Проблема человека и его нравственного самосовершенствования в фс Аврелия Августина — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Проблема человека и его нравственного самосовершенствования в фс Аврелия Августина

2017-10-07 2984
Проблема человека и его нравственного самосовершенствования в фс Аврелия Августина 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Августин открывает «внутреннего человека», устремленного к своему творцу. Главной загадкой для Августина предстает сам человек. Глубины души человека скрыты от него самого, а открыты только Богу. Каждое движение души человека имеет значение для его спасения. Помыслы важны так же, как и действия. Таинство исповеди призвано очистить душу от греха. Если человек знает добро и стремится к нему, но творит зло, то этот происходит, потому что воля человека не всегда подчиняется ему. Человек – это проявление, прежде всего, волевого начала. Свобода есть свойство воли, а не разума. Воля в человеке раздвоена, направлена и к добру, и к злу. Это- болезнь души, повреждение природы человека в результате его грехопадения. Преодолеть эту болезнь воли без благодатной помощи Бога человек не может. Подлинная свобода заключается в том, чтобы следовать Христу. Августин в своем труде «О граде Божьем» разделяет людей на два града—град земной и град небесный - по принципу любви. К первому граду относятся те, кто одержимы любовью к себе вплоть до презрения к Богу, ко второму относят тех, кто одержимы любовью к Богу вплоть до презрения к себе. Первые предопределены к проклятию, а вторые-к спасению.

 

Основные принципы христианской морали.

Главные идеи христианской этики были провозглашены Иисусом Христом в Нагорной проповеди. Идеал человека - это идеал «девяти блаженств», который рисует образ человека смиренного, плачущего о своих грехах, кроткого, жаждущего правды, милостивого, чистого сердцем, стремящегося к миру, страдающего за Христа. Десять заповедей – против служения идолам, против создания себе кумира, против злоупотребления именем Бога, о почитании субботы, о почтении родителей, против убийства, против блуда, против воровства, против ложного свидетельства, против зависти. Две главные заповеди – любовь к Богу и любовь к ближнему. Любовь к ближнему в христианстве доводится до любви к врагам.

Вопрос 26

Августин Аврелий (354 - 430), христианский теолог и философ, внес неоценимый вклад в разработку проблемы времени.Родился в г. Тагасте в Северной Африке (на территории современного Алжира)

В своем учении он следовал неоплатонизму, но старался по-новому подойти к старым идеям, исходя уже не из объекта, а из субъекта, из самодостоверности человеческого мышления.

Первое знакомство Августина со Священным писанием не удовлетворило его религиозно-мировоззренчеких интересов.Продолжив духовные поиски, он обратился к манихейству. Как горячий его приверженец Августин приехал в 383 г. в Рим, где при помощи манихеев организовал школу риторики. Но постепенно в нем нарастало разочарование и в манихействе. По мере этого разочарования Августин склоняется к скептицизму. Из Рима он переезжает в Медиолан (Милан), где сближается с кругом лиц, группировавшихся вокруг местного весьма влиятельного епископа Амвросия. Под его влиянием Августин начал склоняться к христианству.

Готовясь принять христианство как идеолог вероучения, Августин начал штудировать плотиновские «Эннеады》, некоторые произведения Порфирия. Он углубился также и в произведения Платона (прежде всего «Менон», «Тимей» и «Федон»). Свой скептицизм Августин преодолел в таких философских произведениях, написанных в 386-387 гг., как «Против академиков》,т.е. скептиков, «О блаженной жизни»— о способе познания сверхчувственных истин, «О порядке», «Монологи» — о зависимости человеческого счастья от познания бога, «О бессмертии души». В 387 г. их автор обратился в христианство.

Огромную роль в его жизни играл трактат Цицерона «Кортензий». Этот трактат сделал его философом

.Августин отвергает античную идею вечного возвращения, согласно которой мир развивается циклично и по кругу. Августин предлагает новую линейную модель исторического развития. Согласно учению Августина есть вечность (в ней бог) и время (в нем люди).

Огромное литературное наследие Августина включает несколько философских произведений, которые также трактуют и положения христианского богословия. Наиболее важны для истории философии «О величине души» — об отношении души к телу, «Об учителе», «Об истинной религии», «О свободной воле», «Исповедь». Последнее произведение — религиозная автобиография Августина. Описывая свою жизнь с детства и не скрывая многих своих пороков, крупнейший христианский мыслитель стремился показать в этом произведении, как религиозные искания привели его к христианству.Непосредственная цель августиновской «Исповеди» — побудить и других язычников к обращению в христианство. Наиболее значимы для истории философии три последние (из тринадцати) книги этого сочинения. Из последующих произведений Августина следует назвать трактат «О троице»,«О природе и благодати», «О душе и ее происхождении».

Философ выделяет следующие этапы истории:

1) творение мира,

2) центральное событие истории – приход на землю Иисуса Христа

3) предстоящий Страшный суд, на котором жизнь и намерения каждого когда-либо жившего человека будет оценена Богом.

По Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: «град земной» и «град Божий», которые различаются по ценностям и своему предназначению.

Земной град составляют люди, желающие жить «по плоти», ориентированные на материальные ценности.

Небесный град состоит из тех людей, которые ориентированы на религиозные ценности, они живут «по духу».

Августин не отождествлял Небесный град с христианской церковью, а земной – с миром.

Борьба двух градов – столкновение добра и зла. Она должна завершиться полным отделением земного и Божьего градов. Это произойдет на Страшном суде, который положит конец миру и истории. Праведники обретут вечную блаженную жизнь в Небесном царстве, остальные будут обречены на вечное наказание.

Значение Августина для последующего философского и культурного развития велико.

Он систематизировал христианскую философию, разработал наиболее полное толкование догматов веры. Его философия предопределила темы и отчасти даже выводы западноевропейских философов на многие века вперед. Августин вносит свой вклад в осмысление внутреннего мира человека, его нравственного идеала, проблемы совести. Для дальнейшего развития философии имели значение его рассуждения о времени и истории.

Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы.

эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием материального производства.

В политической области эпоха Возрождения — это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов.

В естествознании это время великих открытий и изобретений, в частности:

- великие географические открытия, такие как открытие Америки;

- расширение познаний о космосе (установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника);

- развитие знаний об окружающей среде и о живом мире (начало систематизации растений, возникновение научной анатомии, положившей начало современной медицине)

Данные революционные изменения в политическом строе, промышленности и естествознании требовали освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и ведущие деятели и мыслители данного времени стремились возродить ценности и идеалы классической древности и античной философии

Основные характерные черты философии Возрождения составляют:

- гуманизм — возвышение человека;

- антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования;

- секуляризация — освобождение от церковного влияния;

- пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии;

- высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства.

Взаимодействие науки и искусства осуществляется в рамках эстетики как общей теории художественного процесса. В эпоху Возрождения под влиянием быстро растущего пластического искусства значительный вклад был сделан в теорию перспективы. В связи с этим Леонардо да Винчи высказал даже мысль, что живопись ближе науке, чем поэзия, поскольку пользуется системой линейной перспективы. С дальнейшим развитием науки, появлением новых научных дисциплин связь и взаимодействие науки и искусства усиливается.

Формирование новой картины мира в науке эпохи Возрождения

 

Развитие науки в эпоху Возрождения неразрывным образом связано с как минимум двумя обстоятельствами. Первым из них являлось распространение гуманистических идей и идеалов. Мысль о том, что человек является венцом творения и центром мироздания, имело глубочайшие последствия для интеллектуалов того времени. Для них оказались сняты ограничения для познавательной деятельности, которые намеренно или ненамеренно налагало религиозное мировоззрение. Средневековое католическое восприятие видело материальный мир как бренную сиюминутную часть Божьего творения. Пристально изучать его не было смысла, потому что, во-первых, главная ценность человеческой жизни находилась в духовном мире, в Царстве Небесном; во-вторых, смысл человеческого существования был в духовном развитии, в покаянии и молитве, а не в познавательной деятельности. Теперь же человек был объявлен всемогущим носителем разума, главной задачей которого было познание мира и самого себя – а сделать это можно было только с помощью науки.

 

Второе обстоятельство научного развития в период Ренессанса заключалось в Великих географических открытиях. В основной своей части эпоха Великих географических открытий совпала с эпохой Возрождения, начавшись во второй половине XV столетия и продлившись до XVII века. В это время была открыта Америка, проложены торговые пути на Восток, в Индию, совершены первые кругосветные путешествия. Впервые увидев мир в его истинном масштабе, европейская цивилизация получила мощнейший импульс для развития науки. Это касалось как психологических мотивов, так и практических. Если раньше мир был ограничен Европой, Северной Африкой, Ближним Востоком и Московией, то теперь границы обитаемой вселенной раздвинулись, это стимулировало дальнейшее изучение. К тому же новооткрытые земли оказались источником и материальных богатств – следовательно, для их эксплуатации требовались более совершенные теоретические и прикладные средства мореплавания, военной техники, медицины, инженерии, математики, механики и так далее.

Опубликованная в 1543 г. книга Николая Коперника "О вращениях небесных сфер" не только определила характер научной революции XVIв., но сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире. В ней возрождается, развивается, математически обосновывается древняя идея гелиоцентризма: Земля не является центром мира и не стоит на месте. Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами - вокруг Солнца.

Новым оказалось и отношение к движению. Если по своей физической природе Земля в старой системе мира являла "низшую" ступень, то своей неподвижностью она обеспечила за собой значение центра мира. При этом покой почитался высшим состоянием по сравнению с движением: средневековая картина мира принципиально статична. Сделав движение уделом Земли, Коперник не только "поднял" ее до небес, но и показал, что именно движение является нормальным состоянием всех планет. Коперник объясняет движение небесных тел их сферической, шарообразной формой, т.е. их природой. Благодаря этому отпадает надобность во внешних двигателях ("интеллигенциях" схоластической философии, "ангелах" схоластической теологии), и бог оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. Тем самым не только в космологию, но и в философскую картину мира вводился принцип самодвижения тел.

Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом коперниканства.

 

 

Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский философ и поэт. Как философ Бруно испытал влияние идей неоплатонизма и ранней греческой философии. Он считал целью философии познание природы, являющейся "Богом в вещах". Убежденный сторонник теории Коперника, Бруно развивал учение о подобии Земли и небес, множестве миров ("О бесконечности, Вселенной и мирах"). Возрождая суждения древнегреческих атомистов, философ выдвинул учение о "монадах", минимальных неделимых частицах, в деятельности которых сливаются телесное и духовное, объект и субъект (О причине, начале, едином"). Высшая субстанция есть "монада монад", или Бог. Вселенная и природа у Бруно совпадает с Богом.

Этика Бруно проникнута утверждением "героического энтузиазма", любви к бесконечному, возвышающей человека над повседневностью и уподобляющей его божеству.

 

Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) справедливо считается подлинным основоположником метода исследования природы. Его научная деятельность сочеталась с глубоким осознанием философских основ нового естествознания: идеи, высказанные Галилеем в этой связи, делают его первым представителем механистического материализма. Астроном, механик и философ, Галилей дал в своих сочинениях развернутое и стройное изложение экспериментально-математического метода и четко сформулировал сущность соответствующего понимания мира. Для торжества теории Коперника и идей, высказанных Джордано Бруно, огромное значение имели открытия, сделанные на небе Галилеем с помощью телескопа, который он построил одним из первых. С его помощью он исследовал небесные тела, доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси, доказал множественность миров во Вселенной.

Все эти открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками. До сих пор католическая церковь была вынуждена терпеть воззрения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту гипотезу в качестве теории невозможно. Теперь же, когда эти доказательства появились, римская курия принимает решение, запрещающее всякую пропаганду взглядов Коперника, даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника "Об обращении небесных сфер" вносится в "Список запретных книг".

 

 

Вопрос № 29 (по Кузанскому)

О БОГЕ И О МИРЕ

Наиболее широким и значительным в философской и религиозной мысли этого периода оставалось понятие "бога". Концепцию Бога у Кузанского следует рассматривать как пантеистическую. В своем произведении "Об ученом незнании" он развивает идею отождествления Бога с его творениями. Христианская теология оконечивает Бога, у Кузанского он полностью бесконечное существо, абсолют. Отношение божественного абсолюта (единого) и бесконечного множества сотворенных вещей и явлений понимается им как отношение тождества. Утверждается принцип единства бесконечного и конечного. "Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге".

Принцип «все во всем» - все в Боге и Он во всем. Но все есть в Боге и он во всем в свернутом виде. Бог есть тот, кто все развертывает. В развернутом виде Бог есть ничто.

Бог — это абсолютный максимум: максимум бытия и истины. Бог присутствует и в идеальном, и в реальном мире и как максимум, и как минимум, тем самым устраивая единство всего мира во всех его проявлениях.

Бог присутствует во всех конкретных вещах — единство бесконечного Бога и мира конечных вещей. Бог — это начало, середина и конец всех вещей (Пантеизм). Бог не только присутствует в каждой конкретной вещи, но и руководит каждым шагом движения всего мира и всех вещей, ибо "все уже было заключено в провидении Бога" и "ничто не случится иначе как согласно Божиему провидению".

Божественное присутствие в мире обеспечивает единство всего мира. вселенная представляет собой космическую "машину мира", которая как бы имеет повсюду центр и нигде окружность, ибо "ее окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде".

«Книга природы» написана Богом на математическом языке.

Вселенная представляет собой «ограниченный максимум» (это не значит, что у нее есть предел), потому что состоит из конечных «ограниченных вещей». Мир – проявление абсолютного единства во множестве и разнообразии.

Весь мир имеет "трехсложное" строение: "малый мир" — это человек; "большой мир" — универсум, вселенная; "максимальный мир" — Бог, божественный максимум. Утверждается идея совпадения "малого мира" и "максимального мира", т.е. человека и Бога:

О ЧЕЛОВЕКЕ

Будучи конечным, в качестве телесного существа, человек бесконечен в высших стремлениях своего духа к постижению божественного абсолюта. Хотя божественные пути в их точной и доскональной ясности и не доступны человеку, достижения его обширной учености лишают разум ограниченности. Бесконечное углубление познания делает способности человеческого ума важнее претензий на обладание некой неизменной, окончательной истиной.

Неотъемлемой частью природы, созданной Богом, является и человек. Размышления о сущности человека у Николая Кузанского наполнены истинным гуманистическим пафосом, стремлением к обожествлению самого человека. По его мнению, человек — это "малый мир", "микрокосм", в котором сочетаются все качества "макрокосма": "Человеческая природа, вознесенная над всеми созданиями Бога и немного уступающая ангелам, свертывает в себе и разумную и чувственную природы, сочетает внутри себя все в мире и за то справедливо именуется древними философами микрокосмом, малым миром". Таким образом, Кузанский отступает от традиционного христианского понимания сущности человека, подчеркивая популярную в эпоху Возрождения идею о единстве духовного и плотского начал в человеке. Развивая свое представление о человеке, Николай Кузанский пишет о том, что "Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он — человеческий Бог (humanus Deus)". В человеке, в свернутом виде, присутствует все: "внутри человеческой потенции есть по-своему все". А в человечестве, также соединяющимся с божественным максимумом, все достигает своей высшей степени.

 

Важнейшим свойством человека является ум. Ум есть "первообраз Божественного свертывания, охватывающего в своей простоте и силе все образы свертывания". Ум человека обладает тремя способностями познания: чувство, рассудок и разум. Большое значение имеет чувственное познание. В рассудке нет ничего, чего раньше не было в ощущении.

Рассудок (ratio) — это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений.

Но высшей формой познавательных способностей человека является разум (intellectus). От чувств и рассудка разум отличается двумя важными качествами: во-первых, разум не связан со сферой чувственно-телесного, "не принадлежит ни времени, ни миру, будучи абсолютно свободным от них"; во-вторых, разум "постигает только всеобщее, нетленное и постоянное". Таким образом, разум — это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу.

Иначе как с помощью мистической интуиции невозможно и приближение к Богу, ведь Бог — принципиально непознаваем.

 

Реформа́ция — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

 

Мартин Лютер

 

Начало Реформации положил профессор Виттен-бергского университета теолог Мартин Лютер (1483 - 1546), провозгласив "95 тезисов" против торговли индульгенциями и других злоупотреблений папства и католической церкви.

 

Исходный пункт лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Опираясь на Священное Писание, он утверждал, что каждый верующий оправдывается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе, и вследствие этого не нуждается в церкви (идея всесвященства). То, что относится к религии, - дело совести христианина; источник веры - "чистое слово божье" (Священное Писание). И таким образом, все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным, а вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб рассматривались как человеческое установление, подлежащее рациональной оценке и критике, а фактически отрицались.

 

Свое отношение к светской власти Лютер основывал на представлении, что человек живет в двух сферах: в сфере "Евангелия" (религиозная сфера) и в сфере "закона" (царство земное). Если бы мир состоял из подлинно христиан (истинно верующих), то в законах и правителях не было бы необходимости. А поскольку "злых всегда больше", то бог учредил два правления - духовное (для верующих) и светское (для сдерживания злых). Истинный христианин должен заботиться о других людях; поэтому он платит налоги, почитает начальство, служит, делает все, что идет на пользу светской власти. Главное, чтобы христианин не использовал меч в своекорыстных интересах, и тогда "стражники, палачи, адвокаты и прочий сброд" могут быть христианами.

 

 

Жан Кальвин

 

Жан Кальвин (1509-1564) - деятель Реформации во Франции, основатель кальвинизма (пуританства). В основном сочинении "Наставление в христианской вере" (1536-1559,Кальвин фактически систематизировал идеи таких реформаторов, как Лютер, Цвингли и др. Наиболее последовательно Кальвин развил лишь учение об "абсолютном предопределении", согласно которому Бог еще до сотворения им мира одних людей предопределил к "спасению", а других - к "осуждению". Однако никто из них заранее не знает об этом. Успехи в личной жизни и профессиональной деятельности свидетельствуют, что верующий является "божьим избранником". Объявляя умеренность и бережливость молодой буржуазии в качестве наилучших добродетелей и проповедуя мирской аскетизм, К. обосновал идеалы первоначального капиталистического накопления. Кальвин разработал "церковные установления" (1541), которые приобрели характер государственного закона. Свободу совести Философ трактовал как свободу от католицизма, боролся за чистоту своей веры, придавая протестантизму универсальный характер.

 

Период 17-18 век-время подъема в экономической, политической и общественной сфере. Происходят научные открытия, в культуре так же на первый план выдвигается наука, происходит развитие мануфактурной промышленности итд.

Философия стремилась к научному объяснению своих взглядов, хотя и не всегда можно было все доказать способами, использовавшимися в математике. декарт и спиноза не только придавали своим работам фрму научного трактата, но так же пытались доказать свои суждения с помощью дедуктивного метода. Философия периода 17-18 в. Была рационалистической. Рационализм в широком смысле — это уверенность в способности разума, особенно разума просвещенного, руководимого правильным методом, разгадать загадки природы, познать окружающий мир и самого человека, с помощью здравого смысла решать практические жизненные задачи и в конечном счете переустраивать общество на разумных началах.) И непременно с помощью разума постигать Бога. Философы XVII—XVIII вв. вместе с тем интересовались не только рациональным познанием, но и познанием с помощью чувств — к нему особенно внимательны, его достоверность доказывают сторонники эмпиризма Гассенди, Локк, французские просветители. Но и рационалисты — Декарт, Спиноза, Лейбниц — также уделяли немалое внимание чувственному опыту (к которому, однако, относились критически), воле и "страстям души", аффектам, которые, с их точки зрения, подлежат и поддаются контролю со стороны разума. Словом, XVII и XVIII вв. справедливо считать столетиями рационализма. но не верно утверждать что этот период времени-период рационализма, так как и эмпирики и рационалисты говорили он несовершенстве человеческого разума, пытаясь найти пути его совершенствования.

Заложенный Бэконом подход к пониманию вопросов сущности и метода познания в истории философии получил название эмпиризма. Его представители придерживаются мнения, что все знания возникают из опыта и наблюдений.

Однако, это позиция имеет и ряд слабых мест. Остается неясным, как возникают понятия, законы научные теории, которые нельзя непосредственно получить из опыта и наблюдений? На это обратили внимание представители рационализма, философского течения, представители которого источником знаний считают разум (мышление).

Основатель рационализма-декарт пытался найти объяснение всего с помощью чувств, но где гарантия, что чувства дают нам достоверные знания? декарт задается вопросом: можно ли получить полностью достоверные знания? Для этого он начинает сомневаться во всем. от сюда рождается мысль “раз я сомневаюсь-значит я живу. Раз я сомневаюсь-значит мыслю,а если мыслю-значит существую”.

Итак, разум обладает надежными средствами – интуицией и дедукцией, с помощью которых ему по силам достигнуть достоверного знания во всех областях. Этот важный вывод составляет стержень учения Декарта о правильном методе познания, которое он разработал в книге «Рассуждение о методе»

Родоначальником эмпирического метода познания был Фрэнсис Бэкон (1561–1626), придававший большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источником знаний и критерием их истинности он считал опыт, но при этом не отрицая роли разума в познании.

Разум, по мнению Бэкона, должен:

— перерабатывать данные чувственного познания и опыта;

— находить коренные причинные связи, явления;

— раскрывать законы природы.

— «идолы рода» (ложные представления, которые обусловлены несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума);

— «идолы пещеры» (искаженное видение действительности, связанное с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам);

— «идолы рынка» (ложные представления людей, которые порождены неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях);

— «идолы театра» (неверные представления людей, заимствованные ими из различных философских систем).

Рационализм — это точка зрения рассудка (разума). Рационализм, по определению философии, — совокупность философских направлений, которые делают центральным пунктом анализа:

— с субъективной стороны — разум, мышление, рассудок;

— с объективной — разумность, логический порядок вещей.

32. Томаззо кампанелла.

Мировоззрение Кампанеллы совмещает в себе эмпирическое, рациональное, мистическое направления философии. Подобно Бэкону, Кампанелла задается «восстановлением наук» (instauratio scientiarum, ср. Instauratio Magna Бэкона), то есть созданием новой универсальной науки на развалинах средневековой схоластики. Источниками истинной философии он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка познания есть ощущение. Сохраняемые памятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в порядок по логическим правилам и из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким образом, опыт — основание всякой «мирской» науки (ср. с Бэконом).

Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно, потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства. И недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду

Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя:

1) как силу, или мощь

2) как мысль, или знание

3) как волю, или любовь.

Эти три положительные определения бытия свойственны всему существующему.

Отрицательное определение является то, что бытие соединено с небытием, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде.

И Кампанелла также выводил задачу философии из того учения, что Бог открылся вдвойне: в образе вечного и в образе единичного; в первом случае в codex vivus природы, а во втором – в codex scriptus священных книг. Философия имеет дело только с толкованием codex vivus, она – знание о том, что может быть воспринято, и в этом смысле он называет ее микрологией.

У Томмазо Кампанеллы логика и математика выставляются как подготовительные науки, и предпосылаются собственно философии, которая затем рассматривается как состоящая из трех частей – метафизики, физики и этики. Теория познания имеет своим исходным пунктом опровержение скептицизма; но оно, конечно, не так полно проведено, чтобы совершенно отвергнуть мысли Пиррона, которые он главным образом имеет в виду. Томмазо Кампанелла признает скорее, что человек в состоянии познать лишь малую часть вещей, а также и в этой малой части может дойти до нашего сознания не ее подлинная сущность, а только способ, каким она на нас действует.

Главной частью всякого познания является ощущение. Чувствовать – значит знать. Он определяет воспоминание как лишь восприятие возобновленного получения впечатления, а умозаключение как «ощущение чего-то в чем-то другом»; и во всякой научной работе видит он лишь комбинацию восприятий.

Вопрос 33
1. Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.


Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) – видный французский философ и ученый математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

· обосновал ведущую роль разума в познании;

· выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

· стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;

· выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.