Нарушение прав жителей на эффективную защиту от радиационного загрязнения. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Нарушение прав жителей на эффективную защиту от радиационного загрязнения.

2017-09-26 442
Нарушение прав жителей на эффективную защиту от радиационного загрязнения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как сказано выше, радиоактивному загрязнению подверглись и продолжают подвергаться жители ряда сел, в том числе Муслюмово, Бродокалмак, Нижнепетропавловское, Русская Теча. В пределах указанных населенных пунктов наблюдается превышение МЭД внешнего гамма-излучения над природным фоном, и/или превышение уровня вмешательства для взрослого населения в питьевой воде по стронцию-90, и/или превышение уровня удельной активности, при которой разрешено неограниченное использование материалов.

В указанных населенных пунктах источники техногенного облучения (элементы экосистем р. Теча и частично р. Исеть) по своим характеристикам превышают природный радиационный фон, уровень вмешательства по стронцию-90 и другие нормативы.

Имеющиеся официальные расчетные годовые дозы техногенного облучения для жителей указанных населенных пунктов в современных условиях не превышают установленного предела эффективной дозы в 1 мЗв в год. Но при этом, в соответствии с НРБ - 99/2009, начало периодов для оценки предела эффективной дозы вводится с 1 января 2000 г., что не позволяет учитывать дозы, накопленные до 2000 г. В результате, сложилась ситуация, при которой установленные уровни предела эффективных доз не позволяют учесть уникальность ситуации жителей ряда населенных пунктов, проживающих у р. Теча и р.Исеть, а также с. Татарской Караболки и с. Мусакаево, пострадавших в результате Кыштымской аварии 1957 г.

Важно отметить, что для расчета риска дозово-индуцированных заболеваний некорректно использовать часть общей дозы облучения (в частности, расчетную дозу техногенного облучения). В соответствии с НРБ 99/2009 требуется непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников излучения (техногенные источники за счет нормальной эксплуатации техногенных источников излучения; техногенные источники в результате радиационной аварии; природные источники; медицинские источники).

В зоне риска также оказываются второе и третье поколения граждан, проживающих на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, так как потомки жителей, получивших значительные дозы облучения, изначально имеют более высокую предрасположенность к различным заболеваниям и к ним некорректно применять нормативы, выработанные для всего населения страны. Радиационное воздействие на потомков, облученных на сегодняшний день, изучено недостаточно.
С 2007 г. Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (далее – Росатом) велось переселение жителей с. Муслюмово в с. Новомуслюмово. По мнению многих жителей, удаленность новых домов от р. Теча недостаточна, для выпаса скота также используется пойма р. Теча (по объяснению, полученному от местных жителей, это связано с тем, что пойменные территории наиболее плодородны, а иных рек рядом нет). Кроме того, местными жителями отмечаются нарушения санитарно-гигиенических и строительных норм. В частности, наличие высокого уровня естественного радиоактивного газа радона, что особенно опасно в связи с уже накопленными дозами облучения жителями с. Муслюмово.
Радиоактивные вещества зачастую переходят в продукты питания. Высокое содержание стронция-90 наблюдается в костной ткани домашнего скота (до 1500 Бк/кг), домашней птицы (до 3100 Бк/кг) и рыбы (до 8200 Бк/кг). Заметное содержание стронция-90 и цезия-137 присутствует в овощах (капусте, кабачках, перце) и в зеленых овощах: укропе, зеленом луке, салате, зачастую превышая установленные в России нормы. Есть данные о значительном загрязнении куриных яиц в Бродокалмаке по цезию-137 (158 Бк/кг при российском нормативе 80 Бк/кг).

Население потребляет в пищу загрязненную рыбу (по официальным данным – средняя удельная активность по стронцию-90 – 448 Бк/кг, максимальная 980 Бк/кг, при установленном нормативе – до 130 Бк/кг).
В теплый период многие жители (в основном дети) купаются в р. Тече, выпасают скот в пойме и т.д. Полноценное ограждение реки, знаки радиационной опасности отсутствуют (существовавшие ранее были демонтированы много лет назад). Купание детей в р. Тече вызвано отсутствием поблизости иных водоемов и бассейнов (а также тем, что имеющийся бассейн в Бродокалмаке закрывается на летний период). Дополнительным источником облучения могут являться приусадебные участки, где для полива использовалась вода р. Теча, ввиду отсутствия в ряде случаев других полноценных источников водоснабжения.

Хозяйственное использование реки вызвано также депрессивным состоянием экономики в указанных поселках.

Кроме того, радиоактивному загрязнению по цезию-137 и стронцию-90 подверглись значительные площади лесов (Аргаяшское, Каслинское, Кыштымское и Шершневское лесничества). Продукты леса более подвержены загрязнению в связи с особенностями выноса радионуклидов лесными растениями и грибами из более глубоких слоев на поверхность. Использование продуктов леса в пищу, в том числе, обусловлено депрессивным состоянием экономики данных населенных пунктов.
По мнению Министерства общественной безопасности Челябинской области, существующее законодательство, принятое после Чернобыльской аварии, недостаточно эффективно в связи с затруднительностью исключения из хозяйственного использования отдельных участков малой площади с высоким уровнем загрязнения в пойме р. Теча.

Качество медицинского облуживания в не переселённых или частично переселенных селах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, остается неудовлетворительным. При этом с 2016 г. Межведомственным экспертным Советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности или смерти у лиц, подвергнувшихся радиационному воздействию, прекращен прием документов от граждан в связи с отсутствием финансирования, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

На встрече членов Совета с местными жителями, проживающими в населенных пунктах, пострадавших от деятельности ПО «Маяк», состоявшейся в с. Бродокалмак 27 июня 2017 г., поступили многочисленные обращения по поводу переселения из загрязненных территорий или признания статуса пострадавших, обеспечения доступности медицинского обслуживания, плачевного состояния инфраструктуры и т.д. О неразвитости инфраструктуры говорит, например, отсутствие банкомата в с. Бродокалмаке, являющемся центром сельского поселения, куда входит еще пять населенных пунктов, при том, что зарплаты и выплаты большинство жителей получает на карты ПАО «Сбербанк России»; незавершенность газификации и реконструкции водопровода, отсутствие канализации и т.д.

Критическим для жителей населенных пунктов, затронутых последствиями радиационных аварий и продолжающейся деятельности ПО «Маяк», является обеспечение качественным медицинским обслуживанием. Более того, в последнее время, количество медицинских учреждений сокращается (в частности, закрыта больница и специализированные кабинеты в Бродокалмаке).

В ходе работы с обращениями местных жителей членами Совета было установлено, что до настоящего времени остается незащищенной категория граждан (численностью до 5000 человек), накопивших в первые годы после аварии 1957 года на производственном объединении «Маяк» дозы облучения более 7 и 35 сантизиверт (пороговые величины, превышение которых, согласно действующим Нормам радиационной безопасности, требует установления мер социальной защиты). При этом для такой же категории граждан, но получивших накопленные дозы облучения вследствие сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, федеральным законом установлены соответствующие меры социальной поддержки.

Правительство и Законодательное собрание Челябинской области, в целях устранения социальной несправедливости в отношении указанной категории граждан, неоднократно, начиная с 2005 г., обращались в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания РФ с соответствующими законодательными инициативами, но не получили поддержки.

Отрицательная позиция Правительства РФ определяется невозможностью расширять перечень категорий граждан, подлежащих социальной защите в результате радиационных аварий прошлых лет, без определения финансового источника для обеспечения дополнительных расходных обязательств федерального бюджета. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, расходы на предоставление мер социальной поддержки предлагалось осуществлять в пределах средств, ежегодно предусматриваемых в бюджете на реализацию действующих положений законодательства в целом, так как с учетом естественной убыли населения указанные расходы ежегодно сокращаются, однако данный аргумент принят во внимание не был.

По уточненным данным, по состоянию на 1 мая 2017 г.дополнительные расходы на предоставление мер социальной поддержки указанной категории граждан, проживающей в Челябинской области, могут составить 17,0 млн. рублей ежегодно.

В связи с вышеизложенным, Совет рекомендует:

Правительству РФ:

1. Рассмотреть вопрос о целесообразности унификации или консолидации законодательства по вопросам социальной защиты граждан, пострадавших в результате Чернобыльской аварии, в результате аварии на ПО «Маяк» и в результате последствий использования Семипалатинского полигона, с учетом появления новых категорий пострадавших.

2. Проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», предусмотрев:
а) включение в перечень пострадавших всех лиц, проживавших в подвергшихся заражению населенных пунктах (независимо от факта дальнейшего переселения);
б) закрепление правовой категории «потомки ликвидаторов и жителей пострадавших населенных пунктов», а также «лиц, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в течение срока, составляющего не менее пяти лет»;
в) закрепление возможности реализации права на переселение на новое место проживания вне границ загрязненных населенных пунктов, для чего выработать прозрачный порядок переселения;
г) расширение круга лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, изменением категории граждан: дети, страдающие заболеваниями из-за радиационного воздействия на их родителей вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча первого и последующих поколений;
д) включение новой категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году, а именно, граждан, проживавших в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году, и получивших дозу облучения свыше 7 сЗв и свыше 35 сЗв.

3. Внести изменения в Постановление Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 08 октября 1993 г. «О мерах по реализации Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», дополнив Перечень населенных пунктов, эвакуация (добровольное отселение) в которых происходило частично, населенным пунктом Караболка Кунашакского района Челябинской области, а также включив в списки населенных пунктов, проживание в которых дает их жителям право на социальную защиту в соответствии с существующим законодательством шесть населенных пунктов, жители которых накопили дозы свыше 7 и свыше 35 сЗв: Мусакаево, Багаряк, Красный Партизан, Пьянково, Метлино и Татарская Караболка (согласно оценке Росгидромета и Росподтребнадзора, проведенной в 2008 г.).

4. Обеспечить открытость всех архивных материалов, содержащих документальные подтверждения привлечения граждан к работам по ликвидации последствий аварии 1957 г. на ПО «Маяк».

5. Обеспечить действенный радиационный мониторинг территории Челябинской области, предоставив соответствующие ресурсы Росгидромету.

6. Рассмотреть вопрос обоснованности установленных уровней допустимых сбросов радионуклидов для ПО «Маяк».

7. Изучить возможность переселения жителей из населенных пунктов, прилегающих к р. Теча (Муслюмово, Бродокалмак, Нижнепетропавловское, Русская Теча), а также из населенных пунктов, затронутых воздействием Восточно-Уральского радиоактивного следа (Татарская Караболка, Мусакаево).

Генеральной Прокуратуре РФ:
Провести проверку обращений, поступивших в Совет во время встречи с жителями в селе Бродокалмак 27 июня 2017 г., и при необходимости, принять меры прокурорского реагирования.

Правительству Челябинской области:
Обеспечить качественное медицинское обслуживание и нормальные условия проживания жителям упомянутых в настоящих Рекомендациях населенных пунктов вдоль р. Теча.

Правительству Челябинской области, ГК Росатом:
Разработать механизм компенсации ущерба, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования транспортными средствами, используемыми для засыпки поймы р. Течи.

ГК Росатом:
Изыскать средства на отселение оставшихся домовладений пос. Муслюмово, жители которых не были переселены, поскольку не успели подготовить документы до окончания программы переселения.

Ростехнадзору, Роспотрбенадзору, Министерству общественной безопасности Челябинской области:

1. Провести проверку содержания радона и продуктов распада радона в домах пос. Новомуслюмово.

2. Проводить регулярные проверки содержания радионуклидов (в т.ч., альфа суммарно и бета суммарно) в питьевой воде в колодцах и скважинах населенных пунктов вдоль р. Теча, пострадавших от деятельности ПО «Маяк».

Роспотребнадзору, Министерству общественной безопасности Челябинской области:

Принять меры, исключающие хозяйственное использование земельных участков, подвергшихся радиоактивному загрязнению, в том числе пойму р. Течи. В частности, разработать (с учетом исследований ИБРАЭ РАН, научно-исследовательский этап работы по определению границ зоны радиоактивного загрязнения поймы р. Течи в пределах Челябинской области) государственные санитарно-эпидемиологические правила или гигиенические нормативы, устанавливающие особые условия использования р. Течи (как один из этапов работы по определению статуса р. Течи), а также дающие возможность организовать мониторинг на тех участках поймы, где будут введены эти условия.

Правительству Челябинской области:

1. Принять меры к прекращению использования р. Теча населением, в частности, обеспечить установку знаков радиационной опасности в пределах населенных пунктов каждые 10 метров вдоль реки и расположить второй ряд знаков по границе весеннего затопления, так как граждане используют пойму реки для выпаса скота. Обслуживание знаков должно обеспечивать Министерство общественной безопасности Челябинской области.

2. В населенных пунктах, подвергшихся заражению в результате аварии на ПО «Маяк», обеспечить распространение информационных листовок о радиационных факторах экологического неблагополучия. Привлечь к написанию текста и информированию общественные организации.

3. В образовательных учреждениях, расположенных в указанных выше населенных пунктах, в обязательном порядке вести разъяснительную работу с учащимися о правилах поведения в местах, подвергшихся радиационному загрязнению.

4. Решить вопрос доступности экстренных служб в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

5. При планировании развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, предусматривать меры социальной поддержки жителей и инфраструктурной поддержки населенных пунктов.

6. Сохранить дальнейшее функционирование больницы в Бродокалмаке, в том числе, кабинета терапии и кабинета флюорографии; провести ремонт в больнице; в) открыть аптечный пункт.

7. Завершить газификацию и замену водопровода села Бродокалмак, решить вопрос канализации и очистки воды (в настоящее время очистные сооружения отсутствуют).

8. Ввести экологический контроль за деятельностью птицефермы, сливающей отходы в р. Теча.

9. Провести ремонт детского сада «Ромашка», дома культуры и библиотеки в с. Бродокалмак.

10. Обеспечить функционирование бассейна и специальных водоемов в Бродокалмаке в летний период, чтобы исключить купание детей в р. Тече.

11. Обеспечить противопожарный контроль на отчужденных территориях.

12. Оказать содействие в установке банкомата в с. Бродокалмак.

Ростехнадзору, Росатому, ПО Маяк:
Ускорить внедрение технологий (например - переход на остекловывание и бетонирование ОЯТ и РАО), исключающих сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду.

Счётной палате РФ:
Проверить эффективность использования средств в рамках федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность» на реализацию экологических мероприятий.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.