Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-09-28 | 189 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вопрос о сущности государства относится к числу наиболее сложных в общей теории государства и права. Это объясняется тем, что само понятие «сущность» как философская категория в общественных науках понимается по-разному. Термин «сущность» употребляли еще античные философы и противопоставляли его понятию «явление». Сущность есть начало понимания всех вещей, а явление – всего лишь видимый, иллюзорный образ всего существующего. Наиболее полно и последовательно такая методология познания была разработана в трудах Платона и многих его последователей, согласно которой задача чистого познания состоит в том, чтобы отыскивать и описывать подлинную природу вещей, т.е. их подлинную сущность или реальность. Именно эта задача побудила Платона к созданию теории идей, согласно которой существует «мир идей и мир вещей». Идеи – это и есть подлинные сущности явлений. Они не поддаются зрительному или иному чувственному восприятию и познаются только умом. Умопостижение дает нам истинное знание о природе (сущности) любых явлений, в том числе государства. По мнению Платона, все другие способы исследования имеют отношение к человеческим мнениям, а не знаниям. Наблюдая вещь, мы видим ее световое отражение, которое составляет мнение о ней, но не знание ее сущности. Такой тип философского мышления наиболее подробно раскрыт в одном из самых знаменитых диалогов Платона – «Государство».
Новый этап в понимании сущности связан с учением Канта, который, признавая объективность сущности («вещи в себе»), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в ее самобытном существовании. Явление, по мнению Канта, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление.
|
Во многих современных философских концепциях вообще отвергается понятие сущности и реальным признается только явление. При таком подходе изучение сущности государства становится занятием бесполезным, ибо нельзя изучать то, что не существует в действительности. Вместе с тем в различии категорий «сущность» и «явление» отражается тот очевидный факт, что существует нечто общее, главное, определяющее, что позволяет рассматривать различные явления как относящиеся к определенному классу вещей. Несмотря на многообразие эмпирических государств, их объединяет определенное внутреннее содержание, которое позволяет называть их именно государствами, даже если они так не назывались в исторической действительности.
Очевидным представляется и другое: государство в одно и то же время – это идея и факт, абстракция и реальность. Не существует государства вообще, были и есть исторически конкретные государства, которые характеризуются набором существенных признаков, независимых от места и времени.
Именно многообразие исторически известных государств заставляет ученых искать то главное, определяющее, устойчивое, закономерное, что позволяет относить их к особому виду политической реальности. В этих поисках можно выделить три главных направления:
· формально-юридические определения сущности государства;
· философско-метафизические подходы к определению государства;
· идеологические определения государства и государственной власти.
Существует также множество теорий, согласно которым сущность государств различна, она определяется конкретными условиями жизни данного общества.
Формально-юридические определения государства построены по законам традиционной логики, согласно которой понятие должно определяться посредством своего родового понятия и видообразующего различия. Такие определения называют классическими, поскольку они были подробно описаны древними логиками (Аристотель считал такое определение универсальным). Определение через род и видовое отличие включает в себя два действия: выбор понятия, являющегося родовым, и перечисление существенных признаков, которыми данный предмет и явление отличается от других предметов или явлений. Таким образом, для определения государства необходимо выбрать родовое понятие по отношению к государству. Разные авторы к таким понятиям относят следующие: «политическая организация», «политический союз», «территориальный союз», «союз людей», и другие. После выбора родового понятия необходимо назвать существенные признаки, которыми государство отличается от других видов, входящих в данное родовое понятие.
|
К таким видам обычно относят следующие элементы государства: публичная власть, территория, население, налоги, право, суверенитет и другие.
Все эти элементы могут определяться только юридически, т.е. как правовые категории. Поэтому в общей тории государства и права не всегда уместны определения, которыми оперируют философы, социологи, политологи и представители других социальных наук.
Государственная власть, несмотря на сущностное сходство с другими видами социальных властей, имеет свое строгое юридическое определение. То же самое можно сказать и о других признаках государства: территория, население, право, суверенитет, налоги.
Сама по себе территория не образует государства. Были и есть обширные территории, которые не являются частями какого-либо государства. Вместе с тем территория является необходимой предпосылкой и атрибутом государства. Как справедливо отмечает И.Н.Гомеров, государство не тождественно той территории, на которой оно возникает и существует. Территория – это лишь элемент государства как системы, определенная часть целого, но не сама система, не само целое, не само государство. Будучи неразрывно связано с определенной территорией, интегрировано с ней и зависимо от нее, всякое государство, тем не менее, не может быть сведено к этой территории. Как не сводится целое к своим частям, система к своим элементам. Государство отличается не только от естественно-природной, физической и биотической, но и от антропной, т.е. специфически человеческой, территории. Испытывая на себе определенное – положительное или отрицательное – влияние этой территории, государство само оказывает на нее обратное – положительное или отрицательное – воздействие, определенным образом изменяет, преобразует, трансформирует ее. По отношению к ней оно выступает не только в качестве продукта (результата) ее развития, но и в качестве субъекта ее преобразования.
|
Понятие «территория» широко используется представителями самых разных наук и в зависимости от контекста может означать пространство, окружающую среду, антропосферу, биосферу, этносферу и многое другое. В общей теории государства и права под территорией понимается государственная территория, которая характеризуется следующими признаками:
· административно-территориальное устройство (деление);
· государственная граница.
Административно-территориальное устройство – разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов. Может быть двухзвенным (США), трехзвенным (Великобритания, Франция), четырехзвенным (ФРГ). В самых малых государствах (Мальта, Бахрейн) административно-территориального устройства нет.
Государственная граница – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия суверенитета данного государства. Государственные границы подразделяются на сухопутные, речные и озерные, а также морские.
К числу признаков государства относится население страны, которое в общей теории государства и права определяется формально юридически. Когда речь идет о населении как существенном признаке государства, то имеется в виду не простая совокупность индивидов, проживающих на определенной территории, не суммарная численность отдельных личностей, а определенное правовое состояние человека. Это состояние определяется такими терминами, как гражданин, подданный, нация, этнос, народ и др. Многие философы различали понятия «личность» как частное лицо и как публичная персона, т.е. человек как член государства, гражданин или подданный. Например, И.Кант рассматривал гражданское состояние как состояние правовое, основанное на следующих априорных принципах: 1) свободе каждого члена общества как человека; 2) равенстве его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельности каждого члена общества как гражданина.[1]
|
В формально юридических определениях гражданин – это лицо, принадлежащее на определенной правовой основе к определенному государству. По своему правовому положению гражданин конкретного государства отличается от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В государствах с монархической формой правления для обозначения гражданства применяется термин «подданный».
Предпосылкой образования любого государства является наличие одного или нескольких этносов. В научной литературе существуют различные определения этноса. Одни исследователи главными признаками этноса называют язык и культуру, другие добавляют к этому единство территории и этническое самосознание, некоторые указывают на характерные особенности психологического склада, менталитет и т.д. В контексте данной темы под этносом понимается особый, исторически возникший вид социальной группировки, вид социального общения и объединения людей, представленной племенем, народностью или народом. Возникновение и существование этноса основано на общности территории, языка, быта, материальной и духовной культуры, на осознании общности происхождения, отличия своего этноса от всех других.
Таким образом, формально-юридические определения государства указывают на такие существенные признаки, как территория, население и государственная (публичная) власть. Формально-юридические определения позволяют отграничить государство от других форм человеческого сосуществования, от других политических общностей. Вместе с тем они не отражают качественных характеристик государства, которые, в конечном счете, определяют сущность государства.
Этот недостаток пытаются восполнить различные философские определения сущности государства. При всем многообразии философских подходов к определению сущности государства их объединяет одно общее свойство: государство определяется через такие метафизические категории, как общее благо, справедливость, свобода, нравственная идея и другие. При этом территория, население, публичная власть рассматривается всего лишь как материальный субстрат государства. Без них невозможно существование государства, однако, они не определяют его сущности.
|
Категории общего блага, справедливости использовали для определения сущности государства мыслители античности, средневековья, нового времени. Как отмечает В.С.Нерсесянц, понятие «общего блага» относится к числу фундаментальных идей и принципов всей европейской социальной, политической и правовой культуры. Сам термин «общее благо», утвердившийся в средние века, встречается впервые у Сенеки, однако данное понятие по существу разрабатывалось уже древнегреческими авторами (Демокрит, Платон, Аристотель и др.), а затем Цицероном и римскими юристами. Большое внимание идее общего блага уделяли мыслители средневековья и нового времени (Фома Аквинский, Гроций и др.).[2] То же самое можно сказать и о понятии «справедливость», которое еще более широко использовалось философами всех времен и народов.
Начиная с Канта и Гегеля, для определения сущности государства используется понятие «свобода». Данное понятие сугубо метафизическое и относительное. Как отмечал И.Кант, свобода есть метафизическое понятие, которое разум должен присваивать самому себе, и это понятие свободы нельзя вывести из какого-либо опыта. Поэтому свобода есть лишь идея разума, объективная реальность, которая сама по себе вызывает сомнение.[3] Свобода в государстве понятие относительное. Как отметил еще в 18 веке французский философ Ш.Монтескье: «Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово «свобода». Одни называют свободой легкую возможность низлагать того, кого они наделили тиранической властью; другие – право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи – право носить оружие и совершать насилия; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время принимал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления, исключая все прочие».[4]
Вместе с тем начало свободы признается существенным признаком государства многими философами и правоведами. Как отмечал известный русский юрист Б.Н.Чичерин, свобода в государстве получает особый характер. Это свобода не частная, а общественная. Вследствие этого она подчиняется нормам не гражданского, а публичного права. Человек, становясь членом государства, располагает не только своими действиями и имуществом, а отчасти и судьбой других. Он делается участником общих
решений, касающихся всех. И это участие составляет неотъемлемую принадлежность его свободы как гражданина государства, ибо общие решения касаются и его самого. Отсюда вытекает двоякая форма свободы в государстве: частная, состоящая в праве располагать собой и своим имуществом, и общественная, состоящая в праве участвовать в принятии общих решениях.[5] Личная и общественная свобода в государстве – это две стороны одной медали. Где нет широкой свободы гражданской, там нет политической свободы.
Еще большие трудности в понимании сущности государства возникают тогда, когда используются такие туманные метафизические категории, как «нравственная идея», «нравственный дух», «народный дух» и другие. Так, Гегель определял государство как «действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает».[6] Такое определение государства даже при хорошей философской подготовке остается мало понятным для слушателя.
В результате столь сложных теоретических построений Гегель приходит к выводу, что не в каждом исторически известном государстве раскрывается его сущность. Такие государства он называет «несовершенными», «дурными», они не достигли своей зрелости, в них нравственная идея не воплотилась в действительность.
По мнению Гегеля, народ – это не столько материальная субстанция государства, сколько духовная. Эмпирически возможно существование народа, не организованного в государственное единство: «сначала народ не есть еще государство, но
ведь эмпирически возможен народ, живущий и вне состояния зрелой нравственности. Семья, орда, племя, множество людей, лишь развиваясь духовно, переходит в состояние государства. Как выражался Гегель, такой народ не сложившийся в образ государства и остающийся в виде нации как таковой, не имеет, собственно говоря, истории.
Нравственность, народный дух, что одно и то же, и государство по существу синонимы. Поэтому государственное устройство народа зависит от характера и развития его самосознания, и каждый народ имеет то устройство, которое соответствует его духу. Народный дух есть не что иное, как осуществленное в действительности государство. Известное выражение, что каждый народ достоин своего правительства в более простой форме выражает мысль Гегеля о том, что нард, не достигший своей духовной зрелости, создает соответствующее своему развитию государство.
Несмотря на архисложное изложение своих мыслей, Гегель, пожалуй, дальше всех продвинулся в философском понимании сущности идеального государства. Личная и общественная свобода, а также нравственность («народный дух») составляют подлинную сущность развитого государства. И если Гегель ошибался в том, что наиболее совершенной формой государства является конституционная монархия, то это объясняется исторической ограниченностью его взглядов. История не давала ему примеров государственного устройства, в котором личная свобода гармонично сочеталась бы со свободой общественной. Кроме того, в реальной жизни гражданское общество как основа личной свободы возникает и развивается в государстве, а не предшествует ему, как считал Гегель. Он лишь мысленно представлял общественное развитие как триаду: семья, гражданское общество, государство.
Идеологические определения сущности государства, хотя и базируются на определенных философских концепциях, наиболее просты и доступны для понимания, так как рассчитаны на массовое восприятие. Они существенно отличаются друг от друга в зависимости от того, какая философия и идеология положена в определение сущности государства. Как правило, идеологические определения государства имеют краткую форму изложения. Например, сущность монархического государства может быть выражена формулой Людовика XIV «Государство – это я», социалистического – «государство – это аппарат насилия», «машина для поддержания господства одного класса над другим» и т.д.
В более развернутом виде идеологические определения государства отражают сущность соответствующей идеологии. Например, основные постулаты марксистской идеологии содержат такое определение: «Государство – это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая политическая организация суверенной публичной власти, целью которой является защита общих интересов собственников основных средств производства и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества».
Таким образом, различные виды определений сущности государства выполняют разные функции. Формально-юридические определения позволяют отличать государство от других социальных общностей, от других форм единения людей. Философские определения в меру их разработанности раскрывают сущность государства. Однако, как правило, они акцентируют внимание на отдельных качественных характеристиках государства в зависимости от принадлежности ученых к той или иной философской школе. Идеологические определения выражают господствующие в данном обществе социально-политические предпочтения. И лишь в совокупности различные подходы к познанию государства дают достаточно полное представление о его сущности.
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!