Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общенаучная методологическая основа науки

2017-09-28 347
Общенаучная методологическая основа науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества [4].

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:

– разделение и кооперацию научного труда;

– научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

– методология и методы научно-исследовательской работы;

– понятийный и категориальный аппарат;

– систему научной информации;

– всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Науковедение – наука, изучающая науку.

Выделяют следующую иерархию аспектов методологии, её структуру при восхождении от общего к частному [4]:

– методологические основы;

– методологические подходы;

– методологические проблемы частной науки;

– методологические постулаты (аксиомы) конкретной отрасли науки;

– методологические постулаты (аксиомы) конкретной научной проблемы, которыми руководствуется исследователь.

Основы (основания) – это общефилософские положения, положения диалектики и теории познания. Следствием этого основания являются пути, способы, условия решения поставленной в исследовании проблемы и доказательства гипотезы.

Методологический подход – это методологическое направление, методологическая позиция, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения.

Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения. В методологическом аспекте это может быть противоречие между объектом познания и методом такого познания.

Постулат (от греч. postulatum – требование) – положение, принимаемое в науке в качестве исходного без доказательств.

Общенаучной методологической основой всякой науки является диалектика со своими законами и гносеология как учение о сущности, закономерностях и формах познания, логические законы и формы.

Диалектика – наука о познании природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом их внутренними противоречиями.

Наиболее общими и присущими всем процессам в природе, обществе и мышлении являются причинно-следственные связи. Всем этим связям присущи законы диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей, который раскрывает внутренние импульсы, причину развития. Он является ядром диалектики.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, характеризующий коренные изменения, затрагивающие внутренние свойства предметов.

Закон отрицания отрицания, согласно которому развитие носит поступательный характер, идёт от простого к сложному, от низшего к высшему.

Гносеология (от греч. g nosis – познание и logos – понятие, учение) – это теория познания и теория отражения.

Теория познания определяется как учение о сущности, закономерностях и формах познания, а познание как общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.

В сознании действительность отражается с помощью различных форм познавательной деятельности:

– форм чувственного познания (ощущения, восприятия, представления);

– форм рационального познания (форм абстрактного мышления – понятия, суждения, умозаключения).

От органов чувств (в формах чувственного познания) человек получает знания о предметах и явлениях внешнего мира. А в формах абстрактного мышления отражаются существенные связи между предметами, явлениями, закономерностями их развития.

В неживой природе отражение – след в почве от камня. В растительном мире – раздражимость, реакция на свет, прикосновение и т.п. У высокоразвитых животных форма отражения – психика, способность иметь образы отдельных предметов и их свойств.

В теории познания существуют такие направления: эмпиризм, рационализм, иррационализм, диалектический материализм.

Теория (греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – форма обобщенного отражения действительности в мышлении.

Выделяют четыре основных логических закона: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.