Участие прокурора в правотворческой деятельности — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Участие прокурора в правотворческой деятельности

2017-10-07 367
Участие прокурора в правотворческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нормативная база: ст. 9 ФЗ, приказ ГП «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными и исполнительными ОГВ и ОМС», приказ ГП от 28.12.2009 N 400 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов"

В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

п. 4 ст. 1 Закона о прокуратуре – прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности. Это означает, что участие в правотворчестве является одним из важнейших направлений деятельности.

формы участия:

1. участие в подготовке нормативных актов

2. проведение правовой экспертизы проектов законов, иных НА

3. участие представителей прокуратуры в обсуждении проектов законов и других НА на заседании представительных и исполнительных органов власти

4. участие представителей прокуратуры в правотворческой деятельности иных госорганов

5. правотворческая деятельность, связанная с согласованием НПА, принимаемых иными госорганами

6. ведомственное нормотворчество

В приказе Генпрокурора РФ «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" предусмотрена обязанность прокуроров выявлять потребности в правовом регулировании общественных отношений, в рамках предоставленных полномочий принимать меры к устранению пробелов и коллизий правового регулирования. Для этого необходимо активнее использовать в нормотворческой работе материалы прокурорского надзора, осуществлять мониторинг федерального и регионального законодательства.

Приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 N 195 прокурорам предложено с целью предотвращения принятия законодательными (представительными) органами субъектов РФ законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе: разработке законопроектов, имеющих принципиальное значение, подготовке заключений на проекты законов, заседаниях представительных и исполнительных органов власти (п. 4.1). При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве прокуроры обязаны вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов (п. 20).

Сотрудники органов прокуратуры принимают участие в работе различных комиссий, заседаний комитетов занимающихся разработкой проектов законов.

Также вправе присутствовать на заседании законодательных органов, их палат, комитетов и комиссий, а также на заседаниях исполнительных органов, в т.ч. при обсуждении проектов законов и подзаконных актов и их принятии.

Сотрудники прокуратуры могут вносить предложения в планы подготовки НПА законодательных и исполнительных органов С РФ, ОМС.

ГД РФ, представительными органами субъектов РФ и ОМС в органы прокуратуры направляются проекты наиболее важных законов, других актов для изучения и дачи заключения на предмет их соответствия действующему законодательству. Прокуратура проверяет данный акт на наличие в нем коррупциогенных факторов. Прокурорами организуется изучение нормативных правовых актов органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты. Результаты отражаются в заключении о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ и федеральному законодательству. Заключения утверждаются прокурорами субъектов РФ, городов, районов, приравненными к ним военными прокурорами и прокурорами других специализированных прокуратур.

К РФ не предоставляет право законодательной инициативы генпрокурору, хотя в прошлом оно у него было.

На региональном уровне участие органов прокуратуры в законотворчестве имеет правовое закрепление. Согласно к (у) ряда субъектов прокуроры наделяются правом законодательной инициативы.

Собственная правотворческая деятельность прокуратуры разнообразна по формам, а также по юр значению принимаемых актов. Часть правотворческих актов прокуратуры непосредственно подчинена задачам прокурорского надзора и распространяет свое действие на иные органы государства и их ДЛ, а также имеет международно-правовой характер. Другая часть – это ведомственные правовые акты. Генпрокурор издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции.

Мониторинг. Осуществление мониторинга законодательства и правоприменительной практики с целью их корректировки в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления является одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры.

Объектом правового мониторинга могут быть нормативный правовой акт или его структурная часть; отдельные статьи нормативного правового акта; комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отдельную сферу общественных отношений, а также отношения, связанные с реализацией нормативных правовых актов.

К субъектам мониторинговой деятельности относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица и специально созданные структуры, наделенные правомочиями контроля состояния системы права. В их число входят органы прокуратуры. Участниками мониторинга являются юридические и физические лица, обладающие юридически значимой возможностью участвовать в проведении мониторинга*(176).

Основная роль прокуратуры в рассматриваемой сфере деятельности заключается в мониторинге состояния законности в правотворческой деятельности и правоприменительной практике (далее - мониторинг состояния законности). При этом прокуратура является конституционным специальным субъектом централизованного государственного федерального мониторинга состояния законности. Такая деятельность выполняется прокурорами комплексно, официально и на постоянной основе. Проведение мониторинга состояния законности органами прокуратуры имеет текущий и прогнозный характер.

Прокуроры осуществляют все виды мониторинговой деятельности: сбор и анализ сведений о состоянии законности, прогнозирование и информирование. При этом активно используются возможности смешанной системы организации мониторинга, например в форме сотрудничества с общественными объединениями и иными негосударственными структурами.

Проведение антикоррупционной экспертизы. НПА ФОИВ, ОГВ С РФ, ОМС и их ДЛ. При выявлении корупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или ДЛ, которые издали этот акт ТРЕБОВАНИЕ об изменении НПА с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд. Должно быть рассмотрено в 10 дневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Осуществление организационных мероприятий, направленных на реализацию полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, инициирование органами прокуратуры внесение изменений в законодательные акты субъектов РФ, ОМС, в целях установления процедуры представления для соответствия проверки принятия нпа.

В требовании об изменении нпа указывать конкретные предложения о способе устранения коррупциногенных факторов:

- внесение изменений в нпа

- отмена нпа

- разработка и принятие иного нпа, устраняющего коррупционный фактор.

Работникам прокуратуры лично участвовать в заседаниях Законодательных и представительных ОГВ и представительных ОМС при рассмотрении требований.

(т.е. органы власти обязаны оповестить о заседании на котором будет рассмотрен тот или иной нормативно – правовой акт)

В случае отклонения требований прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Необходимо также организовывать учет и проведение проверок.(проверки нпа на соответствие законодательству, а также каждое полугодие составляется мониторинг в котором указывается какие коррпциногенные факторы были обнаружены и в каком акте, так же указывается их общее количество)

Органы, организации, а также их должностные лица в случае обнаружения в нпа коррупциногенных факторов принятие мер, по устранению которых не относиться к их компетенции должны информировать об этом органы прокуратуры.

Прокуратура должна информировать соответствующие органы 9 занимающиеся проведением антикоррупционной экспертизы) о наличии в нормативно – правовом акте коррупциногенных факторов, за исключением категорий:

Данные категории прокуратура рассматривает самостоятельно!!!!!!!!

1) Прав и свобод человека и гражданина

2) Государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы; бюджетного, налогового, таможенного,лесного,водного,земельного,градостроительного,природоохранного законодательства, также законодательства о лицензировании и законодательства регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании закона.

3) Социальных гарантий лицам, замещающих (замещавших) государственные и муниципальные должности государственной и муниципальной службы.

При проведении экспертизы необходимо руководствоваться методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ «о проведении антикоррупционной экспертизы», в которой указаны непосредственно коррупцинногенные факторы и дается расшифровка каждому из них, коррупционные факторы, например такие, как6 выход за пределы полномочий, использование формулы «вправе» а так же ины


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.