НАдзор за соблюдением конституции — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

НАдзор за соблюдением конституции

2017-10-07 424
НАдзор за соблюдением конституции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

15. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ КОНСТИТУЦИИ РФ, ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативная база: раздел 3, глава 1 ФЗ О прокуратуре + Приказ ГП от 7 декабря 2007 № 195 Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Функция: надзорная. Направление: обще надзорное. Отрасль: общий надзор.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА: предмет, объект, субъект, полномочия, правовые средства.

Предмет:

· соблюдение К РФ

· исполнение законов (активная деятельность по реализации предписаний)

· соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и ДЛ

Соблюдение конституции – следование установленным запретам, воздержание от действий, которые законом признаются недопустимыми (пассивное поведение).

Исполнение законов – активная деятельность объектов по реализации содержащихся в нем предписаний (активное поведение).

Объект: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций;

Перечень является исчерпывающим.

Субъект: прокурорские работники любого уровня

Правовые средства реагирования: протест, представление, предостережение, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Правовые средства выявления: проведение прокурорской проверки, из СМИ, обращений граждан, материалов других органов

Полномочия:

· по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

· требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

· вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

· требовать от поднадзорных объектов проведения проверок в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями или ревизий

· проводить прокурорские проверки исполнения законов или законности правововых актов.

Все это составляет содержание общего надзора.

Пределы:

1. предмет: прокуратура не осуществляет надзор за исполнением подзаконных актов (т.е. постановлениями правительства, ЛНА, ведомственными актами)

2. круг объектов: прокуратура не осуществляет надзор за гражданами, судами, президентом, СФ

В теории ПН принято подразделять надзор за исполнением законов на виды в зависимости от отраслей законодательства: административного, трудового, жилищного и др.

Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительными власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Использовать для этого право участия в заседаниях законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, периодические проверки.

В целях предотвращения принятия законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Федерации и федеральному законодательству, наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).

Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

15. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Нормативная база: раздел 3, глава 2 ФЗ О прокуратуре + Приказ ГП от 7 декабря 2007 № 195 Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Функция: надзорная. Направление: общенадзорное. Отрасль: за соблюдением прав и свобод человека.

Предмет: соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Объект: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Не распространяется: на ВДЛ: президента, ФС, суды, граждане

Субъект: прокуроры любого вида и уровня.

Пределы компетенции: не подменяют иные органы и не вмешиваются в хозяйственную деятельность организаций.

Правовые средства: протест, представление, предостережение, постановление.

Полномочия:

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

· рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

· разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

· принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

· использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Федерального закона.

Полномочия по ст. 22 ФЗ О прокуратуре:

· по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

· требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

· вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

· требовать от поднадзорных объектов проведения проверок в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями или ревизий

· проводить прокурорские проверки исполнения законов или законности правововых актов.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.

15. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОРД

Нормативная база: глава 3 раздела 3 ФЗ О прокуратуре, Приказ ГП от 15 февраля 2011 № 33 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД

Функция: надзорная. Направление: уголовно-процессуальное. Отрасль: надзор за ОРД

Цель: предупреждение и пресечение возможных нарушений прав и законных интересов ФЛ и ЮЛ, устранение причин таких нарушений и способствующих им условий, а также своевременное принятие мер к восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, например право на неприкосновенность жилища, тайну телефонных переговоров, возмещению вреда, привлечению виновных ДЛ и сотрудников, осуществляющих ОРД, к установленной законом ответственности.

Предмет надзора:

- обеспечение законных гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища, тайну телефонных переговоров, почтовых отправлений, а также прав и законных интересов ЮЛ

- соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся П;

- законность при проведении ОРМ;

- законность при принятии ДЛ решений

- законность при представлении результатов ОРД следователю, руководителю следственного органа, органу дознания, прокурору и суду;

- соответствие закону правовых актов, издаваемых органами, осущ. ОРД.

Объекты надзора:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральной службы исполнения наказаний.

9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Перечень органов, осуществляющих ОРД может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Прокурорский надзор осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

По требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Повод для проведения прокурорской проверки:

а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке

Полномочия прокурора:

а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий

б) получать письменные объяснения

в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;

г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;

д) выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

При реализации надзорных полномочий прокурор проверяет:

а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

б) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений.

в) законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения.

срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;

д) законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности;

е) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

ж) соблюдение определенного Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечня оперативно-розыскных мероприятий;

з) соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;

и) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

к) своевременность уведомления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища;

Правовые средства реагирования:

- требование об устранении нарушений закона;

- поручение

- принесение протеста на противоречащий закону правовой акт руководителя органа, осуществляющего ОРД

- представление об устранении нарушений закона, допущенных сотрудниками и ДЛ органов, осуществляющих ОРД

- мотивированное постановление о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам допущенных нарушений уголовного законодательства

- мотивированное постановление об отмене постановления следователя или дознавателя о возбуждении УД

- письменное указание о проверки сообщения о преступлении

В предмет не входят (пределы надзора): вопросы, касающиеся организации, тактики, методики. Данные о внедренных лицах предоставляются прокурорам только с их письменного согласия (если их не привлекают к УО – искл.)

15. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ

Нормативная база: Нормативная база: ФЗ «О прокуратуре», УПК, Приказ ГП №137 от 6 сентября 2007 № 137

Предмет надзора: соблюдение ПИСЧИГ, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведение расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание.

Объект: органы дознания – госорганы и ДЛ, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять ПР в форме дознания и др процесс полномочия. ДЛ органов дознания: дознаватель, начальник органа дознания (уполномочен давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий), начальник подразделения дознания (возглавляет соответствующее подразделение). В группе дознавателей – руководитель группы Д.

Органы дознания: ОВД, за наркотиками, ФССП, командиры ВЧ, органы гос пож надзора ФПС, пограничных органов ФСБ России, дознаватели ФСКН.

Полномочия и правовые средства:

1. Систематически, не реже одного раза в месяц проводить проверки исполнения требований федерального закона органами дознания при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. При этом учитывать информацию о преступных проявлениях, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, обращениях граждан, сведениях медицинских учреждений. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности. При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

2. Продлевать по ходатайству дознавателя срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток

3. признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки

4. Безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем

5. При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения проверять обоснованность и достаточность данных для принятия такого решения.

6. давать письменные указания дознавателям о направлении расследования, о получении и надлежащей фиксации доказательств, о производстве необходимых процессуальных действий, в том числе неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.

7. В обязательном порядке проверять исполнение требований о вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его допроса. Требовать незамедлительного направления прокурору копии соответствующего уведомления после его вынесения.

8. Обеспечивать надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением органами дознания требований уголовно-процессуального законодательства при применении процессуальных мер принуждения и пресечения, связанных с ограничением конституционных прав, в том числе на свободу и личную неприкосновенность. Требовать от органов дознания, дознавателей направления прокурору в течение 12 часов письменного сообщения о задержании подозреваемого в порядке ч. 3 ст. 92 УПК РФ и копии соответствующего протокола. В каждом случае проверять законность задержания подозреваемых в совершении преступления, в том числе наличие оснований, а также соблюдение порядка задержания и срока составления протокола задержания не позднее 3 часов с момента фактического доставления подозреваемого в орган дознания.

9. немедленно своим постановлением освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше установленного срока.

10. Давать согласие дознавателям на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу

11. Принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей. продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев осуществляется с согласия прокурора района, города; от 6 до 12 месяцев - с согласия прокурора субъекта

12. Обеспечить в каждом случае рассмотрения судом ходатайств дознавателей обязательное участие в судебном заседании прокурора.

13. Тщательно проверять законность и обоснованность производства следственных действий (обысков, выемок в жилище) без судебного решения.

14. Отстранять дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела. При наличии достаточных к тому оснований изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием причин такой передачи

15. В месячный срок с момента вынесения дознавателем постановления о приостановлении производства дознания проверять его законность и обоснованность.

16. Ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования. Давать согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным безотлагательно отменять его и с указаниями возвращать в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования

17. Обеспечить обязательное участие прокурора в судебном рассмотрении жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ (жалоб на действия дознавателей)

18. При утверждении обвинительного акта изучать соответствие содержащихся в нем выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела. Давать оценку доказательствам. Выявив недопустимые доказательства, выносить мотивированное постановление об их исключении.

Правовые средства:

выявления – прок проверка

ПС реагирования:

1) письменные указания Д

2) мотивированные постановления П

3) требование об устранении нарушения закона

4) мотивированное постановление о направлении материалов проверки в орган ПР для решения вопроса об уголовном преследовании

5) мотивированное постановление об отмене постановления о вуд (ч.4 ст.146 – в теч. 24 часов)

6) мотивированное постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления об отказе в ВУД

7) письменные указания о проведении доппроверки

8) постановление об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве

9) постановление об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве

10) постановление об отказе внесения представления об особом порядке проведения СЗ и вынесения судебного решения по у/д

11) представление об особом порядке проведения СЗ и вынесения решения по у/д

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Нормативная база: ФЗ «О прокуратуре», УПК РФ, приказ ГП № 162 ОТ 2 июня 2011 года Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Цели прокурорского надзора:

1) единообразное применение положений уголовно-процессуального З

2) обеспечение защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от П, защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения

3) восстановление нарушенных прав участников уголовного судопроизводства, возмещение ущерба, причиненного П

4) обеспечение раскрытия и расследования П

Предмет: соблюдение ПИСЧИГ, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся П, проведение расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ПС.

Объект: следователи

1) СК

2) ФСБ

3) ОВД

4) ФСКН

перечень закрыт. К ДЛ относятся руководитель следственного органа (возглавляет соответствующее следственное подразделение и его зам), следователь (ДЛ, уполномоченное осуществлять ПС по делу и иные полномочия) и следователь-криминалист (ДЛ, уполномоченное осуществлять ПС по делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве следственных и иных процессуальных действий или производить следственные действия без принятия дела к своему производству).

Полномочия и правовые средства: (в соответствии со ст. 37 УПК)

- проверять исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. не реже одного раза в месяц осуществлять выезды в поднадзорные следственные органы, где проводить сверку данных, содержащихся в книгах учета сообщений о преступлениях, регистрации обращений граждан, иных учетных и регистрационных документах, сводках органов внутренних дел, публикациях в СМИ. Кроме того, использовать сведения медицинских и иных учреждений и организаций, а также информацию, содержащуюся в обращениях граждан, поступивших в прокуратуру. По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании.

- истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела

А)проверка законности и обоснованности решений об отказе в ВУД. Постановление о ВУД должно быть направленно не позднее 24 часов с момента его принятия следователем. Признав решение следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором указывать обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, ставить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Б) проверка обоснованности и законности постановлений о возбуждении УД. В срок не позднее 24 часов с момента поступления данного постановления отменять его.

- Не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо о приостановлении предварительного следствия, обеспечив проверку и изучение материалов всех приостановленных, прекращенных производством уголовных дел в течение одного месяца со дня вынесения соответствующего постановления.

- Обеспечивать обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, а также о продлении срока содержания под стражей и других ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения. Прокурору составлять письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства об избрании меры пресечения.

- Требовать от органов предварительного следствия своевременного направления уведомления о проведении в случаях, не терпящих отлагательства, осмотра жилища, обыска и выемки в жилище

- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

- требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия;

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб на действия следователей

- передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной и передавать его (их) следователю Следственного комитета с обязательным указанием оснований такой передачи;

- утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу

На стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, проверять соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильность квалификации содеянного, соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.

Выносить согласно мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения.

- возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

- постановление следователя о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера только после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.

- Рассматривая жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверять изложенные доводы. При необходимости изучать материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб. По результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю выносить постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя.

Копию постановления об удовлетворении жалобы направлять руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.

- обязательное участие прокурора в рассмотрении судом жалоб на постановления следователя и руководителя следственного органа. Давать заключение по поводу обжалуемых действий или решений следователя и руководителя СО

Прокурор не может давать письменные указания следователю о направлении расследования, производстве процессуальных действий ранее того момента когда УД поступило вместе с обвинительным заключением. Не может отстранить следователя от производства расследования. Не разрешает заявленные следователю отводы. Не дает согласия на возбуждении перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения.

Правовое средство выявление – прокурорская проверка.

Правовые средства реагирования:

- мотивированное постановление (например, постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении УД)

- требование об устранении нарушений федерального законодательства

15. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И ПРИМЕНЯЮЩИХ НАЗНАЧАЕМЫХ СУДОМ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.