Нейропсихология имеет давнюю историю, которая берёт своё начало с доисторических времён. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Нейропсихология имеет давнюю историю, которая берёт своё начало с доисторических времён.

2017-09-28 225
Нейропсихология имеет давнюю историю, которая берёт своё начало с доисторических времён. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

26.04.2017

Экзамен – 26 мая

Книга – Е.Д. Хомская «Нейропсихология»

Д/з 1) прочитать раздел теории системные динамические локальные функции, основные понятия нейропсихологии: синдром, симптом, фактор.

А.Р. Лурия – отечественный психолог, основатель нейропсихологии.

В начале 40-х гг. – рождение отечественной нейропсихологии.

Нейропсихология определяется как область психологической науки, изучающая мозговые основы психической деятельности человека, их нарушения и восстановление в результате локальных поражений головного мозга.

Имеет тесные связи с рядом дисциплин:

- неврология;

- физиология ВНД;

- лингвистика;

- социология;

- философия

Представляет собой междисциплинарную область исследований.

Нейропсихология имеет давнюю историю, которая берёт своё начало с доисторических времён.

В последние 200 лет интерес к изучению связи мозга резко оживился.

В ХIХ веке – появились первые теории «как процессы психологические связаны с деятельностью человека?»

В начале ХIХ века Франц Йозеф Галль – австрийский врач и анатом, выдвинул теорию о «френологии» и стал её основателем.

(лат. «теория способностей»).

Френология пыталась объяснить, почему люди проявляют интерес в той или иной деятельности себя лучше остальных.

Развитие способностей связано с развитием соответствующей области мозга, если эта область развита лучше, чем у других люде, то у данного индивидуума способность будет ярко выражена.

В этой теории каждой области была приписана способность.

Теория канула в лето со смертью Галля.

В 1861 году французский хирург, анатом Поль Брока – выдвинул теорию – «узкий локализационизм».

Это была совершенно новая теория.

Предполагала, что у каждой психической функции есть своё место в локализации мозга.

Так же описывает центр мозга«центр Брака», другие описывают другие зоны.

Если повреждается определённая область мозга, то функция утрачивается. Не рассматривает вариант восстановления.

Поль отмечает, что после травм головы наблюдается расстройство речи (чаще у правшей).

Правило Брака – полушария, отвечающие за речевые процессы, находятся на противоположной стороне руки.

1. Доминантное полушарие – речевые процессы

2. Субдоминантное полушарие – неречевые процессы

В конце ХIХ века английский невролог Джексон – вводит теорию «антилокализационизм».

Мозг – единая система. Любая сложная психическая функция требует участия мозга в целом.

Теории: мозг специализированный

К началу ХХ века возникает кризис. Новых теорий нет, старые не актуальны.

К началу 40-х кризис спал. Новые теории помогли.

Симбиоз теорий физиологии + психологии + социологии дают начало теории «Функциональных систем», которую выдвинул П.К. Анохин. И она полностью развенчивает теорию Павлова.

Эта теория говорит, что между сложными физиологическими (спать, есть и т.д.) процессами и психологическими функциями есть связь и представляет собой функциональные системы:

- имеют афферентные звенья;

- эфферентные ;

- руководствуются целью;

- имеют возможность различными способами достигать этой цели, а выбор зависит от того, в каких функциях протекает.

- пищеварительная система

- кровеносная система новые понятия Анохина в медицине

- дыхательная

ВПФ – этот тип задействует разные отделы головного мозга, разные его уровни, работа зависит от того, насколько хороши связи связывающие элементы в единое целое.

В онтогенезе эти связи становятся более сильными и прочными. Каждая связь не дублируется другими элементами.

Афферентное поле – совокупность сигналов, поступающих от разных систем и обеспечение функционирование конкретной физической функцией.

Выделяются:

- ведущая афферентация – определяется характером самой функцией.

Не появляется автоматически, формируется в онтогенезе (2-3 года).

- вспомогательная афферентация – выполняет функцию стабильности выполнения процесса.

Чем старше головной мозг, тем больше он специализирован и стабилен.

Нарушение психических функций – определяется как закономерность нарушений рядом, функции связанных с нарушением одного и того же фактора.

Фактор – принцип психофизической работы определённого участка головного мозга.

- правополушарные факторы

- левополушарные (стволовые). Лучше изучены

 

 


Работа коры межполушарный работа подкорки

Мануальная асимметрия

Какой рукой пишет – правшество, левшество

Выполняет разные функции – праворукость, леворукость.

Амбидекстр – скрытый левша (переученный)

Владеет обеими руками одинаково.

Слуховая асимметрия

Методика дихотического прослушивания:

- закрыть одно ухо;

- послушать тиканье часов;

- дать трубку телефона

Оптимально, если ведущего уха нет. Либо идёт правополушарное восприятие речи.

Особенно это + после травм

Глазная асимметрия

Какой глаз ведущий, тем мы и присматриваемся

· Нейропсихологическая реабилитация – разрабатываются методы на восстановление функций.

· Нейропсихология индивидуальных различий

· Экспериментальная нейропсихология:

- функциональное МРТ (дают определенную задачу и делают снимки мозга).

11.05.2017

I Блок

Состав:

Ствол мозга, меднобазальные отделы коры лобных и височных областей.

Формируется раньше других.

Человек с рождения с практическим сформированным I Блоком, но сложные частные формируются к 6-7 годам.

Функции:

Регулирование уровня активности.

Ретикулярная формация – биологические часы.

Можем воздействовать на ретикулярную формацию (внутр. уст)

Нисходящая ретикулярная формация располагается в медно-базальных отделах лобных и височных областей.

II Блок

Состав:

Корковый отдел:

- височные доли;

- затылочная;

- теменная

Вся поверхность больших полушарий располагается назад, к центральной извилине.

Функция:

Осуществляются прием символов от рецепторов – анализируется – извлекается при необходимости.

(приобретается – систематическое – перед. знания)

Модально-специфическая

Развивается динамично.

Видим целостный объект.

Развивается от 2-3 лет.

Третичные поля связаны с работой только вторичных полей.

Обрабатывает информацию, которая пришла в: разные анализаторы и соединяет её в целое.

III Блок

Состав: лобная доля (передняя у извилины)

Пенин

Формируется:

У женщин: 16-18 лет

У мужчин: 18-21

При поражении:

- общая активность;

- пропадает интерес к окружающему миру, себе;

- нет желаний;

- коммуникации;

- трудно планировать;

- трудно организовать себя

Раньше считали, что лобные доли это «питомник» нервных клеток.

Функции: организовывать работу всех других блоков мозга.

I Блок – заставляет включать и выключать, перестраивать биологические часы.

II Блок – управление памятью, мышлением (ставим цель)

Все 3 блока работают в сцепке с другими.

Предметная агнозия

Возникает вследствие сужения объёма зрительного восприятия. Невозможно одновременное восприятие более одного признака предмета. Из-за этого человек не может понять предмет, который он видит. Строит догадки, предполагает. Не удаётся в совокупности свойств увидеть этот предмет. (Положить предмет в руки, т.к. исследуется окружающий мир руками).

Символическая агнозия – нарушение восприятия символов (буквы, цифры, ноты). Возникает только при поражении левого полушария (опосредованно речью).

Изолировано нарушение восприятия цифр (цифровая агнозия)

Формируется к 6-7 годам.

Агнозия появляется во взрослом возрасте.

Цветовая агнозия – нарушение зрительного восприятия

При поражении правого полушария. Нарушается способность к воображению цвета, к соотнесению цвета и предмета.

Не видит сновидения/не цветные сны

(височно-затылочные отделы и правого и левого, субдоминантного полушария)

Лицевая агнозия – только при поражении правого полушария (как и цветовая).

Человек не узнаёт лица (родителей, близких). Многие ограничивают личные контакты.

Самая сложная агнозия.

Лицевой гнозис – самый коротки период формирования к 3 месяцам

При поражении вторичных полей зрительного анализатора. Височно-теменная область правого, субдоминантного полушария.

Симкльтанная агнозия – повреждение стука теменной и затылочной областей.

Человек не может видеть более 1 объекта (объём зрительного восприятия сужается) синдром Балинта.

Зрительный символический гнозис к 7-8 годам (именно символическая агнозия проявляется после 7-8 лет)

Импринтинг – запечатление зрительного образа (пример с утятами)

Слуховые агнозии – при поражении вторичных полей слухового анализатора

1. слуховые речевые агнозии

2. слуховые неречевые агнозии

Палочки за чёрно-белое.

23.05.2017

Классификация апраксий.

А.Р Лурия выделяет 4 вида апраксий:

1) регуляторная (префронтальная);

2) кинестетическая;

3) пространственная (апракпагнозия);

4) кинетическая (динамическая);

1) конвекситальная префронтальная коре левого полушария;

2) нижние отделы постцентральной области (1, 2 и частично 40поле, преимущественно левого полушария);

3) теменно-затылочные отделы коры левого и правого полушария (границы 19 и 39 поля);

4) нижние отделы премоторной области левого полушария (6 и 8 поля)

Регуляторная апраксия.

Механическое нарушение – распад двигательных программ, невозможность смычения результата с намерением.

Клиническая картина:

Патологическая инертность – системные персеверации целой двигательной программы в целом.

· Эхопраксии

Эхопраксия – бесконтрольное подражательное повторение движения.

· Адинамия, спонтанность поведения

Кинестетическая апраксия.

Механизм нарушения – нарушение проприоцептивной афферентации.

Проприоцептивные сигналы образуют связи от рецепторов, располагающихся на органах, связках, сухожилиях (положение тела в пространстве, чувствительность).

Клиническая картина:

1. нет парезов;

2. движения недифференцированы, плохо управляемы (симптом «рука – лопата»);

· Апраквия позы;

· При зрительном контроле возможно лишь … (?)

Пространственная апраксия.

Антиципация движений.

Динамическая апраксия

Персеверация движений – непреднамеренное повторение совершаемого движения.

Контаминация движений.

Левое полушарие ведущее по организации движений (левая премоторная область)

Читать: Хомская, Лурия

Нарушения речи.

Афазия – нарушение речи, возникающее при поражении корковых отделов мозга и приводящее к дезинтерации психической сферы, личности больного и его деятельности в целом (Л.С. Цветкова, 2011).

Афазия – не только изменение речи, но и нарушение личности психической сферы вследствие изменений.

Речь локализована в лобных долях 1806 год, Ф. Галль (первое научное упоминание о связи мозга с речью).

1825 год – Буийо разделение на «общую и языковую способность» и «способность к артикулированной речи». Локализует речь в лобных долях.

1861 год – открытие П. Брока «центра устной речи» в задних отделах лобных долей левого полушария мозга.

1874 год – открытие Вернике «центра понимания речи» в височных отделах мозга левого полушария мозга. Первым предлагает классификацию афазий. Считается основателем нейропсихологической речи – афазиологии.

Классификация афазий.

Форм по А.Р. Лурия

Группа моторных афазий:

· Эфферентная моторная

Группа височных афазий:

· Акустико-гностическая (сенсорная) афазия;

· Акустико-мнестическая афазия

Группа теменных афазий:

· Семантическая афазия;

· Амнестическая афазия

Лобные афазии:

· Динамическая афазия

Топика – очаг поражения

Моторные афазии.

Топика поражения – поражение задней части 3 лобной извилины (44 поле «зона Брока»)

Центр механизм (фактор) – патологическая инертность раз возникшего стереотипа.

Афферентная моторная афазия

Топика поражения – нижняя треть

Постцентральной извилины.

Центральный механизм (фактор) непреднамеренное повторение совершаемых движений (персеверация)

Клиническая картина:

· Полное отсутствие устной речи (при грубом нарушении);

· Обилие литеральных парафазий

Звук заменяется на близкий по артикуляции (б-п; т-д; г-к; в-ф; ш-щ)

Примеры: мальтики, гибы, синег, погибеда

Нарушается письмо, чтение

Психологическая картина: нарушается моторная программа в речи.

Динамическая афазия.

Топика поражения: поражение зоны, лежащей кпереди (?) спереди от зоны Брока дополнительного поля Генфильда.

Клиническая картина: замена продуктивной речи речевыми шаблонами (ясно, понятно, отлично).

· Нарушение предикативности – отсутствие глаголов;

· Рубленная фраза;

· Большие паузы между словами

Психологическая картина: нарушается монологическая и диалогическая речь

· Доступны те фразы, в которые заложены готовые программы высказывания;

· Сохранна автоматизированная речь;

· Рядовая речь, чтение стихов, пение, речевые штампы

Пример: «Дороги…парень…бежит…на дороге»

Мужчина…коньки…осторожно лёд

(Составление рассказа по картинкам сюжетным)

Сенсорная афазия.

Нарушение чтения и письма

24.05.2017

Семантическая афазия.

Топика поражения:

Зона ТПО (39 и 40 поля, задняя часть 37 и передняя часть 19)

 

 

Теменные, височные, затылочные области.

Центральный механизм: нарушение симультанного пространства, восприятия (видит / объект)

Центральный дефект: нарушение понимания лексико-грамматических конструкций, юмора, переносных смыслов, иносказаний.

Клиническая картина:

- нет выраженных нарушений в устной речи;

- сохранность письма, чтения;

- понимание простой фразы, текста;

- с трудом ориентируется в пространстве и времени;

- не понимает значение числа

(1000=1+0+0+0)

Грубо нарушено понимание речи:

- не понимает предлоги «под», «»над»;

- сравнивать конструкции (муха < слона);

- обороты со словами «перед»;

- конструкции творительного падежа (открыть ключом замок);

- конструкции родительного падежа (шапка отца)

Понимаются отдельные слова, но е понимаются значения фразы в целом.

(нужно упрощать речь)

Психологическая картина:

- грубо картинный смысл строй речи;

- нет внешних признаков;

- грубо нарушена речь + ситуационная речь

Амнестическая афазия.

Топика поражения: зона ТРО, задней височной и нижней областей, а также стык задневисочных и передне затылочных областей.

Центральный механизм:

- дефект оптического восприятия, предметного (трудность видеть существенные признаки);

- уравнивание возбудимости слова, следов, проводящее к трудности выбора слова из ряда альтернативных.

Клиническая картина:

- обилие поисков слов;

- вербальные парафазии;

- подсказка первого звука слова

(высокоэффективна)

(чувство, на кончике языка)

Психологическая картина:

G AAgAAAAhALRN4rPeAAAACQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FKw0AQhu+C77CM4M1u0oqY NJNSlKpIEayBXnez2ySYnQ3ZbRvf3hEPepx/Pv75plhNrhcnO4bOE0I6S0BYqr3pqEGoPjY39yBC VGRU78kifNkAq/LyolC58Wd6t6ddbASXUMgVQhvjkEsZ6tY6FWZ+sMS7gx+dijyOjTSjOnO56+U8 Se6kUx3xhVYN9qG19efu6BDq4N5edbV/rg+b7LF6yvT2Za0Rr6+m9RJEtFP8g+FHn9WhZCftj2SC 6BHmi9uMUYRFmoJg4DfQCBkHsizk/w/KbwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADh AQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4 /SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBG Bc5XEwIAAEUEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAA IQC0TeKz3gAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAG0EAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQA BADzAAAAeAUAAAAA " strokecolor="black [3213]" strokeweight="2pt"> - нарушение номинативной функции речи;

 

обозначение

предметов

(коза)

- письмо, чтение

Амнестическая афазия в чистом виде встречается редко (акустико-мнестическая и семантическая)

 

Проблемы памяти

Функции лобных долей мозга.

Лобные доли мозгарасположены кпереди от центральной извилины и подразделяются на 3 отдела:

- заднелобная; наружн. поверхность лобных долей

«конвенситальная»

- префронтальная; нижняя поверхность – базальная

- фронтальная внутренняя поверхность - медиальная

 

Создаются разные варианты нарушений

(синдром медиальный и т.д.)

26.04.2017

Экзамен – 26 мая

Книга – Е.Д. Хомская «Нейропсихология»

Д/з 1) прочитать раздел теории системные динамические локальные функции, основные понятия нейропсихологии: синдром, симптом, фактор.

А.Р. Лурия – отечественный психолог, основатель нейропсихологии.

В начале 40-х гг. – рождение отечественной нейропсихологии.

Нейропсихология определяется как область психологической науки, изучающая мозговые основы психической деятельности человека, их нарушения и восстановление в результате локальных поражений головного мозга.

Имеет тесные связи с рядом дисциплин:

- неврология;

- физиология ВНД;

- лингвистика;

- социология;

- философия

Представляет собой междисциплинарную область исследований.

Нейропсихология имеет давнюю историю, которая берёт своё начало с доисторических времён.

В последние 200 лет интерес к изучению связи мозга резко оживился.

В ХIХ веке – появились первые теории «как процессы психологические связаны с деятельностью человека?»

В начале ХIХ века Франц Йозеф Галль – австрийский врач и анатом, выдвинул теорию о «френологии» и стал её основателем.

(лат. «теория способностей»).

Френология пыталась объяснить, почему люди проявляют интерес в той или иной деятельности себя лучше остальных.

Развитие способностей связано с развитием соответствующей области мозга, если эта область развита лучше, чем у других люде, то у данного индивидуума способность будет ярко выражена.

В этой теории каждой области была приписана способность.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.