Программные документы декабристов. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Программные документы декабристов.

2017-09-29 335
Программные документы декабристов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главным идеологом Южного общества был П. И. Пестель, который, по поручению его членов, изложил идеи общества в программном документе - «Рус­ской правде». В будущей России, по мысли Пестеля, ликвидиро­вался крепостнический и сословный строй, объявлялось равен­ство всех перед законом и устанавливалась республика с двухпа­латным органом власти - Верховным собором. Верховный собор избирался Народным вечем, состоящим из народных представи­телей выбранных сроком на 5 лет. Оно же формировало и Дер­жавную думу - орган верховной распорядительной власти, со­стоявший из 5 членов. «Русская правда» провозглашала всеобщее избирательное право, свободу вероисповедания, слова и печати, отмену сословий. Все народы России пользовались одинаковыми правами и в будущем должны были слиться с русским народом по языку и быту.

Программа Северного общества, составленная его идейным руководителем Н.М. Муравьевым, получила название «Конституция». В ней так же отменялись крепостное право и сословные привилегии, вводились политические свободы. Монарх сохранял по­жизненно свою власть, но его правление ограничивалось законо­дательной властью (Народное вече). Принимать участие в выборах мог человек, достигший имущественного ценза минимум в 500 рублей недвижимости по достижении 21 года, имеющий посто­янное место жительства и не находящийся в личной зависимости. Для того чтобы быть избранным в государственные органы, граж­данин должен был иметь определенное имущественное положе­ние.

Н. М. Муравьев считал, что земля должна оставаться у поме­щиков, крестьянину же передавалась усадьба и десятина полевой земли к ней. Если же помещик передавал свою землю крестьянам и переселялся на другое место, то имел право требовать от них соответствующее вознаграждение.

Задание 3: опишите ход событий восстания декабристов и отметьте их причины поражения.

Общества понимали, что выступать им нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота – летом 1826 года, но события развернулись иначе.

Внезапно умер после недолгой болезни император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову.

С одной стороны, они понимали, что к столь неожиданному, внезапному выступлению они не готовы организационно, с другой стороны, были уверены, что второй такой случай может не представиться.

Декабристы решили Николаю не присягать, а вынудить Николая I с помощью войск подписать революционный «Манифест к русскому народу», подготовленный «Северным обществом».

Часть готовых к выступлению войск под командованием А. И. Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.

Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания накануне был назначен С.П. Трубецкой.

Утром 14 декабря офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели к памятнику Петру I Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего около 3000 человек. Верные Николаю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство.

Однако планы восставших были нарушены с первых шагов, поскольку диктатор восстания С.П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. Накануне событий был арестован Пестель, а потом другие члены Южного общества.

Это внесло смятение в ряды восставших.

Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената.

Для защиты царя было приказано привести на Сенатскую площадь конную гвардию. Генерал Милорадович (губернатор Санкт-Петербурга) не дождавшись верных правительству войск потребовал коня и со словами: - Я сам все кончу, поскакал к каре восставших.

Но восставшие заявили, чтобы он отступил и дал им дорогу.

В следующий момент Е. Оболенский ранил генерала штыком, почти одновременно смертельно ранил его из пистолета Каховский. Выстрел Каховского был той точкой, после которой мирный исход выступления был невозможен. Убийство Милорадовича сторонники Каховского использовали как повод к решительным действиям. Николай приказал пустить в дело пушки. Осыпаемые картечью солдаты бросились на невский лед. Ядра бились о некрепкий лед, и солдаты начали тонуть.

Декабристы были окружены правительственными восками.

Восстание декабристов потерпело поражение. Эхо Сенатской площади долетело до южных полков, там узнали о неудавшемся восстании в Петербурге, арестах, но эти офицеры решили также выступить и поддержать северян.

29 декабря 1825 года руководители «Южного общества» С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин подняли к восстанию Черниговский полк, но и оно закончилось трагически.

Практическое занятие № 14

«Кавказская война»

Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о Кавказской войны.

Задачи:

1) Образовательная: сформировать знания обучающихся о причинах, ходе и итогах Кавказской войны.

2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, любви к Родине.

3) Развивающие: способствовать развитию умений структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное ядро, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, работать в группах.

Оборудование: раздаточный материал, учебник, Буганов, Зырянов, История России конца XVII – XIX века, 10 кл.. 2ч. § 61.

Рекомендации по выполнению работы:

1. Все задания нужно выполнять в последовательности друг за другом.

2. Внимательно читайте текст и анализируйте его.

Ход работы:

1) Обучающиеся делятся на четыре равные группы, каждая из которых получает свое задание, затем каждая из групп объясняет изученный материал остальным группам.

2) Первая группа на основе текста учебника выясняет причины данной войны.

3) Вторая группа на основе учебника характеризует ход войны.

4) Третья группа на основе дополнительного материала (презентация и Интернет-ресурсы) характеризует понятия имам, имамат, газават, мюридизм, наиб и личность Шамиля.

5) Четвертая группа выясняет итоги данного события.

6) Затем каждая группа представляет результаты своей работы.

7) Подведение итогов.

 

Имам Шамиль

Лидер горцев Дагестана и Чечни в борьбе за независимость против Российской империи ( Кавказская война ), третий имам Имамата Нагорного Дагестана и Чечни.

Детство и юность Шамиля

Родился в аварском селении Гимры (Генуб) Койсубулинского общества около 1797 г. (по другим сведениям около 1799 г.). Шамиль вырос крепким и здоровым юношей.

С детских лет Шамиль дружил с первым имамом Гази-Мохаммедом ибн Исмаилом аль-Джимрави аль-Дагестани.

В 1828 или 1829 году Гази Мухаммед был избран первым имамом и объявил газзават (священную войну) против России. Шамиль присоединился к нему и принимал участие в боях с русскими войсками.

В 1832 году Гази Мухаммед и Шамиль были осаждены русскими войсками под началом барона Розена в родном ауле Гимры. Гази Магомед погиб, а Шамиль, хотя и сильно израненный, сумел пробиться и спастись.

Вторым имамом Гази Мухаммед стал.

Шамиль оставался активным помощником, собирая войска, добывая материальные средства и командуя экспедициями против русских и врагов имама.

В 1834 году, после гибели Гамзат-бека, Шамиль стал имамом. Шамиль обладал военным талантом, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, умением выбирать время для удара и помощников для исполнения своих предначертаний. За несколько лет Шамиль подчинил себе значительную часть Северо-Восточного Кавказа. Используя тактику партизанской войны, он тревожил гарнизоны русских крепостей левого фланга и центра Кавказской линии.

Апогей власти третьего имама приходится на 1843-1847 гг. Ведя освободительную борьбу под зеленым знаменем Пророка за построение государства, основанного на предписаниях Всевышнего, Шамилю удалось объединить почти всех горцев Дагестана и Чечни.

Делом всей жизни Шамиля стало создание имамата - теократического государства, базирующегося на принципах шариата.

Под руководством Шамиля в имамате сложился эффективный административный аппарат, состоящий из наибов и мюридов.

Во внешней политике Шамиль ориентировался на турецкого султана и с недоверием относился к западным странам, предпочитая не иметь дела с гяурами-неверными. По своей инициативе имам не устанавливал связей с христианскими политиками. В дипломатической переписке Шамиль признавал первенство духовной власти за османским султаном, который также носил титул халифа и претендовал на преемственность с правителями Арабского халифата.

Благодаря реформам Шамилю удавалось почти четверть века сопротивляться военной машине Российской империи.

В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками.

К середине 1850-х годов Шамиль стал суверенным правителем. Ему принадлежала верховная светская и религиозная власть. Он официально принял титул халифа, что должно было придать его власти легитимность в глазах мусульман Кавказа и Ближнего Востока. Тем самым Шамиль прямо связывал себя с преемниками Мухаммеда, четырьмя "праведными халифами", при которых в мусульманском мире VII в. и появился этот титул.

Однако в 1850-х годах движение Шамиля пошло на спад.

Накануне Крымской войны 1853 – 1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу. Наладить взаимодействие с турецкими войсками, оперировавшими на Кавказе, не удалось, а действия Англии и Франции ограничивались поставками вооружения и военных материалов.

Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие – генерал Николай Муравьев (1854 – 1856) и генерал Александр Барятинский (1856-1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата.

В 1858 г. против Шамиля восстали чеченцы, уставшие от войны и недовольные жесткой авторитарной политикой Шамиля.

В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля – аул Ведено. К середине июня были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. Шамиль бежал в дагестанский аул Гуниб.

25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осажден в Гунибе и 26 августа (по новому стилю – 7 сентября) сдался в плен на почетных для него условиях.

Последние годы Шамиля

10 октября 1859 г. Шамиль прибыл в ссылку в Калугу, с ним приехали 22 человека из числа близких родственников и преданных нукеров и слуг. Прибывшие сначала разместились в лучшей калужской гостинице француза Кулона, позже проживали в доме местного помещика Сухотина, который сдавал 13 комнат и сад во дворе внаем за 900 рублей в год. На ежегодное содержание Шамиля Александр II выделил из царской казны 30 тысяч рублей. 26 августа 1866 г. Шамиль вместе со своими сыновьями Кази-Магомедом и Шафи-Магомедом в зале калужского Дворянского собрания принял присягу на верность российскому царю.

В 1866 г. Шамилю было разрешено переехать жить в Киев.

В 1870 году император Александр II позволил Шамилю выехать в Мекку для паломничества. После совершения хаджа Шамиль посетил Медину, где и скончался в феврале или марте 1871 года. Похоронен в Медине (Саудовская Аравия) на кладбище Аль-Бакия.

Практическое занятие № 15

«Отмена крепостного права»

Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся об отмене крепостного права.

Задачи:

1) Образовательная: сформировать знания обучающихся о причинах, ходе и итогах крепостного права.

2) Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, познавательной активности, трудолюбия, интереса к родной истории.

3) Развивающие: способствовать развитию умений структурировать и систематизировать материал, вычленять его основное ядро, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.

Оборудование: дополнительная литература, раздаточный материал.

Рекомендации по выполнению работы:

1) Все задания нужно выполнять в последовательности друг за другом.

2) Внимательно прочитайте текст и заполните таблицу:

Причины (предпосылки) отмены крепостного права Этапы (ход) отмены крепостного права Основные положения реформы Итоги и оценка отмены крепостного права
       

Александр II (1818—1881) вступил на престол уже не­молодым человеком — в 37 лет. Его воспитатель, замеча­тельный русский поэт Василий Андреевич Жуковский, с детства привил ему гуманистические взгляды и понятие о долге государя перед подданными. Но велико было и влияние отца (Николая I), кото­рого он в детстве побаивался и которым всегда восхищал­ся. Чувство ответственности перед Отечеством внушал ему и отец, но от него он воспринял также пристрастие к во­енному делу и склонность к упрощенно-военному, поли­цейскому решению сложных вопросов. По натуре Алек­сандр II был человек не очень решительный, и всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, и милитаристское.

Вступив на престол, он знал, что в государстве накопилось много проб­лем и что важнейшая из них — крепостное право.

В 1856—1857 гг. в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения. Они еще раз напомнили, что по­мещики сидят на вулкане.

Нельзя забывать и третью причину. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.

Сознавая необходимость преобразований, Александр II не знал, как приступить к делу. Не имели плана реформ и министры, по­добранные еще Николаем. Но Александр, уловив общественные настрое­ния, сделал правильный шаг — шаг на пути к гласности. Она вводилась не сразу, постепенно. В печати еще долгое время не разрешалось свобод­ного обсуждения общественных проб­лем. Но все чувствовали, что обста­новка уже другая. По рукам стали ходить записки, посвященные самым животрепещущим вопросам. Особое значение приобрела «Записка об ос­вобождении крестьян», автором ко­торой был воспитатель наследника престола Николая (рано умершего) Константин Дмитриевич Кавелин.

 

Первые шаги на пути к крестьянской реформе. Отме­на крепостного права затрагивала жизненные основы ог­ромной страны. Александр II не решался взять ответствен­ность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в со­ответствующих министерствах, потом обсуждаются в Сове­те министров, а затем вносятся в парламент, которому принадлежит решающее слово.

Поэтому потребовалось со­здать систему центральных и местных учреждений специ­ально для разработки крестьянской реформы.

Подготовка реформы началась вскоре после заключе­ния Парижского мира. Александр II выступил в Москве перед предводителями дворянства.

Александр II в марте 1856 года объявил о необходимости отмены крепостного права

В начале 1857 г. был образован Негласный (секретный) комитет для обсуждения министерской программы. Но его деятельность принесла мало пользы.

После одобрения некоторыми помещиками (рескрипт Назимова) реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Александр II со­вершил поступок, достойный потомка Петра I.

Обстановка гласности заставила и других помещиков высказаться за реформу. К лету 1858 г. повсеместно были созданы губернские дворянские комитеты.

Деятельность редакционных комиссий. Манифест 19 февраля 1861 г. В конце 1858 г. от губернских коми­тетов стали поступать отзывы. Для их рассмотрения и со­ставления подробного проекта были образованы редакцион­ные комиссии. По воле царя их возглавил Я. И. Ростовцев.

К августу 1859 г. проект был подготовлен.

В начале 1860 г. в Петербург съехались дворянские представители от черноземных и нечерноземных губерний, возникли разногласия.

Но на последнем заседании комитета и в Государственном со­вете реформу отстаивал сам царь. 19 февраля 1861 г., Алек­сандр II подписал все законоположения о реформе и Ма­нифест об освобождении крестьян. Из-за опасений народ­ных волнений публикация документов была отложена на две недели — для принятия предупредительных мер. 5 марта 1861 г. Манифест был прочитан в церквах после обедни. В Михайловском манеже Александр сам прочитал его гвардии. Так пало крепостное право.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.