Нормативно-правовая база учителя музыки — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Нормативно-правовая база учителя музыки

2017-09-29 1197
Нормативно-правовая база учителя музыки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технологическая карта урока

Согласно требованиям ФГОС, проектирование урока должно сопровождаться написанием технологической карты урока, пришедшей на смену поурочным конспектам.

Понятие «технологическая карта» внедрено в образование из промышленности и являет собой стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс. «Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств»[5].

Технологическая карта – это таблица, отражающая структуру урока по заданным параметрам: целеполагание, этапы урока, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающихся, запланированные результаты.

К технологической карте урока могут быть предусмотрены приложения – презентации, нотные тексты, раздаточный дидактический материал, список литературы, перечень ссылок на интернет-ресурсы и т.д.

Технологическая карта урока (пример)

Ф.И.О. учителя:

ГБОУ СОШ №, район

Предмет:

УМК:

Класс:

Тип урока:

Образовательные технологии, методы, приемы:

Оборудование:

Обеспечение урока (ресурсное, методическое, дидактическое):

Организация пространства:

Тема года (тема раздела)  
Тема урока    
Цель Цель урока для учащихся Педагогическая цель урока
     
Задачи Задачи урока для учащихся Педагогические задачи урока
1. 2. 3. 4. 5.   Воспитательные: Развивающие: Образовательные:
Планируемые результаты Личностные: (выход в смысловое поле изучаемого произведения) Метапредметные: (формируемые УУД - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) Предметные: (понятия, термины, предметные компетенции)
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика, задания для учащихся Планируемые результаты
Предметные УУД
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне)        
2.Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания)        
3.Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание)        
4.1.«Открытие» учащимися новых знаний (знание)        
4.2.Первичное закрепление * (понимание)        
4.3.Самостоятельная работа с самопроверкой * (умение)        
4.4.Включение новых знаний в систему знаний и повторение* (владение)        
5.Подведение итогов по теме урока (личностные, предметные результаты)        
6.Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка)        
7.Домашнее задание        
           

*этапы для уроков, реализуемых в системно-деятельностном подходе

Технологическая карта позволяет учителю проектировать образовательный процесс целостно и системно, согласовывать действия педагога и учащихся, системно формировать у учащихся универсальные учебные действия, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения и осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности, выполняя диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Важнейшим этапом проектирования урока является этап целеполагания. Цель у участников образовательного процесса разная, но сопрягающаяся на содержании учебного предмета: цель у обучающихся – освоение учебного материала, у учителя – создание условий для освоения обучающимися учебного материала. В этой связи в таблице технологической карты урока раздел целеполагания предусматривает подход к этому этапу и с позиции деятельности учащихся, и с педагогических позиций учителя.

В соответствии с этим и задачи по достижению цели будут обозначены по-разному. Задачи для учащихся формулируются через конкретные действия, которые будут выполняться школьниками на уроке музыки по видам деятельности. Количество этих задач не должно превышать пяти, поскольку качественное выполнение большего количества задач за время урока длительностью 45 минут представляется затруднительным.

Педагогические задачи, в свою очередь, при их формулировании учителем должны ориентироваться на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов, поэтому они должны рассматриваться, соответственно, как воспитательные, развивающие и образовательные. Воспитательные задачи базируются на постижении и присвоении учащимися базовых национальных ценностей, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, что осуществляется средствами приобщения к классическому музыкальному наследию и осмысления идейного, смыслового содержания музыкальных произведений, имеющих художественную ценность и высокий воспитательный потенциал. Развивающие задачи направлены на формирование универсальных учебных действий у обучающихся, что обеспечивает достижение метапредметных результатов. Образовательные задачи решают вопросы освоения теоретических основ музыкального искусства: понятий, терминов, а также вопросы формирования предметных компетенций (ладовый слух, чувство метроритма, вокально-хоровые навыки, навыки музицирования на элементарных музыкальных инструментах и т.д.), что ведёт к достижению предметных результатов.

В процессе постановки цели урока необходимо осознавать, что цель должна быть конкретной и реально достижимой за урок, а задачи – понятными и посильными для выполнения школьников.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам, поэтому в рамках уроков музыки может составляться одна технологическая карта на несколько уроков (2-3), объединённых одной темой, например, при изучении фрагментов опер, балетов, крупных симфонических произведений и т.д.

Учитывая, что предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство», проектирование уроков в начальной школе в зависимости от темы может осуществляться по-разному:

- в системно-деятельностном подходе, когда обучающиеся активно осваивают разделы нотной грамоты, работают над формированием вокально-хоровых навыков, осваивают основы элементарного инструментального музицирования, включаются в элементы театрализации;

- в культурологическом подходе, основанном на постижении смыслов, идейного содержания мирового музыкального наследия при изучении учащимися музыкальных произведений, включенных в школьную программу.

В этой связи этапы уроков технологической карты урока гибко корректируются в соответствии с целью и задачами, которые учитель обозначил на данном занятии.

На первом этапе «Самоопределение к деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Актуализация знаний» происходит повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания. Результатом является готовность обучающихся к работе на последующих этапах урока.

На третьем этапе «Постановка учебной задачи» обучающиеся принимают участие в формулировании темы урока и осмысливают поставленные перед ними цель и задачи.

На четвертом этапе «Открытие новых знаний» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Если урок запланирован в логике системно-деятельностного подхода и предусматривает в первую очередь активное освоение теоретических сведений (например, освоение нотной грамоты или метроритмических ритмоформул), тогда этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы. Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
4.1. организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» (освоение отдельных терминов, понятий);

4.2. организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

4.3. организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

4.4. организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока на уровне «Интеллектуально-преобразовательной деятельности (владения)».

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе. Далее на этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания учащиеся выбирают способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

Если же урок предполагается выстраивать в логике культурологического подхода, где в центре внимания окажется музыкально-слушательская деятельность обучающихся, то последовательность работы на четвертом этапе будет подчинена алгоритму по организации слушания музыки, представленному в методических рекомендациях ниже.

На пятом этапе «Подведение итогов по теме урока» происходит диагностирование сформированности у школьников личностных и предметных результатов. Выявление сформированности личностных результатов возможно организовать через краткое собеседование с учащимися на предмет их ценностного самоопределения по смысловому наполнению изученного музыкального произведения. Личностные результаты невозможно достоверно замерить с помощью количественных показателей, однако качественный показатель сформированности личностных результатов возможно оценить исходя из анализа суждений обучающихся на заданную тему.

В отличие от личностных результатов предметные результаты легко сканируются и замеряются в устном итоговом собеседовании с учащимися в силу их конкретности.

На шестом этапе «Рефлексия» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, использование технологической карты в учебном процессе позволяет повысить его эффективность, способствует развитию информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников и позволяет обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Оценка образовательных достижений учащихся

Нормативно-правовая база учителя музыки

Перечень нормативных документов

Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность учителя музыки на федеральном уровне, представляют собой следующий перечень:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования

3. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

В полном изложении они размещены на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации, куда можно отправиться, перейдя по ссылке:

http://минобрнауки.рф/projects/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%BE%D0%BF

Утвержденные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего образования выступают ориентиром инновационного развития современной школы. Введение ФГОС направлено на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования. Особенностью стандартов нового поколения является: выделение ступеней школы как относительно самостоятельных модулей образования, учитывающих возрастные особенности учащихся в организации образовательного процесса; выделение трёх групп образовательных результатов; введение внеурочной деятельности как возможности индивидуализации маршрутов образования и способа расширения образовательного пространства за пределы классно-урочной системы[1].

Ориентиром в воспитательной деятельности учителя музыки на уроках и во внеурочной деятельности является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которую можно прочитать, перейдя по ссылке:

http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html

На основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в соответствии с требованиями ФГОС по предмету «Музыка» разработаны Примерная основная образовательная программа начального общего образования и Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Примерная основная образовательная программа в части содержания определяет инвариантную часть учебного курса, а также обозначает систему личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. Примерная программа является ориентиром для разработки программ и учебно-методических комплектов (УМК) по музыке, в которых авторы предъявляют собственные стратегии выстраивания образовательного процесса по освоению предмета «Музыка» в общеобразовательной школе.

В 2015 году решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) одобрена новая Примерная основная образовательная программа начального общего образования по музыке, рекомендованная в работу с 2015-2016 учебного года. Поскольку реализуемые на данном этапе УМК по предмету «Музыка», включенные в федеральный перечень учебников, базируются на старой примерной программе, авторы УМК в данный период осуществляют корректировку учебников по музыке на предмет соответствия новой Примерной основной образовательной программе начального общего образования. К концу 2016 года они будут проходить процедуру экспертизы для включения их в федеральный перечень учебников в 2017 году. В этой связи учителям музыки следует внимательно ознакомиться с содержанием новой примерной программы и выстроить рабочие программы по предмету «Музыка» на 2016-2017 учебный год в соответствии с требованиями новой примерной программы.

Обзор новой

Примерной основной образовательной программы

начального общего образования по музыке

Программа содержит принципиально новую концепцию общего музыкального образования в начальной школе.

Ключевым отличием программы становится ее нацеленность на освоение практических форм музицирования, реализуемых в таких видах деятельности, как хоровое и ансамблевое пение, а также игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле и в оркестре. Эти виды деятельности позиционируются как ведущие на уроках музыки в начальной школе, поскольку они в наибольшей степени соответствуют психофизиологическим возрастным особенностям детей и способствуют пробуждению интереса учащихся к музыкальному искусству в непосредственном активном творческом взаимодействии с музыкальным наследием. В этой связи в программе обязательным компонентом выступает раздел «Музыкальная грамота», посвященный освоению нот на нотном стане, на клавиатуре фортепиано, освоению метроритмической организации музыкального материала, знакомству с интервалами и аккордами как элементами мелодии и гармонии. Введение в программу общего музыкального образования элементов сольфеджио переносит акценты в преподавании музыки в сторону освоения предметных знаний, умений и навыков через собственную практическую деятельность учащихся, чем обеспечивает системно-деятельностный подход и активное усвоению теоретического материала на уроке, достижение учащимися в первую очередь предметных результатов в области музыкального искусства.

Помимо пения и инструментального музицирования программа предусматривает и такой вид практической деятельности, как театрализация, реализующийся через подготовку и организацию широких театрализованных представлений. С этой целью в программу включен раздел «Музыкально-театрализованное представление», который предусмотрен как обязательный во всех классах начальной школы. В театрализованных представлениях учащиеся не только получают возможность творческого самовыражения и пробы себя в роли сценариста, режиссера, актеров, художников-декораторов и костюмеров, но и предъявляют результаты своей учебной деятельности - вокально-хоровой или инструментальной, - в мероприятиях, становящихся как минимум дважды в учебном году (по итогам полугодий) событием в жизни школьников.

Также с целью создания условий для подготовки и реализации концертных выступлений учащихся на тематических и календарных праздниках в программу введен раздел «Я – артист», позволяющий на уроках готовить концертные номера. Такие мероприятия повышают мотивацию к учебной деятельности и придают ей определенный смысл в глазах детей.

Имеет место в программе и музыкально-слушательская деятельность учащихся, но в концепции представленной программы она сдает свои позиции по сравнению с предыдущей программой: слушание трактуется не как средство осмысления идейного содержания произведений на уровне их духовно-нравственных исканий, а как основа для закрепления предметных результатов: узнавания тембров инструментов, определения средств выразительности, музыкальных форм, жанров и т.д. В таком подходе утрачивается воспитательное воздействие музыкального наследия, поэтому о задаче формирования культуры музыкального восприятия и мышления школьников, постижения глубинной сущности музыкального искусства затруднительно говорить. В требованиях ФГОС освоение образовательной программы должно в первую очередь быть направлено на достижение личностных результатов, которые подразумевают развитие духовных качеств личности, формирование критического мышления и художественного вкуса обучающихся, что обеспечивается посредством музыкально-слушательской деятельности и размышлениями о музыке. На основании данных аргументов напрашивается вывод о том, что системно-деятельностный подход в преподавании музыки не должен исключать культурологический подход, позиционирующий выявление смысловой содержательности в произведениях искусства и направленный на формирование представления о картине мира средствами искусства.

Изначально в процессе апробации примерная рабочая программа учебного предмета «Музыка» заявлялась как модель, реализуемая в урочной и внеурочной деятельности по схеме «1+2»: в неделю – один урок музыки и два часа внеурочной деятельности по программам «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и «Коллективное инструментальное музицирование». В этом варианте программа гармонично могла бы сочетать и слушательскую деятельность на уроках музыки в культурологическом аспекте, и исполнительскую (вокально-хоровую и инструментальную) в системно-деятельностном подходе в рамках внеурочной деятельности. Заявленный в программе объем теоретического материала для усвоения на занятиях музыкой в условиях схемы «1+2» был бы достижим. Однако по факту внедрения реализация данной программы проводится только в урочной форме, что может повлечь за собой выполнение программы не в полном объёме по причине недостаточности отведенного времени. На основании вышеизложенного рекомендуется запланировать часы внеурочной деятельности в рамках предмета «Музыка», где можно было бы реализовывать изначально заявленную модель. В соответствии с требованиями ФГОС данная логика организации музыкальных занятий в полной мере обеспечивает системно-деятельностный подход и способствует активному усвоению теоретического материала на уроке, формированию предметных результатов в области музыкального искусства, которые сводятся к освоению элементарной нотной грамоты, средств музыкальной выразительности, музыкальных жанров и форм, знанию музыкальных инструментов и составов исполнительских коллективов (виды оркестров, хоров), овладению игрой на простейших музыкальных инструментах, формированию вокально-хоровых навыков.

Обзор УМК

При выборе учебно-методического комплекта (УМК) по предмету «Музыка» учителю следует руководствоваться Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 (в редакции от 21 апреля 2016 года) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Ознакомиться с содержанием приказа можно, перейдя по ссылке:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162928/

 

Согласно данного приказа на 2016-2017 учебный год утверждён следующий перечень учебников по предмету «Музыка» в начальной школе:

Авторы УМК Название программы Классы Издательство
Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка 1-4 классы ДРОФА
Бакланова Т.И. Музыка 1-4 классы Астрель
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 1-4 классы "Просвещение"
Рытов Д.А. Музыка 1-4 классы Русское слово
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка 1-4 классы Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка 1-4 классы Издательство "Академкнига/Учебник"

 

Утвержденный перечень учебников по предмету «Музыка» в основной школе:

Авторы УМК Название программы Классы Издательство
Кошмина И.В. «Музыка» 5-7 классы ИОЦ «Мнемозина»
Науменко Т.И. Алеев В.В., «Искусство. Музыка» 5-9 классы ДРОФА
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка» 5-7 классы Издательство «Просвещение»
Усачева В.О., Школяр Л.В. «Музыка» 5-7 классы Издательский центр «Вентана-Граф»

 

Все программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.

При выборе УМК по предмету «Музыка» образовательные организации руководствуются принципом преемственности программ основного общего образования с программами начального общего образования, проявляющегося в единстве методологических и методических подходов, скоординированности тематического и музыкального материала.

Программа УМК «Музыка» И.В. Кошминой в основной школе выстроена в логике исторической панорамы, прослеживающей развитие искусства во взаимосвязи с развитием человеческого общества с древности до современности. Содержание программного материала каждого класса включает разделы «Из истории зарубежного музыкального искусства» и «Из истории отечественного музыкального искусства. В 5 классе данные разделы охватывают исторический период с древности по XVIII век включительно, в 6 классе целиком рассматривается XIX век, в 7 классе – музыкально искусство XX века. Проблемно-тематическое содержание учебника по сквозным темам года включает следующие аспекты:

· Место и роль музыкального искусства в жизни человека;

· Диалоги с композиторами;

· Жанры в музыке. Миниатюры.

· Музыкальный образ и драматургия;

· Жанры в музыке. Осмысление мира и человека в крупных инструментальных произведениях;

· Вечные образы в религиозной музыке;

· Музыка и литература;

· Музыка и живопись.

Такой подход в организации программного материала позволяет сформировать у учащихся представление о музыкальном искусстве как по горизонтали в исторической перспективе его развития, так и по вертикали, углубляя понимание специфики языка музыкального искусства.

Программа УМК «Искусство. Музыка» Т.И. Науменко, В.В. Алеева опирается на позитивные традиции, сложившиеся в отечественной педагогике, как, например, введение темы года, ставшее важнейшим объединяющим моментом программы Д.Б. Кабалевского.

Пять подсистем, соответствующих годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года данной программы:

· 5 класс – «Музыка и другие виды искусства» - раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство» и предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи;

· 6 класс – «В чем сила музыки» - отражает проблему художественного воздействия музыки;

· 7 класс – «Содержание и форма в музыке» - актуализируется проблема взаимодействия содержания и формы как единства художественного замысла и его воплощения;

· 8 класс – «Традиция и современность в музыке» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен, где музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне; за основу берутся «вечные темы» искусства;

· 9 класс – «Музыка как часть духовной культуры» - продолжает тематическую линию 8 класса, заостряя и углубляя проблемы современной, ныне звучащей музыки.

Основной методологической характеристикойпрограммы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов: метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, метод проблемного обучения, культурологический подход, системный подход. Таким образом, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа УМК «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской опирается на важнейшие положения художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и построена по тематическому принципу, включая в себя следующие содержательные линии:

· «Музыка как вид искусства» - раскрывает интонационно-образную, жанровую и стилевую основы музыки; интонация рассматривается как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла; анализируется взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства;

· «Музыкальный образ и музыкальная драматургия» - выявляет общие закономерности развития музыки на основе сходства и контраста, определяет разнообразие музыкальных форм, отражает единство содержания и формы;

· «Музыка в современном мире: традиции и инновации» - представляет народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа, стилевое многообразие отечественной и зарубежной музыки композиторов XX века и современной музыкальной жизни.

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, отражающие идею познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире, т.е. идею формирования целостного мировосприятия. Приоритетным в программе является введение школьника в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства. Основными методическими принципами программы являются принцип увлеченности, принцип триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. Все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

Программа УМК «Музыка» В.О. Усачевой, Л.В. Школяр нацелена на воспитание художественного мышления школьников как художественного по содержанию и теоретического по форме. Методологической основой программы являются:

· классическая теория познания, опирающаяся на диалектическую природу человеческого мышления;

· теория развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, позволяющая организовывать познавательную деятельность школьников на уровне современного научно-теоретического мышления, которая «осуществляется как мыслительный эксперимент, как анализ через синтез с непременным проживанием самого процесса выведения знания – рефлексией»[2]; такой подход способствует формированию у школьников общих способов мыслительной деятельности;

· художественно-педагогическая концепция музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, где теоретически обосновано и практически воплощено познание музыкального искусства методом восхождения от абстрактного к конкретному.

Программа опирается на принципы возвышения подростков до философско-эстетической сущности искусства, проникновения в природу искусства и его закономерности, овладение интонационно-образным языком музыки. Методы, предъявляемые авторами УМК в работе по программе – моделирование-художественно-творческого процесса, «сочинение сочиненного» и импровизация музыки.

Место предмета «Музыка» в учебном плане начальной школы

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Музыка» относится к предметной области «Искусство» и изучается с 1 по 7 классы по 1 часу в неделю. В начальных классах на освоение учебного предмета «Музыка» отводится 135 часов: в 1 классе - 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2-4 классах - по 34 часа. Занятия в 1 классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

Цель массового музыкального образования и воспитания: формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи музыкального образования младших школьников:

- воспитать интерес, эмоционально-ценностное отношение и любовь к музыкальному искусству, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к ближнему, к своему народу, к Родине; уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;

- воспитать чувство музыки как основу музыкальной грамотности;

- развить образно-ассоциативное мышление учащихся, музыкальную память и слух на основе активного, прочувствованного о осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;

- накопить тезаурус – багаж музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, сформировать опыт музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков, современной академической и популярной музыки. Приоритетным в программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры.

Критерии отбора музыкального материала в программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы приобщения каждого ребенка к музыке.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование; музыкально-ритмические движения; игра на элементарных музыкальных инструментах; разыгрывание песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера. Освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи способствует обеспечению осмысленного процесса инструментального и вокального музицирования по нотной записи.

Реализация творческого потенциала учащихся осуществляется также в размышлениях о прослушанных музыкальных произведениях в процессе музыкально-слушательской деятельности, в импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в проектной деятельности (музыкальный проект «Сочиняем сказку» в рамках новой примерной программы по предмету «Музыка»).

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании внутренней культуры и мировосприятия младших школьников через эмпатию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники приходят к осоз


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.