Вопрос 1. Общая характеристика структуры личности — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Вопрос 1. Общая характеристика структуры личности

2017-09-28 392
Вопрос 1. Общая характеристика структуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности.

Приступая к изучению данной темы, следует четко уяснить основные категории: человек, индивид, личность, индивидуальность; среди которых человек - самое широкое понятие, включающее в себя все остальные. Необходимо вычленить понятие личности и проанализировать соотношение его со смежными категориями, обращая внимание, прежде всего, на общественно-историческую обусловленность личности. В данном понятии фиксируются социальные качества человека, степень его включенности в системы социальных отношений.

В целом, структура личности включает в себя три основные стороны:

- психологическая сторона – психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.

- мировоззренческая сторона – мировоззрение, моральный облик, нравственный облик.

- социально-психологическая сторона – отношение к другим людям, социальные роли, социальные позиции, социальные установки.

Наиболее распространенной в юридической психологии является концепция К.К. Платонова, названная им динамической структурой личности и включающая в себя следующие подструктуры:

1. Подструктура направленности

2. Подструктура темперамента и других биологически обусловленных свойств

3. Подструктура психических форм отражения

4. Подструктура опыта

Особое внимание необходимо обратить на характеристику направленности личности (потребности, мотивы, интересы, установки, идеалы, убеждения, цели, ценностные ориентации, мировоззрение), ибо в ней содержатся основные моральные регуляторы поведения человека.

Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.

Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Биологического почти нет (условно, а точнее мало).

Эта подструктура формируется путем воспитания и включает в себя:

- потребности;

- мотивы;

- цели;

- ценностные ориентации;

- интересы;

- идеалы;

- убеждения;

- мировоззрения.

При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личностную значимость.

Подструктура биологически обусловленных свойств и качеств человека – объединяет:

- свойства темперамента;

- половые и возраст­ные свойства личности;

- ее патологические, так называемые «органические» изменения.

Здесь почти нет социального свой­ства личности, входящие в эту подструктуру несравнимо больше зависят от физиологических особенностей (мозга), а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Поэтому крат­ко эту подструктуру можно назвать биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изу­чается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Подструктура форм отражения и самоконтроля - объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, понимаемых как формы психического отражения:

- ощущений;

- восприятия;

- памяти;

- мышления;

- эмоций;

- чувств;

- воли.

Эмоции и ощущения как формы отра­жения свойственны и животным. Влияние биологически обусловлен­ных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетли­во, поскольку формы отражения являются функциями мозга и за­висят от его состояния.

Но в этой подструктуре больше социального: самосознание личности осуществляет саморегуляцию (усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Подструктура социального опыта объединяет приобретенные в личном опыте путем обучения:

- знания;

- умения;

- навыки;

- привычки.

В целом в этой подструктуре значитель­но больше социального. Однако заметно влияние биологически и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуаль­ной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко на­зывать опытом.

Свойства, входящие в эту подструктуру, далеко не все пси­хологи рассматривают как свойства личности. Действительно, только начинающий формироваться навык, как и всякое однократное действие, еще не свойство личности, а только кратковременный психический процесс или состояние. Но их типичные для данного индивида проявления так же, как и закрепленные знания, навык и тем более умение и привычка - уже бесспорно свойство личности. В этом и заключается диалектика перехода количества в качество в ряду «кратковременный процесс - состояние - свойство личности».

Две подструктуры - характер и способности - являются как бы наложенными на четыре уже рассмотренные компоненты структуры личности.

Характер, или стиль поведения человека в социальной среде – это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека.

Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность и т.п.), во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Таким образом, морально-волевые качества составляют действительную основу характера.

Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основ­ном убежденность и заинтересованность - к подструктуре форм отражения, истощаемость и возбудимость - к подструктуре био­логически обусловленных свойств и качеств личности.

Другие, и их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются ре­зультатом взаимосвязей различных собственных подструктур. При­мером может являться музы­кальность, как взаимосвязь форм отражения, биологических качеств и опыта.

Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматри­ваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в ко­торую входят более тонкие связи.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.