Уровни профессионального самосовершенствования журналиста — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Уровни профессионального самосовершенствования журналиста

2017-10-07 275
Уровни профессионального самосовершенствования журналиста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Динамизм журналистских способностей проявляется в том, что они подлежат развитию, оттачиванию, совершенствованию. Развертывание потенциала журналиста осуществляется в ходе профессионального обучения. В настоящее время система журналистской подготовки предоставляет широкие возможности для формирования творческой индивидуальности. Она включает в себя университеты (факультеты и отделения журналистики), институты, школы, колледжи, а также многочисленные курсы, в том числе международные. ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА Ред.-сост. С.Г. КорконосенкоСПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г.)

На основе определенного уровня развития интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств формируются так называемые высшие способности человека: способность к труду, творчеству, способность быть личностью. Способность к труду (или трудоспособность, выступающая глобальным фактором развития всех остальных способностей) включает в свой состав три компонента: работоспособность, активность и саморегуляцию. Вопрос о способности к творчеству чрезвычайно сложен. Среди различных подходов к его решению выделяются два основных. Сторонники одной точки зрения утверждают, что существует специфическая способность к творчеству – креативность, которая может быть выделена и изменена. Богоявленская Д.Б. О важности метода "креативного поля". – В кн.: Проблемы психологической диагностики. Теория и практика. – Таллин, 1977, с. 67–82 Сторонники другой точки зрения полагают, что понятием "способность к творчеству" обозначается особая конфигурация основных способностей личности Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: 1984, с. 325 По мнению многих исследователей, крупные таланты отличаются от средних и мелких не столько своими способностями, сколько настойчивостью в выполнении намеченных планов, активностью, некоторой агрессивностью в защите своей личности, организаторскими способностями, стремлением находить удовлетворение не столько в достижениии цели творчества, сколько в самом его процессе. Единой и стройной теории творчества и развития творческих способностей не существует. Однако в имеющейся по этим вопросам литературе можно проследить некоторые общие тенденции, принципы подхода к их решению. Соответствующий обзор дан в статье Л.Б. Ермолаевой–Томиной "Проблема развития творческих способностей детей". – "Вопросы психологии", 1975, N 5. Эти тенденции могут быть изложены в виде системы следующих положений. 1. Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом челловеке. Творчество – это естественная, природная функция мозга, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Разумеется, существует определенная разница между творчеством гениев и творчеством в выполнении простых повседневных дел. Однако творчество нельзя сводить только к труду писателя, художника, ученого, конструктора, поскольку оно может проявляться и в преподавании, и в торговле, и в приготовлении пищи, и в любой другой деятельности, а результаты этой деятельности – не только конкретные продукты или идеи, но также и сами действия. 2. Развитие креативности (как стиля деятельности) происходит в деятельности, но именно в творческой деятельности. Рассматривая творческое мышление как естественное, присущее каждому человеку, и считая, что именно по этому принципу происходит вся работа подсознания, исследователи видят причину формирования нетворческого стиля мышления в том, что в процессе обучения в школе и во многих ситуациях реальной деятельности люди постоянно сталкиваются с задачами, имеющими заданный набор элементов и единственное правильное решение. В результате такого обучения у человека складывается тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях. 3. Третье существенное положение заключается в подчеркивании важной роли социальной среды для формирования творческой индивидуальности. И хотя среда "не создает, а проявляет талант, ей отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% – наследственным детерминантам".Ермолаева–Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследователей). – "Вопросы психологии", 1975, N 5, с. 167 Таким образом, уровень креативности (творческого начала) личности определяется: – природными задатками и индивидуальными особенностями личности; – социальной средой, оказывающей влияние на развитие и проявление творческих способностей; – типом деятельности, в рамках которой функционирует и развивается человек. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968 При определении качеств и свойств креативности каждый исследователь предлагает свой набор наиболее существенных с его точки зрения, признаков. Однако во всех этих перечислениях существуют несколько фундаментальных признаков, признаваемых почти всеми исследователями. Это: 1) чувствительность к новому, "открытость опыту", позволяющая "креативам" видеть и ставить проблемы, в отличие от "репродуктивов", которые могут успешно решать самые сложные, но уже кем–то поставленные проблемы; 2) склонность к широким обобщениям явлений, не связанных между собой очевидной, наглядной связью. 3) "беглость" мышления, которая определяется богатством и разнообразием идей; 4) гибкость мышления, способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую; 5) оригинальность мышления, определяемая стремлением к самостоятельности, необычности, остроумности решения поставленной задачи. Переходя к анализу главной способности человека – способности быть личностью, следует сразу же уточнить, что речь идет о способности к социально ответственному поведению и деятельности. "Человек не рождается с готовой способностью вскрывать в окружающих его вещах закрепленные в них человеческий опыт, целесообразность и социальный смысл, –подчеркивают Г.Э.Бурбулис и В.Е. Кемеров. – Требуется довольно продолжительный путь индивидуального развития, выработки навыков и умений, помогающий пользоваться вещами, которые созданы людьми. Мир физический, объективно существующий, лишь постепенно становится для индивида миром человеческим, миром социальной культуры".Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. – М., 1986, с. 28. Очевидно, что как и всякая способность, способность быть личностью может быть развита в большей или меньшей степени. "Человек, который чисто формально выполняет свои обязанности, проявляет равнодушие к судьбам людей дела, в большей или меньшей степени утрачивает способность быть идеально представленным в делах и мыслях, в жизни других людей".Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью. – "Вопросы философии", 1983, N 2, с. 52.. Познавательные способности журналиста представляют собой проекцию его интеллектуального потенциала на закономерности журналистского познания действительности. Дзялошинский И.М. Познавательная деятельность журналиста. – М., 1985. Проективные способности реализуются через умения сформулировать (или выбрать) и предложить правильную, эффективную, реализуемую идею (норму, правило, проект), использование которых позволяет субъектам исторического процесса преобразовать свое окружение или самих себя. Другими словами, это способность создавать новые полезные идеи для решения проблем, возникающих перед обществом и конкретными людьми. Коммуникативные способности формируются и выявляются в процессах коммуникации, т.е. передачи информации посредством различных знаковых систем. Коммуникативная способность реализуется в следующших умениях: – устанавливать контакт с другими людьми; – входить в разные роли и приходить к взаимопониманию в различных условиях взаимодействия и на разных условиях обмена информацией; – сохранять в процессе общения относительную внутреннюю автономию; – побуждать партнера по коммуникации к изменение в их сознании и поведении. Говоря об уровне овладения общественно выработанной технологией профессиональной журналистской деятельности, Г.В.Лазутина выделяет три уровня: обученность, умелость, мастерство. Обученность сводится к воспроизводству уже известных приемов и операций. Умелость отличается тем, что журналист умеет использовть освоенные приемы и операции постановки и решения разнообразных задач в нестандартных условиях. Мастерство представляет собой высший уровень овладения инструментальной вооруженностью. В ходе такого овладения журналист проходит три стадии: первый уровень – репродуктивный – связан с таким уровнем овладения интеллектуальными и практическими навыками, который обеспечивает их воспроизводство при решении известных задач в известных условиях; второй уровень – частично–поисковый – предполагает умение использовать освоенные приемы и операции постановки и решения разнообразных задач в нестандартных условиях; третий уровень – мастерство – связан со свободным творческим владением всем профессиональным инструментарием и способность – в случае необходимости – создавать новый. Моделирование профессиональной деятельности в системе практических занятий. – М.: 1985. Многочисленные исследования психологов установили четкую зависимость между уровнем развития умения и уровнем развития мотивации. Сложность, неоднозначность взаимосвязей между мотивационной и исполнительной сферами творческой индивидуальности определяют важность формирования таких фундаментальных умений, как: самостимуляция (то есть такая организация собственной побудительной сферы, которая способствует быстрому и эффективному достижению цели); саморегуляция (то есть умение выбирать в определенных обстоятельствах нужные умения); самоконтроль (умение быстро исправлять неточности в реализации профессиональных действий). В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что способности есть лишь исполнительский механизм. Что этот механизм будет исполнять, зависит от мотивационной и смысловой сфер личности. Общеизвестно, что многие люди, принесшие человечеству неисчислимые бедствия, обладали замечательными способностями.

(РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛИСТ В ПОСТТОТАЛИТАРНУЮ ЭПОХУ. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Иосиф ДЗЯЛОШИНСКИЙ)

2.1. Журналистский текст как орудие манипуляции и средство социотерапии

(Олешко "Психология журналистики" СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 240 сУчебное пособие )

 

В данном пункте мы рассмотрим журналистский текст как орудие манипуляции, а также охарактеризуем виды и способы манипуляции аудиторией всех областей журналистского творчества, дадим определение манипуляции и социотерапии, проследим взаимосвязь социотерапии и журналистики. Также отразим последствия этих процессов на аудитории.

Манипуляция это вид целенаправленного или ситуативно обусловленного психологического воздействия при посредстве СМИ, используемый для достижения одностороннего, как правило, вы­игрыша посредством скрытого побуждения всей аудитории или какой-то ее части к принятию каких-либо установок или к совершению определенных действий.

Данное воздействие можно характеризовать через три главных признака:

- это влияние, а не взаимовлияние;

- у объекта манипуляций сохраняется иллюзия самостоятельности решений и действий;

- приемы воздействия постоянно совершенствуются, используются все дости­жения техники.

Внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личностизаложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особен­ностях ее формирования и развития

 

Существует несколько видов влияния:


1. Аргументация
2. Внушение
3. Конструктивная, деструктивная критика
4. Заражение
5. Подражание
6. Игнорирование
7. Контраргументация

В связи с проблемой манипуляций «оперативного» характера мы выделяем пять направлений для описания современной практики и дальнейшей систематизации.

Манипулятивные технологии, применяемые современными СМИ:

 

1) Во-первых, это оперирование информацией: ее искажение — полное (откро­венная ложь), частичное (подтасовка фактов, смещение акцентов), утаивание — полное умолчание о фактах (определенного характера), частичное их освещение (избирательная подача, особая компоновка в сообщениях СМИ и т. д.).

 

2) Во-вторых, сокрытие намерений коммуникатора (отдельного журналиста, СМИ в целом) или его зависимости от каких-либо институтов власти или частных лиц: сокрытие молчаливое («наивное», де-факто), сокрытие, организованное с по­мощью ритуалов и процедур (мифологизация деятельности коммуникатора), со­крытие, организованное с помощью специальных технических приемов (подпороговое воздействие — применение современных возможностей электронных СМИ для методики «вдалбливания» информации в сознание аудитории, использование приемов нейролингвистического программирования).

 

3) В-третьих, характер кумулятивного (с накоплением «энергии») воздействия СМИ: степень информационного давления (характеризуется через количествен­ные показатели — частота «трансляции» сгруппированных и акцентированных определенным образом фактов, использование, фиксирование объемов газетных площадей, эфирного времени), способы скрытого или явного принуждения к по­треблению данного рода информации (использование так называемого метода «па­ровоза», когда информация предшествует или последовательно связывается с ус­тойчивыми, особо значимыми для подавляющего большинства аудитории инфор­мативными потоками или в высшей степени авторитетными коммуникаторами), предпосылки «силового» давления (актуализация информации, постоянное ее об­новление и подчеркивание ее значимости для аудитории СМИ).

 

4) В-четвертых, «мишени» воздействия»: эксплуатация влечений и интересов аудитории, которые должны, по мнению субъектов деятельности, действовать безотказно (потребность в безопасности, забота о семье, детях, экономическая самостоятельность индивидуума, уверенность в завтрашнем дне и т. д.), «атака на стерео­типы» (различных социальных групп, составляющих аудиторию СМИ — нацио­нальных, классовых, профессиональных, возрастных, половых и т. д.), организация в СМИ долговременных кампаний (данный способ предполагает предварительное «из­готовление» мнений или желаний, закрепление их в массовом сознании и в пред­ставлениях отдельного потенциального реципиента СМИ с тем, чтобы можно было к ним затем вернуться и адресоваться; сюда же мы можем отнести так называемую мифотворческую деятельность СМИ).

 

5) В-пятых, рассмотрение конкретного представителя аудитории СМИ в роли «человека-микросхемы»: лейтмотив роботизации сознания человека информаци­онного общества (гиперрациональность, сверхинформированность, при которых глубинное систематизированное и целостное знание заменяется поверхностными представлениями, скоростной переработкой колоссальных объемов информации в соответствии с алгоритмом: «принял-обработал-выдал-получил практический ре­зультат»). Все, что не укладывается в эту прагматическую схему, объявляется не­нужным, непонятным, неэффективным, несовременным, нецивилизованным, аб­солютизация значимости информации, транслируемой СМИ (информация как новый утонченный продукт потребления, основные требования к которому — не адекватность и значимость, а способность удовлетворять потребности, в том числе и психофизиологического толка, приносить удовольствие), внесистемное усвоение информации (индивидуальный потребитель продукции СМИ в данном случае как бы превращается в придаток некоей информационной системы, элемент, не пред­ставляющий конечных целей, которым служит вся система).

 

Популизм в журналистике мы определяем как совокупность информационных, жанровых, тематических, стилистических и т.п. свойств текстового, звукового, ви­зуального материала, обусловленных специфической задачей завоевания абсолютного (полного) доверия у подавляющего большинства аудитории СМИ — на базе конкрет­ных потребностей аудитории, с учетом ее интересов, ожиданий, предпочтений.

Главным признаком подобных текстов является предельно остр постановка проблем, анализ ситуаций, которые именно в данный момент волнуют подавляющее большинство людей данной области, региона, а возможно, и всей страны. Неполнота выдаваемой информации или смягченные оценки характерны для «официальных» (в представлении аудитории) СМИ, а предельная выверенность аргументов, отточенность каждой фразы других типов материалов лишь усилив ют у людей доверие к произведениям «оперативных» жанров.

Как отмечает В.П.Пугачев: «взятые ими на вооружение принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности». (Пугачёв В. П., Соловьёв А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М., 2005, 435 С, с 287)

Им выделяется пять таких принципов, которые в общем виде можно сформулировать следующим образом.

Приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких, например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.

Неординарность фактов. Это означает, что информация о других экстремаль­ных событиях — голоде, войнах, необычайно жестоких преступлениях и т.д. — доминирует над освещением явлений будничной, повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ к информации негативного ха­рактера и сенсациям.

Новизна фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способ­ны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности без­работных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т.д.

Успех. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Культ звезд в политике, искусстве, спорте — типичное явление для СМИ в рыночном обществе.

Высокий общественный статус. Чем выше статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие выс­шие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: пре­зиденты, военноначальники, министры и т.д. Им посвящаются первые стра­ницы газет и главные радио- и телепередачи. Противосто­ять манипулированию и субъектам манипуляции, стоящим за СМИ, можно только организацией по-настоящему диалоговых отношений с аудиторией. Или, как мы показали выше, моделированием подобных подходов. А самыми успешными прак­тическими технологиями подобного рода являются дискуссии, организация «пря­мых линий», игрореализация.

Теперь постараемся рассмотреть вопрос социотерапии в общем и проявление ее в журналистике, и конкретно в профессиональном тексте.

Понятие социотерапия в литературе многозначно. Одни авторы используют его как синоним терапии средой, другие понимают под этим терапевтическую активность социальных работников и социальных терапевтов, третьи — совокупность терапевтических приемов из области терапии занятостью, трудотерапии и реабилитации. Основой всех концепций социотерапии является представление о том, что социальное окружение в больнице и дома имеет важнейшее значение для течения психических заболеваний и что социальные мероприятия могут влиять позитивно и негативно на симптоматику болезни (Реабилитация психически больных 1985 Кабанов М. М. спец. лит. Медицина С 216, с 26)

Если говорить о журналистике (журналистском тексте), как об орудии социтератии, то основными ее чертами и задачами будут:

- образование «нормальной», дружеской и открытой среды;

- структурирование и организация образа жизни;

- ориентация аудитории на позитивный, радужный взгляд на жизнь;

- мотивация к самоорганизации, ответственности;

- повышение заинтересованности в труде, самосовершенствовании;

- усиление интереса аудитории к активному здоровому образу жизни.

(Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия).

 

Полная реализация возможностей социотерапии способствует улучшению социально-психологического состояния аудитории. Но, к сожалению, немалая доля на медиа пространстве СМИ, которые навязывают читателям неверные ориентиры, манипулируя аудиторией.

 

 

2.2. Имидж в работе журналиста

 

В имидже есть внутренняя сторона (пассивный, потенциальный имидж) и внешняя сторона - чисто игровые моменты, которые активизируются в зависимости от ситуации. В связи с этим необходимо учитывать отличия в восприятии аудиторией образа мужчины- и женщины-коммуникатора.

Характеристики женщины: постоянно изучает окружающий мир, не признает авторитеты, легко принимает решения, полагается на интуицию, не пропускает ничего необычного, эмоциональна, не концентрируется на том, что не интересует, заигрывает с аудиторией, использует намеки, недосказанность, вместо собственного вывода использует чье-то мнение.

Характеристики мужчины: убежден в своей самоцели, обладает влиянием на людей, стремится действовать единственно верно, хорошо обобщает, демонстрирует, доказывает, полагается только на рациональные решения, трудности стимулируют, прагматик, личные отношения второстепенны, не выносит потерь времени, использует много документальных подтверждений, богато пользуется оценочной лексикой, использует скептические оговорки.

Эти аудиторные представления необходимо учитывать в игре имиджа, которую вы ведете. Необходимо также учитывать и основные имиджи (роли, маски) аудитории – ведь имидж рассматривается нами как средство взаимодействия. Аудитория может выполнять роль статиста, как, например, во многих телепередачах, где зритель присутствует в студии. Она может играть активную роль заявителя, жалобщика, обращаясь к СМИ с запросом. Иногда аудитория использует маску игрока, участвуя в той партии, которую ведет журналист, а иногда – роль информатора, предлагающего новые сведения по теме материала. Значительная часть аудитории выполняет роль оппонента (спорит с теле- или радиоведущим, гостем), судьи, эксперта (скептически и критически воспринимает сообщения СМИ, оценивает их). Но чаще всего аудитория играет роль свидетеля, как бы присутствуя с журналистом на месте события, о котором он рассказывает. Журналист же, в свою очередь, моделирует стиль общения с читателем, зрителем, слушателем в зависимости от того, какова основная роль его «собеседника». Так, например, журналисты многих желтых изданий порой выбирают саркастический тон не только (а иногда и не столько) потому, что он соответствует их природе, но и потому, что их читатель настроены на эту волну.

По роду своей профессии журналист должен владеть многими типами имиджей. Однако специфика его работы заключается в том, что он общается с массовой аудиторией. Следовательно, и защитные (пассивные) компоненты имиджа должны быть более четко отлажены, и активные, позволяющие «достучаться до аудитории» - также.

С профессиональной точки зрения важнее последние. И тут у журналиста выделяются три типа имиджа: утешитель, провокатор, арбитр.

Утешитель (лирик) - журналист-родитель (подчеркивание позиции «Я свой», такой же, как и вы). Например, Владимир Молчанов.

Провокатор (агрессор) - журналист-ребенок (подчеркивание позиции «Я-то знаю, кто вы такой на самом деле») задавание наивных вопросов, наводок. Так часто ведет себя Андрей Малахов.

Арбитр (аналитик) - журналист-взрослый (подчеркивание позиции «Главное - не наши отношения, а поиск истины») Например, Евгений Киселев.

По мнению исследователей, негативно воспринимается аудиторией имидж мессии, продемонстрированный Черкизовым в передаче «Час быка».

Е.И. Пронин и Е.Е. Пронина дают более развернутую классификацию социального имиджа журналиста:

1. По типу контакта: дружеский (ключевая характеристика – привлекательность), авторитарный (динамизм), экспертный (компетентность);

2. По уровню близости: герой (идеальная личность), антигерой (один из нас), мистическая личность (необычный);

3. По функции в процессах социализации: учитель, вожак, кумир, мэтр, командир;

4. По типу текста и парадигме мышления: миротворец, моралист, прагматик, игрок, психоаналитик.[1]

Имидж журналиста выполняет несколько функций. Прежде всего, он позволяет журналисту выделиться, обрести лицо, заявить о себе еще до момента информирования, а потом руководить восприятием информации. Далее, он позволяет акцентировать внимание аудитории на необходимых в конкретной ситуации качествах личности. Наконец, он позволяет установить тесный контакт с конкретной целевой аудиторией.

В обычной ситуации общения эти роли, как правило, перемежаются. И поскольку имидж – это результат общения двух сторон, мы выбираем его относительно конкретного человека (например, газетчик может менять имидж в зависимости от особенностей интервьюируемого им респондента). Однако на экране телевизора, например, ведущий традиционно придерживается одного имиджа хотя бы в рамках одной программы. И здесь большое значение имеет так называемая харизматическая модель коммуникации. Американский исследователь Дж. Голхабер, например, установил, что успех телепередачи во многом зависит от того, обладает ли харизмой личность, ее ведущая. Анализ же ток-шоу позволяет говорить о том, что аудитория в большей степени фиксирует поведение ведущего в студии, нежели конкретные факты по обсуждаемой проблеме.

Термин «харизма» происходит от греческого charisma – подарок, наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. По нению Вебера, харизма – это качество личности, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Она рассматривается как образец. Феномен харизмы характерен, прежде всего, для социальных групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения.

Основная черта, объединяющая всех харизматических деятелей, – активность, пассионарность (то есть, по Л.Н. Гумилеву, способность и стремление к изменению окружения). Харизматичная личность – это всегда лидер. Психологами же замечено, что чаще всего именно лидер начинает действовать как бы против своих интересов, отстаивая интересы коллектива.

Сегодня исследователи обозначают основные признаки или модели формирования харизматичности:

1. «Чужак». Человек неизвестный, новых, пришедший со стороны. Он неизвестен, не изучен, непонятен, и уже в силу этого к нему надо присматриваться, прислушиваться[2]. Такой вариант проявления харизматичности нередко подчеркивается эмонативно-эриматическим поведением (то есть человек появляется со своей идеей и неожиданно уходит, исчезает, оставив любопытствующих не до конца удовлетворенными). Понятно, что журналист, эпизодически взаимодействующий с людьми и выходящий к ним с новостной, актуальной информацией. Имеет все возможности к реализации этого механизма формирования харизматичности;

2. «Странный». Человек, имеющий психические или физические дефекты. Исследователи замечали, что многие харизматические личности имели какие-то физические странности. По всей видимости, такие особенности приковывают непроизвольное внимание человека.[3] Но в СМИ чаще можно встретить харизматические личности с особенностями психологического свойства. Так, большинство харизматиков можно отнести в каком-то плане к людям, демонстрирующим мономаниакальность – то есть к людям, подчиненным одной идее, одной линии действия. В ситуации прямого общения это провоцируется параноидальной фокусировкой на достижении цели.[4] Причем, с присущим харизматику фанатизмом, человек уверен в том, что ничто не сможет ему помешать. А отсюда – внутренняя уверенность, спокойствие (даже «пофигизм»). В сочетании с целеустремленностью это воздействует подобно влиянию родителя на ребенка – воспроизводится та же модель. Если сравнить этот параметр с особенностями личности журналиста, то окажется. Что среди журналистов многие соответствуют признаку. Они сосредоточены на одной теме и уверены в том, что делают свое дело. Риск, который всегда сопровождает творческий процесс, формирует видимую остальным целеустремленность. Отметим: харизматичностью обладают не «всеядные» журналисты, а как правило, именно те, кто «глубоко копает» свою тему;

3. «Шут». Человек карнавала, человек притворства, эпатирующий всех и вся. Его характеризует экстравертная агрессивность, динамичное поведение, ораторское мастерство. Он всякий раз ярок, необычен. Это – шоумен, умеющий увлечь своих зрителей. Очевидно, что таких людей много на телевидении – особенно в его развлекательном секторе.

Конечно, каждый журналист отличается от другого по харизматическому охвату и харизматической нише, но все же в той или иной степени каждому представителю публичной сферы деятельности в журналистике предоставляется огромный потенциал самого контента для формирования харизмы. Именно СМИ нередко открывают в человеке черты харизматической личности. И харизматик на экране может не обладать такими же качествами в жизни.

Сегодня исследователи телевидения выделяют три типа харизматических личностей, соотносящихся с моделями их формирования:

1. Герой. Отличается агрессивной формой поведения. Смел, настойчив, безапелляционен, но при этом говорит именно то, что хочет услышать зритель. Образ идеализируется до уровня недостижимого идеала.

2. Антигерой. Простой человек, один из нас, но по важному в контексте передачи параметру чуть лучше среднего представителя аудитории. Он воспринимается как свой и одновременно как тот, на кого мы можем равняться. Это вполне достижимый идеал.

3. Мистическая личность – внешне чуждый зрителю, отстраненный, без предыстории, необычен, непонятен, непредсказуем, переменчив.

Как видим, все эти образы вполне соотносятся с понятием архетипа. И действительно, обладание архетепическими свойствами делает в наших глазах человека более значимым и авторитетным. Харизма может передаваться посредством наделения символическим значением какого-либо предмета (премия Тэффи), акта наделения ею (процедура вручения), «подключением» к харизматичной личности.

ЛИТЕРАТУРА:

Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. - М.: Наука, 1980.

Андреева М.К. Психологический анализ профессионально-важных качество творческих работников телевидения / М.К. Андреева, Л.В. Матвеева, Н.Б. Шкопоров. - М., 1991.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М., 1986.

Бехтерев Н.А. Физиология типов / Н.А. Бехтерев. - М., 1924.

Браун Л. Имидж - путь к успеху / Л. Браун. - С-Пб., 1996.Бугрим В.В. Понятие и специфика имиджа. Журналистика ХХ века: эволюция и проблемы / В.В. Бугрим. - СПб., 1996.Бурно М.Е. Сила слабых / М.Е. Бурно. - М.: Прогресс, 1999.Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста / Р.Г. Бухарцев. - М.: Мысль, 1985.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1990.

Войнцванг П. Десять заповедей творческой личности / П. Войнцванг. - М.: Репринт, 1992.

Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев, 1984.

Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. - М., 1991.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности / И.М. Дзялошинский. - М.: Восток, 1996.

Журналист: социологические и социопсихологические исследования /Под ред. Л.Г.Свитич, А.А.Ширяевой. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста/ В.И.Кузин. СПб: СПбГУ, 2004.

Леонтьев А.А. Психолингвистика / А.А. Леонтьев. - Л., 1967.

Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002.

Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства / Г.С. Мельник. - СПб, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Харвест, 2005.

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2003.

Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой / В.Н. Панкратов. - М., 2000.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. - Смоленск, 1997.

Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. Строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшнз / Г.Г. Почепцов. - Киев, 1997.

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. - М., 2000.

Психология самосознания. Хрестоматия. - М., 2000.

Румянцева В. Лидер: опыт изучения психологии неформального лидерства / В. Румянцева. - СПб, 1996.Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - М., 2000.Свитич Л.Г. Профессия: журналист / Л.Г. Свитич. - М., 1996.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 2006.

Федоров И.А. Имидж как способ программирования поведения людей / И.А. Федоров. - Рязань, 1997.

Хьелл Л.Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб., 2006.

Шепель В.М. Секреты личного обаяния: Имиджелогия / В.М. Шепель. - М.: Интел, 1994.

Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001.

2.3. Особенности работы журналиста в стрессогенных обстоятельствах

 

В пункте 2.3 мы дадим определение стрессогенным обстаятельяствам, охарактеризуем возможные ситуации для журналиста. Структурируем способы защиты и реабилитации от стресса. А также проследим особенности стрессовых ситуаций в журналистской профессии.

Стрессогенные обстоятельства —обстоятельства, вызывающие стресс; ситуации, в которых адаптивные возможности не соответствуют величине действующей нагрузки (объективно или субъективно оцениваемые: так, например, нарастание субъективных ощущений стресса может приводить к изменению обстоятельств таким образом, что они и объективно могут быть с большим основанием оценены как стрессогенные). (Словарь по книге "Психология человека от рождения до смерти"/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г.)

 

(Руслан Гусаров: Журналистика и стресс /профессия – журналист «Журналист» №3, 2006, с. 65)

Проблема психологической подготовки и реабилитации журналистов недавно была поднята на Всероссийском конгрессе журналистов в Дагомысе. Один из семинаров так и назывался — «Журналистика и травма». Выяснилось, что от различных психологических травм в мире страдают тысячи журналистов, работающих в форсмажорном и экстремальном режиме, но, в отличие от представителей других профессий, — пожарных, летчиков, полицейских и пр. — они, как правило, не получают необходимой профессиональной помощи. Лишь в США и Англии в последнее время стали изучать эту проблему профессионально. Там всерьез обеспокоены участившимися случаями психических расстройств и самоубийств среди известных журналистов, работавших в горячих точках и экстремальных условиях, часто наблюдавших и рассказывавших о последствиях различных кровавых конфликтов и происшествий.

В России только


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.