Особенности и значение античной литературы. Периодизация древнегреческой литературы. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности и значение античной литературы. Периодизация древнегреческой литературы.

2017-10-08 1286
Особенности и значение античной литературы. Периодизация древнегреческой литературы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности и значение античной литературы. Периодизация древнегреческой литературы.

Античная литература – литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации. Развивается до 4-5 вв. н. э. Крито-микенская культура – подпочва греческой литературы.

8 в. до н. э. – первые произведения античной литературы. 3 в до н. э. – памятники римской литературы. 476 г. Н. э. – германские племена вандалы разрушили памятники античной культуры.

Греческая литература — древнейшая из литератур Европы и единственная развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. По своему богатству, разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы. Римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу, но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения.

Значение античной литературы:

1. Влияние на литературу последующих периодов. Неоднократные возвращения европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой никогда не прекращалось, оно имеется даже в принципиально враждебной античному «язычеству» церковной литературе средних веков как в западноевропейской, так и в византийской, которые сами в значительной мере выросли из поздних форм греческой и римской литературы. Греческая литература продолжала своё развитие в рамках византийской культуры, римская – в европейской средневековой культуре.

2. Именно в античности была разработана система жанров, которую заимствовали все последующие литературы (эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо; новелла и роман в зачаточных формах).

3. Античность положила начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).

Особенности:

Тесное соединение мифа и литературы.

2. Традиционализм разработки жанров, сюжетов, размеров, мотивов, Образов. У каждого жанра был свой родоначальник и приближение к его творчеству последующих считалось достижением.

3. Стихотворная форма. Метрическая система стихосюжетов в античности основывалась на упорядочивании кратких и долгих слогов.

Периодизация:

1. Долитературный период (до 8 в. до н. э.). Мифология, фольклор.

2. Архаический период (8-6 вв. до н. э.). Время распада родового и формирования рабовладельческого строя.

А) героический (гомеровский) эпос: «Илиада», «Одиссея».

Б) дидактический эпос Гесиода: «Теогония», «Труды и дни».

В) лирика 7-6 вв. до н. э. Время становления поместной государственной системы. Элегия, ямб, мелика (песенная лирика).

3. Классический период (5-4 вв. до н. э., условно до 338 г. Н.э.). Эпоха расцвета и кризиса рабовладельческой демократии.

А) древнегреческая трагедия: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Б) древняя античная комедия: Аристофан.

В) проза (историография): Геродот, Фукидид, Ксенофонт.

Г) ораторское искусство: Демосфен, Месий, Сократ.

Д) философия: Платон, Аристотель.

4. Эллинистический период (конец 4 – 1 вв. до н.э., условно до 31 г. До н. э.). Эпоха македонского владычества, взаимовлияния эллинской и восточной культур).

А) новая аттическая: Менандр.

Б) александрийская поэзия.

5. Поздний («римский») период (конец 1 в. до н. э. – 5 в. н. э.). Эпоха римского владычества.

 

МОНОДИЧЕСКАЯ ЛИРИКА

Виднейшими представителями монодической лирики являются в первой половине VI в лесбосцы Алкей и поэтесса Сапфо. Революционное движение охватило в это время и Лесбос, аристократия вела ожесточенную борьбу с городским демосом и его вождями — «тиранами»; власть неоднократно переходила от одной группировки к другой, за короткий период сменилось несколько тиранов. друзей.

Алкей

Литературным и музыкальным центром был о. Лесбос. Провел ряд лет в изгнании. Мотивы гражданской войны очень часты в его стихах. Он воспевает оружие, приготовленное заговорщиками, собирающимися захватить власть, призывает к борьбе с тиранами. Алкей, принадлежавший к аристократии, принимал в этой борьбе деятельное участие. Уверенности в завтрашнем дне у Алкея нет. Он изображает свой полис в виде корабля, который носится по морю под «свалку ветров». С политическими темами перемешиваются застольные Традиционная для мужского содружества застольная песня становится средством раскрытия чувств и мыслей поэта. Алкей воспевал не только вино, но и любовь. «Где вино, там и истина», провозглашает Алкей. Вино — «зеркало для людей». Кругозор Алкея ограничен: защита интересов знати, вино, любовь. Его чувства и мысли элементарны, и по культурному уровню он уступает своим ионийским современникам. Античные критики находили у него «величие, сжатость и сладкозвучие, соединенное с мощью». Стихи Алкея музыкальны и отличаются богатством своих размеров и способов строфического построения.

Сапфо

Женщина-поэтесса. Представляет собой в рассматриваемую эпоху явление, характерное лишь для дорийско-эолийских частей Греции, где положение женщины было более свободно, и она не была затворницей, как у ионийцев. Сапфо стояла во главе одного из содружеств, коллектив этот был посвящен определенным божествам. Круг интересов содружества определяет и основную тематику поэзии Сапфо: это — женские культы с их празднествами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука. Политическая жизнь Лесбоса находит здесь лишь случайные отклики. Лирика Сапфо редко выходит за пределы переживаний, связанных с ее замкнутым кружком, но переживания эти выражены с чрезвычайной простотой и яркостью, составившими последующую славу лесбийской поэтессы. Она размышляет о красоте и любви, иллюстрируя свои мысли мифологическими примерами и личными переживаниями: «самое красивое на земле — то, что мы любим». Помимо любовной лирики Сапфо была известна своими эпиталамиями, свадебными песнями. По ритмико-мелодическому типу поэзия Сапфо близка к алкеевой и тоже отличается большим разнообразием. Так называемая «сапфическая» строфа.

Анакреонт

Близость к народной песне, придающая характер свежести и непосредственности лирике лесбосцев, в значительной мере уже утрачена у третьего выдающегося представителя монодической лирики, ионийца Анакреонта, творчество которого относится ко второй половине VI в. Он принадлежит к довольно многочисленной группе поэтов, которые придавали своим искусством блеск дворам различных тиранов. Его темы — почти исключительно вино и любовь, но эти темы трактуются не серьезно, а в плане остроумной, насмешливой игры. Иронизирует над своими любовными неудачами. Стихотворения Анакреонта невелики по размеру; они не изображают сложных переживаний, а дают фиксацию отдельного момента в простых, но оригинальных и рельефных образах, часто с неожиданной концовкой. Живость, ясность, простота — основные качества поэзии Анакреонта. Игровой характер вполне соответствовал тому отношению к любви, которое стало господствующим в развитом рабовладельческом обществе. От поздней античности сохранился целый сборник подражаний Анакреонту, так называемые «анакреонтические стихотворения»; они долгое время ошибочно считались подлинными произведениями древнегреческого поэта.

 

Хоровая лирика

Пиндар

Вошел в историю греческой литературы как классик торжественной хоровой лирики, последний и самый выдающийся певец греческой аристократии. Был уроженцем Фив и происходил из знатного рода; с юных лет он был тесно связан с Дельфами, и дельфийская религия оставила очень значительные следы на всей его поэтической деятельности. В творчестве Пиндара представлены различные виды хоровой лирики: гимны, дифирамбы, песни процессий, песни-пляски, траурные песни. Сохранилось 45 стихотворений. Общегреческие гимнастические состязания происходили в это время в четырех местах: в Олимпии, в Дельфах, на Истме и в Немее. Соответственно этому оды Пиндара в честь победителей на играх и были разбиты на четыре книги. Эпиникии составлялись не по собственной инициативе автоpa, а заказывались заинтересованными лицами или общинами, к которым победители принадлежали. Писал по заказу общин и получал вознаграждение за свои стихи. Круг заказчиков Пиндара — по преимуществу дорийская знать и тираны Сицилии; это то общество, для которого он творит и в котором он славится.

В состав оды должны входить местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где были одержаны победы. Столь же постоянной частью являются мифы и наставительные размышления. Для его стиля характерно, что на всей внешней обстановке победы он никогда не описывает самих состязаний. Победа интересует его лишь как обнаружение «доблести», и ее он прославляет в лице победителя. Эпиникий Пиндара становится как бы исповеданием аристократического мировоззрения, и все построение оды подчинено этой задаче. Упоминание о предках прославляемого получает особый смысл в свете убеждения, что «доблесть» не есть личное качество, что она в знатных родах передается по наследству. Произведения Пиндара — наиболее яркий литературный документ аристократической идеологии, сложившейся под идейным руководством Дельфов. Он твердо убежден во всемогуществе, всеведении и нравственном совершенстве богов. Политические симпатии Пиндара обращены также в сторону аристократических государств, где правят «мудрые». Идеал «доблести», провозвестником которого был Пиндар, имел большое культурное значение, несмотря на свой аристократически ограниченный характер. В «доблести» Пиндара нераздельно слиты атлетика и этика, физические и душевные качества: отсюда призыв к развороту всех сил человека и их всестороннему развитию. По своей ритмической структуре ода Пиндара строфична

За двумя одинаковыми строфами (строфа и антистрофа) следует очень часто третья, отличная от них по структуре (эпод).

 

- Древнегреческая лирика VII – VI вв.

Роды и виды в литературе и поэзии развивались последовательно. Каждый из жанров востребован определенными социальными и общественными процессами. Архаика – эпос, потом дидактика, потом – лирика. Особенно бурной жизнью жила островная Греция. 7 – 6 вв. – век социальной революции. Возникновение полисов разрушало патриархальность. Человек стал иначе смотреть на себя. Также влияла морская экспансия. К власти стали приходить новые люди – тираны, пришедшие к власти из низов. Они удерживали власть благодаря идеологии – поддерживали искусство, торговлю. Идет борьба за письменные законы. В общинах были устные законы, а здесь нужно личное отношение. Должно было быть законодательство. Первое законодательство ввел Ликург, спартанец. Затем его вводят тираны. Тиран Драконт в письменном законодательстве пишет, что за все преступления единственное наказание – смерть.

Эпос уходил в прошлое, он не мог регламентировать новую жизнь. Появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Лирика – поэзия для слуха, ее не записывали. Стихотворений не было. Мелодия была всегда. Текст и мелодия имели одинаковое значение. Чтение для глаз появилось только в Александровскую эпоху 3-1 вв. До конца от мелодии не освободились, это случилось только в Риме. Мелодия связана только с определенными философскими и психологическими теориями. Термин «лирика» появляется очень поздно – у ученых третьего века до нашей эры. Это то, что исполняется под лиру или кифару. Иногда флейта, авлос. Это всегда песенная поэзия. До третьего века греки всю поэзию называли – мелика. Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии.

Хоровая лирика древнее лирики сольной. Она напрямую связана с религиозными и свадебными обрядами. «Хор» означало, прежде всего, место для хоровода. Несколько типов песен в зависимости от содержания и посвящения их богам. Гимны: в честь Диониса – дифирамб, это страстная песнь, повествующая о трагических событиях в жизни бога Диониса. Особенность – дифирамб исполнялся как диалог. Аполлону и Артемиде посвящены пеаны. Парфении или партении это гимны в честь Афины, исполняли пятнадцатилетние специально обученные девушки. Эпиникии – гимны, посвященные победителям олимпийских игр. Энкомии – гимны, посвященные влиятельным лицам. Оды – песни, мастер оды Пиндар, до нас дошло 17 его книг. Эти оды изобилуют темными непонятными местами. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Его переводил Ломоносов. Вакхилид писал дифирамбы, вплотную подходит к искусству трагедии. Почти сохранился дифирамб «Тезей».

Ипполит.

Трагедия (428г). Изображена молодая афинская царица, полюбившая своего пасынка. Так же, как и в Медее показан психологизм страдающей души, которая презирает себя за преступную страсть, но в то же время только и думает о любимом. Здесь также присутствует конфликт между долгом и страстью (Федра кончает самоубийством, обвиняя Ипполита в посягательстве на ее честь, страсть победила). Реалистически раскрываются тайники душевной жизни героинь. Отразил мысли и чувства своих современников. И по композиции обе трагедии похожи: в них пролог объясняет причину создавшегося конфликта, далее сразу показаны героини в буре их страстей. Но развязка как «Медеи» так и «Ипполита» даётся по мифу с вмешательством богов: Медею спасает её бог Гелиос, и она с трупами убитых детей улетает на его колеснице. К Тесею является богиня Артемида и сообщает, что его сын ни в чём не виноват, и что он оклеветан Федрой.

 

Энеида» Вергилия.

Двенадцать песен "Энеиды" четко распадаются на две части: первые шесть песен повествуют о мучительных скитаниях Энея в поисках новой родины на пути из поверженной Трои в Италию, поэтому их порой называют "латинской Одиссеей", вторые шесть посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с "Илиадой". Можно привести много примеров и прямых подражаний Гомеру, начиная от отдельных строчек и сравнений, до целых эпизодов - поединки, разведки, погребальные игры, рассказ Энея о падении Трои и своих злоключениях на пиру у Дидоны, нисхождение в Аид, описание щита Энея, "каталог" племен. Но главное, что Вергилий создает эпос новый. Здесь царят новые идеи, иная философия, другое отношение к действительности, новый подход к эпическому творчеству, когда автор даже не пытается раствориться в повествовании и не только не скрывает своих пристрастий как это делал Гомер, но открыто тенденциозен. Гомер и Вергилий заставляли своих героев жить высокими страстями, быт отступал на задний план. Четыре стихии объединились в "Энеиде" - мифология и история, поэзия и политика, чтобы показать необходимость возникновения могучей Римской империи и прославить свое время как возвращение "Золотого века". Черты монументальности у того и другого. Однако у Вергилия монументальность доведена до изображения мировой римской державы. У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу, у Гомера - Эней хочет узнать судьбу Рима. Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным, обыкновенным, а у Вергилия наоборот. У Гомера Афина Паллада хочет скрыть от феаков Одиссея и окутывает его густым облаком, это происходит вечером. У Вергилия Эней и Ахат окутываются облаком среди бела дня. Когда люди изображаются у Вергилия вне всякой мифологии, они отличаются повышенной страстностью, часто доходящей до колебаний и неуверенности. Множество эпиллиев у Вергилия. Почти каждая песнь законченный эпиллий. Лирика проявляется в плачах Евандра и матери Евриала. Острый драматизм, который иногда достигает трагедии. Вергилий как бы объединил «Илиаду» и «Одиссею» в обратном порядке. Вергилий не скрывает, что в качестве примера использовал Гомера.

Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир. Поэма направлена в будущее. Еще одна сверхзадача, связанная с героем. О судьбе Энея, о судьбе Рима – судьба это главная сила, управляющая всем. Герои Гомера не были слепыми игрушками, а здесь полное подчинение року, отрицание личности.

Страдания оправдываются целью, гармония. Причина людских страданий в том, что люди не всегда разумны. Боги нужны, чтобы показать иерархию знания и соподчинения. Только боги знают истину. Внешне поэма напоминает Гомера. Но мир греков нам знаком, а у Вергилия мир раздвигается до необыкновенных пределов. Расширяется представление о времени. Героя интересует будущее потомков. Поэма не закончена. Уже многим современникам Августа казалось, что надежды не оправдались. Вергилий оставляет героя на распутье, убийство Турна. Её движущая сила — воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа. В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического и стремится к «благородным» аффектам. Герои живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распылённого общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, «благочестивый» Эней воплощает идеал стоицизма, ставшего почти официальной идеологией. «Энеида» была закончена лишь вчерне. Но и в этом «черновом» виде «Энеида» отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в «Буколиках».

Дидона и Эней в «Энеиде»

Поэма посвящена троянскому герою Энею, бежавшему после разрушения Трои и основавшему новое царство в Италии. Это царство дало начало Риму, возводившему генеалогию своих вождей к легендарному герою Трои. Миф об Энее был известен в Италии со времен глубокой древности. Римляне хотят представить себя народом, не уступающим другим ни в благородстве происхождения, ни в древности истоков своей культуры. "Энеида" Вергилия продолжает, таким образом, традиции римского эпоса, созвучные официальной идеологией принципата. Старая тема становится актуальной в период принципата, когда современная эпоха рассматривается как время свершения великих надежд, возлагавшихся на римское государство еще в глубокой древности. Октавиан Август украшает римский Форум статуями легендарных деятелей Древнего Рима, в том числе и изображением Энея.

В образе Энея, созданном Вергилием, находят обобщенное выражение те моральные качества, которые были присущи героям древности и должны вновь возродиться у современных правителей Рима. Поэт рисует своего героя "идеальным римлянином", почитающим богов, уважающим старших, ставящим интересы государства превыше всего, мужественным и снисходительным к слабостям других. Читатель восхищается героем, волнуется за его судьбу. У Вергилия миф всегда переплетен с современностью, и испытания Энея являются лишь многозначительным началом уготованного роком римского величия.

4-я книга поэмы, посвященная любви Дидоны к Энею. Дидона восхищается Энеем - смелым воином, испытавшим горе и лишения, полюбила за перенесенные им страдания, за смелость и мужество. Царица Карфагена Дидона, тоже бежавшая из родного города Тира из-за коварства брата, строит теперь могущественный город в Африке. По воле Венеры и Юноны она полюбила троянского вождя. Вергилий описывает мучительную душевную борьбу Дидоны, желающей сохранить верность своему мужу, вероломно убитому ее братом Пигмалионом. В часы ночного безмолвия, не в силах забыться целительным сном, одна в своем дворце она вспоминает речи Энея, видит перед собой его лицо. Однако любви героев препятствует судьба, властно увлекающая Энея в далекую Италию. Поэт вставляет в свое повествование намеки и указания, дающие читателю возможность предвидеть в тот момент, когда герои счастливы, трагическую судьбу героини.

Эней, которому вестник богов Меркурий приказывает от имени Юпитера продолжать свой путь в Италию, подчиняется суровому долгу. Тщетны попытки Дидоны удержать его в Карфагене, В тот момент, когда корабль Энея покидает карфагенский порт, царица пронзает себя мечом, проклиная вероломство героя. Симпатии Вергилия на стороне Энея, но он с глубоким сочувствием, с большим волнением изображает гибель Дидоны. Отплывая от берегов Африки, Эней видит пламя погребального костра Дидоны. Он полон мрачных предчувствий.

Римский поэт использовал отдельные образы и мотивы поэм Гомера. "Илиада" и "Одиссея" всегда являлись в древности образцами эпопеи, и каждый поэт, создававший большое эпическое произведение, считал своим долгом примкнуть к гомеровской традиции. Как Одиссей рассказывает о себе на пиру у царя Алкиноя, так и Эней повествует о своих скитаниях и гибели Трои на пиру у карфагенской царицы Дидоны (2-3-я кн.). Одиссей спускается в царство мертвых, в преисподнюю нисходит и Эней (6-я кн.). Олимпийский план есть в той и другой поэме. Венера - мать Энея - помогает любимому сыну, как Афина помогает Одиссею. Юнона противодействует Энею, она - покровительница города Карфагена и озабочена его дальнейшей судьбой. Ей известно, что Рим должен некогда победить и разрушить Карфаген, поэтому она всячески противится основанию Италийского царства. Она задерживает Энея в Карфагене, как Кирка задерживает Одиссея. Странствия Одиссея были вызваны гневом Посейдона; странствия Энея обусловлены «злопамятным гневом лютой Юноны».

 

Децим Юлий Ювенал

Родился в г. Аквин, около Рима. Долго был адвокатом и увлекался составлением декламаций, сатиры стал писать стариком, в 5 книгах. Переносит особенности риторического жанра в сатиры.

2 группы по содержанию:

1. 1-9 – острообличительные. Клеймит все с позиции человека среднего достатка. Создает и положительную программу с примерами из жизни.

2. 10-16 – отвлеченные рассуждения на моральные темы вообще. Протестует против всех пороков общества, социального неравенства, ополчился на аристократов, которые кичатся только имени.

· возмущен нравами и жизнью римлян.

· разврат, обжорство и пустота римской знати

· гиперболы, нагромождает определения, детали

· Вопросы доблести – современные аристократы гордятся родом, но развратники

· только высокие душевные качества делают человека благородным

· порицает жестокость императора

· обличает богачей и сочувствует интеллигентным профессиям (поэт, философ) (длинные генеалогии теряют ценность, если их обладатель недостоин славы предков)

· симпатия к страдающим беднякам

Оды Горация.

Сборник 23 года содержит стихотворения, написанные "алкеевой строфой", "сапфической", "асклепиадовой". Воспроизводя метрическое построение и общий стилистический тон эолийской лирики, Г. во всем остальном идет собственными путями. Использует худ. опыт разных периодов, нередко перекликается с эллинистической поэзией. Древнегреческая форма служит облачением для эллинистически-римского содержания. Мысль и воображение преобладают у Г. над чувством. Склонен к дидактической форме, характерной для античной лирики. Почти все мужские адресаты од - реальные лица, современники поэта, но никто кроме Мецената не удостаивается больше одного обращения. Обращение почти всегда содержит в себе волеизъявление или совет.

Группы:

- группа "увещевательных" стихотворений - лирика размышления.

- Любовная. Его любовь ближе к влюбленности. Возлюбленные: лидия, хлоя, рина, левканоя.

- оды на соц. и полит. темы. Горацицй выступает как пропагандист религиозных и моральных реформ в консервативном духе, возвещенных Августом.

"Наука поэзии " - как бы теоретический манифест римского классицизма времени Августа Г. осуждает "бессодержательные стишки и звучные пустячки" и подчеркивает основополагающее значение содержания. Гораций требует философского образования для поэта. Вместе с тем Г. принимает выдвинутый неотериками лозунг длительной и гщательной отделки поэтического произ-я. Написанное должно быть опубликовано только через 9 лет.

Наука поэзии» Горация.

«Наука поэзии» относится к типу нормативных поэтик, содержащих предписания с позиций определенного литературного направления. Свободная форма «послания» позволяет ему остановиться лишь на некоторых вопросах, более или менее актуальных, с точки зрения борьбы литературных направлений в Риме. Наука поэзии – теоретический манифестримского классицизма эпохи Августа. Осуждает бессодержательные стишки и подчеркивает основополагающее значение содержания. Требует философского образования для поэта. Гораций признавал за поэзией как учительное, так и развлекательное значение и считал техническую выучку столь же необходимой для поэта, как и талант. Произведение должно быть простым, целостным и гармоничным. Асимметрия, отступления, описательные экскурсы, манерность — все это нарушения канона красоты. Из отдельных поэтических жанров Гораций подробно останавливается только на драме. Устанавливаемый им канон предполагает трагедию классического типа. Правило о том, что трагедия должна состоять из пяти актов; оно стало впоследствии одной из основных норм трагедии европейского классицизма.

Метаморфозы» Овидия.

«Метаморфозы» Овидия — поэма в гексаметрах, состоящая из 15 книг; в них собрано свыше 200 сказаний. Овидий задумал не сборник сказаний, а «непрерывную поэму», в которой отдельные повествования были бы нанизаны на единую нить, это прежде всего хронологическая нить. Поэма движется от сотворения мира, которое является первым «превращением», превращением первозданного хаоса в космос, к историческим временам.

Пользуется «рамочным» методом, вводя одно предание внутрь другого как рассказ кого-либо из действующих лиц или как описание изображений на памятниках искусства.

Превращение является глубочайшей основой первобытной мифологии, вообще любимый жанр эллинистической литературы. Дает фантастическую мифологию в качестве самостоятельного предмета, в то же самое время для Овидия это часть философии. 4 идеи:

1. Вечность и неразрушимость материи.

2. вечная ее изменяемость.

3. постоянное превращение одних вещей в др.

4. вечное перевоплощение душ из одних тел в другие.

«Метаморфозы» - мифологическая поэма. Жанр поэмы Овидий определил сам: «песнь вечная». Это название очень важно. Его герои сохраняют душу, но меняют материальную оболочку. Овидий пытается все греческие мифы подверстать под превращения – 200 сюжетов.

Идея превращения связана с идеей движения. Композиция: 15 частей, каждая посвящена одной теме. Внутри они состоят из разного: элегии, послания, речи, диалоги, новеллы. Использует минимум художественных средств. Отбирает самое главное.

Медея собирается сварить зелье, надо за травой облететь 14 областей Греции, каждая область характеризуется одной деталью (Этна-вулкан). Уже в самом начале мы встречаем философское основание, в 15 песне выступает сам Пифагор.

кн 1: сотворение мира из Хаоса. описание четырех веков, потопа, превращение Дафны в лавровое дерево.

кн 2: миф о Фаэтонте, сыне Солнца, попросившем у отца его колесницу и чуть не сжегшем землю.

кн 3: о Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо, но влюбившемся в свое собственное изображение

кн 4: новелла о несчастной любви Пирама и Фисбы, получившая огромное распространение в европейской литературе

кн 6: сказание о Ниобе, гордившейся своими детьми и потерявшей их за высокомерную похвалу

кн 7: о ревнивой любви Кефала и Прокриды

кн 8: несчастный полет Дедала и Икара, идиллия Филемона и Бавкиды

кн 10: сказание об Орфее и Эвридике

кн 11: преданная любовь Кеика и Галькионы

Заключительная книга содержит изложение учения Пифагора о переселении душ

 

Эпиграммы Марциала.

Происходил из испанского города Бильбилис, на левом притоке. Место своей родины Марциал часто и с любовью упоминает в своих стихотворениях. Получив литературно-риторическое образование на родине, он прибыл в Рим в последние годы правления Нерона, вращался здесь в обществе литераторов и литературно-образованных земляков, которых нередко упоминает в своих стихотворениях и среди которых находил покровителей своему таланту. Когда со вступлением в управление Нервы и затем Траяна, настали времена, отличные от времени Домициана, и покровители Марциала потеряли своё значение, он счёл за лучшее удалиться на родину в Испанию, где через несколько лет умер.

Выпустил 15 книг эпиграмм. 3 книги объединены в темы «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы», 12 — смешанного содержания. До нас дошёл сборник в 14 книг эпиграмм, не считая в этом числе особой книги стихотворений, также названных эпиграммами, но относящихся исключительно к играм амфитеатра при Тите и Домициане. Из 14 книг, составляющих главный сборник стихотворений Марциала, 2 книги, именно 13 и 14, представляют собой каждая специальный род эпиграмм и носят особые заглавия.

Первая из них, «Подарки», состоит из 127 снабжённых особыми заглавиями двустиший, относящихся к предметам еды и винам. Вторая, «Гостинцы», заключает в себе 223 двустишия, также снабженных особыми заглавиями и говорящих о предметах домашнего употребления, а также о статуэтках, картинках и сочинениях знаменитых писателей. В остальных 12 книгах эпиграмм выражается сущность литературной деятельности Марциала. Из них первые девять писаны и изданы при Домициане. Все 12 книг расположены в хронологическом.Всего Марциал написал 1561 эпиграмму.

Содержание эпиграмм чрезвычайно разнообразно, представляет собой, весьма яркую картину нравов и быта второй половины первого века Римской империи. Больше всего в них бросаются в глаза две черты: склонность поэта к изображению половой распущенности, и не знающие границ лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными людьми, в видах приобретения их расположения и подачек.

В литературном отношении эпиграммы Марциала являются произведениями крупного поэтического дарования. Он дал римской эпиграмме, как особому виду лирической поэзии, широкую разработку, какой она до тех пор не имела. У Марциала эпиграмма принимает всевозможные оттенки, начиная с простой стихотворной надписи на предметах или подписи к предметам, до стихотворной шутки на самые обыкновенные, как и на самые прихотливые сюжеты обыденной жизни. Поэтому Марциалу также принадлежит первенство в эпиграмме, как Виргилию — в эпической поэзии, а Горацию — в чисто лирической (мелической).

 

 

Особенности и значение античной литературы. Периодизация древнегреческой литературы.

Античная литература – литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации. Развивается до 4-5 вв. н. э. Крито-микенская культура – подпочва греческой литературы.

8 в. до н. э. – первые произведения античной литературы. 3 в до н. э. – памятники римской литературы. 476 г. Н. э. – германские племена вандалы разрушили памятники античной культуры.

Греческая литература — древнейшая из литератур Европы и единственная развивавшаяся вполне самостоятельно, не опираясь непосредственно на опыт других литератур. С более древними литературами Востока греки стали ближе знакомы лишь тогда, когда расцвет их собственной литературы лежал уже далеко позади. По своему богатству, разнообразию, по своей художественной значительности она далеко опередила восточные литературы. Римская литература начала развиваться значительно позже греческой. Она не только чрезвычайно близка к греческой литературе по своему типу, но и связана с нею преемственно, создавалась на ее основе, используя ее опыт и ее достижения.

Значение античной литературы:

1. Влияние на литературу последующих периодов. Неоднократные возвращения европейской литературы к античности, как к творческому источнику, из которого черпались темы и принципы их художественной обработки. Творческое соприкосновение средневековой и новой Европы с античной литературой никогда не прекращалось, оно имеется даже в принципиально враждебной античному «язычеству» церковной литературе средних веков как в западноевропейской, так и в византийской, которые сами в значительной мере выросли из поздних форм греческой и римской литературы. Греческая литература продолжала своё развитие в рамках византийской культуры, римская – в европейской средневековой культуре.

2. Именно в античности была разработана система жанров, которую заимствовали все последующие литературы (эпическая поэма и идиллия, трагедия и комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, различные виды исторического повествования и ораторской речи, диалог и литературное письмо; новелла и роман в зачаточных формах).

3. Античность положила начало теории стиля и художественной литературы («риторика» и «поэтика»).

Особенности:


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.