Основные функции центральной нервной системы — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Основные функции центральной нервной системы

2017-09-29 285
Основные функции центральной нервной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основная деятельность коры головного мозга определяется двумя процессами: возбуждением и торможением. При возбуждении происходит усиленное расходование вещества нервной клетки, а при торможении идет процесс восстановления и накопления ее вещества. Во всех нервных процессах возбуждение и торможение протекают одновременно, и координированная деятельность всего организма невозможна без их взаимодействия.

Процессы возбуждения и торможения могут быть выражены в большей или меньшей степени, и могут сменять друг друга достаточно быстро.

Интересно явление индукции, заключающееся в том, что при возникновении очага возбуждения или торможения в коре больших полушарий происходит обратное функциональное изменение состояния окружающих нервных клеток. Это означает, что если возникает очаг возбуждения, то в близлежащих клетках произойдет торможение, и наоборот.

Кроме того процессы возбуждения и торможения имеют свойства распространяться на соседние районы коры, включая в работу новые и новые клетки. Но через некоторое время процесс стягивается к исходному очагу. Именно по этой причине мы не можем отдать команду на быстрое сокращение только одной мышцы. Это доказывает, что при попытке "подловить десятку" быстрым нажатием на спуск сигнал будет послан на близлежащие мышцы, и оружие неминуемо совершит отклонение от прицельного положения до вылета пули из ствола.

Рефлекторная деятельность центральной нервной системы является основой ее функционирования. Рефлексы представляют собой ответное действие организма на раздражение рецепторов при участии центральной нервной системы. Рассматривают два вида рефлексов: условные и безусловные.

Безусловные рефлексы являются врожденными и не требуют для своего выполнения участия коры головного мозга, т.е. сознания.

Условные рефлексы приобретаются на базе безусловных в течении жизни и возникают в коре под воздействием окружающей среды и деятельности человека. Для образования условного рефлекса необходимо разовое или многократное совпадение во времени внешнего раздражения с безусловным рефлексом. При формировании условного рефлекса происходит образование так называемых временных нервных связей между очагами возбуждения, вызываемыми воздействием условных и безусловных раздражителей на мозг. Эти связи образуются постепенно, и их прочность будет увеличиваться по мере подкрепления или повторения того или иного действия. Условный рефлекс, не подкрепляемый постоянно соответствующим раздражителем, может угасать и перестать действовать вообще.

Деятельность мышц

Непосредственное физическое воздействие на окружающие предметы и собственное тело человека происходит через работу мышечной ткани, которую приводит в действие центральная нервная система.

Мышечная ткань состоит из отдельных мышечных волокон, способных сокращаться и развивать определенное усилие или напряжение. Это состояние волокна называется тонусом. От количества мышечных волокон зависит толщина и сила мышцы. С обоих концов мышца заканчивается сухожилиями (плотной соединительной тканью), которые прикрепляются к костям либо к соответствующим внутренним органам и способностью сокращаться не обладают

Мышцы, прикрепленные к костям скелета, называются скелетными и при сокращении изменяют углы между костями, вызывая движение человека. Сгибание происходит в результате повышения тонуса мышц сгибателей и снижения тонуса мышц разгибателей. Разгибание осуществляется в результате противоположного взаимодействия.

Центральная нервная система изменяет тонус мышц путем изменения частоты посылаемых импульсов и вовлечения в сокращение различных групп и числа мышечных волокон. Импульсы представляют собой перетекание нервной энергии по невронам, соединенным с волокнами. Мышцы не могут действовать изолированно, так как импульс, переданный по одному неврону на возбуждение отдельного волокна, вызывает сокращение ближайших волокон и соседних мышц.

Согласованное взаимодействие различных систем и органов человека называется координацией. Контроль за положением тела в пространстве, его перемещением или сохранением неподвижности обеспечивается за счет работы вестибулярного аппарата. Процессы координации происходят в коре больших полушарий, которые по механизму временных связей формируют все движения человека. Кроме того процесс координации обеспечивает и равновесие тела. При изменении положения тела рефлексы позы вызывают перераспределение тонуса скелетной мускулатуры, чем и обеспечивается равновесие.

Тем не менее, процесс соблюдения равновесия представляет собой весьма сложную работу множества физиологических систем, непрерывную передачу различных импульсов и биотоков, постоянное изменение тонусов различных групп мышц. Поэтому абсолютную неподвижность тела достичь практически невозможно, а при достаточно длительных и разносторонних тренировках эти колебания можно свести лишь до определенного минимума, величина которого для каждого стрелка индивидуальна, но обеспечит при правильной и вдумчивой работе высокие результаты стрельбы.

Психологическое воздействие

С возникновением экстремальной ситуации и вступлением в единоборство с правонарушителем действия охранника и его поведение будут определяться уровнем его профессиональной подготовленности и умением управлять своим психическим состоянием в условиях стресса. Его психическое состояние будет определяться рядом факторов:

  • знанием общей законодательной базы;
  • знанием инструкции и особенностей объекта;
  • отношением к работе и желанием выполнить свои обязанности;
  • умением быстро оценивать обстановку;
  • овладением приемам и действиям с оружием и спецсредствами;
  • владением приемами рукопашного боя;
  • технической оснащенностью и вооружением;
  • стажем работы и опытом дежурства на объекте;
  • инстинктом самосохранения.

Исходя из этих положений, охранником будет принято решение на те или иные последующие действия, которые можно будет характеризовать как активные или пассивные, В первом случае при хорошей профессиональной подготовке охранник будет активно воздействовать на ситуацию, во втором - при недостаточной подготовке будет занимать выжидательную позицию, что явится результатом доминирования отрицательных качеств.

Психология утверждает, что невозможно изменить темперамент человека, т.е. не получится холерика превратить в меланхолика, и заниматься этим, следовательно, нет никакого смысла. Характер же, определяемый множеством противоположных качеств, можно изменять, усиливая или ослабляя те или иные качества. Развивая положительные и необходимые для работы охранника качества, можно формировать характер в правильном направлении, причем порой даже не заметно для обучаемого.

Задача преподавателя и заключается в грамотном выборе путей формирования характера. В силу индивидуальности каждой личности эти пути, приемы, методы и время воздействия будут также индивидуальны, хотя для большинства людей основная часть психологического воздействия является однотипной. При формировании характера самое пристальное внимание надо уделять развитию таких качеств как выдержка, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, активность, внимательность, самокритичность и т.п.

Конечной целью психологического воздействия должна стать моральная готовность охранника к стрельбе на поражение и его уверенные действия с оружием в условиях стресса. При этом обучаемый должен остаться нормальным человеком с устойчивой психикой Если преподаватель после некоторого периода психологического воздействия заметит какие-либо отклонения в психике, то такого сотрудника лучше не допускать к работе с оружием.

Для достижения конечной цели необходимо решить ряд задач в процессе обучения:

  • воспитать уверенность в своих силах и возможностях;
  • преодолеть негативное воздействие на психику внешних и внутренних факторов;
  • формировать устойчивость центральной нервной системы в принятии решения.

1. Уверенность в своих силах и возможностях воспитывается подсознательно с ростом результатов и достижений стрелка, а также с приобретением устойчивых навыков в выполнении приемов стрельбы и доведения до автоматизма всех действий с оружием. Результаты стрельбы при грамотном обучении и выполнении упражнений с малыми дальностями до целей будут расти очень быстро, но при условии, что выполнению стрельб предшествовала длительная и кропотливая работа с оружием без патронов. Лучший тренажер - это само оружие! Никакие, даже самые изощренные тренажеры не заменят живого общения с оружием.

С ростом результатов у стрелка появляется уверенность в своих собственных возможностях и проявляется глубокий интерес к освоению всех тонкостей стрелковой науки, что в свою очередь снова даст рост результатов и дополнительную уверенность в своих силах. Если стрелок не уверен в себе, то вряд ли от него можно ожидать хороших результатов и тем более точности в реальном бою.

Обязательное условие личной уверенности - глубокое знание материальной части оружия, тактико-технических характеристик, принципов устройства и взаимодействия частей и механизмов. Это достигается постоянным повторением теоретических положений и практическими занятиями по разборке и сборке оружия, заряжанию и разряжанию, снаряжению магазинов. Знание устройства оружия в критической ситуации позволит быстро определить причину задержки и не, растерявшись, самостоятельно устранить ее.

2. Преодоление негативного воздействия на психику внешних и внутренних факторов является длительной и весьма сложной задачей, и полностью преодолеть это воздействие практически невозможно.

При проведении занятий в искусственно создаваемых дискомфортных условиях возможно только определенное привыкание к внешним раздражителям и притупление внимания к ним, а это позволяет сосредоточиться на правильном выполнении основных элементов выстрела. Поэтому обучаемые должны производить стрельбу все одновременно и не закрывать уши наушниками, ваткой, гильзами и т.п. Только в этом случае возможно привыкание к звуку своего и соседних выстрелов.

Преодолеть собственное волнение очень сложно, тем более, что в различных ситуациях оно будет различным по величине и протеканию. Общее физическое состояние человека в стрессовой ситуации помимо изменения психической деятельности организма будет характеризоваться повышенным сердцебиением и увеличенным тремером. Чем больше практика работы в таких ситуациях, тем хладнокровней будет действовать охранник. Данная практика у каждого человека разная. А смоделировать физическое состояние сильного волнения для всех можно путем применения силовых нагрузок перед стрельбой. Желательно добиваться того, чтобы непосредственно перед любой стрельбой (кроме контрольных стрельб и участия в соревнованиях) был выполнен следующий комплекс физических упражнений: челночный бег 30-50 м; 10- 15 глубоких приседаний с прыжком вверх; 10-15 отжиманий в упоре лежа с хлопком ладонями. После такой нагрузки будет сбито дыхание, закачены верхний и нижний пояс - потеря устойчивости обеспечена, и говорить о прицельной стрельбе не придется. Если на таком фоне охранник будет уверенно поражать мишени, то можно считать, что цель достигнута.

В стрессовой ситуации руки сами выполнят все необходимые действия в сокращенное время, практически отдельно от волевого начала. Правомерно работать на полуподсознательном уровне способны только специалисты высокого класса.

В подготовке охранника к стрельбе на поражение очень хорошо помогает занятие охотой на крупного зверя (кабана, лося, волка, медведя). Но если человек никогда не занимался охотой и о стрельбе имеет представление только как о виде спорта, то его необходимо обучать по методикам с психологической нагрузкой. Такие методики давно разработаны и применяются во многих зарубежных школах. Некоторые из них заключаются в выполнении упражнений со стрельбой по фотографиям и по объемным манекенам.

К мишени на место головы приклеивается собственная фотография стрелка, которую он должен поразить с расстояния 5-7 м. Практика показывает, что сразу это могут сделать далеко не все, потому что надо "выстрелить в себя". Если возникнут затруднения, то в этом случае стрелку предлагается мишень с незнакомым лицом, затем со знакомым и затем возвращаются к мишени с собственной фотографией и фотографиями своих родственников. Стрельба по объемным манекенам так же вносит определенный психологический дискомфорт, который преодолевается с течением некоторого времени. После такой психологической обработки большинство стрелков будет способно произвести выстрел на поражение. Кроме того проводятся тактические занятия с дуэльной стрельбой из пневматических пистолетов при наличии соответствующего защитного снаряжения.

Подходить к таким упражнениям необходимо достаточно осторожно, чтобы не повредить психики стреляющего. Естественно, такие занятия должны оставаться в пределах тира и привлекаться к ним должны только специально отобранные люди, в дальнейшей работе которых на данном предприятии можно быть уверенным.

Очень важно, чтобы после стрессов человек обязательно прошел курс психологической реабилитации, чтобы сбросить с себя отрицательную энергию. Накопление отрицательных эмоций, неудовлетворенности и стрессов может привести к нервному срыву, чего нельзя допускать. Поэтому всех своих сотрудников необходимо контролировать в этом плане. Лучше всего, если этим будет заниматься профессиональный психолог, причем он должен обеспечивать психологическое сопровождение в течении всей служебной деятельности охранника. А самый простой способ психологической разгрузки - это коллективный отдых, занятие командными видами спорта, баня и алкоголь.

3. Формирование устойчивости центральной нервно системы в принятии решения представляет собой процесс комплексного воздействия, заключающийся в развитии способностей, умений и навыков, знаний и убеждений.

Выработка решения на выполнение своих действий подсознательно происходит по некоторому алгоритму:

  • оценка обстановки и ситуации;
  • анализ возможных действий своих и противника;
  • предварительная выработка конечной цели единоборства;
  • выбор способа противодействия правонарушителю;
  • реализация решения на психомоторном уровне.

При ведении встречного огня со стороны правонарушителя будут резко сокращаться возможности мыслительных процессов, особенно в незнакомой обстановке. Правомерность принимаемых решений и их последующая реализация будет определяться наличием прочных навыков обращения с оружием и по заложенным в подсознании алгоритмам действий.

При выработке решения должны работать различные отделы мозга, отвечающие за долговременную и оперативную память, логику и анализ. Идеальный способ задействования всех отделов мозга - решение конкретных задач и деловые игры. Разработка учебных карточек или устная постановка задач должны разрабатываться преподавателем и применяться в ходе проведения каждого занятия, т.е. выполнение упражнений со стрельбой должно выполняться на фоне решения тактической задачи.

С одной стороны, плохо, что для охранных предприятий не имеется руководящих документов, таких как "Курс стрельб", но, с другой стороны, это создает почву для творческого подхода к обучению. Поэтому преподаватель имеет возможность импровизировать при разработке условий выполнения упражнений, соблюдая, естественно, требования по мерам безопасности. Введение новых упражнений, создание нестандартных и постоянно меняющихся мишенных обстановок способствует формированию устойчивости центральной нервной системы в принятии решения. Большую пользу приносят упражнения с нестандартными фотографическими и объемными мишенями со стрельбой на различных дальностях и со сменой огневых рубежей на фоне решения условной тактической задачи. Например: поражению подлежат только цели с не знакомыми лицами; дополнительно выставляются фигуры не подлежащие поражению с замаскированными признаками принадлежности к правоохранительным органам, службам безопасности; для поражения надо выбрать цели по номерам, непосредственно указанным перед открытием огня и т.д. После проведения таких занятий устойчивость нервной системы повышается во много раз, и охранник приобретает определенный навык хладнокровного принятия решения.

Конечная цель психологического воздействия заключается в привитии моральной готовности применения оружия в стрессовой ситуации и производству при необходимости выстрела на поражение. В данном подразделе были затронуты лишь некоторые направления работы, которые позволят преподавателю при творческом подходе достичь достаточно высоких результатов в обучении своих подчиненных.

Тренировка без патрона

Тренировка без патрона должна занимать большую часть времени на занятии. Именно при такой тренировке формируются временные нервные связи, которые в дальнейшем определяют наличие устойчивого условного рефлекса на внешние раздражители (см. раздел 9.1.1). На начальном этапе обучения тренировке без патрона следует уделять особое внимание с целью выработки правильных первичных навыков стрельбы. Однако, тренировка вхолостую не теряет своего значения с ростом мастерства. Как показывает практика, стрелки более высокой квалификации большую часть времени на тренировке уделяют именно работе без патрона.

Такие занятия не обязательно проводить в тире, а следовательно, получать навыки стрельбы можно и между практическими занятиями. В тире же следует лишь отработать с патроном те действия и движения, которые освоил стрелок на тренировке вхолостую. В этом случае эффективность практических занятий будет гораздо выше, а результаты стрельб растут значительно быстрее. Выходя на огневой рубеж, стрелок должен быть подготовленным к выполнению задания, а не разучивать все заново.

На занятиях без патронов отрабатываются как базовые составляющие производства выстрела (изготовка, прицеливание по белому экрану, спуск курка), так и приемы стрельбы в целом. Такие элементы как выхватывание оружия из кобуры, работа с предохранителем и затворной задержкой, смена магазина, принятие различных изготовок на месте и в движении в основном отрабатываются за пределами тира.

Освоить приемы интуитивной стрельбы можно только без патрона, поскольку необходимо выработать чувство направления ствола. Такое чувство появляется только после многократных упражнений (вынос оружия с контролем за мушкой в прорези) и наличия большого опыта общения с конкретным образцом оружия, когда все движения и ощущения заложены в подсознание. На промежуточном подготовительном этапе большую помощь окажут пневматический пистолет и лазерный тренажер, которые дают возможность получить определенный первоначальный "настрел".

Только в том случае, когда значительное количество холостых выстрелов перейдет в определенное качество, есть смысл переходить к стрельбе с патроном. Если же приступить к стрельбе после короткого объяснения, как зачастую бывает при большой группе обучаемых и дефиците времени, то эффект от таких занятий будет минимальным, а затраты на обучение не будут оправданы. Тренировка без патрона призвана выработать "чувство оружия" и твердые навыки приведения в действие всех частей и механизмов.

Каждый стрелок должен помнить о том, что навыки не могут постоянно находиться на одном уровне. С течением времени они будут угасать и через какое-то время их можно вообще утратить. Поэтому работа с оружием без патрона поможет не растерять имеющиеся навыки и поддерживать себя в форме даже в том случае, когда занятия со стрельбой проводятся редко.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.