Практическое занятие к теме 3 — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Практическое занятие к теме 3

2017-10-07 957
Практическое занятие к теме 3 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вербальная коммуникация, нормы и правила коммуника­ции, коммуникативные стратегии

Цель Осознание культурной специфики в речевом об­щении, связь языка и культуры, тренировка речевых и межкультурных навыков на иностранных языках

Количество участников Не ограничено

Необходимые материалы Бумага, ручка,листы с заданиями

Продолжительность 20—30 мин.

 

Инструкции Участникам (если их более девяти) предлага­ется разделиться на группы. Каждой группе (или каж­дому участнику) предлагается проанализировать диа­лог или ситуацию и ответить, какие побуждения и пред­положения стоят за теми или иными высказываниями обоих действующих лиц (культурные ценности, куль­турные стратегии, языковые особенности). После этого задание обсуждается всей группой.

Советы ведущему. В зависи­мости от задания оно иллюстрирует как различие языко­вых концептов в различных культурах, так и различия в системах культурных ценностей и жизненных установок. При обсуждении необходимо обратить внимание участ­ников на те культурно-специфические установки, кото­рые лежат в основе высказываний, и проанализировать, каким образом они влияют на процесс общения.

 

Вопросы для обсуждения

1) Как вы думаете, заложено ли в данном диалоге/ситу­ации недоразумение/конфликт? Если да, то в чем оно/он заключается? Есть ли здесь культурная спе­цифика?

2) Попробуйте представить себе, каким образом такой ди­алог выглядел бы в каждой отдельно взятой культуре?

3) Можете ли вы привести примеры подобных недоразу­мений из личного опыта? Проанализируйте, в чем именно они заключались!

Примеры диалогов и ситуаций

Эти задания можно использовать как для межкультурного тренинга во­обще, так и для введения межкультурных элементов в программу изуче­ния иностранных языков (если предложить обучаемым составить и ра­зыграть предложенные ситуации на изучаемом языке).

Диалог 1 Новая работа

Вернер: Я слышал, что ты скоро заканчиваешь университет. Поздравляю!

Виченцо: Спасибо!

Вернер: Ты уже нашел работу?

Виченцо:Да, меня берут в Центральный банк.

Вернер: Здорово! А квартиру уже снял?

Виченцо: Банк находится в том же районе, где живут мои родители.

Вернер: Прекрасно, будешь жить недалеко от родителей.

Виченцо: Что ты!!! Я же живу у родителей.

 

Этот диалог задуман как иллюстрация таких культурных параметров, как индивидуализм и коллективизм. В то время как один из собеседников, сориентированный индивидуалистически, не сомневается в том, что мо­лодой человек, закончивший университет, должен и хочет стоять на своих ногах и жить отдельно от родителей (концепция самореализации), второй исходит из того, что семья и семейные связи являются одной из главных социальных групп в жизни человека, которая в значительной степени вли­яет на постановку целей и ход жизни (вплоть до выбора места работы поближе к дому родителей, чтобы продолжать жить с родителями).

 

Диалог 2: Разговор о науке

Г-жа Шванн: Презентация прошла отлично! Вы с доктором Нагай прекрасно поработали.

Г-жа Йошикава: Для меня было большой честью ассистировать доктору Нагай в этом проекте. Вы знаете, он мой научный руководитель.

Г-жа Шванн: Вы отлично выполнили свою задачу. У меня к вам вопрос по проблеме, которую вы затрону­ли под конец.

Г-жа Йошикава: Да, конечно. Минуточку, я позову доктора Нагай.

Г-жа Шванн: Не стоит беспокоить доктора Нагай, он как раз разговаривает с другими студентами. Речь идет о ваших исследованиях.

 

В этом диалоге затронут такой параметр культуры, как дистанция власти (и соответственно иерархия человеческих отношений и распре­деление ответственности). Представительница японской культуры, ко­торая характеризуется высокой дистанцией власти, подчеркивает, что ее собственная позиция на служебной (научной) лестнице находится гораз­до ниже, чем позиция ее руководителя, а значит, он, с одной стороны, имеет право на результаты ее работы, а с другой стороны, берет на себя всю ответственность за них. Ее собеседница, очевидно, исходит из того, что каждый человек вне зависимости от той власти, которой он облада­ет, несет полную ответственность за все, что он делает, и не имеет права «прятаться» ни за кого другого.

Диалог 3: Хороший работник

Г-н Керри: Скажите, договор сегодня будет готов?

Г-н Лин: Боюсь, что нет. Господин Сун еще не все документы под­готовил.

Г-н Керри: Он не очень-то усерден, не так ли?

Г-н Лин: Вообще-то он очень хороший работник. Я уже пытался выяснить, что с ним случилось.

Г-н Керри: Ну, и что он сказал?

Здесь иллюстрируется противоположность высоко- и низкоконтексту­альных культур: «выяснить, что случилось с кем-то» в одном случае может означать «попытаться осторожно поговорить с близкими и коллегами этого человека», «проверить, не был ли он болен за последнее время», «узнать, не случилось ли что-нибудь с его родными», а в другом — «прямо спрод сить этого человека о том, что мешает ему работать».

Ситуация 1: Вежливый отказ

Вас просят что-то срочно сделать, но у вас совершенно нет времени для этого. Что вы ответите, если вас просит

• ваш друг/подруга — купить билеты в театр на сегодняшний спек­такль;

• ваш коллега — выполнить за него часть работы, чтобы он мог уйти на час раньше с работы;

• ваш начальник — подготовить папку с документами для переговоров. В подобной ситуации проявляются такие особенности культуры, как дистанция власти, а также коммуникативные стратегии реакции на просьбу (прямой или косвенный стиль коммуникации). В зависимости от степени важности личных или рабочих отношений, а также дистанции власти че­ловек может согласиться с выполнением просьбы друга/коллеги/началь­ника, даже если ему это принесет дополнительные трудности, либо от­клонить её. При обсуждении получившегося диалога можно обратить внимание на такие моменты, как:

1) Чья просьба скорее всего будет отклонена, а чья выполнена? В случае отказа: как он сформулирован (прямо или косвенно), обо­снован он или нет, и, если обоснован, то каким образом? Приводятся ли разные обоснования для разных лиц и почему?

2) Как, вероятно, мог бы быть сформулирован отказ в культурах, где дистанция власти очень мала, где личные отношения не имеют приори­тета над профессиональными, где стиль коммуникации прямой? Аргу­ментируйте свой ответ?

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.