Объект, предмет и метод социологии — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Объект, предмет и метод социологии

2017-09-29 566
Объект, предмет и метод социологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ

Семинар №1.

Объект, предмет и метод социологии

 

Доклады

1. Социология Э. Дюркгейма.

2. Социологические взгляды П. Сорокина.

3. Теория структурации Э. Гидденса.

4. Социология К. Маркса.

5. Социологические взгляды Г. Спенсера.

 

Учебно-познавательная игра по теме (см. папка семинар №1)

Вопросы

1. Какие социально-экономические предпосылки возникновения социологии вам известны?

2. В чем суть принципов позитивизма, на которые опирается классическая социология?

3. В чем разница между объектом и предметом науки?

4. Как интерналисты и экстерналисты объясняют изменчивость предмета науки?

5. Перечислите основные категории социологии.

6. Поясните, что такое «социальное» и почему это главная категория социологии.

7. Перечислите функции социологии и раскройте подробно одну из них.

8. Расскажите о вкладе О. Конта в социологию.

9. На чем базируется социальная солидарность у Э. Дюркгейма?

10. Что такое мезоуровень в структуре социологического знания?

11. Приведите примеры социологических законов. В чем разница между статическими и динамическими законами?

12. Что такое парадигма и почему социология – это полипарадигмальная наука?

13. В чем главное отличие структурных и интерпретативных парадигм?

14. Сравните такие науки как социология и психология.

 

Творческие задания.

1. Существует такое выражение: познание – путь ученого незнания, т.е. постижение человеком меры собственного невежества. Как вы его понимаете? Раскройте смысл сказанного.

2. Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и социологии, следующие факты: супруги обсуждают покупку дивана, юноша уступает место старушке, контролер проверяет билеты в пригородной электричке, кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию.

3. Как вы понимаете следующие слова Э. Дюркгейма:

«Между Богом и обществом надо сделать выбор. Не стану рассматривать здесь доводы в пользу того или иного решения, оба они близки друг к другу. Добавлю, что с моей точки зрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве только общество, преображенное и мыслимое символически».

 

Литература для конспектирования

1. Конт О. Дух позитивной философии

2. Дюркгейм Э. Метод социологии

3. Сорокин П. Общая Социология

4. Гидденс Э. Социология: проблемы и перспективы

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 1)

Семинар №2

Методология и методы социологических исследований.

Семинар-тренинг по прикладной социологии

(см. папку семинар №2)

Доклады

1. История качественных исследований в социологии.

2. Метод контент - анализа и сфера его применения.

3. Интервью как универсальный, межпарадигмальный метод исследования.

4. Метод наблюдения в прикладной социологии.

Вопросы

1. Расскажите об истоках прикладной социологии.

2. Расскажите о двух подходах к изучению социальной реальности в прикладной социологии.

3. Что такое жесткие и мягкие методы сбора информации?

4. Дайте определение социологического исследования.

5. Какие типы СИ вам известны?

6. Перечислите этапы проведения соц. исследования.

7. Расскажите о структуре программы СИ.

8. Раскройте понятия объект и предмет в СИ.

9. Что такое операционализация понятий?

10. Какие виды гипотез вам известны?

11. Что такое репрезентативность выборки?

12. Какие типы выборок вам известны?

13. Что такое контент-анализ?

14. Как может осуществляться наблюдение в СИ?

15. Какие виды опросов вам известны?

16. Как структурируется анкета?

17. Определите, в каких целях применяются разведывательные, описательные, аналитические, точечные и повторные социологические исследования.

 

Творческие задания

1. Из истории разведки известно, как по изменению в специальной литературе частоты упоминания определенных научных тем и фамилий ученых делались достоверные выводы об успехах, достигнутых в конкретных областях исследований. Проведите небольшое исследование на тему: «Семья: социокультурная ячейка и социальный институт общества». При помощи метода контент-анализа проанализируйте не менее трех источников (газеты, журналы, Интернет и другие на ваш выбор) и сделайте вывод о том, насколько актуальна сейчас эта тема среди российских ученых или политиков.

2. При помощи метода контент-анализа выясните, какое внимание уделяют газеты теме образования: «Комсомольская правда» и «Новая газета». Как вы думаете, эти газеты рассчитаны на одну аудиторию или нет? Почему вы так считаете. Можно ли судить на основе проведенного вами анализа о различиях в политике, проводимых людьми, стоящими за этими изданиями?

3. Определите с помощью каких социологических методов можно изучить приведенные ниже объекты:

№ п/п Основные методы Объекты изучения
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Анкетирование Изучение документов Интервью Контент-анализ Наблюдение Социометрия Эксперимент Социологическое тестирование Газетные тексты Индивидуальные особенности сознания Межличностные отношения Причинно-следственные связи Протоколы, отчеты, письма Факты поведения людей Факт сознания Ценностные ориентации и установки

Литература для конспектирования

1. И. Девятко Методы социологического исследования

2. Г. Батыгин Лекции по методологии социологических исследований

3. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение)

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 2)

Семинар №3

Доклады

1. Теория постиндустриального общества Д. Белла

2. Концепция одномерного человека Г. Маркузе.

3. Экономическая парадигма Гэрри Бэккера (Чикагская школа)

4. Теория общества Т. Парсонса

5. Теория социального обмена Д. Хоманса и П. Блау

6. Взаимодействие общества, государства и СМИ в современном обществе.

 

Вопросы

1. Какие теории общества вам известны?

2. Чем отличаются взгляды социологических реалистов и номиналистов на общества.

3. В чем суть системного подхода?

4. Дайте определение общества.

5. Дайте определение социальной системы.

6. Охарактеризуйте общество как систему с точки зрения ее внутренней структуры.

7. А с точки зрения взаимоотношения системы с окружающей средой?

8. Перечислите динамические характеристики социальной системы.

9. Признаки общества с точки зрения Э. Шилза.

10. Признаки общества в отечественной социологии.

11. Расскажите о сферном подходе к анализу общества.

12. Есть ли в обществе «главные» и «второстепенные» сферы? А с точки зрения Маркса?

13. Охарактеризуйте специфику объяснения социальной реальности в доклассический и классический периоды развития социологии.

14. Какие типологии общества классического периода вам известны?

15. Какие модели типологий общества возникают в постклассический период?

 

Творческие задания

 

1. На любом историческом примере рассмотрите взаимовлияние четырех основных сфер общества. При этом точкой отсчета может быть кардинальное изменение в любой сфере общества.

2. Период перестройки в России был связан с реформами в сфере экономики. Как это повлияло на развитие политической, духовной и социальной сфер общества?

3. Назовите несколько ритуалов, существующих в современном обществе, и проанализируйте их социальные функции.

4. С точки зрения системного подхода проанализируйте сущность и степень свободы индивида как члена общества.

5. В чем сущность типологии обществ классического периода? Проанализируйте черты сходства и отличий у разных авторов.

6. Некоторые религиозные деноминации в современном обществе все мягче относятся к однополым бракам. Лютеранская церковь Швеции с 01.11.2009 года приняла решение религиозно освящать однополые браки. Как вы считаете, какое влияние подобные изменения в духовной сфере окажут на другие сферы общества?

7. Примените признаки общества к следующим объединениям людей: предприятие, городской район, банк, профсоюз, деревня, союз писателей, научно-исследовательский институт, воинская часть, религиозная община, автономная область, школа, семья. Определите, каким критериям соответствуют и каким не соответствуют эти объединения?

8. Вспомните империю Александра Македонского. Попадает ли она под классификацию признаков общества?

9. В какую из четырех сфер общества входят такие явления, как: забота о престарелых, голосование на выборах, обмен валюты, борьба с безработицей, межнациональные конфликты, сбор налогов, посещение выставки или театра.

10. Влияние развитых стран на слаборазвитые сказывается негативно, помимо всего прочего, еще и в сфере потребления. В США. Японии или Франции уровень потребительских запросов населения довольно высокий: плохую продукцию там не покупают. Но она все-таки производится. Как вы думаете, куда она направляется? Как воздействует потребительский бум на образ жизни и ценностные ориентации аборигенов?

11. В чем заключается сходство и различие двух процессов – урбанизации и индустриализации? Найдите плюсы и минусы у того и другого.

 

Литература для конспектирования

1. Маркс К.К критике политической экономии.

2. Спенсер Г. Что такое общество

3. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их

взаимоотношения

4. Маркузе Г. Одномерный человек

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 1)

 

Семинар №4

Культура и общество

Доклады

1.Язык и символы как система кодов социального общения в рамках одной культурной системы

2. Молодежные субкультуры на Западе и в России – сходство и различие.

3.Этноцентризм и культурный релятивизм как формы отношения к другим культурам.

4.Мировые религии их основные признаки и морально-этические нормы.

5.Христианские конфессии: сравнительный анализ.

6.Новые типы религиозности и религиозные феномены XXI века.

 

(Учебно-познавательная игра «Мировые религии как основа нормативной культуры общества»)

Вопросы.

1. Чем отличается широкое понимание культуры от узкосоциологического?

2. Как соотносятся понятия «ценности» и «нормы»?

3. Охарактеризуйте основные формы культуры.

4. Какими чертами, на ваш взгляд, обладает российская культура и регион, в котором вы живете?

5. Отметьте позитивные и негативные последствия существования массовой культуры для личности и общества.

6. Какие трактовки социокультурной динамики существуют в социальной теории и в чем их отличие?

7. В чем состоит функциональная необходимость ритуальных практик в жизнедеятельности общества?

8. Какой принцип положен в основу социокультурной динамики у П. Сорокина?

Творческие задания

 

1. В каких сферах наиболее жестко действует нормативный порядок (расставьте в порядке убывания)? Производство, искусство, семья, образование, армия.

2. Распределите заключенные в скобки примеры обычаев (землячество, залог, приветствие, знамя, мена, граница, дистанция) в отношении следующих сфер: политика, гражданский оборот, межличностное взаимодействие.

3. Когда мы говорим о какой-либо профессии как о профессии с большой буквы, то вступаем в «поле» действия: а) идеологии; б) социального мифа; в) ритуала; г) и первого, и второго, и третьего. Прокомментируйте свой ответ.

4. Укажите соответствия между понятиями и их определениями:

Ценности Группы людей, чей жизненный стиль отличается от других
Элитарная культура Цели, которые являются значимыми для группы
Субкультура Духовная продукция, потребление которой требует специальной подготовки

 

5. Какие социальные изменения могут вызывать такие продукты современной технологической культуры, как интернет, антибиотики, синтетические наркотики?   Литература для конспектирования 1.Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений 2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма 3. Бодрийяр Ж. Общество потребления 4. Сорокин П. Социальная и культурная динамика 5. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 1, 2)

 

Семинар №5

Доклады

1. Исторические типы стратификационных систем (рабство, касты, сословия, классы).

2. Концепции стратификации в науке: К. Маркс, М. Вебер, П. Бурдье, Э. Гидденс.

3. Сравнительный анализ моделей стратификации российского и американского общества.

4. Гендерное неравенство и стратификация.

5. Социальная структура современного российского общества

6. Трансформация социального неравенства в современном российском обществе (маргинальные слои, элита, средний класс, проблема бедности)

7. Современные формы социального неравенства.

8. Репрезентация бедности в современном обществе в СМИ.

9. Социально-демографическая структура России и США: экспансия мигрантов.

 

 

Вопросы

1. Как строится модель социального пространства? Какие подходы здесь существуют?

2. Что такое социальная структура общества? Что лежит в основе любой модели социальной структуры?

3. Что такое социальный статус? Какие статусы вы можете обнаружить у себя?

4. Что такое статусные символы и статусный имидж? Приведите примеры.

5. В чем состоит отличие социального статуса от личного?

6. Чем различаются аскриптивный статус и достигаемый статус?

7. Что такое социальная роль? Приведите конкретные примеры.

8. С помощью какого механизма социальное окружение заставляет людей правильно выполнять свои роли?

9. Какова главная социальная функция статусов и ролей?

10. Из каких компонентов состоит полный социальный статус индивида или социальной группы?

11. Назовите параметры осей экономического подпространства.

12. Назовите параметры осей политического подпространства.

13. Назовите параметры осей профессионального подпространства.

14. Сколько всего показателей необходимо измерить эмпирически, чтобы выявить полный социальный статус индивида?

15. Как бы вы построили современную шкалу престижа профессий?

16. Расскажите о горизонтальной структуре общества.

17. В чем выражается сущность социальной стратификации? Почему основным показателем или признаком в ней выступает неравенство?

18. Почему модель стратификации П. Сорокина называется многомерной? Как бы вы охарактеризовали ее отличительные особенности?

19. Какие теории происхождения неравенства вам известны? Раскройте их содержание.

20. Что такое социальная стратификация? Обоснуйте необходимость многомерного подхода к ней.

21. Вскройте противоречия, которые существуют между марксистским и веберовским подходами при анализе социальной стратификации.

22. У социального равенства есть три важных признака: равенство перед законом, равенство возможностей, равенство результатов. Что это такое?

23. Чем различаются между собой социальное и экономическое неравенство? Как измерить то и другое?

24. Почему в любом обществе высокие доходы получает наименьшая часть, а средние и наименьшие – большинство населения? А возможно ли такое устройство, при котором низкие доходы получает меньшинство, а высокие – большинство населения?

25. Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе?

26. Можем ли мы утверждать, что доход – более важный критерий отнесения человека к тому или иному классу, чем уровень образования?

27. Охарактеризуйте главные особенности теории классов К. Маркса? В чем вы видите ее достоинства и недостатки?

28. В чем суть теории классов М. Вебера? Что такое жизненные шансы и классовая ситуация? Какие три критерия положены им в основание социальной стратификации? Чем различаются классы и статусные группы?

 

Творческие задания

1. Нарисуйте стратификационный профиль кого-либо из членов вашей семьи. Как вы считаете, к какому слою российского общества можно отнести этот профиль?

2. Составьте список социальных позиций, входящих в ваш статусный набор. Определите, какие из статусов являются прирожденными, приписываемыми, приобретенными. Укажите личные статусы. Какой из занимаемых вами статусов является главным на сегодняшний день? Какие роли соответствующие вашим статусам, вы исполняете с наибольшим удовольствием? Исполнение каких ролей потенциально конфликтно?

3. Опишите любую свою роль по пяти характеристикам Т. Парсонса.

4. Рассмотрите все аспекты социальной мобильности на примере истории членов вашей семьи или близких родственников. Выделите такие виды мобильности, как вертикальная и горизонтальная, межпоколенная и внутрипоколенная. Какими каналами социальной мобильности пользовались члены вашей семьи?

5. Почему социальная структура представляет жесткий каркас? А может быть, для благополучия общества было бы лучше, если бы социальная структура напоминала мягкую и гибкую систему, которую легко сжимать, наклонять, скручивать и производить иные механические движения?

6. Вам придется проверить свои способности к научному анализу. Вкачестве объекта исследования выступят ваши родители, бабушка с дедушкой, братья и сестры, наконец, вы сами. Вам надо проанализировать, каким образом статус того или иного человека влияет на его поведение и на отношение к нему окружающих.

7. Составьте список социальных (религиозных, профессиональных, демографических и др.) статусов, которые существовали в России раньше и исчезли после 1917 г.

8. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в главные независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира. Назовите еще 3-4 подобных примера.

9. Опишите образ жизни, доход, жилищные условия, покупательные возможности двух социальных классов (или двух слоев) по свободному выбору.

10. Постройте шкалу престижа профессий в нашем обществе, воспользовавшись своими наблюдениями и жизненным опытом. Разместите в возрастающем порядке следующие профессии: плотник, сталевар, менеджер, преподаватель вуза, шахтер, банкир, сантехник, программист, мясник, доярка, кассир, учитель, водитель, врач, парламентарий, юрист, токарь, продавец, сторож.

11. Одни специалисты полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делают, чтобы выбраться наверх, смиряются, опускают руки. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в периоды экономических кризисов, разрушительных войн, стихийных бедствий, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи, инвалидности, нетрудоспособности. Какая позиция, на ваш взгляд, справедлива?

12. Среди социологов XIX века бытовала и такая точка зрения: бедность не только зло, но и благо. Она — необходимый элемент укрепления социального порядка, поскольку очищает общество, нацию, расу, группу от наименее приспособленных. А какова ваша точка зрения? Обоснуйте ее.

13. Раскройте содержание и приведите примеры различных типов мобильности. Заполните следующую таблицу:

  Индивидуальная мобильность Групповая мобильность
Восходящая мобильность    
Нисходящая мобильность    
Горизонтальная мобильность    

 

Игра «Конструирование молодости»

Литература для конспектирования

1. Г. Блумер. Символический интеракционизм: перспектива и метод.

2. М. Вебер. Основные понятия стратификации.

3. П. Сорокин. Социальная и культурная мобильность.

4. Э. Гидденс. Стратификация и классовая структура.

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 1)

 

 

Семинар № 6

Доклады

1. Факторы формирования социальных групп.

2. Понятие социальной общности, ее характерные черты.

3. Тенденция ослабления межличностных связей в современном обществе.

4. Социометрический метод изучения процессов в малых группах Дж. Морено

 

Вопросы

1. Приведите примеры номинальных социальных общностей.

2. Чем отличаются между собой экспрессивная и конвенциональная толпа. Приведите примеры.

3. Сравните между собой теории Лебона и Тернера. Как, по-вашему, могло бы выглядеть в реальности использование этих теорий в регулировании стихийных выступлений молодежных групп мигрантов во Франции в 2009 году?

4. По каким признакам можно отличить социальные группы от социальных общностей?

5. Перечислите свои ингруппы. Все ли они имеют для вас одинаковое значение?

6. Подумайте и приведите пример идеальной референтной группы, предлагаемой российским телезрителям.

7. В чем заключается разница подходов К. Маркса и М. Вебера к таким социальным группам, как классы?

8. Назовите характерные черты малой социальной группы и на примере своей студенческой группы продемонстрируйте проявление названных особенностей.

9. В чем суть социометрического метода Дж. Морено?

10. Сформулируйте определение конформизма и попытайтесь определить степень его проявления у членов вашей семьи, студенческой группы.

Литература для конспектирования

1. Ч. Кули Первичные группы

2. Г. Блумер Коллективное поведение

3. П. Бурдье Социальное пространство и генезис классов

4. Московичи Век толп

5. Г. Лебон Психология народов и масс

6. Дж. Морено Социометрия

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 2)

Семинар №7

Доклады

1. Бюрократия как тип социальной организации у М. Вебера и Р. Мертона

2. Социальный институт как регулятивный механизм

3. Современная российская бюрократия: социальная польза и вред.

4. Социальный институт образования: история, функции, идеология.

5. Характерные черты и проблемы молодой семьи 21 века: взгляд социолога

6. Романтические и брачные стратегии современной молодежи

7. Любовь, семья и брак в современной России – плюсы и минусы.

8. Проблема абортов в России.

9. Одиночество как явление современной западной цивилизации.

 

Вопросы

1. Каковы цели, задачи и функции социальных институтов и их роль в жизнедеятельности общества и каждого человека.

2. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции? Аргументируйте ответ.

3. Подумайте, в чем состоит сегодня дисфункций таких социальных институтов как семья и образование. Приведите примеры.

4. В России при сохранении бесплатного образования многим приходится платить за обучение. Как можно интерпретировать это явление – как функцию или дисфункцию института образования?

Творческие задания

1. Опишите любой социальный институт общества по следующей схеме:

· Историческая эволюция

· Функции (дисфункции) в обществе

· Социальные организации, входящие в состав института

· Традиции и обычаи

· Статусы и роли

· Символические и утилитарные культурные признаки

· Идеология (какие ценности и нормы в обществе охраняет)

 

1. Как вы думаете, с чем связана рассогласованность социальных институтов, направленных на обеспечение занятостью молодых людей?

2. В России, несмотря на сохранение бесплатного государственного образования (наряду с коммерческим), очень многим приходится платить за учебу. Как нужно интерпретировать эти и подобные им явления – как функции, дисфункции, явные или латентные функции института образования? Ответ аргументируйте.

3. Как вы думаете, почему производству как социальному институту 2 млн. лет, семье – только 500 тыс. лет, а государству и того меньше – лишь 5-6 тыс. лет? То, что возникает позже, сложнее того, что возникает раньше? А может ли быть так, что сложное создается позже именно потому, что оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство сложнее производства? А может быть, это равновеликие по сложности социальные институты? Но тогда почему одному потребовались для своего формирования миллионы, а другому – тысячи лет?

4. Подумайте и ответьте, почему жить в браке и жить вместе – не одно и то же?

5. Выполнение обязанностей мужем и женой могут принимать следующие формы:

ü муж выполняет только свои, а жена – свои обязанности,

ü муж не выполняет свои обязанности, а жена свои выполняет,

ü муж выполняет свои обязанности, а жена нет,

ü муж выполняет женские обязанности, а жена мужские.

Что произойдет в каждой из этих ситуаций – скандал, развод, конфликт, гармония? Проанализируйте ситуации.

6. Подумайте, а сохранился ли, пусть в пережиточной, видоизмененной форме, групповой брак сегодня? Можно ли отождествить два понятия: групповой брак и групповой секс? Поразмышляйте над этими проблемами?

7. Ниже приведены названия браков. Загляните в специальную литературу, словари, энциклопедии и попробуйте дать каждому понятию хотя бы краткое определение: традиционная моногамия, бездетный брак, одинокое материнство, холостячество, коммуны, сожительство, вторичный брак, свингинг и групповой секс, расширенная семья, групповой брак, синтрагамный брак, открытый брак. Охарактеризуйте свое отношение к разным видам сексуальных и брачных отношений людей.

 

Семейная политика в РФ

Литература для конспектирования

1. Р. Мертон. Явные и латентные функции

2. Ж. Чернова. Брак вдогонку: гендерные стратегии молодых взрослых

3. Е. Омельченко Становление гендера: кто и что помогает нам стать собой, а также женщинами и мужчинами

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 1, 2)

Семинар №8

Доклады и рефераты

1. Понятия социальной нормы, социального контроля, социальных санкций.

2. Отклоняющееся и преступное поведение, теории, объясняющие их причины

3. Понятие социального конфликта. Теоретические разработки проблемы социальных конфликтов (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер).

4. Моральные нормы в молодежной среде: направления изменений.

5. Легко ли быть толерантным в России?

6. Конформность и социальные девиации в студенческой среде.

7. СМИ и социализация: роль стереотипов российской рекламы

8. Самоконтроль в системе социального контроля: реалии современной России.

9. Социальный контроль как способ саморегуляции социальной системы.

10. Биологическая теория девиантного поведения (Ч. Ломброзо, В. Шелдон)

 

Вопросы

1. Что такое табу и как вы относитесь к социальным запретам? Должны ли быть какие-то запреты в идеальном обществе?

2. Что вам известно о социализации в ходе жизненного цикла (социализация взрослого человека)

3. Что такое социальный контроль? Какие элементы он включает, и какие функции в обществе выполняет?

4. Какова классификация социальных санкций?

5. Что означает понятие «самоконтроль», и каково его значение в жизни общества?

6. Как соотносятся между собою нормы и ценности?

7. Каковы основные функции социальных норм?

8. В чем суть интегрирующей функции социальных норм?

9. Из каких кругов состоит сконструированная П. Бергером система социального контроля?

10. Каковы основные виды внешнего контроля?

11. В чем сущность надзора как разновидности внешнего контроля?

12. Как соотносятся между собою контроль и управление?

13. В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

14. Иногда можно слышать такое суждение: России нужна “сильная рука” для того, чтобы покончить со взрослой и подростковой преступностью. А что вы думаете по этому поводу?

15. Чем различаются два явления – профессиональная преступность и профессионализация преступности?

16. Что такое подростковая преступность? Чем она отличается от организованной преступности?

17. Проанализируйте поведение окружающих вас людей в быту и отметьте те поступки, которые считаете девиантными.

18. Можно ли сказать, что гений – девиант?

 

 

Литература для конспектирования:

1. Р. Мертон Социальная структура и аномия

2. Э. Дюркгейм Самоубийство

3. Я. Гилинский Запреты лишь провоцируют девиантное поведение людей

4. И. Кон Мужчина в меняющемся мире

(Гридина В., Петинова Т. Хрестоматия по социологии. Часть 1, 2)

Творческие задания

1. Как вы считаете, какое поведение молодых людей можно считать девиантным? Отличается ли девиантное поведение молодых от девиаций взрослых? В чем, по вашему мнению, причина девиантного поведения молодых? Дайте аргументированные ответы.

2. Дайте критику известных вам теорий девиантного поведения.

3. На основе изученных материалов курса «социология», а также своего жизненного опыта придумайте и запишите «социологическую сказку» о девиациях в молодежной среде.

4. Подумайте, могут ли выступать средствами социального контроля: домашние задания, медицинская справка, паспорт, проездной билет, библиотека, ученая степень, заседание парламента, телефон, блокнот, часы, компьютер, телевизор, весы, одеж­да, ценники на товары, реклама, светофор, окно.

5. Почему последователи ролевой теории личности часто ссылаются на слова из пьесы У. Шекспира «Как вам это нравится»:

«Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик»?

В чем состоит отличие между «игранием роли» и «принятием роли»?

 

 

 

Семинар № 9

Социализация личности

Доклады

 

1. Конформность и социальные девиации в студенческой среде.

2. Я-концепция Дж. Г. Мида

3. СМИ и социализация: роль стереотипов российской рекламы

4. Социальные мифы и их влияние на общество и личность

5. Проблема свободы личности в современном обществознании

6. Социология П. Бурдье.

 

Вопросы.

1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. В чем специфика социологического понимания личности (в сравнении с философским и психологическим)?

3. Как вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Обоснуйте свой ответ.

4. Раскройте содержание статусно-ролевой концепции личности.

5. Каковы основные причины возникновения ролевых конфликтов и пути выхода из них?

6. Опишите социальную роль студента по пяти характеристикам Т. Парсонса.

7. Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от «социальных» и в чем их общность.

8. Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к концепции габитуса.

9. Какова трактовка процесса социализации с точки зрения теории социальных ролей?

10. На какие этапы подразделяется процесс социализации?

11. Что такое “ресоциализация”?

12. Каковы явные и латентные функции вторичной социализации?

13. Каковы главные паттерны социализации зрелого возраста?

14. Чем характеризуется социализация старости?

15. Что понимается под агентами социализации и ее институтами?

 

Творческие задания

1. В процессе социализации ребенок, подросток, молодой человек усваивает нормы культуры того общества, в котором взрослеет. Одновременно идет и процесс гендерной социализации. Первые представления о гендере ребенок получает в семье. Семья формирует представления о том, что значит быть хорошим мальчиком или девочкой, настоящим мужчиной или женщиной. В процессе взросления юноши и девушки осуществляют поиск подходящей им «гендерной одежды», и здесь большую роль начинают играть СМИ. Они продвигают образцы женской и мужской модельной внешности, поведения. Попробуйте описать эти образцы феминности и маскулинности, которые формирует российское кино и телевидение.

2. Российский социолог И. Кон в своей книге «Мальчик – отец мужчины» показал, что не только комплексы, но и жизненные сценарии во многом сконструированы гендером и закладываются в основном в подростковом возрасте. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

3. Выявите достоинства и недостатки следующих позиций:

а) личность творит сама себя потому, что она представляет собой результат самовоспитания;

б) личность формируется общественными отношениями, поэтому процесс ее становления определяется ими.

4. «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами» (Дюркгейм Э.) Как Вы понимаете это высказывание?

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ

Семинар №1.

Объект, предмет и метод социологии

 

Доклады

1. Социология Э. Дюркгейма.

2. Социологические взгляды П. Сорокина.

3. Теория структурации Э. Гидденса.

4. Социология К. Маркса.

5. Социологические взгляды Г. Спенсера.

 

Учебно-познавательная игра по теме (см. папка семинар №1)

Вопросы

1. Какие социально-экономические предпосылки возникновения социологии вам известны?

2. В чем суть принципов позитивизма, на которые опирается классическая социология?

3. В чем разница между объектом и предметом науки?

4. Как интерналисты и экстерналисты объясняют изменчивость предмета науки?

5. Перечислите основные категории социологии.

6. Поясните, что такое «социальное» и почему это главная категория социологии.

7. Перечислите функции социологии и раскройте подробно одну из них.

8. Расскажите о вкладе О. Конта в социологию.

9. На чем базируется социальная солидарность у Э. Дюркгейма?

10. Что такое мезоуровень в структуре социологического знания?

11. Приведите примеры социологических законов. В чем разница между статическими и динамическими законами?

12. Что такое парадигма и почему социология – это полипарадигмальная наука?

13. В чем главное отличие структурных и интерпретативных парадигм?

14. Сравните такие науки как социология и психология.

 

Творческие задания.

1. Существует такое выражение: познание – путь ученого незнания, т.е. постижение человеком меры собственного невежества. Как вы его понимаете? Раскройте смысл сказанного.

2. Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и социологии, следующие факты: супруги обсуждают покупку дивана, юноша уступает место старушке, контролер проверяет билеты в пригородной электричке, кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию.

3. Как вы понимаете следующие слова Э. Дюркгейма:

«Между Богом и обществом надо сделать выбор. Не стану рассматривать здесь доводы в пользу того или иного решения, оба они близки друг к другу. Добавлю, что с моей точки зрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве только общество,


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.241 с.