Методика и возрастные особенности развития гибкости. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методика и возрастные особенности развития гибкости.

2017-09-29 356
Методика и возрастные особенности развития гибкости. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В качестве средств развития гибкости используют упражнения на растягивание. Среди них различают динамические (активные и пассивные), статические (активные и пассивные), комбинированные.

Динамические активные упражнения включают разнообразные упражнения без предметов и с предметами (например, с гимнастическими палками, обручами, мячами и т.д.), наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения, которые могут выполняться с отягощениями, амортизаторами или другими сопротивлениями и без них. В числе динамически пассивных можно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, с использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (например, шпагат и др.).

Статические упражнения. Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5-10 с. При выполнении статических пассивных упражнений удержание положения тела или отдельных его частей осуществляется с помощью воздействий внешних сил - партнера, снарядов, веса собственного тела (сохранение неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени 6-9 с).

Комбинированные упражнения. Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. При их выполнении возможны различные варианты чередования активных и пассивных движений (например, медленное поднимание ноги вперед, стоя у опоры с помощью партнера и активная задержка ее в крайней верхней точке в течение 3-4 с с последующим махом назад).

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности.

Методика развития гибкости

Для развития и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок. Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Достижение заметного сдвига в развитии гибкости наблюдается уже через 3-4 месяца, рекомендуются следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40 % - активные, 40 % - пассивные и 20 % - статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше - статических.

Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных - 1 повторение в 1-2 с; «выдержка» в статических положениях - 4-6 с.

Для развития гибкости применяется стретчинг (от английского - натянуть, растягивать) - система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. Для развития пассивной гибкости сенситивным периодом является возраст 9-10 лет, а для активной - 10-14 лет. Развитие гибкости должно начинаться с 6- 7 лет.

Характеристика урочных форм занятий физическими упражнениями (признаки, структура и типы урока).

Урок - основная форма организации систематических занятий физическими упражнениями. К урочным формам относят - уроки, учебно-тренировочные занятия.Характерные признаки урочной формы -руководство педагогом, постоянство состава, специально отведенное место, частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь, наличие расписания, занятия проводятся по разработанным программам, наличие структуры занятия.

Типы уроков согласно ФГОС.

1. УРОКИ с образовательно-познавательной направленностью.

Дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю.

2. УРОКИ с образовательно-обучающей направленностью.

Используются по преимуществу для обучения практическому материалу. В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования этих уроков:

- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное, совершенствование;

- планирование развития физических качеств осуществляется в определенной последовательности: гибкость, координация движений, быстрота, сила, выносливость.

3. УРОКИ с образовательно- тренировочной направленностью.

Используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.

В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки. Отличительные особенности целевых уроков:

- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

- планирование относительно продолжительной заключительной части урока(до 7-9 мин);

- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд.мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд.мин);

- обеспечение индивидуального подбора учебных заданий, которые выполняются на основе контроля ЧСС и самочувствия.

 

Структура урока физической культуры.

Структура - это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия. Части урока: подготовительная, основная, заключительная. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

1. Подготовительная часть урока. Цель – организовать и подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Методические задачи:- обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие; - активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности;- обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений). Средства: игровые упражнения, танцевальные упражнения; строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; ОРУ, специально подготовительные упражнения, упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др. Продолжительность подготовительной части составляет 10-20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.

2.Основная часть урока. Цель - решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных рабочей программой и планом-конспектом данного урока.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование ус­военных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, - в конце. Воспитание специальной выносливости, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Продолжительность основной части зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола, возраста занимающихся и др. Продолжительность основной части в ОУ в среднем 25-30 мин

3. Заключительная часть урока. Цель - постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.

Методические задачи:1) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж); 2) регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание); 3) подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся;4) сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест». Длительность заключительной части урока 3-5 мин.

 

Характеристика неурочных форм занятий физическими упражнениями (признаки, виды, содержание).

 

Неурочные формы занятий физическими упражнениями включают: малые, крупные, соревновательные формы. Признаки малых форм: 1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся; 2) незначительная продолжительность занятий (от 2-3 минуты - физкультминутка,15- 20 минут - УГ); 3) отсутствие структуры построения занятия (по типу урочной); 4) невысокий уровень функциональных нагрузок.

Малые формы занятий. Виды: 1) утренняя гимнастика до учебных занятий (УГ); 2) физкультминутки и физкультпаузы на уроках; 3) игры и физические упражнения на удлиненных переменах; 4) ежедневные физкультурные занятия в режиме продленного дня (спортивный час). Содержание УГ 7-9 физических упражнений динамического характера, продолжительностью 6-7 минут. Цель -организованное начало учебного дня, повышение работоспособности на первых уроках; 2) физкультминутки - кратковременные перерывы в работе. Цель - с помощью упражнений снять умственное и физическое утомление, возникающее в процессе учебной деятельности (продолжительность 2-3 минуты, 3-5 упражнений). Виды физкультминуток: под счет, под музыку, подражательные, под речевку; 3) игры и физически упражнения на удлиненных переменах. Цель- организация активного отдыха, укрепление здоровья, восстановление работоспособности.

Признаки крупных форм. Крупные формы: 1) самостоятельные тренировочные занятия (например, ОФП, атлетическая гимнастика и др.); 2) занятия оздоровительно-реабилитационного или рекреативного характера (туристические походы, ушу, фитнес и т.п.).

Соревновательные формы:1) собственно спортивные соревнования (официальные, отборочные соревнования, прикидки); 2) соревновательные формы занятий (контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов).

 

Планирование учебного процесса по физическому воспитанию в школе (определение, виды, требования к планированию).

Планирование физического воспитания -это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок, задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся. По срокам планирования различают его виды: перспективное, текущее (этапное) и оперативное. Перспективное планирование - это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения). Текущее планирование охватывает определенные этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на четверть). Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящий урок).

Требования к планированию:

1. Целевая направленность педагогического процесса.

2. Всесторонность планирования задач в педагогическом процессе.

3. Учет закономерностей физического воспитания.

4. Конкретность планирования.

 

Основные документы по планированию физического воспитания в школе.

 

Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

По своему функциональному назначению все документы планирования делятся на три типа:

1. Документы, определяющие основную направленность и содержание учебного процесса в общеобразовательных школах. К ним относятся: 1) Федеральный Государственный образовательный стандарт (начального, основного, среднего (полного) образования); 2) базисный учебный план; 3) примерная учебная программа.

Примерные учебные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений, спортивных школ и других организаций разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Примерная учебная программа - это документ планирования учебной работы, в котором определяются: а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе - курса физического воспитания, в ДЮСШ - спортивной тренировки по избранному виду спорта; б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач; уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах, который должны достигнуть занимающийся.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней. Учебный план составляется в образовательном учреждении на основе государственного образовательного стандарта и включает: а) общую продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (дисциплины) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий). Планы-графики учебного процесса разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов - учебного плана и рабочей программы. План-график устанавливает последовательность прохождения материала разделов программы по месяцам и неделям учебного года с учетом сезонно-климатических условий проведения занятий и материальной базы ОУ. Чаще всего при планировании выделяют этапы учебного процесса: осенний (1 четверть), осенне-зимний (2 четверть), зимний (3 четверть), весенне-летний (4 четверть).

3. Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочая программа, конспект урока). На основе примерных программ создаются рабочие программы. Рабочая программа непосредственно отражает требования образовательного стандарта, в отличие от примерной, в ней описывается: национально - региональный уровень, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражается специфика обучения в данном образовательном учреждении. Главное назначение рабочей программы - обеспечение гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом и учетом специфики местных условий, позволяющее более, полно реализовать себя. Рабочая программа призвана индивидуализировать примерную программу - с учетом специфики самого ОУ, выбранных учителем методов обучения - с учетом возможностей обучающихся.

Содержание программы по физической культуре в общеобразовательной школе.

Программы для общеобразовательных учреждений:

В настоящее время в практике ОУ используются образовательные программы: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: «Просвещение», 2005); Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальная школа (1-4 классы). Основная школа (5-9 классы). Средняя школа (10-11 классы) (сост. А.П. Матвеев. - М.: «Просвещение», 2008).

Структура программы по физической культуре на примере комплексной программы для учащихся 1-11 классов (сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: «Просвещение», 2005).

Пояснительная записка включает: цели и задачи физического воспитания, содержание программного материала базовой и вариативной (дифференцированной) части. Базовый компонент составляет основу государственного образовательного стандарта в сфере физической культуры. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, региональных, местных и национальных особенностей.

Часть 1. Основные разделы программы (1- 4 классы,5-9 классы, 10-11 классы): 1.1. Цели и задачи. 1.2.Организационно-методические указания. 1.3.Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов). 1.4. Базовая часть содержания программного материала: 1.4.1.Основы знаний о физической культуре.1.4.2.Спортивные игры.1.4.3.Гимнастика с элементами акробатики.1.4.4.Лыжная подготовка.1.4.5.Элементы единоборств.14.6.Плавание.1.5. Вариативная часть программного материала (национальные вида физических упражнений, игры, единоборства, прикладные виды спорта и др.).

Часть 2. Физкультурно-одоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физкультпаузы, физические упражнения и подвижные игры удлиненных переменах). Часть 3. Внеклассная работа (спортивные секции). Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (дни здоровья и спорта, спартакиады, туристические слеты, походы, физкультурные праздники).


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.