Нормативно-правовая база организации и ведения ГО — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Нормативно-правовая база организации и ведения ГО

2017-09-28 432
Нормативно-правовая база организации и ведения ГО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1.

Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО и РСЧС

 

 

ОМСК-2016

 

Учебные цели:

1 Изучить нормативно-правовую базу организации и ведения ГО

2 Изучить нормативно-правовую базу организации и ведения защиты населения и территорий в мирное время

3 Ознакомится со способами защиты населения от ЧС в военное

и мирное время

 

Место проведения занятия: класс инженерной защиты № 8-820.

 

Время: 90 мин.

 

Учебные вопросы и расчет времени:

Проверка подготовленности студентов к занятию. Введение 5 мин.
1-й учебный вопрос Нормативно-правовая база организации и ведения ГО 20 мин.
2-й учебный вопрос Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения и территорий в мирное время   20 мин.
3-й учебный вопрос Способы защиты населения от ЧС в военное и мирное время 40 мин.
Подведение итогов занятий. Заключение 5 мин.
Итого 90 мин.

 

Список использованных источников:

1 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 29-ФЗ «О гражданской обороне».

2 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера».

3 Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (учебное пособие для преподавателей и слушателей УМЦ, курсов ГО и работников ГОЧС предприятий, организаций и учреждений) / Под редакцией Кириллова. - М.: Институт риска и безопасности, 2005. – 512 с.

 

Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения

И территорий в мирное время

 

Выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Основным документом, определяющим общий порядок организации и ведения защиты населения и территорий в мирное время является ФЗ от 21.12.1994 г№ 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера».

В соответствии с ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера»» основными задачами РСЧС являются:

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на пре­дупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования орга­низаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предна­значенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвы­чайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвы­чайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС:

1 Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

2 Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

3 Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства ГО.

4 Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

5 Силы и средства ГО привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый (рис. 3.1).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

       
 
 
   

 


Функциональная и территориальная подсистемы

 

 

                     
   
 
   
 
   
 
Силы и средства
 
   
 
 
   
Силы и средства
 
Финансовые и материальные резервы

 


Рисунок 2.1 - Единая государственная система предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Каждый уровень РСЧС имеет (рис.2.2):

- координирующие органы;

- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее именуются - органы управления по делам ГО и ЧС);

- органы повседневного управления;

- силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

 

Рисунок 2.2 – Органы управления РСЧС

 

Координирующими органами РСЧС являются:

- на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

- на межрегиональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на региональном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ;

- на муниципальном уровне, охватывающем территорию района, города района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;

- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Постоянно действующие органы управления по делам ГО и ЧС являются:

- на федеральном уровне - Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- на межрегиональном уровне - региональные центры;

- на региональном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;

- на муниципальном уровне - органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;

- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

- центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

- центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

- центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

- единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

- дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства.

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят (рис. 2.3):

- силы и средства наблюдения и контроля;

- силы и средства ликвидации чрезвычайные ситуации.

 

Рисунок 2.3 – Силы РСЧС России

 

Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный контроль, инспектирование, мониторинг, анализ состояния природной среды, потенциально опасных объектов, веществ, материалов, здоровье людей и т.п. Например, служба мониторинга опасных процессов Минстроя России; служба предупреждения о стихийных гидрометеорологических и графических явлениях; службы контроля источников выбросов вредных веществ в природную среду; служба наблюдения и лабораторного контроля окружающей средой объекта в мирное и военное время.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят:

- сил постоянной готовности;

- специально подготовленные силы ВС РФ и других войск и воинских формирований;

- силы органов внутренних дел;

- НАСФ для проведения АСДНР организаций и объектов экономики.

Основу сил РСЧС составляют силы постоянной готовности - аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Общественные объединения могут участвовать в ликвидации ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

 

И мирное время

 

В соответствии с ГОСТ 22.0.02.94под защитой населения от ЧС понимается это комплекс взаимосвязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Обеспечение безопасности людей в чрезвычайных ситуациях, обусловленных стихийными природными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, а также применением современного оружия (военные чрезвычайные ситуации) являются общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми территориальными, ведомственными и функциональными органами управления и регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в РСЧС.

Потенциальная угроза жизни и здоровью населения в чрезвычайных ситуациях может реализоваться путем непосредственного воздействия на людей стихийных сил природы, поражающих факторов техногенных аварий и катастроф, а также применением современных средств вооруженной борьбы.

Каковы же основные способы защиты населения от ЧС, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в мирное время.

Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28 «О гражданской обороне» раскрывает основные задачи ГО по защите населения в военное время:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.

Федеральный закон от 21.12.98г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст.4) раскрывает основные задачи по защиты населения от чрезвычайных ситуаций»:

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации и т.д..

Задачи по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях предопределяют следующие основные способы их защиты:

- организационный;

- укрытие населения в защитных сооружениях;

- эвакуация населения.

 

Рисунок 3.1 – Основные способы защиты населения от ЧС

 

Рассмотрим важнейшие из них.

Эвакуация населения

Эвакуация является одним из способов защиты населения категорированных городов от современных средств поражения вероятного противника, а также крупных ЧС природного и техногенного характера. Порядок организации эвакуации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) населения, материальных и культурных ценностей из зон ЧС или вероятной ЧС и его кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах.

Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно в мирное время по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и органами военного управления.

Основными целями проведения эвакуации являются:

- снижение вероятных потерь населения категорированных городов и сохранение квалифицированных кадров специалистов;

- обеспечение устойчивого функционирования организаций (объектов экономики, учреждений и т.д.), продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

- обеспечение условий для создания группировки сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения АСНДР в очагах поражения.

Эвакуация проводится:

- из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

- из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории;

- населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений;

- рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах (рассредоточение работников организаций).

В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий или ЧС в мирное время проводится частичная или общая эвакуация.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

По времени начала проведения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуациянаселения проводитсяиз зон возможных ЧС при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на ПВОО или стихийного бед­ствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.).

В случае возникновения ЧС с опасными поражающими воздейст­виями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения.

Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источников ЧС в безопасные районы.

Защита населения при ЧС мирного времени осуществляется путем временного его отселения из опасных зон, а в военное время путем проведения рассредоточения и эвакуации комбинированным способом.

Временное отселение людей проводится путем вывода (вывоза) на пункты временного размещения (ПВР), расположенные вне опасных зон, а при затяжном характере (более 1 суток) и невозможности возвращения в места постоянного проживания - перемещением его на пункты длительного проживания (ПДП).

Рассредоточение рабочих и служащих объектов, продолжающих работу и обеспечивающих производственную деятельность в военное время, производится путем вывоза их в районы загородной зоны (посменно работают в городе, а отдыхают в загородной зоне).

Эвакуация рабочих, служащих предприятий, прекращающих и переносящих свою деятельность в загородные зоны, а также остального (неработающего) населения проводится комбинированным способом, при котором основная часть его выводится в загородные зоны пешим порядком, другая (престарелые, больные, с малолетними детьми) вывозится автомобильным (железнодорожным) транспортом.

Для организации и проведения временного отселения населения при ЧС в мирное время, рассредоточения и эвакуации в военное время на ОЭ создается постоянно действующий эвакуационный органы - объектовая эвакуационная комиссия (ОЭК).

ОЭК создается для планирования, организации и проведения в установленные сроки вывоза и вывода рабочих, служащих и членов их семей в загородную зону в военное время и временного отселения людей из опасных зон при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное время.

ОЭК создается приказом руководителя ГО объекта из руководящего состава аппарата и структурных подразделений объекта в составе:

- председатель эвакуационной комиссии (заместитель руководителя ГО);

- заместитель председателя эвакокомиссии (начальник отдела кадров);

- заместитель председателя эвакокомиссии по загородной зоне;

- группа учета и контроля 2…8 чел.;

- группа вывоза материальных ценностей, оборудования и документов 2…3 чел.;

- члены эвакокомиссии по 1-2 человека от каждого структурного подразделения объекта.

Председатель комиссии входит также в состав КЧС объекта.

Кроме того, назначаются:

- начальники эвакоколонн;

- старшие команд.

Свою работу ОЭК проводит на основании составляемых председателем комиссии планов и решений, принятых на заседаниях эвакокомиссии. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в квартал. На них обсуждаются и прорабатываются наиболее актуальные и важные вопросы плана проведения эвакомероприятий, заслушиваются доклады и сообщения заместителей председателя, начальников групп, начальников объектовых служб, начальников цехов, отделов, эвакоколонн, старших команд о состоянии и готовности к проведению эвакомероприятий, о их материальном обеспечении, ходе изучения и состоянии загородной зоны, а в мирное время - о состоянии пунктов временного размещения (ПВР) и пунктов длительного проживания (ПДП). Каждое заседание протоколируется, по обсуждаемым вопросам принимаются решения.

Для обеспечения нормальной работы ОЭК, по возможности в ЗС ГО, оборудуется пункт управления (ПУ). Он должен быть обеспечен средствами связи для бесперебойной связи со штабом по делам ГО и ЧС, структурными подразделениями объекта, городской эвакокомиссией, СЭП и другими эвакоорганами.

При повседневной деятельности ОЭК:

- определение численности населения, подлежащего рассредоточению и эвакуации в военное время, а также временному отселению из опасных зон при возникновении ЧС в мирное время, разработка плана рассредоточения и эвакуации (разделы и приложения к плану ГО объекта);

- изучение графиков эвакуации, маршрутов вывода населения из опасных зон при ЧС, размещения СЭПов, ПВР и ПДП;

- назначение начальников эвакоколонн, старших команд;

- организация подготовки эвакокомиссии, начальников эвакоколонн и старших команд по вопросам проведения эвакуационных мероприятий в военное время и временного отселения при ЧС мирного времени;

- определение мест временного отселения, исходя из обстановки при возникновении ЧС в мирное время;

- систематическая корректировка списков начальников эвакоколонн, старших команд, рассредотачиваемых и эвакуируемых рабочих, служащих и членов их семей;

- участие в проводимых штабом ГО учениях, тренировках и проверках состояния ГО;

- проведение заседаний с заслушиванием начальников цехов, отделог и служб, начальников эвакоколонн, старших команд, командиров формирований ГО о проделанной работе и готовности к проведению эвакомероприятий, их материальном обеспечении, разработке соответствующих до-куметов, принятие по этим вопросам решений;

- организация своевременного оповещения и сбора членов эвакокомиссии, начальников эвакуационных колонн, старших команд и населения для явки на СЭПы;

- изучение и освоение загородной зоны, маршрутов эвакуации, населенных пунктов, выделенных для эвакуации и рассредоточения, путей подъезда, подхода, средств связи, водоисточников, медицинского, материального и другого обеспечения.

С получением распоряжения на проведение эвакомероприятий:

- доведение до цехов, отделов распоряжения на проведение эвакомероприятий;

- организация оповещения и сбор старших команд, рабочих, служащих и членов их семей на приписные сборные эвакопункты к указанному времени;

- высылка своих представителей на СЭПы;

- проверка (старшими команд) по спискам прибывших на СЭПы эвакуируемых, учет не прибывших и выявление причин;

- доклад начальников эвакоколонн начальникам СЭПов об общей численности эвакуируемых и списков отставших;

- контроль за эвакуацией по этапам: прибытие на СЭПы, регистрация, посадка на транспорт, отправление в загородную зону;

- контроль за ходом вывода формирований ГО и учреждений, убывающих с мест размещения, в загородную зону;

- организация защиты эваконаселения в случае нападения противника;

- контроль за всесторонним обеспечением и размещением эвакуируемых и содействие их трудоустройству, уточнение с местными органами власти всех видов обеспечения в пунктах подселения;

- поддержание непрерывной связи с городской эвакуационной комиссией и своевременные доклады о ходе проведения эвакомероприятий.

 

Заключение

1 Напомнить студентам тему и учебные вопросы.

2 Ответить на вопросы студентов.

3 Дать задание на самоподготовку.

Контрольные вопросы

1 Определение, основные задачи и организационная структура ГО

2 Принципы организации и руководство ГО

3 Рабочие органы управления ГО, полномочия организаций и граждан в области ГО

4 Основные задачи РСЧС и принципы защиты населения и территорий от ЧС

5 Структура и органы РСЧС по уровням управления

6 Силы РСЧС

7 Организационный способ защиты населения от ЧС

8 Порядок организации укрытия населения в ЗСГО

9 Определение, цель и виды эвакуации населения в безопасный район

10 Органы управления эвакуацией и порядок организации эвакуации населения в безопасный район

Темы домашних заданий

1 Задачи и организационная структура ГО

2 Руководство и рабочие органы ГО

3 Задачи и организационная структура РСЧС

4 Состав органов управления РСЧС по уровням управления

5 Состав силы РСЧС

6 Организационный способ защиты населения от ЧС

7 Порядок организации укрытия населения в ЗС ГО

8 Общий порядок организации эвакуации населения в безопасный район

Задание на практическое занятие

1 Разработать организационную структуру ГО и уяснить:

- задачи и принципы ГО;

- порядок руководства ГО;

- рабочие органы управления ГО;

- задачи организаций и граждан в области ГО

2 Разработать организационную структуру РСЧС и уяснить:

- задачи и принципы защиты населения и территорий от ЧС;

- уровни управления РСЧС и рабочие органы РСЧС каждого уровня

- состав сил РСЧС

3 Разработать структурную схему способов защиты населения от опасностей, возникающих в военное и мирное время и уяснить:

- содержание организационного способа защиты населения от опасностей, возникающих в военное и мирное время;

- порядок организации укрытия населения от опасностей, возникающих в военное и мирное время;

- порядок организации эвакуации населения в безопасный район.

Лекция 1.

Нормативно-правовая база планирования мероприятий в области ГО и РСЧС

 

 

ОМСК-2016

 

Учебные цели:

1 Изучить нормативно-правовую базу организации и ведения ГО

2 Изучить нормативно-правовую базу организации и ведения защиты населения и территорий в мирное время

3 Ознакомится со способами защиты населения от ЧС в военное

и мирное время

 

Место проведения занятия: класс инженерной защиты № 8-820.

 

Время: 90 мин.

 

Учебные вопросы и расчет времени:

Проверка подготовленности студентов к занятию. Введение 5 мин.
1-й учебный вопрос Нормативно-правовая база организации и ведения ГО 20 мин.
2-й учебный вопрос Нормативно-правовая база организации и ведения защиты населения и территорий в мирное время   20 мин.
3-й учебный вопрос Способы защиты населения от ЧС в военное и мирное время 40 мин.
Подведение итогов занятий. Заключение 5 мин.
Итого 90 мин.

 

Список использованных источников:

1 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 29-ФЗ «О гражданской обороне».

2 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера».

3 Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (учебное пособие для преподавателей и слушателей УМЦ, курсов ГО и работников ГОЧС предприятий, организаций и учреждений) / Под редакцией Кириллова. - М.: Институт риска и безопасности, 2005. – 512 с.

 

Нормативно-правовая база организации и ведения ГО

 

Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент безопасности страны. Она организуется и ведется в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

Основным документом, определяющим общий порядок организации и ведения ГО является ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28 «О гражданской обороне».

В соответствии со статьей 1 Основные понятия ФЗ от 12.02.1998 г. № 28 «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

В соответствии с определением ГО ее основными задачами являются:

1) подготовка населения в области ГО;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты;

5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

6) проведение АСиДРНР в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

7) первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

8) борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;

9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;

10) санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

13) срочное захоронение трупов в военное время;

14) обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера;

15) обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Решение задач ГО является обязанностью всех органов исполнительной власти и местных органов самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм собственности.

Задачи, возложенные на ГО, предопределили и организационную структуру ГО РФ (рис. 1.1).

 

Рисунок 1.1 - Организационная структура ГО РФ

 

Организационную структуру ГО РФ составляют совокупность органов управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций, предназначенных для выполнения в мирное и военное время комплекса общегосударственных мероприятий по защите населения и территории от ЧС природно-техногенного и военного характера, возникающих в военное и мирное время.

ГО как общегосударственная система безопасности принимает непосредственное участие в обеспечении безопасности населения, как в военное время, так и в мирное. В связи ГО на территории РФ организуется и ведется по следующим принципам:

Первый принцип - организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Второй принцип - подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Третий принцип - ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Руководство ГО на территории РФ осуществляется централизованно на основе единоначалия. Для реализации единоначалия создан и функционирует в мирное время, в угрожаемый период и военное время институт руководителей ГО.

Общее руководство ГО страны осуществляет Начальник ГО РФ (НГО), обязанности которого возложены на Председателя Правительства РФ.

Непосредственное руководство и координацию усилий в области ГО осуществляет Первый заместитель НГО, которым является Министр РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

На региональном, муниципальном и объектовом уровнях руководство ГО осуществляют непосредственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ - республик, краев, областей и органов местного самоуправления городов, районов городов, сельских районов, населенных пунк


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.