Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-09-28 | 814 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Анализ эффективности педагогических условий использования игровой деятельности был проведен на основе разработанного нами общего тестирования по пройденному на уроке материалу.
Данные тестирования для удобства приводим в таблицах (Прил. 4). Исходя из данных таблицы, мы выяснили, что наилучшего результата при решении теста по пройденному материалу достигли ученики 8 «Г» класса, принимавших участие в уроке с использованием игровой деятельности: средний балл по группе равен 7,8. В то же время средний балл по группе 8«А» класса составляет 7,2, что говорит о худшей степени усвоения знаний. Эти данные свидетельствуют о достаточно весомой роли применения игровой деятельности на уроке и о зависимости внедрения новых технологий и методик в образовательный процесс и успеваемости учеников.
Результаты учеников, принявших участие в уроке-игре, показывают, что 30% идеально справились с тестированием, 55% набрали от 7 до 8 баллов (1-2 ошибки). Наименьшее количество баллов, - 5, - набрало около 5% учеников (Рис.1.).
Другой результат был получен при проведении традиционного урока без использования игровой деятельности. Идеально с работой в данном случае справились 9 %, от 7 до 8 баллов получили 50% учеников. Наименьшее количество баллов, - 3, -получило около 4% респондентов (Рис. 2.).
Уже на начальных этапах урока-игры ученики начали активно участвовать в образовательном процессе. Так как игра позволяет создать непринужденную атмосферу свободного общения и особую соревновательную среду для творчества, учащиеся с большим интересом принимали участие во всех конкурсах. Особенно детям понравился конкурс «живых картин». В случае же с типичным в образовательном процессе уроком, учащиеся вели себя достаточно скованно, неохотно отвечали на вопросы. По их отзывам, данный урок показался им «немного скучным».
Такое восприятие данного занятия отразилось и на результатах теста. Ученики запоминали наиболее яркие моменты урока, содержащие необходимую информацию, и с успехом справлялись с поставленными вопросами. Кроме того, атмосфера соревнований, созданная во время урока-игры, была перенесена и на последующий контроль знаний: как и предполагалось, школьники лучше справлялись с тестированием, если оно становилось продолжением игры.
На основании рефлексии, проведенной в конце урока, и наблюдений за учениками в процессе учебной деятельности мы можем сказать, что практически все педагогические условия применения игровой деятельности на уроке, предъявленные выше, были соблюдены.
|
1.Организационно-педагогические:
¾ координация действий учеников, а также соблюдение регламента игры и иных норм, правил игровой деятельности: данное условие было соблюдено благодаря проведенному инструктажу, а также периодическому уведомлению учеников о затраченном на решение той или иной задачи времени;
¾ сохранение дисциплины на уроке: сохранить дисциплину в должной степени порой не удавалось, т.к. ребята "заигрывались" и не слушали педагога или же начинали спорить с оппонентами, но в целом, данное условие следует считать выполненным;
¾ соответствие игрового материала и заданий, предложенных ученикам, основным задачам образовательного процесса в целом и конкретного урока в частности также было выполнено.
2.Психолого-педагогические:
¾ ситуация успеха была создана путем подкрепления положительных эмоций участников от победы в каком-либо соревновании, поддержка отстающих;
¾ сохранение благоприятного эмоционального фона и атмосферы игры: нам удалось создать необходимую атмосферу игры (благодаря соблюдению роли проводника в "Городе Культуры", применению мультимедийного оборудования, необходимых реквизитов и т.д.);
¾ поддержание здоровой конкурентной среды (элемент состязательности) в коллективе на время применения игровой деятельности: данное педагогическое условие также было соблюдено - внесен элемент состязательности (ведение счета команд, подведение результатов игры);
¾ кроме того, были учтены индивидуальные интеллектуальные и творческие способности участников игровой деятельности, введены такие конкурсы как «Живые картины» и шифровка на «Проспекте Литераторов», раскрывающие способности учеников и позволяющие творчески проявить себя;
|
3.Дидактические:
¾ формирование необходимых компетенций у учеников в процессе применения игровой деятельности на уроке: ребята в процессе занятия научились правильно формулировать познавательные цели, выделять из текста необходимую информацию, корректировать собственные ответы и т. п.;
¾ ориентирование учеников на основные проблемные вопросы изучаемой в ходе игровой деятельности темы было выполнено с помощью привлечения внимания школьников к решению определенных задач, совместной постановки цели урока в его начале, периодическому осмыслению пройденного во время игры учебного материала;
¾ кроме того, учащиеся научились применять полученные в ходе игры знания на практике, а именно при решении контрольной работы по данной теме.
Соответствие материала, использованного в ходе игры, учебной программе и тестирование, включающее основные вопросы, изучаемые по данной теме, позволяют нам вполне резонно заявить о среднем и высоком усвоении знаний и формировании необходимых компетенций у учащихся.
На основании полученных нами результатов мы можем сказать, что при проведении урока с использованием игровых технологий, информация усваивается учениками лучше в силу повышенного интереса к образовательному процессу. Кроме того, игра позволила раскрыть потенциал школьников, обеспечить равные условия конкурентной деятельности, что в свою очередь является дополнительным стимулом к самостоятельному изучению материала. Таким образом, педагогические условия применения игровой деятельности на уроке, выделенные нами в предыдущей главе, являются эффективными.
Заключение
Изучив литературу по данной теме и проведя экспериментальное исследование, мы узнали, что игра является неотъемлемой частью как жизни человека в целом, так и педагогического процесса в частности. Игра – это вид деятельности, в котором ученик может проявить себя в различных позициях, раскрыть собственный потенциал; кроме того игра позволяет учителю наилучшим образом взаимодействовать с учеником. Игровые технологии также помогают учащимся в решении задач, которые при использовании данной методики носят скрытый характер, благодаря чему ребенок справляется с данными заданиями легко.
Проанализировав развитие применения игровых технологий на уроке в педагогической науке и практике, автор может сказать, что данный вид технологий в последнее время становится все более востребованным. Этому способствуют интересная форма подачи материала, многофункциональность игры, соревновательный компонент и дополнительная мотивация школьников к изучению предмета.
Следует отметить, что игра является весьма неоднозначным явлением. Для правильного ее использования в образовательном процессе следует учитывать педагогические условия и особенности проведения игры. Игровая форма подачи материала требует лаконичности этапов, их оригинальности, в то же время педагогу следует не отходить от учебной деятельности, следовать образовательной программе. Также данный вид урока требует от учителя дополнительное время на подготовку к занятию.
|
Исходя из результатов проведенного нами исследования, было выяснено, что использование игровой деятельности на уроке является достаточно эффективным средством формирования знаний, умений, навыков и необходимых компетенций учащихся. Применение на одном из уроков данного вида деятельности с соблюдением определенных нами выше педагогических условий позволило ученикам лучше запомнить учебный материал. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Библиографический список
1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 31.12.2015) [Текст]: [Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644]. – М., 2015.
2. Абуков, А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии [Текст]/ А.Ф. Абуков// «Знание».-. 2016. №11 - с 51-57.
3. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Кн. для учителя/ Н.П.Аникеева. – М.: Просвещение, 1987 – с.113-120, 131.
4. Бархинцева, Н.Е. Игровая деятельность в обучении [Электронный ресурс]/Н.Е. Бархинцева// Фестиваль 1 Сентября – 2007-2008 – Режим доступа: festival.1september.ru/articles/500198/
5. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории [Текст]: Метод, пособие для учителя/ Л.П.Борзова. - М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003 – с.39-45.
6. Боровских, А.В. Игра: деятельность или мышление? [Текст]/ А.В.Боровских// Педагогика. - 2015. №7 – с.51.
7. Данилов, А.А. История России: XIX. 8 класс. [Текст]: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - 11-е изд. – М.: Просвещение, 2010 – с.266-272.
8. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения/B.C. Кукушин. - Ростов н/Д.:Феникс,2005 – с.206-209.
9. Лазукова, Н.Н. История России [Текст]: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Лазукова, О.Н. Журавлева; под общ. ред. Р.Ш. Ганелина. – М.:Вентана-Граф. 2013 – с.224-241.
10. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта [Текст]/ А.С.Макаренко. - Т.5. - М., 1958 –с.79.
11. Миронов, А.В., Как построить урок в соответствии с ФГОС/ Миронов А.В., - 2014 – С.27-34.
12. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011 – с 110-123.
13. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.П.Панфилова.— М.: Издательский центр «Академия», 2009 – с108-113.
|
14. Педагогический словарь [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ [В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова, Т.А.Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. - М.: Издательский центр «Академия»,2008 –с.81-82.
15. Приблуда, Е.И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания [Текст]/ Е.И. Приблуда// Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013.Т.3 – С.49-55.
16. Пряжникова О.В. от теории к практике на уроках истории [Текст]/ О.В.Пряжникова// журнал «Эксперимент и инновации в школе». - 2009, №6 – с 72-81.
17. Репринцева, Е.Л. Педагогические игры: теория, история, практика. [Текст]/ Е.Л.Репринцева – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005 – с.43-57.
18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998 – 65-77.
19. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников [Текст]: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. М.: КНОРУС, 2016- с. 6-18, 20.
20. Сивцева А. С. Определении содержания понятия «педагогические условия» методом контент-анализа [Электронный ресурс] А.С.Сивцева -Библиотека Мелитопольского Государственного Педагогического университета им. Б.Хмельницкого – Режим доступа: http://eprints.zu.edu.ua/13972/1/139-143.pdf
20.
21. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно [Текст]/ А.С. Спиваковская. - М., 1981 – 87-89, 93-99.
22. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения [Текст]/ К.Д. Ушинский. -В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика,1990 – С.112.
23. Хёйзинга, Йохан. Homo ludens. Человек играющий [Текст]/ Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011 – С.46.
24. Шайхетдинова, Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]/ Л.Р. Шайхетдинова// Фестиваль 1 Сентября – 2007-2008 - Режим доступа: festival.1september.ru/articles/522077/
25. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст]/ С.А. Шмаков. - М., 1994 – с.34-40.
26. Янковский, Н.К. Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников[Электронный ресурс]/.Н.К. Янковский// Электронная газета «Биология». – 2000, №14. – Режим доступа: bio.1september.ru /article.php?ID=200001403
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!