Тема: зарождение эстетической мысли в античности — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема: зарождение эстетической мысли в античности

2017-09-28 434
Тема: зарождение эстетической мысли в античности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА

 

План

1. Художественный образ:

а) образ как всеобщая категория художественного творчества;

б) А. А. Потебня о художественном образе как воспроизведенном представлении;

в) онтологический, гносеологический, эстетический аспекты художественного образа;

г) образ в семиотическом аспекте, образ и знак;

д) жизнеподобие и условность в художественном образе;

е) виды художественного образа в литературном произведении: образ-представление, образ-персонаж, голос (первичный субъект речи).

2. Литература как искусство слова:

а) невещественность образов в литературе, Г. Э. Лессинг об универсальности образов художественной словесности;

б) речь как средство и как предмет изображения; М. М. Бахтин о проблеме «взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».

3. Место литературы в ряду других искусств и в культуре общества.

 

Терминологический минимум

Вымысел художественный, знак, искусство, материальный носитель образности, образ художественный, словесная пластика, типическое в литературе, условность.

 

Литература

1. Асмус, В. Ф. В защиту вымысла / В. Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.

2. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики / М. Бахтин. – М., 1975. – С. 145–149.

3. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. – М., 1956. (О специфике содержания искусства).

4. Грехнев, В. А. Словесный образ и литературное произведение / В. А. Грехнев. – Нижний Новгород, 1998.

5. Гачев, Г. Д. Образ в русской художественной культуре / Г. Д. Гачев. – М., 1981.

6. Дмитриев, В. А. Реализм и художественная условность / В. А. Дмитриев. – М., 1974.

7. Дмитриева, Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. – М., 1962.

8. Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. – М., 1972.

9. Лессинг, Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г. Э. Лессинг. – М., 1957.

10. Михайлова, А. О художественной условности. – 2-е изд. / А. Михайлова. – М., 1970.

11. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня. – М., 1990. – С. 22–54, 132–141.

12. Семиотика. – М., 1983.

13. Скиба, В. А. Образ художественный // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / В. А. Скиба, Л. В. Чернец; под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999. – С. 209–220.

14. Трофимова, Р. П. Филологическо-лингвистические концепции в русской эстетике (А. А. Потебня, А. Н. Веселовский) // История эстетической мысли: в 6 т. – Т. 4: Вторая половина ХХ века / Р. П. Трофимова. – М., 1987. – С. 248–263.

15. Храпченко, М. Б. Горизонты художественного образа / М. Б. Храпченко. – М., 1982.

16. Чудаков, А. П. Слово – вещь – мир / А. П. Чудаков. – М., 1992.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: ЗАРОЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В АНТИЧНОСТИ

 

План

1. Идеалистическая философия Платона и её художественное значение.

2. Учение Платона о прекрасном. Учение об искусстве и его роли и месте в идеальном государстве («Государство», «Законы», «Пир», «Гиппий Больший»).

3. Нормативная поэтика Аристотеля. Главные труды Аристотеля «Этика» и «Поэтика». Учение о прекрасном.

4. Учение Аристотеля об искусстве как мимезисе. Деление искусства на виды, литературы – на роды.

5. Учение Аристотеля о трагедии и катарсисе.

6. Взгляд Аристотеля на проблему автора и произведения.

 

Литература

1. Фесенко, Э.Я. Теория литературы: учебное пособие / Э.Я. Фесенко. – М., 2008.

2. Хализев, В.Е. Теория литературы. 5-е изд. доп. и испр. / В.Е. Хализев. – М., 2009.

3. Аверинцев, С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // С.С. Аверинцев. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.

4. Аристотель. Поэтика. Риторика // Аристотель и античная литература. – М., 1978.

5. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

 

Задание

1. Законспектировать указанные труды античных мыслителей;

2. Привести примеры влияния идеалистической философии Платона на литературный процесс;

3. Подумать, насколько актуально учение Аристотеля об искусстве как мимезисе.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

ТЕМА: «ВЕЩНЫЙ МИР

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

ТЕМА: «НЕАВТОРСКИЙ» РЕЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

ТЕМА: КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

План

1. Архитектоника и композиция: значение терминов. М. М. Бахтин об архитектонической и композиционной формах художественного произведения.

2. Мотив:

а) семантическая трактовка мотива в трудах А. Н. Веселовского, А. Л. Бема, О. М. Фрейденберг;

б) определение понятия «мотив» в трудах Б. В. Томашевского, В. Я. Проппа;

в) сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема;

г) семантика, синтактика, прагматика мотива;

д) типологии и классификации мотивов (лирические, эпические, драматические; описательные, сюжетные; интертекстуальные, внутритекстовые; мифологические и др.).

3. Монтаж:

а) возникновение и значение термина;

б) принципы монтажной композиции литературного произведения;

в) приемы монтажа в сюжетных произведениях, «монтажные фразы» (В. Е. Хализев).

4. Содержательность композиции. Значение композиции в художественной реализации авторского замысла и идеи произведения.

 

Вопросы и задания

1. Какова роль предикативного начала в семантической структуре мотива? Чем объясняется неразличение понятий «мотив» и «тема» в практике литературоведческого исследования?

2. Исследуя теорию мотива, И. Силантьев выявляет четыре подхода в трактовке этого понятия: семантический, морфологический, дихотомический, тематический. Охарактеризуйте каждый из них. Какая из трактовок оказывается наиболее адекватной изучению художественной литературы нового времени?

3. Опираясь на работы исследователей теории мотива, сформулируйте системное определение мотива.

4. Докажите, что мотив является не только важной составляющей композиции, но и тесно связан с другими уровнями произведения: тематическим, концептуальным, образным.

5. Приведите примеры элементов монтажной композиции в произведениях русской литературы XIX века.

6. Проанализируйте композицию рассказа Л. Н. Толстого «Три смерти». Какова роль монтажной композиции в художественной реализации авторской идеи?

Терминологический минимум

Актант, архитектоника, вставные эпизоды, инвариант, интертекстуальность, композиция, лейтмотив, лирическое отступление, монтаж, мотив, нарратив, предикативность, сюжет, хронотоп.

Литература

1. Бахтин, М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

2. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов / А. Н. Веселовский // Историческая поэтика. – М., 1989.

3. Ветловская, В. Е. Вопросы теории сюжета / В. Е. Ветловская // Русская литература и культура Нового времени. – СПб., 1994.

4. Гаспаров, Б. М. Литературные лейтмотивы / Б. М. Гаспаров. – М., 1994.

5. Жолковский, А. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст / А. К. Жолковский, Ю. К. Щеглов. – М., 1996.

6. Кайда, Л. Г. Стилистика текста: от теории композиции – к декодированию: учебное пособие / Л. Г. Кайда. – М., 2004.

7. Краснов, Г. В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса / Г. В. Краснов // Вопросы сюжета и композиции. – Горький, 1980.

8. Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы». «Вечные сюжеты» русской литературы. «Блудный сын»и др. / Отв. ред. Е. К. Ромодановская, В. И. Тюпа. – Новосибирск, 1996.

9. Мелетинский, Е. М. Семантическая организация мифологического повествования и проблема создания семиотического указателя мотивов и сюжетов / Е. М. Мелетинский // Ученые записки Тартуского гос. университета. – Вып. 635. – Тарту, 1983.

10. Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. – М., 1988.

11. Пропп, В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. – Л., 1928.

12. Путилов, Б. Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива / Б. Н. Путилов // Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. – СПб., 1992.

13. Путилов, Б. Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору: сборник статей в память В. Я. Проппа. – М., 1975.

14. Руднев, В. Структурная поэтика и мотивный анализ / В. Руднев // Даугава. – 1990. – № 1.

15. Силантьев, И. В. Поэтика мотива / И. В. Силантьев. – М., 2004.

16. Тамарченко, Н. Д. «Композиция и архитектоника» или «композиция и конструкция»? (М. М. Бахтин и П. А. Флоренский) / Н. Д. Тамарченко // Литературоведение и литературоведы. – Коломна, 1996.

17. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. – М., 1996. (Раздел: Тематика.)

18. Эйзенштейн, С. М. Вопросы композиции / С. М. Эйзенштейн // Избранные статьи. – М., 1956.

19. Эйзенштейн, С. М. Монтаж / С. М. Эйзенштейн. – М., 2000.

20. Яблоков, Е. А. Мотивы прозы Михаила Булгакова / Е. А. Яблоков. – М., 1997.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА

 

План

1. Художественный образ:

а) образ как всеобщая категория художественного творчества;

б) А. А. Потебня о художественном образе как воспроизведенном представлении;

в) онтологический, гносеологический, эстетический аспекты художественного образа;

г) образ в семиотическом аспекте, образ и знак;

д) жизнеподобие и условность в художественном образе;

е) виды художественного образа в литературном произведении: образ-представление, образ-персонаж, голос (первичный субъект речи).

2. Литература как искусство слова:

а) невещественность образов в литературе, Г. Э. Лессинг об универсальности образов художественной словесности;

б) речь как средство и как предмет изображения; М. М. Бахтин о проблеме «взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».

3. Место литературы в ряду других искусств и в культуре общества.

 

Терминологический минимум

Вымысел художественный, знак, искусство, материальный носитель образности, образ художественный, словесная пластика, типическое в литературе, условность.

 

Литература

1. Асмус, В. Ф. В защиту вымысла / В. Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. – М., 1968.

2. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики / М. Бахтин. – М., 1975. – С. 145–149.

3. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. – М., 1956. (О специфике содержания искусства).

4. Грехнев, В. А. Словесный образ и литературное произведение / В. А. Грехнев. – Нижний Новгород, 1998.

5. Гачев, Г. Д. Образ в русской художественной культуре / Г. Д. Гачев. – М., 1981.

6. Дмитриев, В. А. Реализм и художественная условность / В. А. Дмитриев. – М., 1974.

7. Дмитриева, Н. А. Изображение и слово / Н. А. Дмитриева. – М., 1962.

8. Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. – М., 1972.

9. Лессинг, Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г. Э. Лессинг. – М., 1957.

10. Михайлова, А. О художественной условности. – 2-е изд. / А. Михайлова. – М., 1970.

11. Потебня, А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня. – М., 1990. – С. 22–54, 132–141.

12. Семиотика. – М., 1983.

13. Скиба, В. А. Образ художественный // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / В. А. Скиба, Л. В. Чернец; под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999. – С. 209–220.

14. Трофимова, Р. П. Филологическо-лингвистические концепции в русской эстетике (А. А. Потебня, А. Н. Веселовский) // История эстетической мысли: в 6 т. – Т. 4: Вторая половина ХХ века / Р. П. Трофимова. – М., 1987. – С. 248–263.

15. Храпченко, М. Б. Горизонты художественного образа / М. Б. Храпченко. – М., 1982.

16. Чудаков, А. П. Слово – вещь – мир / А. П. Чудаков. – М., 1992.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: ЗАРОЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В АНТИЧНОСТИ

 

План

1. Идеалистическая философия Платона и её художественное значение.

2. Учение Платона о прекрасном. Учение об искусстве и его роли и месте в идеальном государстве («Государство», «Законы», «Пир», «Гиппий Больший»).

3. Нормативная поэтика Аристотеля. Главные труды Аристотеля «Этика» и «Поэтика». Учение о прекрасном.

4. Учение Аристотеля об искусстве как мимезисе. Деление искусства на виды, литературы – на роды.

5. Учение Аристотеля о трагедии и катарсисе.

6. Взгляд Аристотеля на проблему автора и произведения.

 

Литература

1. Фесенко, Э.Я. Теория литературы: учебное пособие / Э.Я. Фесенко. – М., 2008.

2. Хализев, В.Е. Теория литературы. 5-е изд. доп. и испр. / В.Е. Хализев. – М., 2009.

3. Аверинцев, С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // С.С. Аверинцев. Поэтика древнегреческой литературы. – М., 1981.

4. Аристотель. Поэтика. Риторика // Аристотель и античная литература. – М., 1978.

5. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987.

 

Задание

1. Законспектировать указанные труды античных мыслителей;

2. Привести примеры влияния идеалистической философии Платона на литературный процесс;

3. Подумать, насколько актуально учение Аристотеля об искусстве как мимезисе.

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.