Тема 2. Настоящее время латинского глагола — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 2. Настоящее время латинского глагола

2017-09-29 362
Тема 2. Настоящее время латинского глагола 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Окончания глаголов действительного залога в настоящем времени

 

 

В скобках даны соединительные гласные III типа, а в 3 лице множественного числа – III и IV типов.

 

Упражнение 1. Проспрягайте в настоящем времени следующие глаголы:

advocāre –призывать amāre –любить
Singularis (ед. ч.) Pluralis (мн. ч.) Singularis (ед. ч.) Pluralis (мн. ч.)
I I I I
II II II II
III III III III

 

docēre – учить vidēre– видеть
Singularis (ед. ч.) Pluralis (мн. ч.) Singularis (ед. ч.) Pluralis (мн. ч.)
I I I I
II II II II
III III III III

 

credĕre– верить dicĕre – говорить
Singularis (ед. ч.) Pluralis (мн. ч.) Singularis (ед. ч.) Pluralis (мн. ч.)
I I I I
II II II II
III III III III

 

audīre –слышать punīre– наказывать
Singularis (ед. ч.) Pluralis (мн. ч.) Singularis (ед. ч.) Pluralis (мн. ч.)
I I I I
II II II II
III III III III

 

Упражнение 2. Распределите глаголы в два столбика: 1) глаголы в форме единственного числа, 2) глаголы в форме множественного числа:

credo, vidēmus, discunt, defendĭtis, cedo, scribĭmus, credĭs, dat, domānt, debēo, secāmus, sentītis, facĭo.

Singularis (Ед. ч.) Pluralis (Мн. ч.)
credo vidēmus
   
   
   
   
   
   

 

Упражнение 3. Выделяя окончания, определите форму глаголов. Впишите их перевод на русский язык, добавляя необходимые личные местоимения.

1. accusā mus (accusāre – обвинять) 1 л., мн.ч. – мы обвиняем
2.сondemnas(condemnāre – осуждать)  
3. habēmus (habēre – иметь)  
4. respondētis (respondēre – отвечать)  
5. saluto (salutāre – приветствовать)  
6. scribĭt (scribĕre – писать)  
7. sedēmus (sedēre – сидеть)  
8. solvo (solvĕre – платить)  
9. tacēs (tacēre – молчать)  
10. vendĭt (vendĕre – продавать)  
11. vetānt (vetāre – запрещать)  
12. vincĭmus (vincĕre – побеждать)  

 

Упражнение 4. Подчеркните основы глаголов, определите их тип спряжения. Образуйте от них формы 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа, укажите в скобках перевод каждой формы.

Для справки: I тип – āre, II тип ēre, III тип ĕre, IV тип īre.

Infinitīvus Singularis Pluralis
I III I III
re – давать, I do – я даю dat – он дает damus – мы даём dant – они дают
habēre – иметь        
venīre – приходить        
finīre – заканчивать        
ducĕre – вести        
vet ā re - запрещать        

 

Упражнение 5. Переведите предложения на русский язык.

1. Semper docēmus. Мы всегда учим.
2. Saepe scribĭmus.  
3. Bene vides.  
4. Dum spiro, spero.  
5. Sic puto.  
6. Quo vadĭs?  
7. Unde venīs?  
8. Vincĕre aut mori.  
9. Damnānt quod non intelligunt. ____________________________________  

Слова для справок: aut – или, bene – хорошо, damnāre – осуждать, dum – пока, intellegĕre – понимать, разбираться, mori – умереть, non – не, putāre – полагать, считать, quo – куда, quod – что, saepe – часто, scribĕre – писать, sic – так, sperāre – надеяться, spirāre – дышать, unde – откуда, vadĕre – идти, отправляться, venīre – приходить, vidēre – видеть, vincĕre – победить.

 

Упражнение 6. Переведите предложения на латинский язык, используя, где необходимо, наречия из предыдущего упражнения.

1. Мы спешим (properāre). Properāmus.
2. Ты рассказываешь хорошо (narrāre).  
3. Вы часто работаете (laborāre).  
4. Он разрушает (delēre).  
5. Я пока сплю (dormīre).  
6. Мы так защищаем (defendĕre).  
7. Они хорошо учатся (discĕre).  
8. Ты служишь (servīre).  

Лексический минимум

Глаголы I спряжения accusāre –обвинять advocāre –призывать amāre –любить cogitāre – мыслить, думать condemnāre –осуждать dāre– давать domāre– укрощать, покорять, побеждать laborāre –работать litigāre– спорить, судиться mutāre – менять occupāre– занимать salutāre – приветствовать sperāre – надеяться spirāre – дышать vetāre –запрещать   Глаголы III спряжения absolvĕre –оправдывать, освобождать constituĕre –решать, устанавливать; юр. возбуждать дело credĕre– верить defendĕre –защищать dicĕre – говорить discĕre– учиться, узнавать ducĕre– вести emĕre– покупать facĕre – делать intellegĕre – понимать, разбираться legĕre – читать scribĕre– писать solvĕre - платить vadĕre – идти, отправляться vendĕre –продавать vincĕre– побеждать vivĕre– жить Глаголы II спряжения cavēre –остерегаться debēre – быть должным, обязанным docēre – учить (кого-то) habēre –иметь possidēre –владеть respondēre– отвечать sedēre– сидеть studēre – изучать, учиться; усердно работать tacēre - молчать valēre– быть здоровым vidēre– видеть Глаголы IV спряжения audīre –слышать dormīre –спать finīre– заканчивать nescīre – не знать punīre– наказывать scīre – знать sentīre –чувствовать servīre –служить venīre – приходить.

 

Юридические термины

extra ordinaria cognitio - экстраординарный процесс

falsa accusatio - ложное обвинение

fictio juris - юридическая фикция; нечто придуманное

fictio legis - законная фикция

furtum manifestum - кража, при которой вор пойман с поличным

furtum nec manifestum - неочевидная кража

furtum oblātum - укрывательство краденного

generālis - общий

guaestio - допрос, следствие

heredes legitimus - наследники по закону

heredes testamentarium - наследники по завещанию

hereditas - наследство, наследование

heres legitimus - законный наследник

intra leges - в соответствии c внутренним смыслом закона

leges actionis - сборник судебных формул

leges duodecim tabularum - Законы двенадцати таблиц

mala fides - недобросовестность

manumissio - отпущение раба на свободу

manumissio tastamento - отпущение раба на свободу по завещанию

manumissio vindicta - отпущение раба на свободу путем мнимого процесса о свободе

manumissio censu - отпущение раба на свободу путем занесения раба в цензорские списки.

 

Афоризмы

1. Scio me nihil scire. Я знаю, что ничего не знаю (Формула сократовской мудрости, приводится в "Апологии Сократа" Платона).

2. Tantum possumus, quantum scimus. Мы можем столько, сколько мы знаем. (Девиз естествоиспытателей. Источник: Ф.Бэкон, «О достоинстве и приращении наук»).

3. Cogito, ergo sum. Я мыслю – следовательно существую (Декарт).

4. Credo quia verum. Верю, ибо это истина.

5. Vincere aut mori. Победить или умереть.

6. Dicere non est facere. Сказать еще не значит сделать.

7. Docendo discĭmus. Обучая, мы учимся сами (Сенека, «Письма»).

8. Dum vivimus vivamus. Давайте жить, пока живется.

9. Nota bene! (NB!). «Заметь хорошо», обрати внимание (пометка, служащая для того, чтобы обратить внимание на какую-либо особую примечательную часть текста).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.