Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Культура как смысловой мир человека

2017-09-28 491
Культура как смысловой мир человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В истории человечества понятие личности изменялось. Для древнегреческой философии личность вне полиса нереальна, но уже в античности появляется проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности» (т.е. личность выступает как отношение). В христианской мысли личность – синоним нематериальной души. Начиная с Р.Декарта, личность понимается дуалистично («личность» сливается с «Я»). Согласно рассуждению И. Канта, благодаря самосознанию человек становится личностью, что отличает его от животного и позволяет делать нравственный выбор.

В истории философии исследовалось влияние на формирование личности биологических и социальных факторов, степени свободы личности по отношению к природе, обществу, самой себе. В рассмотрении проблемы личности существовали крайности: либо личность рассматривалась как продукт биологической и социальной среды (метафизический материализм), либо принималось волюнтаристское понимание личности. В марксистской интерпретации личность – совокупность всех общественных отношений.

Важно не допускать противопоставления культуры и личности. Мир становится человеческим, а человек обретает социальную природу благодаря тому, что вхождение человека в общество возможно лишь путем его «окультуривания», превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Осваивая культурный мир, человек может остаться лишь потребителем культурных ценностей, но в этом случае он становится носителем культуры, то есть реализует то субстанциональное основание культуры, которое Г.Гегельназывал субстанцией-субъектом. Еслиже он эти культурные ценности развивает, он превращается в творца, то личность в культуре рассматривается как индивид, индивидуальный носитель культуры, а также как творец этой культуры.

Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, репродуцирует, он скатывается к простейшим потребностям, культурно «дичает». Наоборот, умение разнообразить свою жизнь, увидеть способы и возможности творить в материальном и духовном мире прекрасное означает умение войти в мир культуры. Творческое отношение – это желание самому быть участником создания нового, неуспокоенность духа и муки творчества. Культура ярче всего раскрывает содержание личности.

Культурное состояние личности как особая символическая реальность помещено в онтологическое пространство (т.е. существует как особое бытие личности), отличное от природного и социального пространства. Массивный пласт ценностных предпочтений содержит­ся в самом жизненном ядре личности, подтверждая мысль о том, что личность – это целый мир со своими тайнами и открытиями. В ситуации выбора между по­требностями и интересами проявляется принятая личностью шкала ценностей. Ценности, независимо от того, признаны они всеми или нет, являются регуляторами личностных устремлений и поступков и определяют социальные предпочтения личности.

Опираясь на принятую систему ценностей, личность в то же время остается в пределах образцов поведения, установленных в обществе. Знание социальных образцов позволяет предвидеть поведение других людей, их реакцию. Существование и следование образ­цам свидетельствует о настойчивости общества,обупорядоченности общественной жизни, ее стабильности. Творческая личность может использовать эти об­разцы поведения, может пытаться ввести новые образцы и модели поведения. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурногоопыта.

Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. «Самореализация человека осуществляется в культуре, и только в культуре в том смысле, конечно, что сама культура протекает в истории. Хотя история содержательно есть личностный процесс – это процесс культуры, а история выступает как сфера объективизации культуры», – писал отечественный философ М.Б. Туровский.

Культура – это способ внутренней регуляции, она требует рефлексии. С момента рождения человека она формирует его внутренний мир. Культура – не просто все, что потребляется нами. Научиться понимать потребляемое нами – это расширить свое отношение к миру. Каким образом культура формирует личность? Культура – та жизненная среда, в которой только и может реализовать себя личность.

Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, как это свойственно всему живому, но сама создает свой собственный микромир. Личность способна выйти из своего мира, проникнуть в чужие культуры, в чужую духовную жизнь и определить свое отношение к ней. Это имеет огромное значение для создания собственной культуры, ибо своя культура строится в соединении двух возможностей – возможности отграничить себя от другой культуры и возможности открыть себя в другой культуре.

Началом подлинной истории человечества стало возникновение преобразовательной деятельности, нацеленной на будущее, опирающейся на преемственность и традиции. Человек стал создавать, становясь со-творцом истории. Опосредованное движение от одного человека к другому через продукты культуры, опыт и знания – основа становления человеческой культуры и истории.

Творчество – создание новых образцов, знаний, средств общения, ценностей. Творчество – продуктивная деятельности по обновления бытия в культуре. Именно в процессе творчества происходит саморазвитие и самореализация личности. В истории философии и в теории культуры творчество рассматривается, во-первых, как глубинный, истинно человеческий, божественный процесс, не поддающийся рациональному объяснению; во-вторых, как результат развития общества, культуры, науки и техники, результат нарастания требований в создании нового. Сущность творчества заключена в со-творчестве, в совместной деятельности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед всеобщим, в самоотдачи личности

Таким образом, культура – это духовное измерение личности и общества. Человек в культуре выступает в двух ипостасях: как творение культуры и как творец культуры. В свою очередь, высокая культура народа – это гарантия совершенства регулятивных систем общества, демократичности его институтов.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.