Выделение и анализ базовых понятий по проблеме исследования (глоссарий) — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Выделение и анализ базовых понятий по проблеме исследования (глоссарий)

2017-09-28 593
Выделение и анализ базовых понятий по проблеме исследования (глоссарий) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Умею: выделить базовые понятия по проблеме исследования, раскрыть их индивидуально в разных направлениях и дать свою характеристику рассматриваемым понятиям.

Знаю: термины базовых понятий по проблеме исследования.

Владею навыками: составления глоссария по проблеме исследования.

Для того чтобы разобраться в проблеме нам необходимо рассмотреть понятия состояние, психические состояния, саморегуляция, саморегуляция психических состояний, формирование способности к саморегуляции психических состояний, формирование способности к саморегуляци психических состояний у студентов СПО.

Для начала необходимо раскрыть общее понятие «».

С точки зрения языка, состояние – пребывание в каком либо положении, расположение духа, настроение.

В понятие «состояние» как настроенность (настроение) человека, на он сам может оказывать, но которая в данный все его, мысли и.

Далее, перейдем к изучаемого нами – психическому состоянию. В психологии, психическое - это особая, объединяющая большую психических явлений. Многогранность сложность феномена состояний породили разнообразных подходов его изучению, соответственно, большого определений самого.

В работе «Психология характера» Н.Д. Левитов такое определение состоянию «это психическая деятельность определенный период, характеризующаяся своеобразием

процессов и в зависимости отражаемых предметов, действительности, предшествующего состояния и свойств личности». По Н.Д. Левитова, «Всякое психическое состояние как переживанием, и деятельностью, некоторое внешнее. Только следуя принятому отечественной психологии единства психики деятельности, можно описать и психическое состояние».

Исследователь Ю.Е. Сосновикова: «Если под понятием «» разумеется сложная взаимосвязанных друг другом психических, то психическое - это конкретное соотношение и этих компонентов определенный период, временное состояние системы. В этом аспекте состояние компонентом психики». Отсюда, что психическое - это конкретное всех компонентов явлений психики данный период, которое всегда. Кроме того, психические являются реакцией настоящую, существующую данный момент.

Еще одна точка на изучаемое существует у Е.П. Ильина, мнению которого состояние следует как системную. Состояние в самом смысле - «это функциональных систем в целом на внешние внутренние воздействия, на сохранение организма и его жизнедеятельности конкретных условиях». Здесь делается акцент единстве психических физиологических признаков. Это реакции личности внешние и стимулы, направленные достижение полезного.

Теперь можно сформулировать: под психическим понимается психическая, включающая в и субъективный личности, и его выражения, на функциональном мозга, то психическое состояние как понятие, в определенный времени повышать понижать активность деятельности. Можно также отметить, что психические обуславливают временные психики в (подъем, уверенность,, удовлетворенность, сомнения,, подавленность и.д.), от зависят уровни познавательных процессов, внешних воздействий человека, успехи деятельности.

Представления о саморегуляции в отечественной психологии складывались в разных областях: познавательной и личностной активности субъекта, мотивационной регуляции деятельности, роли самосознания в подготовке и осуществлении выбора.

Конопкин О.И., Моросанова В.И. понимали саморегуляцию как определенного рода психическую активность, которая связана не только с непосредственным исполнением деятелньости, но и сопровождающая процесс ее осуществления.

Рассматривая позицию П.К. Анохина, можно сказать, что саморегуляцию психических состояний он трактует как универсальное свойство организма, определяющее его приспособительные и защитные отношения ко всякого рода внешним воздействиям, как основу жизни целостного организма.

Таким образом, обобщив отечественных физиологов, отметить, что саморегуляцией, в числе и психических состояний, понимали процесс функционально-морфологического организма индивида, уровня его тонуса, высокого деятельности и оптимальных возможностей удовлетворения имеющихся в деятельности, достижения определенных.

В рамках системно- подхода мы группу авторов изучении феномена (Иванов Ф.Е., Конопкин О.А., Пономаренко В.А., Рубинштейн C., Шадриков В.Д., Щедровицкий Г.Л. и др.), раскрывают сущность через деятельность. Объектом при этом процесс достижения, собственная активность, человека.

Таким образом, заслугой данной группы то, что рассматривается ими взаимосвязь таких, как цели, сбора и информации об, в которых выполнять деятельность, решения о необходимых действий достижению поставленной и выбор (последовательности) действий собственно реализация, однако следует, что данная позволяет раскрыть процессуальную сторону феномена и дает целостного об изучаемом.

Значительный вклад в представлений о внесли ученые, придерживающиеся системно-деятельностного подхода, к условно можно В.А. Ганзена, Л.Т. Дикую, Л.А. Карпенко, А.О. Прохорова, В.И. Щедрова, Н.Н. Ярушкина и других. Так, концепции Л.Г. Дикой рассматривается как психическая и как система, имеющая строение и механизмы, запускающие процесс в субъекта.

Таким образом, обобщая ученых, придерживающихся -деятельностного подхода, отметить, что саморегуляцией психических они понимают характеристику, отражающую личности к функционированию в системах и в намеренной человеком параметров (состояния, поведения,, взаимодействия с), которые оцениваются как желаемые.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, - это «высший и подлинное субъекта жизни». Посредством личности поддерживается уровень активности от изменчивости состояний, а качества, связанные чувствами, мотивацией,, согласуются с условиями и решаемой субъектом. Так, высокий уровень приводит к, что регуляция текущих состояний требует от тех волевых, которые необходимы низком уровне. Саморегуляция рассматривается как личности, и развитие у рефлексивных навыков поиск жизненных способствуют достижению уровней саморегуляции.

На основе обобщения представлений ученых, под саморегуляцией психических состояний мы понимаем системно-организованный процесс внутренней психической активности человека, обеспечивающей мониторинг, оценку и коррекцию психических состояний, сопровождающихся внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений.

Понятие «формирование» означает целенаправленный процесс приме­нения факторов и средств в развитии личности, не определивших изначально его естественного хода, способствующих раскрытию сущностных сил челове­ка в единстве с присвоением социокультурных ценностей.

В педагогике понятие формирование рассматривается как процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

В Национальной педагогической энциклопедии понятие «формирование» имеет несколько трактовок: 1) Становление личности под воздействием различных факторов, результат на данный момент; 2) Целенаправленное воздействие на ребенка с целью создания условий для возникновения у него новых психологических образований, качеств; 3) Целенаправленное привитие индивиду или социальной общности определенных черт, свойств, качеств.

В нашем случае подойдет второе определение. Исходя из уже имеющихся данных, «формирование способности к саморегуляции психических стояний» будет пониматься нами как целенаправленное воздействие на индивид, с целью развития у него способностей к саморегуляции, позволяющих ему корректировать и оценивать свои психические состояния, которые сопровождаются внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений.

Понятие «Формирование способности к саморегуляции психических состояний у студентов СПО» будет звучать аналогично предыдущему: целенаправленное воздействие на студента СПО, с целью развития у него способностей к саморегуляции, позволяющих ему корректировать и оценивать свои психические состояния, которые сопровождаются внешними признаками, имеющими динамический характер, не являющихся психическими процессами или свойствами личности, выражающихся чаще всего в эмоциях, окрашивающих всю психическую деятельность индивида и связанных с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом через рефлексию и анализ своих поведения, деятельности и отношений.

Наибольший интерес в современных психолого-педагогических исследованиях, связанных с проблемами повышения эффективности учебного процесса, вызывают обоснование и проверка педагогических условий, которые обеспечивают успешность осуществляемой деятельности.

Для начала, необходимо проанализировать основные черты и признаки понятия «условие».

В справочной литературе понятие «условие» понимается как: 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь.

Философская трактовка данного понятия связывается с отношением предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может: существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), с наличием которого следует существование данного явления; то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое). Т.е. совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, возникновения, существования и развития.

В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность явлений внешней и внутренней среды, вероятностно влияющих на развитие конкретного психического явления, причем это влияние опосредовано активностью личности, группы людей.

Педагоги занимают схожую с психологами позицию, рассматривая условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности (В.М. Полонский).

Поэтому, по результатам анализа современной научной литературы, можно сделать вывод, что понятие «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями:

1. условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.;

2. обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека;

3. влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.).

Психолого-педагогические условия являются одной из разновидностей педагогических условий. Они рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса. Данный вид педагогических условий обладает следующими характерными признаками:

1) психолого-педагогические условия также рассматриваются учеными как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;

2) совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психолого-педагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагогов или воспитанников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;

3) основной функцией психолого-педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы;

4) совокупность психолого-педагогических условий подбирается с учетом структуры преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогического процесса.

Таким образом, под психолого-педагогическими условиями формирования способности к саморегуляции психических состояний студентов СПО в процессе обучения мы будем понимать характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит успешное решение задач целостного педагогического процесса.

Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты. Целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. В процессе обучения учитываются ценностные ориентации студента и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

То есть, личностно-ориентированное занятие – это определенным образом спланированная процедура, создающая условия для развития у воспитанников способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации, позволяющая более полно проявить и реализовать его возможности в соответствии с его подготовкой, способностями и психофизиологическими особенностями.

Суть личностно-ориентированных занятий заключается в постоянном обращении к субъективному опыту подростка, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом - признание самобытности и уникальности каждого студента.

ПОДГОТОВКА К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ:


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.