Тема: Лексическая работа. Повторение пройденного материала — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема: Лексическая работа. Повторение пройденного материала

2017-10-10 232
Тема: Лексическая работа. Повторение пройденного материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание №1

Тема: Фонетика латинского языка

Теория: §§ 1–16 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо), уроки № 1, 2 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Цели и задачи изучения латинского языка.

2. Историческая справка о латинском языке.

3. Периодизация истории письменного латинского языка.

4. Проникновение латинской лексики в новые языки.

5. Значение изучения латинского языка.

6. Алфавит.

7. Правила чтения букв и буквосочетаний.

8. Долгота и краткость гласных.

9. Количество слога.

10. Правила ударения.

11. Слогораздел (самостоятельно).

Практика:

1. Упр. № 1, с. 222; тексты с. 222–223 в учебнике (под ред. В.Н. Ярхо): отработайте правильное чтение слов и предложений и постановку ударения. Умейте объяснить правила чтения и ударения.

2. Перепишите и выучите крылатые выражения:

1) Ab ovo. От начала (букв.: «от яйца»).

2) Ad Kalendas Graecas. До греческих календ, т.е. на неопределенный срок (Ср. После дождичка в четверг).

3) Confer! (cf., cfr.) Сравни! Смотри! (помета в научных текстах).

4) Status quo. Существующий порядок вещей.

5) De facto. Фактически.

 

Задание № 2

Тема: Грамматический строй латинского языка. Характеристика имени. Первое склонение существительных

Теория: §§ 26—29, 31–33, 239—242, 280.а.1, 282.а.1, 283.3, 284.1, 284.2 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 5—7, 13 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Латинский язык – язык синтетического типа (большинство форм образуются с помощью суффиксов и окончаний).

2. Имя существительное (nomen substantīvum): грамматические категории имени существительного (род, число, падеж, склонение).

3. Типы склонения.

4. Общие правила (для всех пяти склонений).

5. Первое склонение.

6. Словообразовательные суффиксы существительных первого скло­нения (с. 55 в учебнике лат. яз. для начинающих В.К. Кочетковой, Е.В. Соболевой. М., 2007).

7. Употребление предлога «in».

8. Личные формы глагола esse в настоящем времени.

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите наизусть лексический минимум 1-го раздела (с. 223—224) и выучите наизусть.

См. образец:

Слово Перевод Производные в русском языке Производные в изучаемом иностранном языке
aqua, aquae f вода акведук, аквариум аqueduct (англ.)

 

В первой колонке запишите все начальные формы слова полностью, а также указанные у него категории (род у существительных, номер спряжения у глаголов, падеж у предлогов и у некоторых глаголов, три родовые формы прилагательных в имен. падеже и т.д.), во второй колонке запишите варианты перевода, в третьей – слова, производные в русском языке, они указаны в учебнике под цифрой 2, в четвертой колонке – слова, производные от данного латинского слова, в изучаемом вами иностранном языке. Необходимо знать значение слов, производных в русском языке (см. Интернет, словарь иностранных слов).

2. Учебник (под ред. В.Н. Ярхо): читайте, переводите предложения № 1–15, с. 222–223, сделайте письменный морфолого-синтаксический анализ одного существительного из каждого предложения (образец: (in) lunā – nomen substantivum, luna, lunae f, declinatio prima, abl. sg., обстоятельство, «на луне»); письменно просклоняйте 1-е словосочетание из упр. 2, с. 222.

3. Выучите крылатые выражения:

1) Scientia potentia est. Знание – сила (Фрэнсис Бэкон, английский философ, 1561—1626).

2) Ibi victoria, ubi concordiа. Там победа, где согласие.

3) Experientiа est optĭma magistra. Опыт – лучший учитель.

4) Tabula rasa. Чистая доска (Аристотель, древнегреческий философ, 383—322 гг. до н.э.).

5) Terra inсоgnĭta. Неизведанная земля (надпись на старинных географических картах).

 

 

Задание №3

Тема: Общие сведения о латинском глаголе. Четыре спряжения. Основы и основные формы глагола

Теория: §§ 154, 157, 158, 160, 161 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 3, 4, 18 (см. таблицы) в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Глагол (verbum): грамматические категории латинского глагола (время, лицо, число, наклонение, залог, вид, спряжение).

2. Распределение глаголов по 4-м спряжениям.

3. Четыре основные формы и три основы латинского глагола.

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите наизусть лексический минимум 2-го раздела (с. 226–228).

2. Учебник (под ред. В. Ярхо): упр. 1, 2, c. 224–225 (письменно).

3. Выучите крылатые выражения:

1) Post scriptum. После написанного.

2) Post factum. После сделанного.

3) Dum spiro, spero. Пока я дышу, я надеюсь (Цицерон, римский оратор и политический деятель, 106—43 гг. до н.э.).

4) Vivĕre est cogitāre. Жить – значит мыслить (Цицерон).

5) Vivĕre militāre est. Жить – значит бороться (Сенека, римский философ и писатель, 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.).

Задание №4

Тема: Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения). Личные и возвратное местоимения. Imperatīvus praesentis activi

Теория: §§ 108,109, 165–169, 184, 186, 239–242, 303 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 8—10, 21, 22 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Синтетический способ образования времен системы инфекта.

2. Личные окончания актива.

3. Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения).

4. Правило соединительного гласного.

5. Глагол esse в praesens indicatīvi actīvi.

6. Imperatīvus praesentis actīvi.

7. Местоимения личное (pronomen personale) и возвратное (pronomen reflexivum). Их употребление с предлогом cum.

8. Genetīvus partitīvus (выделительный генетив).

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите наизусть лексический минимум 3-го раздела (с. 229–231).

2. Проспрягайте глагол cedo 3 в praesens indicatīvi actīvi и образуйте от него imperatīvus praesentis actīvi.

3. Читайте, переводите предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делайте письменный морфолого-синтаксический анализ одного глагола и одного местоимения из каждого предложения (образцы анализа: 1) doces – verbum, doce o, docu i, doct um, docē re, conjugatio secunda, praesens indicatīvi actīvi, persona secunda, sg., сказуемое, «(ты) учишь»; 2) Docēte! – verbum, doce o, docu i, doct um, docē re 2, imperativus praesentis activi, pl., forma positiva, сказуемое, «Обучайте!»; 3) me(cum) – pronomen personale, ego, mei, abl.sg., дополнение, «со мной»).

4. Упр. 3, с. 228 (письменно).

5. Выучите крылатые выражения:

1) Aquĭlam volāre doces. Ты учишь орла летать (поговорка).

2) Cogĭto ergo sum. Я мыслю, значит, я существую (Рене Декарт, французский философ, 1596—1650).

3) Si vis pacem, para bellum. Если хочешь мира, готовься к войне (Цицерон).

4) Epistula non erubescit. Бумага не краснеет (Цицерон).

5) Festīna lente! Спеши медленно! (поговорка императора Августа, 63 г. до н.э. – 14 г. н.э.).

 

 

Задание №5

Тема: Второе склонение существительных

Теория: §§ 34–39, 280 (суффикс a3), 282 (суффикс а2), 283 (суффикс а1), 299–300, 307–308 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 16, 20, 81, 82 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Declinatio secunda, признаки склонения, окончания.

2. Сигматический и асигматический номинативы.

3. Правило среднего рода.

4. Суффиксы существительных 2-го склонения (-ari-, -ori-, -ment-).

5. Genetīvus subjectīvus et objectīvus (субъектный и объектный генетив), datīvus commŏdi et incommŏdi (дательный выгоды и невыгоды).

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите наизусть лексический минимум 4-го раздела (с. 232—234).

2. Упр. 1 (1-е словосочетания), упр. 2, упр. 4, с. 231 (письменно).

3. Читайте, переводите предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делайте письменный морфолого-синтаксический анализ одного существительного второго склонения из каждого предложения.

4. Выучите крылатые выражения:

1) Otium post negotium. Отдых после дела (поговорка).

2) Ignorantia non est argumentum. Невежество не доказательство (Бенедикт Спиноза, голландский философ, 1632—1677).

3) Periculum est in morā. Опасность в промедлении (Тит Ливий, римский историк, 59 г. до н.э. – 17 г. н.э.).

4) Verbum movet, exemplum trahit. Слово волнует, пример увлекает (поговорка).

5) Non scholae, sed vitae discĭmus. Мы учимся не для школы, а для жизни (Сенека).

 

 

Задание №6

Тема: Имя прилагательное. Притяжательные, указательные местоимения. Местоименные прилагательные. Причастие прошедшего времени страдательного залога и причастие будущего времени действительного залога

Теория: §§ 74–78, 110–120, 208–209, 220, 280 b (№ 1, 2), 282 b, 283 b (№ 1—8) в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 11, 17, 26, 38, 39, 41, 45, 52 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Имя прилагательное (nomen adjectivum), его категории (genus, numĕrus, casǔs, declinatio, gradūs comparatiōnis).

2. Первая группа прилагательных: окончания, склонение, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (не в склонении!).

3. Суффиксы прилагательных первой группы (самостоятельно).

4. Притяжательное местоимение (pronomen possessīvum). Особенности склонения.

5. Указательное местоимение (pronomen demonstratīvum). Особенности склонения.

6. Местоименное прилагательное (adjectīvum pronomināle). Особенности склонения.

7. Причастие прошедшего времени страдательного залога (participium perfecti passīvi) и причастие будущего времени действительного залога (participium futuri actīvi). Образование, склонение и перевод.

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите лексический минимум 5-го раздела (с. 235–237).

2. Упр.1 (1-е словосочетание), упр. 2, с. 234 (monstro 1, finio 4).

3. Читайте, переводите предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делайте письменный морфолого-синтаксический анализ одного прилагательного, одного местоимения и одного причастия из каждого предложения (если имеются) (образцы: 1) mală (herba) – nomen adjectīvum, malus, mala, malum, f, declinatio prima, nom. sg., определение, «сорная (трава)»; 2) tuus – pronomen possessīvum, tuus, a, um, m, declinatio secunda, nom.sg., определение, «твой»; 3) scriptam (litteram) – participium perfecti passivi, scriptus, -a, -um, f, declinatio prima, acc., sg., определение, «написанную (букву)»).

4.Выучите крылатые выражения:

1) Errāre humānum est. Человеку свойственно ошибаться (Сенека).

2) Plus sonat, quam valet. Больше звона, чем смысла (Сенека).

3) Cognosce te ipsum! Познай себя самого! (Фалес, древнегреческий философ, 640—548 гг. до н.э.)

4) Mala herba cito crescit. Сорная трава быстро растет (Цицерон).

5) Per aspĕra ad astra! Через тернии к звездам! (поговорка).

 

Задание №7

Тема: Страдательный залог в системе инфекта. Infinitivus praesentis passīvi. Praesens indicatīvi passīvi (все спряжения). Страдательная конструкция

Теория: §§ 164, 170, 189, 292, 293, 326 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 46, 47 (страдательная конструкция) в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Genus passīvum – синтетический способ образования в системе инфекта.

2. Неопределенная форма настоящего времени страдательного залога (infinitivus praesentis passīvi) – начальная форма для времен системы инфекта страдательного залога.

3. Praesens indicatīvi passīvi (все спряжения): окончания пассива, образование и перевод форм.

4. Синтаксис страдательной конструкции: ablatīvus auctōris, ablatīvus instrumenti.

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите лексический минимум 6-го раздела (с. 238–239).

2. Переведите действительную конструкцию в страдательную: предложения в разделе А № 8, В № 1, с. 235 (письменно).

3. Читайте и переводите предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делайте письменный морфолого-синтаксический анализ всех пассивных глагольных форм.

4. Выучите крылатые выражения:

1) Nullum pericŭlum sine pericŭlo vincĭtur. Ни одна опасность не побеждается без опасности (поговорка).

2) Tertium non datur. Третьего не дано (закон исключения третьего в формальной логике).

3) Clavus clavo pellĭtur. Клин клином выбивают (Цицерон).

4) Nemo bis punīri pro uno delicto debet. Никто не должен быть наказываем дважды за один и тот же проступок.

5) Noli mittěre margarītas ante porcos. Не мечи жемчуга перед свиньями (Евангелие от Матфея).

 

 

Задание №8

Тема: Система инфекта изъявительного наклонения обоих залогов

Теория: §§ 171–178, 243, 244, 252, 253, 254 и таблицы на с. 106—108 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 19, 24, 47, 48, 74 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Синтетический способ образования времен системы инфекта индикатива: основа – морфологический показатель вида; суффикс или его отсутствие – морфологический показатель времени; личное окончание – морфологический показатель лица, числа, залога.

2. Прошедшее время несовершенного вида изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов (imperfectum indicatīvi actīvi et passīvi). Образование и перевод форм.

3. Будущее первое изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов (futurum primum (I) indicatīvi actīvi et passīvi). Образование и перевод форм.

4. Глагол essе и его производные в системе инфекта индикатива актива.

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите лексический минимум 7-го раздела (с. 240–242) (только слова: absum, adsum, dominus, eo, filius, is, lupus, multus, nullus, oculus, possum, servio, trado, ullus) и 8-го раздела (с. 244—245) (все слова, кроме apud, auxilium, quaero).

2. Упр. 2 (exspecto 1), с. 243 (письменно).

3. Читайте и переводите текст «De perfidia punīta», с. 243–244, делайте письменный морфолого-синтаксический анализ одного глагола из каждого предложения, подготовьте исторический комментарий событий, описываемых в тексте (см. Плутарх. «Сравнительные жизнеописания (Камилл, 9—11)»).

4. Выучите крылатые выражения:

1) Ut salūtas, ita salutabĕris. Как ты приветствуешь, так и тебя будут приветствовать (поговорка).

2) Qui semĭnat mala, metet mala. Кто сеет зло, тот пожнет зло (поговорка).

3) Post prandium stabis, post cenam ambulābis. После завтрака постой, после обеда погуляй (Ср. Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу).

4) Ulǔlam Athēnas ferre. Везти сову в Афины (сова считалась священной птицей богини Афины, покровительницы Афин) (Ср. Ехать в Тулу со своим самоваром).

5. Подготовьтесь к лексической работе (повторите слова из лексических минимумов 1-8).

Задание №9

Задание №10

Задание №11

Задание №12

Задание № 13

Задание № 14

Задание №15

Задание №16

Тема: Лексическая работа. Чтение и разбор студенческого гимна «Gaudeāmus». Повторение пройденного материала. Подготовка к контрольной работе

Теория:

1. Повторите все грамматические темы.

2. Повторите всю лексику.

Практика

Выполните тренировочные задания (вопросы к контрольной работе есть в MOODLE):

1. Напишите 4 основные формы глагола, выделите основы, образуйте все временные формы инфинитива (оба залога) и все причастия; образуйте p.1, pl. во временах системы перфекта индикатива актива и пассива от глаголов moneo 2 и conspicio 3.

2. Укажите тип предложения (простое или сложное), подчеркните подлежащее и сказуемое. Выделите и назовите синтаксический оборот (acc. c. inf.), охарактеризуйте предложение, сделайте морфолого-синтаксический анализ каждого слова оборота, переведите предложение на русский язык. Предложения: А № 4–6, 7, 13, с. 266.

3. Просклоняйте словосочетание: iste homo nobilior, aliud tempus clarissimum, illa virgo notior

Обратите внимание на алгоритм морфолого-синтаксического анализа слова:

1. Укажите часть речи.

2. Напишите начальные формы слова (формы слова, которые указаны в словаре).

3. Назовите все категории слова (у существительных, причастий, притяжательных, указательных местоимений – род, число, падеж, склонение; у прилагательных – род, число, падеж, склонение, степени сравнения; у личных и возвратного местоимений – падеж и число; у глагола – время, наклонение, залог, лицо, число; у инфинитивов – ничего, кроме форм основных глагола и номера спряжения, т. е. словарной статьи; у предлогов – падеж, с которым они употребляются; у наречий, союзов – ничего не указываем).

4. Укажите синтаксическую роль (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

5. Дайте перевод слова.

 

 

Задание № 17

Тема: Контрольная работа

Домашнее задание:

1. Выучите наизусть студенческий гимн «Gaudeāmus»;

2. Подготовьте индивидуальное чтение (тексты из учебника лат. яз. В.К. Кочетковой, Е.В. Соболевой раздает преподаватель). В тонкой тетради или на отдельных листах выполните 6 видов анализа текста и переведите текст на русский язык.

Виды анализов:

1) фонетический анализ (выпишите примеры из текста на основные правила чтения и ударения; при устном ответе – подготовьте правильное чтение текста);

2) морфологический анализ (сделайте морфологический анализ всех слов);

3) синтаксический анализ (укажите синтаксическую функцию каждого слова, изученные функции падежей (см. §§ 100, 299—303, 308, 315, 316, 319, 322, 325, 326, 333-335 в учеб. В.Н. Ярхо), если имеются, охарактеризуйте обороты, если имеются);

4) семантический анализ (укажите значение изученных суффиксов существительных и прилагательных: см. §§ 280—284 в учеб. В.Н. Ярхо);

5) стилистический анализ (укажите на наличие вокатива и императива в тексте, если имеются);

6) историко-культурологический комментарий (в зависимости от текста опишите исторические события текста или явления / предметы культуры – предметы искусства (архитектуры, скульптуры, вазописи, живописи), мифы, факты об Олимпийских играх, факты о музыке, философии, литературе, зарождающихся науках и т.д.);

Задание №18

Тема: Анализ ошибок контрольной работы. Опрос индивидуального чтения и студенческого гимна «Gaudeāmus»

Домашнее задание: подготовьтесь к письменному тесту по античной культуре и устному опросу крылатых выражений.

Задание № 19

Задание №1

Тема: Фонетика латинского языка

Теория: §§ 1–16 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо), уроки № 1, 2 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Цели и задачи изучения латинского языка.

2. Историческая справка о латинском языке.

3. Периодизация истории письменного латинского языка.

4. Проникновение латинской лексики в новые языки.

5. Значение изучения латинского языка.

6. Алфавит.

7. Правила чтения букв и буквосочетаний.

8. Долгота и краткость гласных.

9. Количество слога.

10. Правила ударения.

11. Слогораздел (самостоятельно).

Практика:

1. Упр. № 1, с. 222; тексты с. 222–223 в учебнике (под ред. В.Н. Ярхо): отработайте правильное чтение слов и предложений и постановку ударения. Умейте объяснить правила чтения и ударения.

2. Перепишите и выучите крылатые выражения:

1) Ab ovo. От начала (букв.: «от яйца»).

2) Ad Kalendas Graecas. До греческих календ, т.е. на неопределенный срок (Ср. После дождичка в четверг).

3) Confer! (cf., cfr.) Сравни! Смотри! (помета в научных текстах).

4) Status quo. Существующий порядок вещей.

5) De facto. Фактически.

 

Задание № 2

Тема: Грамматический строй латинского языка. Характеристика имени. Первое склонение существительных

Теория: §§ 26—29, 31–33, 239—242, 280.а.1, 282.а.1, 283.3, 284.1, 284.2 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 5—7, 13 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Латинский язык – язык синтетического типа (большинство форм образуются с помощью суффиксов и окончаний).

2. Имя существительное (nomen substantīvum): грамматические категории имени существительного (род, число, падеж, склонение).

3. Типы склонения.

4. Общие правила (для всех пяти склонений).

5. Первое склонение.

6. Словообразовательные суффиксы существительных первого скло­нения (с. 55 в учебнике лат. яз. для начинающих В.К. Кочетковой, Е.В. Соболевой. М., 2007).

7. Употребление предлога «in».

8. Личные формы глагола esse в настоящем времени.

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите наизусть лексический минимум 1-го раздела (с. 223—224) и выучите наизусть.

См. образец:

Слово Перевод Производные в русском языке Производные в изучаемом иностранном языке
aqua, aquae f вода акведук, аквариум аqueduct (англ.)

 

В первой колонке запишите все начальные формы слова полностью, а также указанные у него категории (род у существительных, номер спряжения у глаголов, падеж у предлогов и у некоторых глаголов, три родовые формы прилагательных в имен. падеже и т.д.), во второй колонке запишите варианты перевода, в третьей – слова, производные в русском языке, они указаны в учебнике под цифрой 2, в четвертой колонке – слова, производные от данного латинского слова, в изучаемом вами иностранном языке. Необходимо знать значение слов, производных в русском языке (см. Интернет, словарь иностранных слов).

2. Учебник (под ред. В.Н. Ярхо): читайте, переводите предложения № 1–15, с. 222–223, сделайте письменный морфолого-синтаксический анализ одного существительного из каждого предложения (образец: (in) lunā – nomen substantivum, luna, lunae f, declinatio prima, abl. sg., обстоятельство, «на луне»); письменно просклоняйте 1-е словосочетание из упр. 2, с. 222.

3. Выучите крылатые выражения:

1) Scientia potentia est. Знание – сила (Фрэнсис Бэкон, английский философ, 1561—1626).

2) Ibi victoria, ubi concordiа. Там победа, где согласие.

3) Experientiа est optĭma magistra. Опыт – лучший учитель.

4) Tabula rasa. Чистая доска (Аристотель, древнегреческий философ, 383—322 гг. до н.э.).

5) Terra inсоgnĭta. Неизведанная земля (надпись на старинных географических картах).

 

 

Задание №3

Тема: Общие сведения о латинском глаголе. Четыре спряжения. Основы и основные формы глагола

Теория: §§ 154, 157, 158, 160, 161 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 3, 4, 18 (см. таблицы) в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Глагол (verbum): грамматические категории латинского глагола (время, лицо, число, наклонение, залог, вид, спряжение).

2. Распределение глаголов по 4-м спряжениям.

3. Четыре основные формы и три основы латинского глагола.

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите наизусть лексический минимум 2-го раздела (с. 226–228).

2. Учебник (под ред. В. Ярхо): упр. 1, 2, c. 224–225 (письменно).

3. Выучите крылатые выражения:

1) Post scriptum. После написанного.

2) Post factum. После сделанного.

3) Dum spiro, spero. Пока я дышу, я надеюсь (Цицерон, римский оратор и политический деятель, 106—43 гг. до н.э.).

4) Vivĕre est cogitāre. Жить – значит мыслить (Цицерон).

5) Vivĕre militāre est. Жить – значит бороться (Сенека, римский философ и писатель, 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.).

Задание №4

Тема: Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения). Личные и возвратное местоимения. Imperatīvus praesentis activi

Теория: §§ 108,109, 165–169, 184, 186, 239–242, 303 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 8—10, 21, 22 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Синтетический способ образования времен системы инфекта.

2. Личные окончания актива.

3. Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения).

4. Правило соединительного гласного.

5. Глагол esse в praesens indicatīvi actīvi.

6. Imperatīvus praesentis actīvi.

7. Местоимения личное (pronomen personale) и возвратное (pronomen reflexivum). Их употребление с предлогом cum.

8. Genetīvus partitīvus (выделительный генетив).

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите наизусть лексический минимум 3-го раздела (с. 229–231).

2. Проспрягайте глагол cedo 3 в praesens indicatīvi actīvi и образуйте от него imperatīvus praesentis actīvi.

3. Читайте, переводите предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делайте письменный морфолого-синтаксический анализ одного глагола и одного местоимения из каждого предложения (образцы анализа: 1) doces – verbum, doce o, docu i, doct um, docē re, conjugatio secunda, praesens indicatīvi actīvi, persona secunda, sg., сказуемое, «(ты) учишь»; 2) Docēte! – verbum, doce o, docu i, doct um, docē re 2, imperativus praesentis activi, pl., forma positiva, сказуемое, «Обучайте!»; 3) me(cum) – pronomen personale, ego, mei, abl.sg., дополнение, «со мной»).

4. Упр. 3, с. 228 (письменно).

5. Выучите крылатые выражения:

1) Aquĭlam volāre doces. Ты учишь орла летать (поговорка).

2) Cogĭto ergo sum. Я мыслю, значит, я существую (Рене Декарт, французский философ, 1596—1650).

3) Si vis pacem, para bellum. Если хочешь мира, готовься к войне (Цицерон).

4) Epistula non erubescit. Бумага не краснеет (Цицерон).

5) Festīna lente! Спеши медленно! (поговорка императора Августа, 63 г. до н.э. – 14 г. н.э.).

 

 

Задание №5

Тема: Второе склонение существительных

Теория: §§ 34–39, 280 (суффикс a3), 282 (суффикс а2), 283 (суффикс а1), 299–300, 307–308 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 16, 20, 81, 82 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Declinatio secunda, признаки склонения, окончания.

2. Сигматический и асигматический номинативы.

3. Правило среднего рода.

4. Суффиксы существительных 2-го склонения (-ari-, -ori-, -ment-).

5. Genetīvus subjectīvus et objectīvus (субъектный и объектный генетив), datīvus commŏdi et incommŏdi (дательный выгоды и невыгоды).

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите наизусть лексический минимум 4-го раздела (с. 232—234).

2. Упр. 1 (1-е словосочетания), упр. 2, упр. 4, с. 231 (письменно).

3. Читайте, переводите предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делайте письменный морфолого-синтаксический анализ одного существительного второго склонения из каждого предложения.

4. Выучите крылатые выражения:

1) Otium post negotium. Отдых после дела (поговорка).

2) Ignorantia non est argumentum. Невежество не доказательство (Бенедикт Спиноза, голландский философ, 1632—1677).

3) Periculum est in morā. Опасность в промедлении (Тит Ливий, римский историк, 59 г. до н.э. – 17 г. н.э.).

4) Verbum movet, exemplum trahit. Слово волнует, пример увлекает (поговорка).

5) Non scholae, sed vitae discĭmus. Мы учимся не для школы, а для жизни (Сенека).

 

 

Задание №6

Тема: Имя прилагательное. Притяжательные, указательные местоимения. Местоименные прилагательные. Причастие прошедшего времени страдательного залога и причастие будущего времени действительного залога

Теория: §§ 74–78, 110–120, 208–209, 220, 280 b (№ 1, 2), 282 b, 283 b (№ 1—8) в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 11, 17, 26, 38, 39, 41, 45, 52 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Имя прилагательное (nomen adjectivum), его категории (genus, numĕrus, casǔs, declinatio, gradūs comparatiōnis).

2. Первая группа прилагательных: окончания, склонение, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (не в склонении!).

3. Суффиксы прилагательных первой группы (самостоятельно).

4. Притяжательное местоимение (pronomen possessīvum). Особенности склонения.

5. Указательное местоимение (pronomen demonstratīvum). Особенности склонения.

6. Местоименное прилагательное (adjectīvum pronomināle). Особенности склонения.

7. Причастие прошедшего времени страдательного залога (participium perfecti passīvi) и причастие будущего времени действительного залога (participium futuri actīvi). Образование, склонение и перевод.

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите лексический минимум 5-го раздела (с. 235–237).

2. Упр.1 (1-е словосочетание), упр. 2, с. 234 (monstro 1, finio 4).

3. Читайте, переводите предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делайте письменный морфолого-синтаксический анализ одного прилагательного, одного местоимения и одного причастия из каждого предложения (если имеются) (образцы: 1) mală (herba) – nomen adjectīvum, malus, mala, malum, f, declinatio prima, nom. sg., определение, «сорная (трава)»; 2) tuus – pronomen possessīvum, tuus, a, um, m, declinatio secunda, nom.sg., определение, «твой»; 3) scriptam (litteram) – participium perfecti passivi, scriptus, -a, -um, f, declinatio prima, acc., sg., определение, «написанную (букву)»).

4.Выучите крылатые выражения:

1) Errāre humānum est. Человеку свойственно ошибаться (Сенека).

2) Plus sonat, quam valet. Больше звона, чем смысла (Сенека).

3) Cognosce te ipsum! Познай себя самого! (Фалес, древнегреческий философ, 640—548 гг. до н.э.)

4) Mala herba cito crescit. Сорная трава быстро растет (Цицерон).

5) Per aspĕra ad astra! Через тернии к звездам! (поговорка).

 

Задание №7

Тема: Страдательный залог в системе инфекта. Infinitivus praesentis passīvi. Praesens indicatīvi passīvi (все спряжения). Страдательная конструкция

Теория: §§ 164, 170, 189, 292, 293, 326 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 46, 47 (страдательная конструкция) в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Genus passīvum – синтетический способ образования в системе инфекта.

2. Неопределенная форма настоящего времени страдательного залога (infinitivus praesentis passīvi) – начальная форма для времен системы инфекта страдательного залога.

3. Praesens indicatīvi passīvi (все спряжения): окончания пассива, образование и перевод форм.

4. Синтаксис страдательной конструкции: ablatīvus auctōris, ablatīvus instrumenti.

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите лексический минимум 6-го раздела (с. 238–239).

2. Переведите действительную конструкцию в страдательную: предложения в разделе А № 8, В № 1, с. 235 (письменно).

3. Читайте и переводите предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делайте письменный морфолого-синтаксический анализ всех пассивных глагольных форм.

4. Выучите крылатые выражения:

1) Nullum pericŭlum sine pericŭlo vincĭtur. Ни одна опасность не побеждается без опасности (поговорка).

2) Tertium non datur. Третьего не дано (закон исключения третьего в формальной логике).

3) Clavus clavo pellĭtur. Клин клином выбивают (Цицерон).

4) Nemo bis punīri pro uno delicto debet. Никто не должен быть наказываем дважды за один и тот же проступок.

5) Noli mittěre margarītas ante porcos. Не мечи жемчуга перед свиньями (Евангелие от Матфея).

 

 

Задание №8

Тема: Система инфекта изъявительного наклонения обоих залогов

Теория: §§ 171–178, 243, 244, 252, 253, 254 и таблицы на с. 106—108 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо), уроки 19, 24, 47, 48, 74 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева), материалы в MOODLE

1. Синтетический способ образования времен системы инфекта индикатива: основа – морфологический показатель вида; суффикс или его отсутствие – морфологический показатель времени; личное окончание – морфологический показатель лица, числа, залога.

2. Прошедшее время несовершенного вида изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов (imperfectum indicatīvi actīvi et passīvi). Образование и перевод форм.

3. Будущее первое изъявительного наклонения действительного и страдательного залогов (futurum primum (I) indicatīvi actīvi et passīvi). Образование и перевод форм.

4. Глагол essе и его производные в системе инфекта индикатива актива.

Практика:

1. Перепишите в словарь и выучите лексический минимум 7-го раздела (с. 240–242) (только слова: absum, adsum, dominus, eo, filius, is, lupus, multus, nullus, oculus, possum, servio, trado, ullus) и 8-го раздела (с. 244—245) (все слова, кроме apud, auxilium, quaero).

2. Упр. 2 (exspecto 1), с. 243 (письменно).

3. Читайте и переводите текст «De perfidia punīta», с. 243–244, делайте письменный морфолого-синтаксический анализ одного глагола из каждого предложения, подготовьте исторический комментарий событий, описываемых в тексте (см. Плутарх. «Сравнительные жизнеописания (Камилл, 9—11)»).

4. Выучите крылатые выражения:

1) Ut salūtas, ita salutabĕris. Как ты приветствуешь, так и тебя будут приветствовать (поговорка).

2) Qui semĭnat mala, metet mala. Кто сеет зло, тот пожнет зло (поговорка).

3) Post prandium stabis, post cenam ambulābis. После завтрака постой, после обеда погуляй (Ср. Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, ужин отдай врагу).

4) Ulǔlam Athēnas ferre. Везти сову в Афины (сова считалась священной птицей богини Афины, покровительницы Афин) (Ср. Ехать в Тулу со своим самоваром).

5. Подготовьтесь к лексической работе (повторите слова из лексических минимумов 1-8).

Задание №9

Тема: Лексическая работа. Повторение пройденного материала

Домашнее задание: подготовьтесь к контрольной работе (вопросы к контрольной работе есть в MOODLE).

Выполните тренировочные задания:

1. Проспрягайте narro 1 и finio 4 во временах системы инфекта актива и пассива (во всех лицах и числах), образуйте повелительное наклонение.

2. Образуйте infinitīvus praesentis passīvi, participium perfecti passīvi et participium futuri actīvi от глаголов narro 1, finio 4.

3. Просклоняйте alius liber magnus, nullum periculum longum

4. Переведите: Poētae Romāni fabulas longas scribunt / scribēbant / scribēnt. Преобразуйте в страдательную конструкцию. Сделайте морфолого-синтаксический анализ слов полученного предложения. Переведите его на русский язык.

Обратите внимание на алгоритм морфолого-синтаксического анализа слова:

1. Укажите часть речи.

2. Напишите начальные формы слова (формы слова, которые указаны в словаре).

3. Назовите все категории слова (у существительных, прилагательных, притяжательных, указательных местоимений – род, число, падеж, склонение; у личных и возвратного местоимений – падеж и число; у глагола – время, наклонение, залог, лицо, число; у предлогов – падеж, с которым они употребляются; у наречий, союзов – ничего не указываем).

4. Укажите синтаксическую роль (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

5. Дайте перевод слова.

 

 

Задание №10


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.235 с.