Частный институт управления и предпринимательства — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Частный институт управления и предпринимательства

2017-09-28 459
Частный институт управления и предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Частный институт управления и предпринимательства

 

 

И.С. Буров

 

МЕТОДОЛОГИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебно-методическое пособие

Минск 2014

Учреждение образования

Частный институт управления и предпринимательства

 

И.С. Буров

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебно-методическое пособие

Минск 2014

УДК 330.101.5:001.8

ББК 65в6

Б 92

 

 

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом

Частного института управления и предпринимательства

 

 

А в т о р

доцент кафедры экономики

Частного института управления и предпринимательства,

кандидат технических наук И.С. Буров

Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры экономики предприятия,

протокол № 15 от 26 июня 2014 г.

Буров, И.С.

Б 92 Методология экономического исследования: учеб.-метод. пособие / И.С. Буров. – Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2014. – 66 с.

 

Предназначено для помощи в самостоятельном исследовании студентам-дипломникам и магистрантам.

 

УДК 330.101.5:001.8

ББК 65в6

© Буров И.С., 2014

© Частный институт управления и предпринимательства, 2014

Введение

Экономическое исследование имеет как специфические черты, присущие своеобразию такой области знания, как экономика, так и общие черты, присущие современной исследовательской практике. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть как методологию научного исследования, включающую в себя законы, принципы, подходы и методы познания действительности, так и методологию именно экономического исследования. Вместе с тем, для практических целей подготовки диссертационных и дипломных работ не лишним будет привести некоторые рекомендации по структуре квалификационных работ, этапам процесса их формирования, способам оценки работ и их демонстрации представителям научного сообщества.

Изложенный материал не претендует на полноту изложения. Цель учебно-методического пособия – познакомить читателя с основными понятиями методологии научного экономического исследования, а также представить основные элементы методологии и её структуру.

Более подробную информацию по изложенным темам можно найти в приведенном списке источников литературы и в другой научной литературе.

 

Понятие методологии научного исследования

Методология (от греч. methodos – путь, способ и logos – слово, понятие, идея), система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Объект методологии – процесс научного исследования в его целостности. Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приёмов и операций.

Начатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в Древнем Египте геометрия выступала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей. Важную роль при этом сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их последовательности, выбору наиболее эффективного способа действия.

С развитием производства, техники, искусства, элементов науки и культуры в целом методология становится предметом специальной теоретической рефлексии, формой которой выступает, прежде всего, философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине.

Каждая наука формулирует своё частнопредметное определение методологии.

Марксистское направление

Точка зрения. Направление, изучая прогресс человечества, приоритетной ценностью человечества считает развитие общества, общественных отношений, связанных с разными формами собственности.

Периодизация. Ход истории представляет прогресс человечества, развивающегося по спирали, а периодизация истории строится по общественно-экономическим формациям.

Смысловые понятия. Подход вводит свои понятия, а общеупотроебляемые наполняют смыслом с точки зрения интереса общества. Понятия направления: общественно-экономические формации, классы и классовая борьба, ведущая к уничтожению частной собственности и установлению общественной собственности, революция, коллективизм, товарищество и др.

Причина и оценка фактов. История представляется как закономерность смены общественно-экономических формаций, на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной прогресса общества является коммунистическая формация. Движущей силой прогрессивного развития общества является классовая борьба между имущими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуатируемыми), закономерно приводящая в конечном итоге к уничтожению частной и утверждению общественной собственности. В соответствии с этими представлениями подбираются исторические факты, которые выстраиваются в соответствующую схему причинно-следственной связи, откуда логически и вытекает оценка событий.

 

 

Либеральное направление

Точка зрения. Изучая прогресс человечества, либеральное направление высшей ценностью человечества считает развитие отдельной личности и обеспечение ее индивидуальных свобод. Личность, реализуя свой интерес противостоит другой личности, а также обществу и государству.

Периодизация. В основе периодизации лежит прогресс, понимаемый как эволюция – модернизация. Либеральное направление предлагает следующие этапы модернизационного хода истории: аграрное (традиционное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Основой аграрного общества является ручной труд и коллективная (она же общественная, государственная) собственность. Основой индустриального общества является обновление всех сторон жизни человека и общества с применением машинной техники и частной собственности. Утверждается, что только частная собственность является гарантом личной, индивидуальной свободы и двигателем прогресса.

Смысловые понятия. Подход вводит свои понятия, а общеупотребляемые наполняет смыслом с точки зрения интереса личности. Понятийный аппарат подхода основывается на эволюционном развитии общества (модернизация – обновление) и сотрудничестве (консенсусе) классов.

Понятия направления: модернизация, эволюция, личность, рыночная экономика, выбор исторического пути развития, цивилизация, вариативность истории, цена свершившегося и др.

Причина и оценка фактов. Личность служит отправной точкой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории, ведомой личностью, всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от отдельной сильной личности – героя, харизматического лидера. В соответствии с этим подбираются и факты, в центре которых стоит интерес отдельной личности. Исходя из логики подачи фактов, делаются выводы, и дается оценка истории.

Аспекты системного подхода

Системный подход – это подход, при котором любой объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.

Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.

Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

– системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

– системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

– системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

– системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

– системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

– системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

– системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;

– системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

Культурологический подход

Культурологический подход состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Это значит, что в процессе воспитания и обучения человек не просто изучает культуру, а проживает и переживает ее как свой образ жизни и деятельности, как определенную культурную среду, а также продолжает ее развивать. Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей человека. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать людей в диалоге с другими культурами [1].

Культурологический подход – это создание единого уклада жизни и гармонизация интересов личности человека, семьи, школы, коллектива предприятия и общества.

Философское и психологическое обоснование формирования личности в культуре состоит в том, что исходным для него является признание множественности целей, которые стоят перед человеком, и выбора соответственно адаптивно-приспособительного поведения или того пути, который открывается перед личностью как путь ее бесконечного развития. Это иерархия целей, стоящих перед человеком. Осуществление целей первого порядка – практических, в том числе прагматических – это лишь необходимое средство для выполнения целей второго порядка, которые выдвигает перед человеком культура. Это цели-задания, т.е. задачи высшего порядка, открывающие путь бесконечного развития.

 

Сциентистский подход

 

Сциентизм (фр. scientisme, от лат. scientia – наука, знание) – общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.

Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку во главу идейной и культурной жизни общества. Сциентизм сам по себе не является стройной системой взглядов, а скорее может рассматриваться как определённая ориентация различных систем.

Антисциентизм – полная противоположность сциентизма, отрицающая положительную роль науки в идейной жизни общества.

«Новая философская энциклопедия» указывает на экстремальный характер как последовательно сциентистских, так и последовательно антисциентистских взглядов.

 

Синергетический подход

 

Синергетический подход – совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем.

Синергетика (от греч. сотрудничество, содружество) – междисциплинарное научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному обмену вещества и энергии с окружающей средой в неравновесных условиях, где наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности (т.е. уменьшается энтропия) – происходит самоорганизация системы.

Основные принципы синергетического подхода:

1) объекты – это развивающиеся сложные открытые нелинейные системы (открытость означает способность к обмену энергией, веществом, информацией с внешней средой, а нелинейность означает наличие многих случайных направлений развития, обусловленных внутренними или внешними случайными воздействиями);

2) самоорганизация системы начинается с хаоса (т.е. неустойчивости), когда в существовании системы возможны флуктуации (колебания) – отклонения от средних значений процессов, характеризующих систему;

3) существует альтернативные пути развития системы, которые формируются в точках бифуркации (раздвоения) – точках выбора траектории (стратегии) дальнейшего развития;

4) будущее состояние системы (аттрактор) как бы притягивает, организует, формирует, изменяет наличное ее состояние, где аттракторы выступают как цель (направленность развития системы).

Герменевтический подход

 

Герменевтика (греч. hermeneutike), в широком смысле – искусство истолкования и понимания. Первоначально герменевтика относилась к интерпретации религиозных текстов и смыслов, но в 20 в. приобрела черты философской дисциплины.

Термин hermeneutike употребляет Платон. В ряде случаев (в частности, в Тимее) платоновское употребление этого слова близко к греческому mantike, искусству предсказания; здесь пророк как толкователь специфического сверхразумного смысла назван герменевтом.

Термин “герменевтика” имеет различные трактовки. Например, герменевтикой называют искусство интерпретации (толкования) текстов. Такое значение термина широко распространено. Под текстами здесь понимают любые литературные произведения: художественные, исторические, философские, религиозные.

Термин «герменевтика» употребляется также и в теоретическом смысле: герменевтика – это теория понимания, постижения смысла.

 

Антропологический подход

Антропологический подход – это подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого.

Личность уподобляется понятию индивида. Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида.

Однако этот подход может быть продуктивен при рассмотрении экологических проблем и взаимодействия царств Природы.

 

Феноменологический подход

Феноменологический подход (рhenomenological perspective) – это взгляд, в соответствии с которым социальное поведение направляется субъективной интерпретацией человеком событий окружающей среды.

 

Эзотерический подход

 

В современном мире с его нарастающим множеством противоречий в обществе и экономике описанных подходов, выделяющих каждый лишь одну сторону бытия и познания, уже недостаточно для понимания целей развития человечества и решения планетарных проблем. Пора рассматривать глобальные проблемы, в том числе мировые финансово-экономические кризисы, с космологической точки зрения. В этой связи необходимо рассмотреть ещё один подход к познанию мира – эзотерический.

Эзотерика – это наука обо всём в его единстве. Она подразумевает целостный подход ко всем знаниям. Эзотерика (тайнознание) – это комплекс наук и учений, изучающих скрытую сторону существования человека и окружающего его мира [4].

Тысячелетия назад люди знали о многомерности и единстве мира, о том, что кроме физической оболочки у человека, животных и других объектов есть более тонкие оболочки, взаимодействующие с физической оболочкой и в некотором роде определяющие её форму и свойства. Однако потом это знание было утеряно, и человек стал расплачиваться за своё незнание энергоинформационных законов Мироздания катастрофическими последствиями.

Ещё Аристотель предлагал систему познания, в основе которой лежат логика и метафизика. Логику он называл аналитикой, т.е искусством расчленения понятий. Согласно «Новой философской энциклопедии» метафизика (греч. – μετὰ τὰ φυσικά – то, что после физики) – философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия.

Однако наука «впала в соблазн», и в ней в XVII–XVIII вв. сформировался механистический взгляд на картину мира и всей Вселенной. Великие умы человечества (Галилей, Ньютон, Ломоносов и другие) придали миропорядку образ законченного, завершённого, абсолютного механизма, состоящего из неизменных частей и действующего по универсальным законам. Возникло знание как сумма истин, подлежащих усвоению. Это является на сегодняшний день сущностью образования.

Накапливая знания, развивая науку и технику, человек получил власть над природой и поставил себя над природой, забыв о том, что является её частью. Из этих взглядов появилось хищническое отношение к окружающему миру, ведущее к уничтожению самого человечества.

Однако в наше время немало учёных стало признавать, что материя представляет лишь форму некоторого вида энергии, за этой энергией и формой стоит некая управляющая система, высшая сила. Эзотерики уверены, что высшая сила проявляется через сознание, через мышление, через все виды энергии, через все субстанции – от Высших Иерархий к самой малой живой клетке, через самые высокие тонкие миры к простому минералу, от огромной Вселенной к мельчайшему электрону.

Источником знаний и учений эзотерики являются откровения, умозаключения и опыт. Эзотерические знания приводят к возможности овладения сверхчувственными способностями, к укреплению силы воли возвышению над обыденной жизнью. Эзотерика признаёт априорные знания, полученные путём откровения – обнаружения истины, свободной от заблуждения, воспринимаемой не рассудком, а сердцем.

С одной стороны, эзотерические знания могут быть получены немногими избранными, достигшими определённых высот духовного развития, определённого уровня сознания, что характеризует эзотерику как философско-религиозное мировоззрение, имеющее догматический характер, основанное на вере.

С другой стороны, эзотерика сближается с наукой, так как придерживается научного эмпирического метода, основанного на опыте и умозаключении.

Современная наука переоткрывает древние знания, те, что были известны на Востоке. Открытия современной науки, такие как квантовая теория, переосмысление вакуума как потенциального бытия, в котором заключены все структуры и формы, синергетика, исходящая из единства структуры мира, подтверждают древние эзотерические знания [4].

Таким образом, современные исследования используют различные подходы для получения новых знаний об окружающем мире и отдельных объектах этого многообразного мира.

 

Планирование этапов выполнения диссертационного исследования

 

Диссертационное исследование предполагает изучение ресурсного потенциала, имеющегося в распоряжении исследователя и планирование его использования.

К ресурсному потенциалу относятся денежные средства, личные качества исследователя, техника для работы с информацией, расходные материалы. Следует оценить имеющийся ресурс времени на проведение и оформление результатов исследования, а также пространство, связанное с получением информации, т. е. расстояния до источников информации – библиотек, организаций, знакомых и сотрудников, владеющих потенциальной информацией.

С учётом структурных элементов диссертационного исследования и его этапов выполняется планирование – составление плана исследования со сроками, необходимыми ресурсами и предполагаемыми результатами каждого этапа и подэтапа, которые соответствуют согласованному с научным руководителем содержанию диссертационной работы.

 

Подготовка к защите диссертационного исследования

 

Подготовка диссертационного исследования к защите перед государственной комиссией состоит из нескольких этапов.

Экспертная оценка магистерской диссертации включает предзащиту магистерской диссертации на заседании выпускающей кафедры, отзыв научного руководителя, рецензирование диссертации специалистом по профилю исследования (доктором или кандидатом наук), индивидуальную оценку диссертации членами государственной аттестационной комиссии.

В отзыве научного руководителя должны быть отражены следующие вопросы:

– область науки, актуальность темы диссертации;

– авторство соискателя в проведении исследования и получении результатов, изложенных в диссертации,

– обоснованность и достоверность полученных результатов;

– степень новизны, научная и практическая значимость результатов исследования;

– практическая, экономическая и социальная значимость полученных результатов;

– апробация и возможные масштабы использования основных положений и результатов работы;

– соответствие оформления диссертации заявленным требованиям.

Заключительная часть отзыва содержит вывод о соответствии диссертации установленным требованиям и формулировку о возможности присуждения степени «магистр».

 

34 Защита как заключительный внешний контроль качества
диссертационного исследования

 

Для защиты магистранту необходимо иметь 4 элемента (кроме знаний):

1 Презентацию в электронном виде (слайды).

2 Презентацию на бумажном носителе (каждому члену комиссии и себе).

3 Отзыв научного руководителя с подписью.

4 Рецензию с подписью рецензента и печатью.

Защита магистерской диссертации включает в себя доклад диссертанта, ответы диссертанта на вопросы членов государственной аттестационной комиссии, научную дискуссию по проблемам, затронутым в работе, оглашение отзыва научного руководителя и рецензии на работу, ответы диссертанта на замечания в рецензии.

Доклад диссертанта должен отвечать содержанию магистерской диссертации. Продолжительность доклада – до 10 минут. Недопустимо простое перечисление содержания глав с углублением в детали работы. В докладе должны найти отражение:

1 Цель и задачи исследования.

2 Актуальность и практическая ценность.

3 Основная идея работы, наиболее важные выводы, краткое обоснование практических или теоретических предложений автора.

При защите используются демонстрационные материалы в форме слайдов, отпечатанных раздаточных материалов и т. д.

34 Научная статья: цели, структура, процесс подготовки к печати

Цель написания статьи – 1) передать читателям важные, с точки зрения автора, знания; 2) заявить о себе, как о специалисте в определенном вопросе; 3) укрепить свой престиж в определенном научном сообществе; 4) включить новые знания в научный оборот, и т. д.

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ

ИНИЦИАЛЫ и Фамилия автора

Научная степень, научное звание и/или должность

Название организации

Аннотация статьи, в которой кратко изложена область знания, к которой относится работа, цель исследования, основные результаты, значимость их в данной области знаний.

ВВЕДЕНИЕ. Описывается кратко область знания, к которой относится исследование, состояние ее разработанности на момент проведения исследования, раздел области знания, к которому относится исследование. Излагается целесообразность использования методов исследования. Дается представление о значимости результатов выполненной работы в данной области или разделе знаний.

Краткий анализ работ предыдущих авторов, из которого должно вытекать, что существует проблема, которую необходимо решить, из чего следует, что выбранная тема исследования актуальна. Формулирование проблемы – что нужно сделать в работе.

Цель работы, которая описана в статье в виде результатов.

Задачи, которые ставились при проведении работы.

Теории, гипотезы, методы и принципы, которые были использованы в работе.

Основное содержание исследования.

Результаты работы, сопоставление ее с результатами предыдущих авторов. Новизна того, что получено в результате, с точки зрения теории, с точки зрения возможности практического применения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ или ВЫВОДЫ.

Какие результаты были получены в ходе выполнения работы, благодаря которым удалось решить поставленную проблему?

Какое это имеет значение для науки и практики?

Для кого эти результаты могут представить интерес?

Какое место результаты занимают в определенной области знаний?

Где результаты работы могут быть использованы?

Что еще необходимо сделать в дальнейшем для более полного решения проблемы?

Какие новые области исследования открылись в результате работы?

Варианты:

А) Работа дополняет известные знания.

Б) Работа рассматривает известные факты с другой точки зрения, которые позволяют по-новому интерпретировать прежнее знание.

В) Работа выполнена в той области, где еще не было исследований.

Г) Работа открывает новое направление исследований.

Список использованной литературы.

Этапы написания статьи.

1 Предварительное название (варианты).

2 Сбор материалов для статьи.

3 Цитаты и выписки из литературных источников (с точными ссылками).

4 Запись собственных мыслей по поводу интересующего вопроса.

5 Записи на лекциях, из сообщений по радио и ТВ.

6 Вырезки из газет (с точными ссылками).

7 Ксерокопии статей (с точными ссылками).

8 Составление плана статьи с учетом накопленного материала.

9 Набор чернового варианта статьи.

10 Печать чернового варианта.

11 Обсуждение варианта статьи с коллегами.

12 Корректировка статьи с учетом замечаний и пожеланий.

13 Печатание статьи.

14 Вычитка текста и проверка рисунков и таблиц, в том числе подписей к ним, соответствия нумерации в тексте.

15 Печатание исправленного чистового варианта через 1,5 интервала, размер шрифта – кегль 14 пунктов, Times New Roman (это шрифт, который соответствует требованиям стандартов газет и журналов).

16 Подготовка материалов для рецензии и получение ее у рецензента.

17 Подготовка и написание сопроводительного письма, сопроводительных документов (рецензии, заключения ученого совета и т.п.) для отправки в редакцию.

35 Доклад: цели, структура, процесс подготовки, изложение и обсуждение

Изложенные ниже методические рекомендации пригодны как для доклада при защите диссертационной работы, так и для выступления с научным докладом на конференции, симпозиуме, семинаре.

1. Назовите тему доклада и изложите актуальность работы в одном-двух предложениях. Ясно и четко упомяните область исследования, к которой относится тема доклада, и проблему, которая решена благодаря вашей работе.

2. Упомяните, что до вас похожей проблемой занимались авторы... (перечислите их).

3. Излагайте тезисами суть работы. Выполнен анализ........ Установлено, что……... Получено подтверждение того, что ……………... Удалось обобщить …………….. Выявлены закономерности ………… Установлен факт (наличие явления). Наши результаты сопоставимы с результатами имярек (автор известного исследования). Практически вы концентрированно излагаете расширенные тезисы своей работы. Помните, что чтение вслух одной страницы машинописного текста (кегль 14 пунктов) занимает 2-2,5 минуты. Если вы ее не читаете (это некорректно по отношению к слушателям), а пересказываете, то для оценки примите 3 минуты. Итак, вы имеете 10 минут на изложение 3-х страниц емкого концентрированного текста.

4. Учтите, что из 10-ти минут вам необходимо оставить 2-3 минуты, чтобы изложить выводы, в которых вы свернете в блоки и сконцентрируете еще раз информацию вашего тезисного текста.

5. Таким образом, у вас есть 3 страницы и 7-8 минут на основную часть доклада, 1 страница и 2-3 минуты – на заключение и выводы.

6. Информативность выступления вы можете повысить, подготовив рисунки, плакаты, слайды, которые вы подготовите к демонстрации заранее, до доклада.

7. Не объясняйте, что нарисовано на плакатах или слайдах. Они должны сами рассказывать суть излагаемого материала, без ваших объяснений. Только укажите, например, по ходу выступления: «На слайде 3 приведены результаты экспериментального подтверждения установленного явления». Поясните потом, если будут вопросы.

8. Презентация на электронном носителе – это представление вспомогательных материалов на слайдах. Основные правила: Шрифт – не менее 30 pt. Фон – желательно тёмно-синий, буквы и цифры – жёлтые. (В не очень затемненном помещении это смотрится лучше, чем тёмные буквы на светлом фоне). Минимум информации на каждом слайде (Одна-две короткие фразы, или абзацы с нумерацией, или график, или рисунок и т. п.). Большие буквы и цифры и минимум их в таблице. Помните о возможностях восприятия за несколько секунд демонстрации.

9. Вопросы являются показателем интереса к вашей работе. Попросите коллег записать вопросы и ваши ответы. Анализ вопросов и полноты ваших ответов поможет вам в дальнейшей работе.

 

Итак, вы имеете 3 текста. Каждый из последующих текстов является свернутым концентрированным изложением предыдущего.

1. Текст диссертационной работы. (Результат длительного исследования, как изучения, анализа, дифференциации прошлого опыта и синтеза выделенных вами элементов изученных систем в новую систему).

2. Текст доклада (Тезисы диссертационной работы – краткое изложение цели, задач, методов, основных результатов, научной и практической ценности работы, предложений по практическому применению и дальнейшему развитию полученных результатов).

3. Выводы (Основные результаты, предложения по практическому применению и дальнейшему развитию этих результатов).

Основная задача доклада – донести до слушателей ясно и чётко сформулированные результаты исследования и убедить слушателей в важности представленных результатов для науки и практики.

 

Заключение

 

Научное исследование, в том числе экономическое исследование, неотделимо от того, что называется методологией – системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Даже в тех случаях, когда исследователь не знаком с теоретическими основами методологии, он всё равно пользуется практическими методами и применяет их неосознанно. Намного эффективнее исследовательская деятельность, когда методология научного исследования применяется осознанно. В этом случае исследователь может грамотно выстроить структуру исследования, его этапы, применить различные методы, сэкономить силы и время, получить достойные результаты.

Знание существующих в науке методологических подходов и методов позволяет исследователю правильно выбрать путь, соответствующий выбранной теме и объекту исследования.

Выбор метода исследования должен соответствовать как целям исследования, так и опыту, который есть у исследователя.

Оформление результатов исследования, например, в виде диссертационной работы, требует знания структуры работы, последовательности и правил оформления. Представление результатов научного исследования для оценки специалистами также имеет свою специфику, которая обусловлена правилами подготовки научной статьи и выступления с подготовленным научным докладом. Рекомендации для этого также представлены в учебно-методическом пособии.

Следует надеяться, что пособие поможет диссертантам и студентам-дипломникам в их исследовательской работе, а также в правильном оформлении и успешной защите результатов исследования.

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………….  
1 Понятие методологии научного исследования ……………………………………  
2 Истоки методологии научного исследования …………………………………….  
3 Общенаучная методологическая основа науки …………………………………..  
4 Понятие методологического подхода в познании мира …………………………  
5 Системно-структурный подход в научном исследовании ………………………  
6 Гуманистический подход в научном исследовании ……………………………..  
7 Культурологический подход ………………………………………………………  
8 Сциентистский подход …………………………………………………………….  
9 Холистический подход в научном исследовании ………………………………..  
10 Синергетический подход …………………………………………………………  
11 Герменевтический подход ……………………………………………………….  
12 Антропологический подход ……………………………………………………..  
13 Феноменологический подход ……………………………………………………  
14 Эзотерический подход ……………………………………………………………  
15 Понятие метода научного исследования ………………………………………..  
16 Практические методы научного познания ………………………………………  
17 Логические методы обоснования научных знаний …………………………….  
18 Эвристические методы научного познания …………………………………….  
19 Экономическая наука и её специфика ……………………………… ………….  
20 Методологическое взаимодействие наук ……………………………………….  
21 Основные этапы экономического исследования ……………………………….  
22 Научные и ненаучные методы экономических исследований …………………  
23 Исторический метод экономического ис

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.