените их описательными выражениями. Составьте по одному предложению с каждой образованной словоформой или выражением.

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.

2. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа, найдите и назовите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем различаются полученные формы?

Родиться — рождаться; зажигать — зажечь; произнести — произносить; удаваться — удаться; выслать — высылать; выдавать — выдать; сослать — ссылать; плавать — плыть; осуществлять — осуществить.

Для справки о личных формах глаголов следует обратиться к словарям.

3. Составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение приведенных ни-

же глаголов.

Атаковать, воздействовать, жениться, использовать, исследовать, казнить, оборудовать, ранить, расследовать, родиться, содействовать, телеграфировать.

4. Составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголов простить, прощать, извинить, извинять. Опишите ситуации, в которых умест


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.