Международно-правовой статус СНГ — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Международно-правовой статус СНГ

2017-09-28 330
Международно-правовой статус СНГ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В конце 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз. В международном сообществе появилось новое образование - Содружество Независимых Государств (СНГ). На переломном историческом этапе, в трудных условиях переходного периода жизненно важно было сохранить на постсоветском пространстве все то позитивное, что связывало народы столетиями общей истории в политике, экономике, культуре, гуманитарных связях, в межличностном общении, и на этой основе развивать сотрудничество качественно нового уровня.

Учредителями СНГ стали 11 государств - бывших республик СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В 1993 г. членом Содружества стала и Грузия.

Учредительными актами СНГ являются три документа: Соглашение о его создании от 8 декабря 1991 г., Протокол и Декларация от 21 декабря 1991 г. Устав СНГ был принят 22 января 1993 г. Его подписали представители семи государств: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Российская Федерация ратифицировала Устав СНГ 15 апреля 1993 г.

Являясь правовой базой СНГ, Устав направлен на усиление центростремительных тенденций в Содружестве, на его консолидацию. Устав служит делу укрепления тенденции создания на территории бывшего СССР зоны стабильности и активного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях.

Относительно юридической природы СНГ мнения юристов не однозначны. Одни полагают, что минимальной правовой формой Содружества может выступать конфедерация. Другие считают, что СНГ - это не что иное, как региональная международная организация. Третьи высказывают точку зрения, что Содружество является одновременно и конфедерацией, и международной организацией. А четвертые вообще рассматривают СНГ как аморфное образование.

Учредительные документы СНГ, его Устав, практическая деятельность позволяют сделать вывод о том, что Содружество является региональной международной организацией. Оно создано суверенными государствами путем подписания международного договора, его юридической базой стало международное право. СНГ преследует определенные цели, которые зафиксированы в учредительных документах. Образованы и действуют координирующие органы. СНГ предоставлен статус наблюдателя ООН. Единственное, чем пока не занимается Содружество, - заключение от своего имени международных договорив. Однако есть уверенность, что с течением времени СНГ будет заниматься и этой функцией, присущей региональным международным организациям.

Цели и принципы СНГ определены в его учредительных документах и в Уставе. Содружество создано для осуществления сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и иных областях. Особо выделена необходимость сотрудничества в обеспечении мира и безопасности, осуществлении эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижении всеобщего и полного разоружения.

Страны СНГ поставили перед собой задачу всестороннего и сбалансированного развития государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственной кооперации и интеграции. В целях более эффективного решения этой задачи государства Содружества в сентябре 1993 г. заключили договор о создании Экономического союза.

Важнейшей целью создания СНГ является обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ. В качестве одной из целей создания Содружества указаны взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений.

Для достижения целей СНГ его участники определили следующие принципы: суверенное равенство государств, уважение суверенитета; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств; нерушимость государственных границ; разрешение споров мирными средствами; невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга; уважение неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне; обеспечение прав человека и основных свобод; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая его Устав; верховенство международного права в межгосударственных отношениях; взаимопомощь при условии согласия на ее оказание; духовное единение народов.

ОРГАНЫ СНГ

 

Высшим органом Содружества является Совет глав государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания два раза в год. Внеочередные заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Совет глав правительств призван координировать сотрудничество органов исполнительной власти стран СНГ в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет собирается на заседания четыре раза в год.

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совместные заседания. Главы государств и главы правительств на заседаниях соответствующих Советов председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств Содружества. В декабре 1993 г. был учрежден пост Председателя уставных органов СНГ. В течение последующих пяти лет по единодушному решению всех стран Содружества его занимала Россия.

Совет министров иностранных дел осуществляет на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств координацию внешнеполитической деятельности стран СНГ, включая их деятельность в международных организациях, а также организацию консультаций по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес. Совет действует на основе Положения 1993 г. При Совете министров иностранных дел создана Постоянная комиссия по миротворческой деятельности.

В качестве постоянно действующего исполнительного и координирующего органа Содружества создан Координационно-консультативный комитет. С 1994 г. при нем работает Комиссия Экономического союза.

В рамках СНГ действует Совет министров обороны, который является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства. Имеется Штаб по координации военного сотрудничества государств Содружества. Совет командующих пограничными войсками является органом Совета глав государств по вопросам охраны внешних границ стран Содружества и обеспечения стабильного положения на них.

В целях координации деятельности по борьбе с преступностью создан Совет министров внутренних дел Содружества. Сотрудничают и другие правоохранительные органы, в том числе и прокуратуры.

В целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках СНГ его Уставом предусмотрено создание Экономического суда. К его ведению относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями стран СНГ. Он вправе также толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам. С 1995 г. Экономический суд начал практическую деятельность.

Консультативным органом СНГ является Комиссия по правам человека. Она призвана наблюдать за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя странами СНГ в рамках Содружества.

На основе соглашений государств - членов СНГ о сотрудничестве в экономической, социальной и иных областях могут утверждаться органы отраслевого сотрудничества, которые осуществляют выработку согласованных принципов и правил такого сотрудничества и способствуют их практической реализации. Координирующие органы СНГ находятся в г. Минске.

С 1995 г. в структуру органов Содружества входит Межпарламентская ассамблея. Она проводит межпарламентские консультации и, что очень важно, разрабатывает рекомендательные законодательные акты. Ею, в частности, разработано несколько десятков подобных актов, в том числе Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы. Межпарламентская ассамблея заседает в г. Санкт-Петербурге в Таврическом дворце.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.