Дискуссионный семинар «Семья» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Дискуссионный семинар «Семья»

2017-09-29 519
Дискуссионный семинар «Семья» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сообщения по темам:

Семейная политика в РФ

Дискуссии о семье в российском медиапространстве

Идеологическая пропаганда традиционной модели семьи в России

Семейная политика как механизм институционализации гендерного (не) равенства?

Вклад РПЦ в семейную политику РФ.

1. Докажите или опровергните следующие утверждения:

· Мотивы вступления в брак во многом определяют характер будущего супружества.

· Часто молодожены переносят на семью стереотипы своих родителей.

· В отношениях с супругом жена чаще прислушивается к советам родителей, чем муж.

· Большинство невест и женихов из сельской местности вступают в брак с партнерами из села.

· Женщины-горожанки чаще выходят замуж за выходцев из села, нежели мужчины-горожане женятся на невестах из села.

2. Что такое семья? Раскройте это явление с разных сторон.

· Чем различаются два понятия: семья как социальный институт и семья как малая группа.

· Каким образом распределяются обязанности родителей и детей в Вашей семье? Опишите ситуацию.

· Чем различаются нуклеарная и многопоколенная семья?

· Каковы причины развода и его последствия для ребенка? Приходилось ли вам сталкиваться с проблемой развода?

· Почему распадаются семьи? Приведите конкретные примеры.

· Почему только угроза заставляет людей полнее осознать свою принадлежность к группе? Какую роль играет здесь взаимная зависимость членов группы?

· Почему возникают семейные конфликты и в чем их суть? Проанализируйте конфликты в своей семье. Как они возникают и как разрешаются?

3. Американская исследовательница Арли Хохшилд известна своими открытиями новых социальных фактов и феноменов, влияющих на глубинные эмоциональные связи между людьми. В своих книгах она показывает, что в крайне рационализированном современном обществе, пронизанном идеологией рынка, семья и дом вытесняются на периферию, становятся маргинальным образованием. Люди уделяют им меньше времени и сил, поскольку стержнем их жизни становится работа, требующая все больше времени и постоянной концентрации усилий. «Время для эмоций» становится роскошью, доступной немногим, а, следовательно, семья начинает восприниматься как бремя. Постоянная нехватка времени и сил для выполнения семейных обязанностей вызывает постоянное чувство вины (особенно присущее женщинам), раздражение, ведет к росту конфликтов. Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свою позицию.

Творческое задание

В современном мире институт семьи оказался наиболее уязвимой точкой общества, точкой бифуркации, где ветвятся возможные траектории движения и дальнейшего развития общества. Гражданские браки, гостевые браки, однополые браки – все это постепенно становится привычной практикой организации семьи не только на Западе и в США, но уже и в России. До последнего времени Церковь не только не одобряла подобных браков, но даже не рассматривала возможность их религиозного освящения. Однако в последние годы некоторые протестантские Церкви ввели практику венчания однополых браков, мотивируя это стремлением к укреплению равноправия людей. Означает ли вышеизложенное, что в современных обществах меняются не только социальные нормы, но и вся система социальных ценностей? Каково состояние института семьи и его взаимодействия с институтом религии и институтом демократии в современном российском обществе? Изложите свои соображения по этому поводу в форме эссе.

Литература для конспектирования

1. Р. Мертон. Явные и латентные функции

2. Ж. Чернова. Брак вдогонку: гендерные стратегии молодых взрослых

3. Е. Омельченко Становление гендера: кто и что помогает нам стать собой, а также женщинами и мужчинами

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 1, 2)

Семинар №8

Социальный контроль и социальные конфликты.

Доклады и рефераты

1. Понятия социальной нормы, социального контроля, социальных санкций.

2. Отклоняющееся и преступное поведение, теории, объясняющие их причины

3. Понятие социального конфликта. Теоретические разработки проблемы социальных конфликтов (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер).

4. Моральные нормы в молодежной среде: направления изменений.

5. Легко ли быть толерантным в России?

6. Конформность и социальные девиации в студенческой среде.

7. СМИ и социализация: роль стереотипов российской рекламы

8. Самоконтроль в системе социального контроля: реалии современной России.

9. Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы.

10. Биологическая теория девиантного поведения (Ч. Ломброзо, В. Шелдон)

 

Вопросы

1. Что такое табу и как вы относитесь к социальным запретам? Должны ли быть какие-то запреты в идеальном обществе?

2. Что вам известно о социализации в ходе жизненного цикла (социализация взрослого человека)

3. Что такое социальный контроль? Какие элементы он включает, и какие функции в обществе выполняет?

4. Какова классификация социальных санкций?

5. Что означает понятие «самоконтроль», и каково его значение в жизни общества?

6. Как соотносятся между собою нормы и ценности?

7. Каковы основные функции социальных норм?

8. В чем суть интегрирующей функции социальных норм?

9. Из каких кругов состоит сконструированная П. Бергером система социального контроля?

10. Каковы основные виды внешнего контроля?

11. В чем сущность надзора как разновидности внешнего контроля?

12. Как соотносятся между собою контроль и управление?

13. В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

14. Иногда можно слышать такое суждение: России нужна “сильная рука” для того, чтобы покончить со взрослой и подростковой преступностью. А что вы думаете по этому поводу?

15. Чем различаются два явления – профессиональная преступность и профессионализация преступности?

16. Что такое подростковая преступность? Чем она отличается от организованной преступности?

17. Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте те поступки, которые считаете девиантными.

18. Можно ли сказать, что гений – девиант?

 

 

Литература для конспектирования:

1. Р. Мертон Социальная структура и аномия

2. Э. Дюркгейм Самоубийство

3. Я. Гилинский Запреты лишь провоцируют девиантное поведение людей

4. И. Кон Мужчина в меняющемся мире

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 1, 2)

Творческие задания

1. Как вы считаете, какое поведение молодых людей можно считать девиантным? Отличается ли девиантное поведение молодых от девиаций взрослых? В чем, по вашему мнению, причина девиантного поведения молодых? Дайте аргументированные ответы.

2. Дайте критику известных вам теорий девиантного поведения.

3. На основе изученных материалов курса «социология», а также своего жизненного опыта придумайте и запишите «социологическую сказку» о девиациях в молодежной среде.

4. Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, ученая степень, заседание парламента, телефон, блокнот, часы, компьютер, телевизор, весы, одеж­да, ценники на товары, реклама, светофор, окно.

5. Почему последователи ролевой теории личности часто ссылаются на слова из пьесы У. Шекспира «Как вам это нравится»:

«Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик»?

В чем состоит отличие между «игранием роли» и «принятием роли»?

 

 

 

Семинар № 9

Социализация личности

Доклады

 

1. Конформность и социальные девиации в студенческой среде.

2. Я-концепция Дж. Г. Мида

3. СМИ и социализация: роль стереотипов российской рекламы

4. Социальные мифы и их влияние на общество и личность

5. Проблема свободы личности в современном обществознании

6. Социология П. Бурдье.

 

Вопросы.

1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. В чем специфика социологического понимания личности (в сравнении с философским и психологическим)?

3. Как вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Обоснуйте свой ответ.

4. Раскройте содержание статусно-ролевой концепции личности.

5. Каковы основные причины возникновения ролевых конфликтов и пути выхода из них?

6. Опишите социальную роль студента по пяти характеристикам Т. Парсонса.

7. Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от «социальных» и в чем их общность.

8. Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к концепции габитуса.

9. Какова трактовка процесса социализации с точки зрения теории социальных ролей?

10. На какие этапы подразделяется процесс социализации?

11. Что такое “ресоциализация”?

12. Каковы явные и латентные функции вторичной социализации?

13. Каковы главные паттерны социализации зрелого возраста?

14. Чем характеризуется социализация старости?

15. Что понимается под агентами социализации и ее институтами?

 

Творческие задания

1. В процессе социализации ребенок, подросток, молодой человек усваивает нормы культуры того общества, в котором взрослеет. Одновременно идет и процесс гендерной социализации. Первые представления о гендере ребенок получает в семье. Семья формирует представления о том, что значит быть хорошим мальчиком или девочкой, настоящим мужчиной или женщиной. В процессе взросления юноши и девушки осуществляют поиск подходящей им «гендерной одежды», и здесь большую роль начинают играть СМИ. Они продвигают образцы женской и мужской модельной внешности, поведения. Попробуйте описать эти образцы феминности и маскулинности, которые формирует российское кино и телевидение.

2. Российский социолог И. Кон в своей книге «Мальчик – отец мужчины» показал, что не только комплексы, но и жизненные сценарии во многом сконструированы гендером и закладываются в основном в подростковом возрасте. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

3. Выявите достоинства и недостатки следующих позиций:

а) личность творит сама себя потому, что она представляет собой результат самовоспитания;

б) личность формируется общественными отношениями, поэтому процесс ее становления определяется ими.

4. «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами» (Дюркгейм Э.) Как Вы понимаете это высказывание?

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.