Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке

2017-09-28 765
Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности на уроке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности был проведен на основе разработанного нами общего тестирования по пройденному на уроке материалу.

Данные тестирования для удобства приводим в таблицах (Прил. 4). Исходя из данных таблицы, мы выяснили, что наилучшего результата при решении теста по пройденному материалу достигли ученики 8 «Г» класса, принимавших участие в уроке с использованием игровой деятельности: средний балл по группе равен 7,8. В то же время средний балл по группе 8«А» класса составляет 7,2, что говорит о худшей степени усвоения знаний. Эти данные свидетельствуют о достаточно весомой роли применения игровой деятельности на уроке и о зависимости внедрения новых технологий и методик в образовательный процесс и успеваемости учеников.

Результаты учеников, принявших участие в уроке-игре, показывают, что 30% идеально справились с тестированием, 55% набрали от 7 до 8 баллов (1-2 ошибки). Наименьшее количество баллов, - 5, - набрало около 5% учеников (Рис.1.).

 
 

Рис 1. Распределение баллов по результатам тестирования учеников 8"Г" класса

 

Другой результат был получен при проведении традиционного урока без использования игровой деятельности. Идеально с работой в данном случае справились 9 %, от 7 до 8 баллов получили 50% учеников. Наименьшее количество баллов, - 3, -получило около 4% респондентов (Рис. 2.).

 
 

Рис 2. Распределение баллов по результатам тестирования учеников 8"А" класса

 

Уже на начальных этапах урока-игры ученики начали активно участвовать в образовательном процессе. Так как игра позволяет создать непринужденную атмосферу свободного общения и особую соревновательную среду для творчества, учащиеся с большим интересом принимали участие во всех конкурсах. Особенно детям понравился конкурс «живых картин». В случае же с типичным в образовательном процессе уроком, учащиеся вели себя достаточно скованно, неохотно отвечали на вопросы. По их отзывам, данный урок показался им «немного скучным».

Такое восприятие данного занятия отразилось и на результатах теста. Ученики запоминали наиболее яркие моменты урока, содержащие необходимую информацию, и с успехом справлялись с поставленными вопросами. Кроме того, атмосфера соревнований, созданная во время урока-игры, была перенесена и на последующий контроль знаний: как и предполагалось, школьники лучше справлялись с тестированием, если оно становилось продолжением игры.

На основании рефлексии, проведенной в конце урока, и наблюдений за учениками в процессе учебной деятельности мы можем сказать, что практически все педагогические условия применения игровой деятельности на уроке, предъявленные выше, были соблюдены.

1.Организационно-педагогические:

¾ координация действий учеников, а также соблюдение регламента игры и иных норм, правил игровой деятельности: данное условие было соблюдено благодаря проведенному инструктажу, а также периодическому уведомлению учеников о затраченном на решение той или иной задачи времени;

¾ сохранение дисциплины на уроке: сохранить дисциплину в должной степени порой не удавалось, т.к. ребята "заигрывались" и не слушали педагога или же начинали спорить с оппонентами, но в целом, данное условие следует считать выполненным;

¾ соответствие игрового материала и заданий, предложенных ученикам, основным задачам образовательного процесса в целом и конкретного урока в частности также было выполнено.

2.Психолого-педагогические:

¾ ситуация успеха была создана путем подкрепления положительных эмоций участников от победы в каком-либо соревновании, поддержка отстающих;

¾ сохранение благоприятного эмоционального фона и атмосферы игры: нам удалось создать необходимую атмосферу игры (благодаря соблюдению роли проводника в "Городе Культуры", применению мультимедийного оборудования, необходимых реквизитов и т.д.);

¾ поддержание здоровой конкурентной среды (элемент состязательности) в коллективе на время применения игровой деятельности: данное педагогическое условие также было соблюдено - внесен элемент состязательности (ведение счета команд, подведение результатов игры);

¾ кроме того, были учтены индивидуальные интеллектуальные и творческие способности участников игровой деятельности, введены такие конкурсы как «Живые картины» и шифровка на «Проспекте Литераторов», раскрывающие способности учеников и позволяющие творчески проявить себя;

3.Дидактические:

¾ формирование необходимых компетенций у учеников в процессе применения игровой деятельности на уроке: ребята в процессе занятия научились правильно формулировать познавательные цели, выделять из текста необходимую информацию, корректировать собственные ответы и т. п.;

¾ ориентирование учеников на основные проблемные вопросы изучаемой в ходе игровой деятельности темы было выполнено с помощью привлечения внимания школьников к решению определенных задач, совместной постановки цели урока в его начале, периодическому осмыслению пройденного во время игры учебного материала;

¾ кроме того, учащиеся научились применять полученные в ходе игры знания на практике, а именно при решении контрольной работы по данной теме.

Соответствие материала, использованного в ходе игры, учебной программе и тестирование, включающее основные вопросы, изучаемые по данной теме, позволяют нам вполне резонно заявить о среднем и высоком усвоении знаний и формировании необходимых компетенций у учащихся.

На основании полученных нами результатов мы можем сказать, что при проведении урока с использованием игровых технологий, информация усваивается учениками лучше в силу повышенного интереса к образовательному процессу. Кроме того, игра позволила раскрыть потенциал школьников, обеспечить равные условия конкурентной деятельности, что в свою очередь является дополнительным стимулом к самостоятельному изучению материала. Таким образом, педагогические условия применения игровой деятельности на уроке, выделенные нами в предыдущей главе, являются эффективными.


 

Заключение

Изучив литературу по данной теме и проведя экспериментальное исследование, мы узнали, что игра является неотъемлемой частью как жизни человека в целом, так и педагогического процесса в частности. Игра – это вид деятельности, в котором ученик может проявить себя в различных позициях, раскрыть собственный потенциал; кроме того игра позволяет учителю наилучшим образом взаимодействовать с учеником. Игровые технологии также помогают учащимся в решении задач, которые при использовании данной методики носят скрытый характер, благодаря чему ребенок справляется с данными заданиями легко.

Проанализировав развитие применения игровых технологий на уроке в педагогической науке и практике, автор может сказать, что данный вид технологий в последнее время становится все более востребованным. Этому способствуют интересная форма подачи материала, многофункциональность игры, соревновательный компонент и дополнительная мотивация школьников к изучению предмета.

Следует отметить, что игра является весьма неоднозначным явлением. Для правильного ее использования в образовательном процессе следует учитывать педагогические условия и особенности проведения игры. Игровая форма подачи материала требует лаконичности этапов, их оригинальности, в то же время педагогу следует не отходить от учебной деятельности, следовать образовательной программе. Также данный вид урока требует от учителя дополнительное время на подготовку к занятию.

Исходя из результатов проведенного нами исследования, было выяснено, что использование игровой деятельности на уроке является достаточно эффективным средством формирования знаний, умений, навыков и необходимых компетенций учащихся. Применение на одном из уроков данного вида деятельности с соблюдением определенных нами выше педагогических условий позволило ученикам лучше запомнить учебный материал. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.

Библиографический список

1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015) [Текст]: [Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644]. – М., 2015.

2. Абуков, А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии [Текст]/ А.Ф. Абуков// «Знание».-. 2016. №11 - с 51-57.

3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Кн. для учителя/ Н.П.Аникеева. – М.: Просвещение, 1987 – с.113-120, 131.

4. Бархинцева, Н.Е. Игровая деятельность в обучении [Электронный ресурс]/Н.Е. Бархинцева// Фестиваль 1 Сентября – 2007-2008 – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/500198/

5. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории [Текст]: Метод, пособие для учителя/ Л.П.Борзова. - М.:
 Изд-во Владос-Пресс, 2003 – с.39-45.

6. Боровских, А.В. Игра: деятельность или мышление? [Текст]/ А.В.Боровских// Педагогика. - 2015. №7 – с.51.

7. Данилов, А.А. История России: XIX. 8 класс. [Текст]: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010 – с.266-272.

8. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения/B.C. Кукушин. - Ростов н/Д.:Феникс,2005 – с.206-209.

9. Лазукова, Н.Н. История России [Текст]: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлева; под общ. ред. Р.Ш. Ганелина. – М.:Вентана-Граф. 2013 – с.224-241.

10. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта [Текст]/ А.С.Макаренко. - Т.5. - М., 1958 –с.79.

11. Миронов, А.В., Как построить урок в соответствии с ФГОС/ Миронов А.В., - 2014 – С.27-34.

12. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011 – с 110-123.

13. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.П.Панфилова.— М.: Издательский центр «Академия», 2009 – с108-113.

14. Педагогический словарь [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова, Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. - М.: Издательский центр «Академия»,2008 –с.81-82.

15. Приблуда, Е.И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания [Текст]/ Е.И. Приблуда// Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013.Т.3 – С.49-55.

16. Пряжникова О.В. от теории к практике на уроках истории [Текст]/ О.В.Пряжникова// журнал «Эксперимент и инновации в школе». - 2009, №6 – с 72-81.

17. Репринцева, Е.Л. Педагогические игры: теория, история, практика. [Текст]/ Е.Л.Репринцева – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005 – с.43-57.

18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998 – 65-77.

19. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников [Текст]: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова.­ М.: КНОРУС, 2016- с. 6-18, 20.

20. Сивцева А. С. Определении содержания понятия «педагогические условия» методом контент-анализа [Электронный ресурс] А.С.Сивцева -Библиотека Мелитопольского Государственного Педагогического университета им. Б.Хмельницкого – Режим доступа: http://eprints.zu.edu.ua/13972/1/139-143.pdf

20.

21. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно [Текст]/ А.С. Спиваковская. - М., 1981 – 87-89, 93-99.

22. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения [Текст]/ К.Д. Ушинский. -В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика,1990 – С.112.

23. Хёйзинга, Йохан. Homo ludens. Человек играющий [Текст]/ Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011 – С.46.

24. Шайхетдинова, Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]/ Л.Р. Шайхетдинова// Фестиваль 1 Сентября – 2007-2008 - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/522077/

25. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст]/ С.А. Шмаков. - М., 1994 – с.34-40.

26. Янковский, Н.К. Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников[Электронный ресурс]/.Н.К. Янковский// Электронная газета «Биология». – 2000, №14. – Режим доступа: bio.1september.ru /article.php?ID=200001403


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.