Раздел II. Психология и трудовая деятельность. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Раздел II. Психология и трудовая деятельность.

2017-09-28 321
Раздел II. Психология и трудовая деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Тема № 2.1. ПСИХОЛОГИЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

2.1.1. Деятельность.

2.1.2. Виды деятельности.

2.1.3. Важнейшие компоненты человеческой деятельности.

2.1.4. Умения, навыки и привычки.

Деятельность

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Одной из основных задач психологической науки и практики является оказание помощи человеку, чтобы наиболее полно и эффективно реализовать себя в труде, получать удовлетворение от трудового процесса. Психология труда - это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в различных видах труда и разрабатывает практические рекомендации по психологическому обеспечению эффективности и безопасности труда.

Инженерная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек - машина – среда» (СЧМС).

Э ргономика – это научно-практическая дисциплина комплексного изучения, совершенствования и проектирования трудовой деятельности человека в системах «человек – машина – среда» на основе учета требований различных наук о труде и с целью обеспечения эффективности, надежности и безопасности труда. Одной из главных ее задач является разработка методов и требований по учету человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники, технологии и деятельности в целом.

Человеческие факторы – это индивидуальные характеристики человека, проявляющиеся в конкретных условиях взаимодействия с объектами управления. Человеческие факторы отражают не отдельные, изолированные характеристики человека и машины (технического средства), а являются совокупными (системными) качествами СЧМС, определяющими особенности взаимосвязи компонентов системы.

Надо отметить, что возникновение и развитие эргономики и инженерной психологии явилось в результате: недостаточной эффективности СЧМС, их высокой аварийности (из-за неудовлетворительного учета в конструкции этих систем функциональных возможностей человека и психологических закономерностей); роста травматизма людей взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту; большой текучести кадров в связи с неудовлетворенностью людей тяжелой, опасной, неинтересной или недостаточно продуктивной работой; роста числа заболеваний, связанных с функциональным перенапряжением организма и психики из-за нерациональных условий и организации труда, высоких рабочих нагрузок и т.д.

Психологические особенности и закономерности трудовой деятельности человека, содержание практических рекомендаций по обеспечению ее эффективности и безопасности являются в той или иной степени специфическими для каждой специальности и профессии. Это определяется конкретным содержанием ряда характеристик компонентов трудовой деятельности (средств, процесса,

условий, организации, субъекта труда), которые можно рассматривать как ее классификационные признаки).

Деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный (производство одежды, мебели, машин, систем, орудий труда, средств передвижения и др.), а не только потребительский характер. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного (одежду, мебель, машины) и которые удовлетворяют свои потребности тем, что им дала природа. Совершенствуя продукты потребления, человек, кроме способностей, развивает свои потребности, которые разделяются по происхождению и предмету. По происхождению потребности могут быть естественными (органическими) и культурными. Естественные потребности связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства (пища, сон, защита от холода или жары и т.д.). Культурные потребности (для молодежи - в очень широком диапазоне, начиная с модной одежды, киногероя и заканчивая интересной книгой).

По характеру предмета потребности разделяются на материальные (пища, одежда, жилище, предметы быта и т.д.) и духовные (потребность делиться мыслями и чувствами, получать информацию, слушать музыку и т.д.).

Деятельнность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Цель деятельности - это идеальное представление ее будущего результата, которое как закон определяет характер и способы действий человека.

Предметом деятельностиназывается то, с чем она непосредственно имеет дело (в познавательной деятельности предмет - информация всякого рода; в учебной деятельности - знания, умения и навыки; в трудовой деятельности - материальный продукт).

Всякая деятельность имеет определенную структуру, которая включает в себя действия и операции. Действие - часть деятельности, имеющая самостоятельную осознанную человеком цель Операция - это способ осуществления действия. Сколько различных способов выполнения действия, столько различных и операций.

Выполняя действия и операции, человек пользуется средствами осуществления деятельности (инструментами), при этом в ходе их совершенствования деятельность становится более продуктивной и качественней.

 

Виды деятельности

Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр). Игры часто имеют характер развлечения, общения, преследуют цель получения отдыха; иногда - средство символической разрядки напряженности. Игры бывают индивидуальные (один человек), групповые (несколько индивидов), предметные (с включением в игру каких-либо предметов), сюжетные (по определенному сценарию), ролевые (ограниченные определенной ролью в поведении), игры с правилами (регулируемые определенной системой правил поведения их участников). На современном этапе развития особое место приобретают компьютерные игры.

Учение - это вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (в образовательных учреждениях) или неорганизованным (в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат). Учение может приобретать характер самообразования.

Труд - занимает особое место в системе человеческой деятельности. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни. С трудом, прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда, которые явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.