Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса. Режим дня. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса. Режим дня.

2017-10-07 242
Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса. Режим дня. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правильная организация учебно-воспитательной работы в дошкольных и школьных учреждениях, а также дома имеет огромное значение для нормального умственного и физического развития детей и подростков, укрепления их здоровья и повышения успеваемости. Особенно важно рациональное распределение труда отдыха и гигиеническое нормирование нагрузки в различных видах дёятельности. Учебные занятия связаны с интенсивной деятельностью нервных клеток коры большого мозга, которые у детей в функциональном отношении менее устойчивы, а потому отдых их должен быть тщательно охраняем (Н. И. Красногорский и др.). Важен также контроль за физическими нагрузками, которые сами посебе являются необходимыми: соединение интеллектуального труда с физическим служит непременным условием формирования всесторонне развитой личности. Всякая односторонняя работа, умственная или физическая, может переутомлять организм и понизить его работоспособность, чередование же их облегчает учебную работу, а потому имеет большое гигиеническое и педагогическое значение; необходимо только соблюдать нормы тех и других нагрузок (П. Ф. Лесгафт, Ф. Ф. Эрисман, И. П. Павлов). В дошкольном возрасте процесс воспитания и обучения требует особой осторожности при нормировании различных видов деятельности. В детских садах в режиме дня младших групп продолжительность занятий рисованием, лепкой и др. составляет 10-15 мин, в более старших группах она увеличивается до 20-25 мин, причем проводятся с перерывом два занятия и ха­рактер трудовой деятельности постепенно усложняется. Режим дня может неоколько видоизменяться в зависимости от местных условий. В ряде зарубежных стран обучение в школах начинается с 6 лет. В средних школах при организации учебно-воспитательной работы также исходят из возрастных анатома-физиологических особенностей учащихся и закономерности динамики умственной и физической работоспособности. С возрастом она постепенно повышается и улучшается качество работы, что позволяет увеличивать интенсивность, продолжительность и сложность учебных нагрузок. Положительные сдвиги в работоспособности и в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков в нашей стране объясняются также общими социально-экономическими условиями жизни - высоким уровнем материального обеспечения населения и широкими оздоровительными мероприятиями, проводимым среди подрастающего поколения. При построении учебного процёсса необходимо учитывать перцодичность в работоспособности учащихся, которая меняется на протяжении года, недели, дня вследствие ряда энцогенных и экзогенных причин. Эти изменения, обусловленные функциональными и психофизиологическими особенностями организма, характерны для каждого возраста и связаны с величиной учебной нагрузки, режимом занятий и гигиеническими условиями, в которых они проводятся. К оконцу учебного года, главным образом с января, умственная работоспособность снижается и ухудшаются некоторые другие физиологические реакции. Происходящие изменения обратимы и организуемые три раза в год каникулы, особенно летние,обеспечивают восстановление работоспособности. Наиболее высокий уровень ее наблюдается с 8 до 11 ч, т. е. на первых двух-трех уроках. В это время следует проводить за­нятия по более трудным предметам (математика, иностранные языки, физика, химия), чередуя их с более легкими. В предобепенное и послеобеденное время происходит снижение работоспособности, но некоторый подъем ее наблюдается во вторую половину дня, хотя по уровню ниже, чем бывает утром. Выраженные явления утомления у младших школьников отмечаются на 3-4-х уроках, а у остальных - на 5-х уроках. Типовой учебный план предусматривает следующую максимальную нагрузку: в 1-5-х. классах-24 ч в неделю, в 6-7-х классах-30 ч, в 8-х и 9-х классах - 32 часа. Продолжительность уроков - 45 мин, большой перемены - 30 мин и малых - 10 мин. Для предупреждения утомления и повышения работоспособности рекомендуется проводить в процессе уроков физкультурные занятия продолжительностью 3-4 мин. Они улучшают функциональное состояние центральной нервной системы, снимают утомление, восстанавливают работоспособность, а также устраняют явления в области таза, живота и нижних конечностей,соблюдаемые при длительном сидении за партой или учебным столом. В младших классах их следует обязательно проводить на 2 -м уроке, в старших - на 4-м, во второй половине урока, когда уто мление становится заметным. Перемены следует проводить в форме активного отдыха, дети должны больше двигаться, чтобы отдохнуть от длительной нагрузки - неподвижного состояния во время учебных занятий в классе. Однако не рекомендуются шумные игры и другие интенсивные физические нагрузки, вызывающие сильное возбуж­дение и мешающие сосредоточиться на последующих занятиях. Меньшие, а по возможности и малые перемены рекомендуетсвг проводить на свежем воздухе. Вce занятия в школах при двухсменной работе должны закончиваться для 1-2-х классов не позже 6 ч вечера, для 3-4-х:классов - 7 ч и старших классов - не позже 9 ч. В учебном плане школы предусматривается трудовое обучение учащихся по столярному, слесарному и садово-огородному делу. Рационально организованные трудовые процессы в учебных мас­терских, на школьном участке и т. д. служат не только важным элементом политехнического образования, но имеют и большое воспитательное и оздоровительное значение, способствуя физическому развитию и укреплению здоровья. Значительная разница в построении трудового обучения имеется в городских и сельских угоколах в зависимости от местных особенностей профессиональной деятельности.Весьма эффективен общественно-полезный физический труд, выполняемый на открытом воздухе, во время летних каникул в форме производственной практики. Производственный физический труд широко представлен в профессионально-технических училищах. Он оказывает оздоровительное действие на организм подростков, но не может заменить собой занятия физической культурой. Роль последних в данных условиях даже несколько возрастает, так как, помимо разрешения общих задач физического воопитания, они могут использоваться, как уже отмечалось, для лучшей подготовки учащихся к данной производственной деятельности. Специально подобранные физические упражнения ускоряют овладение профессией, помогают сокранять правилыную рабочую позу, предотвращают возможные отрицательные последствия, связанные с односторонним характером профессионального труда. Важное место в режиме дня школьников занимает работа во внеучебное время. Прежде всего это касается подготовки уроков дома, на что тратится от 2 до 4 ч в день, а иногда и более в зависимости от класса и величины заданий. В настоящее время они весьма значительны и обусловливают вместе с школьными занятиями большую общую учебную перегрузку учащихся. Нередко вследствие этого не остается достаточного времени для отдыха и пребывания на свежем воздухе. Рекомендуется приступать к приготовлению домашних уроков спустя 2-3 ч по возвращению из школы, после обеда и некоторого пребывания на свежем воздухе. Через каждые 45 мин, а для учащихся младших классов через 35 мин следует делать 20-минутные перерывы, выполняя во время их физические упражнения. После 2 ч занятий необходимо делать 20-30-минутный перерыв. Дома должны быть обеспе­чены необходимые гигиенические условия работы: чистый воздух, хорошее освещение, тишина, подходящая мебель. Общественная деятельность учащихся также должна быть регламентирована во времени. Для учащихся средних классов она не должна превышать 3-4 ч в неделю, а для старших -4-5 ч. Вопрос о даполнительных внеучебных занятиях должен решаться при участии врача, с учетом состояния здоровья и индивидуальных особенностей школьников. В общей сложности все виды учебно-воспитательной и общественной деятелыности учащихся в школе и дома, включая пребывание на свежем воздухе (не менее 2-3 ч в день), должны занимать у школьников младших классов 10 1/2-11 1/2 ч в день, а у школьников средних и старших классов - 11 1/2-14 ч. Оставшееся время предназначается для самообслуживания, приема пищи, помощи в семье, чтения художественной литературы и т. д.,. а также для сна (М. В. Антропова). Продолжительность сна в значительной мере зависит от индизидуалыных особенностей учащихся, состояния их здоровья и физического развития. На основании данных Академии педагогических наук СССР принято считать, что продолжительность сна для детей в возрасте 7-10 лет должна равняться 10-11 ч; 11 - 12 лет - 9-10 ч; 13-14 лет-9-9 1/2 ч; 15 лет - 8 1/2-9 1/2 ч;: 17 лет -8-8 1/2 ч. Необходимо учитывать, что недостаточный сон крайне вредно отражается на общем состоянии учащихся и способствует ослаблению памяти, внимания и повышению нервной возбудимости. Несколыко иначе, чем в общеобразовательной средней школе, строится режим дня в школах продленного дня, в школах-интернатах, в ПТУ и в специалыных школах для детей с ослабленным здоровьем. В этих случаях пре­доставляются большие возможности для правильной организации труда, отдыха и быта учащихся, что в большей мере зависит от того, что учебные занятия, как правило, проводятся в одну смену, продолжительность классных и самостоятельных занятий в школах-интернатах установлена для воспитанников младших классов: не более 4 1/2 ч в день, для 5-8-х классов -6 1/2 ч и для старших - 8 ч. Время пребывания на свежем воздухе у младших воспитанникав составляет 3 1/2-4 ч в день, у более старших-2-3 ч.

Критерии школьной зрелости

В настоящее время перед поступлением в школу обязательно проводится проверка так называемой школьной зрелости.

Школьная зрелость - это степень морфологической и функциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.

В 6 лет проводится проверка детей в детском саду или поликлинике. Устанавливает школьную зрелость медико-биологическая комиссия, в которую входят

1) врач-педиатр -2) педагог 3) логопед

Критерии установления школьной зрелости:

1) Состояние здоровья ребенка (в том числе психологический статус)

2) Установление биологического возраста

3) Проверка развития речи (пересказ)

4) Проведение дозированной работы (2 мин)

5) Психофизиологический тест Керна-Иррасека. С его помощью можно на 70 % установить школьную зрелость. Этот тест состоит из 3 заданий

1. Нарисовать человека.

2. Скопировать письменно короткую фразу.

3. Срисовать 10 точек в виде прямоугольника.

Каждое задание оценивается отдельно. Высший бал - 1, низший - 5. Дети, набравшие 3-5 баллов - зрелые

5-9 баллов - средне зрелые больше 10 - незрелые. Первых и вторых берут в школу.

Группы риска неготовности к школьному обучению:

1) Отставание биологического возраста от паспортного

2) Дети с функциональными расстройствами

а) близорукость

б) логоневрозы (заикание)

в) дистопия

г) хронические заболевания


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.