Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 7. Движение товарно-материальных ценностей и денежных средств

2017-09-28 350
Тема 7. Движение товарно-материальных ценностей и денежных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Учетные регистры и способы исправления ошибочных записей

Учетные регистры - это разграфленные листы бумаги, используемые для бухгалтерских записей.

Ответственность за правильность регистра несут лица, составившие и подписавшие данный регистр.

Внешний вид и порядок заполнения учетных регистров зависит от одной из четырех избранных форм бухгалтерского учета:

1) мемориально-ордерная форма (на каждую операцию или ряд однородных операций по первичным документам составляется мемориальный ордер, по которому разносят операции по счетам и учетным регистрам, соблюдая правило двойной записи);

2) журнальная (операции фиксируются непосредственно с первичных документов в журнал Главную книгу);

3) журнально-ордерная форма (осуществляется путем собирания записей в накопительных ведомостях шахматного графления);

4) механизированная (машинная, компьютерная) форма учета.

В зависимости от формы учета регистры подразделяются по: внешнему виду, объему содержания и степени обобщения производимых записей.

По внешнему виду регистры делятся на:

1) бухгалтерские книги? сброшюрованные листы бумаги с соответствующим графлением;

2) карточки? отдельные листы картонной бумаги в виде разграфленных таблиц;

3) свободные листы (ведомости)? разновидность карточек;

4) табуляграммы? учетный регистр в виде широкой полосы бумаги, печатаемый на табуляторе.

По степени обобщения производимых записей делятся на:

1) синтетические? запись производится в обобщенном виде;

2) аналитические? записи делаются по отдельным аналитическим счетам;

3) комбинированные, объединяющие в себе синтетический и аналитический учеты, — позволяют сокращать объем учетных работ.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

При хранении регистров бухгалтерского учета необходимо обеспечивать их защиту от несанкционированных исправлений. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

При заполнении учетных документов (регистров) могут быть допущены непреднамеренные ошибки, порожденные утомлением или небрежностью работника, неисправностью калькулятора или иной техники.

Ошибки могут быть:

1) локальные (искажение информации только в одном учетном регистре);

2) транзитные (если ошибка автоматически проходит через несколько учетных регистров).

Существуют следующие легитимные способы исправления ошибочных записей:

1) корректурный — зачеркивание одной тонкой чертой неправильного текста так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое, и вписывание над зачеркнутым текстом правильных сведений с соответствующей оговоркой;

2) дополнительной записи — применяется, если в учетном регистре пропущена отдельная запись из первичного документа; если при записи в учетный регистр ошибочно занижена сумма хозяйственной операции;

3) сторнировочной записи? дополнительные записи чисел чернилами красного цвета.

Использование бухгалтерских документов при выявлении

Способы искажения результатов инвентаризации и принципы их обнаружения

Содержание методов документальной проверки и их применение в деятельности правоохранительных и контролирующих органов

При исследовании документов в ревизионной и юридической практике применяются методы которые различаются по своему содержанию, формам осуществления, объектам, предмету и задачам исследования, кругу объектов проверки, сфере применения.

Указанные методов находят свое отражение при осмотре документов, их изучении, контрольных подсчетах, сравнительном анализе учетных записей. На основании и круга изучаемых объектов и возникающих несоответствий принято выделять три группы методов документальной проверки.

Методы исследования отдельного документа включают следующие виды проверки:

1) формальную? включает внешний осмотр бухгалтерского документа и его изучение;

2) нормативную? проверка на соответствие действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, размера налогов;

3) арифметическую? установление правильности сделанных в документе подсчетов итоговых сумм.

Все три метода, основанные на перечисленных проверках, характеризуются простотой применения и высокой поисковой значимостью при проведении проверок и ревизий.

Исследование несоответствий в содержании нескольких взаимосвязанных документов производится с помощью двух методов:

1) встречной проверки, при которой сопоставляется один и тот же документ в различных экземплярах;

2) взаимного контроля, при которомизучаются различные документы.

Сопоставлению могут подвергаться различные бухгалтерские документы, а также документы оперативно-технического учета. С его помощью решаются две основные задачи:

1) выявляются подложные документы;

2) определяется круг участников преступлений.

Различные злоупотребления могут быть обнаружены путем восстановления количественно-суммового учета.

Рассмотрим способ осуществления.

На товар каждого наименования, сорта и цены заводится отдельная карточка, в которой фиксируются все движение и остатки этого товара за определенный период на основе инвентаризационных описей и приходно-расходных документов. Сравнение книжных остатков с фактическими на конец каждого инвентаризационного периода позволяет выявить излишки одних товаров и недостачу других.

Представители правоохранительных органов должны требовать восстановления количественно-суммового учета только в случаях, когда это вызывается действительной необходимостью. При этом нужно учитывать реальную возможность восстановления количественного учета в соответствующих предприятиях.

Применение метода восстановления количественного учета выявляет недостачи определенных ценностей или излишки. Причинами недостачи могут быть как хищение товарно-материальных ценностей, так и пересортица или учетные ошибки. Причинами излишков могут быть как поступление товаров без надлежащего документального оформления, так и пересортица.

Метод контрольного сличение остатков применяют при выявлении хищений на предприятиях розничной торговли и общественного питания в том случае, когда нельзя применить метод восстановления количественного учета.

Данные об остатке товара по инвентаризационной описи на конец проверяемого инвентаризационного периода сопоставляются с итоговыми данными о движении этого товара за весь период, начиная от предыдущей инвентаризации.

При контрольном сличении остатков используют следующие документы:

1) две инвентаризационные описи;

2) приходные документы за проверяемый период;

3) расходные товарные документы.

С помощью этих документов ревизор анализирует движение какого-то конкретного товара и делает его количественную выборку. На основе выборки вычисляется максимально возможный остаток товара на день инвентаризации, который сравнивается с остатком по инвентаризационной описи.

Метод обратной калькуляции? переходный этап для применения метода восстановления количественного учета, преследующий цель определения документированного расхода сырья и изделий, использованных при изготовлении определенного количества продукции одного либо нескольких наименований.

Хронологический анализ проводится путем дробления учетного периода на более короткие промежутки времени.

С помощью данного метода могут быть установлены:

1) нетипичные закономерности в работе предприятия, которые проявляются в виде вспышек или спадов в осуществлении хозяйственных операций;

2) единичные отклонения от нормального оборота, указывающие на возможность подлога в отдельном документе.

Хронологический анализ применяется для сужения круга поиска признаков преступлений и причастных к нему лиц.

Сравнительный анализ? взаимное сопоставление содержания разных документов, отображающих аналогичные по своему содержанию операции. Применяется для обнаружения первичных сведений о фактах возможных злоупотреблений. Предмет сопоставления? различные реквизиты документов.

Этапы проведения ревизии

1-й этап? подготовительный, он включает издание приказа о назначении ревизии, в котором определяются состав ревизионной группы и сроки проведения проверки. На данном этапе ревизоры знакомятся с содержанием материалов предыдущих ревизий, анализируют отчетность проверяемой организации, составляют план предстоящей ревизии. Целесообразно, чтобы план был согласован с инициатором проведения ревизии.

На данном этапе необходимо обеспечить:

1) сохранность бухгалтерских документов путем их изъятия или опечатывания мест хранения;

2) объективность ревизора путем устранения каких-либо давлений на него со стороны проверяемых лиц.

2-й этап? неотложные контрольные действия ревизора. Ревизор опечатывает места хранения денежных средств, материальных ценностей, складские помещения, предъявляет руководителю ревизуемой организации документы о назначении ревизии и знакомит его с составом ревизионной группы.

Для достижения наилучшего результата ревизор должен систематически информировать сотрудника правоохранительного органа о ходе ревизионных действий и немедленно сообщать о выявлении фактов злоупотреблений.

3-й этап? проведение контрольных действий. Данный этап состоит из двух стадий.

Стадия 1? общая проверка хозяйственной деятельности.

Стадия 2? детальное исследование хозяйственной операции, предусматривает работу ревизора с первичными документами и выполнение ряда конкретных действий, таких как встречная проверка, метод взаимного контроля и др.

Следователь должен активно вести расследование преступлений, в том числе и связанных с ними обстоятельств, которые являются предметом ревизионной проверки. Приостанавливать, задерживать расследование по делу на период производства ревизии не допускается.

В процессе проведения ревизии оперативный сотрудник, следователь должен:

1) сочетать использование ревизионных методов с применением других средств доказывания в целях быстрого расследования преступления;

2) своевременно направлять деятельность ревизора на наиболее криминогенные участки хозяйственной деятельности ревизуемой организации;

3) не дожидаясь окончания ревизии, осуществлять необходимую проверку выявляемых в процессе ревизии обстоятельств.

4-й этап? составление документов о результатах ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, в котором фиксируются результаты ревизии, состояние производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации, отражаются как выявленные недостатки, нарушения действующих законов, положений, инструкций и случаи злоупотреблений, хищений и недостач, так и положительные стороны производственной деятельности проверяемого объекта.

В акте излагаются установленные факты.

Возможно составление промежуточных актов, отображающих факты проверки конкретных участков хозяйственной деятельности и выявление злоупотреблений.

Акт документальной ревизии составляется в 2–3 экземплярах. Один экземпляр направляется в вышестоящую организацию, второй? в ревизуемую организацию, третий передается непосредственно в правоохранительные органы.

Передаваемые в правоохранительные органы материалы должны содержать:

1) письменное сообщение, в котором кратко излагается суть выявленных нарушений законодательства;

2) подлинник акта ревизии, оформленный и подписанный надлежащим образом;

3) объяснения и возражения должностных лиц по акту ревизии;

4) письменные заключения проверяющих.

Если ревизия проводилась по инициативе правоохранительных органов, то акты, составленные по результатам ее проведения, подписываются ревизором, проводившим проверку, и направляются для ознакомления и подписания руководителю ревизуемой организации, главному бухгалтеру, которые должны в течение 5 дней ознакомиться с содержанием актов и подписать их.

Запрещается внесение каких-либо изменений в акт после его подписания проверяющим и должностными лицами проверяемой организации.

39. Оценка и использование материалов ревизии на стадии предварительного расследования

При анализе материалов ревизии необходимо выяснить, какие конкретные факты установлены ревизором, содержат ли они признаки преступления или являются всего лишь правонарушением или обстоятельством, за которым могут скрываться преступления.

При анализе таких материалов важно знать типичные способы и признаки совершения хищений имущества и иных преступлений в сфере производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций.

После получения акта ревизии с приложениями следователю необходимо ознакомиться с поступившими материалами, проанализировать и правильно оценить их с учетом других материалов дела, а затем наметить план действии, вытекающих из произведенного анализа.

Следователь анализирует акт:

1) с точки зрения доброкачественности проведенной проверки;

2) с точки зрения доказательственного значения полученных материалов.

Следователю необходимо выяснить:

1) правильно ли с точки зрения действующего законодательства оформлены отдельные ревизионные действия;

2) в полном ли объеме выполнена проверка;

3) применены ли ревизором все необходимые в данной ситуации приемы проверки документальных данных;

4) все ли необходимые документы приобщены к акту;

5) на каком этапе к участию в ревизии привлекались должностные и материально ответственные лица, дали ли они объяснения и как эти объяснения учтены ревизором;

6) не имеются ли в акте противоречия между содержанием исследования и выводами ревизора.

Перед тем как использовать материалы ревизии при расследовании уголовного дела, необходимо убедиться в их доброкачественности и реальности отраженных в них фактов.

На стадии предварительного расследования необходимо установить:

1) какие факты преступлений выявлены ревизией;

2) какие собраны сведения о способах и обстоятельствах совершения преступления, все ли они известны;

3) какие конкретно лица подозреваются в совершении преступления;

4) определен ли размер материального ущерба;

5) выявлены ли обстоятельства, способствовавшие совершению преступления;

6) имеются ли данные, ставящие под сомнение доброкачественность ревизионных материалов;

7) обоснованы ли выводы ревизии.

В ходе изучения материалов ревизии необходимо обратить внимание на приложенные к акту ревизии объяснения должностных лиц по фактам нарушений и злоупотреблений, так как они имеют большое значение.

После изучения акта первичной ревизии следователь принимает следующие решения:

1) признать проведенную ревизию доброкачественной и ее материалы приобщить к делу;

2) возвратить материалы ревизии органу, проводившему ревизию, для доработки при наличии существенных недостатков;

3) признать первичную ревизию недостаточной, потребовать ее повторного производства.

Также может быть назначена дополнительная или повторная ревизия с учетом новых данных, появившихся в уголовном деле.

На основе анализа и оценки материалов ревизии и других данных, собранных к моменту возбуждения уголовного дела, следователь решает, как они могут быть использованы в рамках уголовного дела. При этом им учитывается, что факты, которые устанавливает ревизор, часто могут являться следствием не только преступлений, но и других различных причин. Окончательный вывод о преступлении и его обстоятельствах можно сделать лишь после проведения соответствующего расследования.

Материалы документальной ревизии уголовно-процессуальным законодательством относятся к «иным документам» и допускаются в качестве доказательств, если они имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Материалы ревизии являются доказательствами после оформления их соответствующим образом. Дальнейшая оценка этих доказательств происходит в процессе расследования в соответствии с требованиями УПК РФ.

Дальнейшее использование материалов ревизии при расследовании уголовного дела обязательно должно сочетаться с проверкой этих материалов путем проведения соответствующих следственных действий.

Материалы ревизии наиболее часто приобщаются к уголовным делам о преступлениях и могут эффективно использоваться при расследовании преступлений экономической направленности.

В юридической практике сформировалась тенденция, что материалы ревизии используются в расследовании лицом, вынесшим постановление о ее назначении, но в виде исключения к следователю могут поступать акты ревизий от контрольно-ревизионных органов, которые осуществляли проверку в рамках финансового контроля и выявили различные злоупотребления. На начальном этапе расследования в работе органов предварительного расследования с материалами документальных ревизий можно наблюдать ряд особенностей.

Ревизия должна проводится в соответствии с правовыми нормами, регламентирующими порядок ее производства и права ревизора и ревизуемых лиц, так как это имеет большое значение при оценке материалов ревизии с точки зрения их доброкачественности. На следователя возлагается обязанность по обеспечению участия в инвентаризациях, обмерах выполненных работ и других ревизионных действиях ревизуемых лиц. Следователи должны давать объяснения ревизору, знакомиться с соответствующими документами и материалами ревизии.

Наиболее частым нарушением в юридической практике является проведение ревизии без участия указанных лиц и составление акта без проверки и учета их объяснений.

В дальнейшем при анализе материалов ревизии необходимо выяснить были ли привлечены и в какой форме к участию в ревизии те работники, служебная деятельность которых проверялась. На сегодняшней день не редки случаи когда ревизоры проводят отдельные проверочные действия такие как, обмер выполненных работ, контрольный запуск сырья и материалов в производство, без участия некоторых ревизуемых лиц, которые непосредственно отвечали за соответствующие участки работы. Как правила эти лица начинают оспаривать результаты обмера или иного действия, но ревизор редко принимает во внимание их возражения.

Данные нарушения могут быть установлены сотрудниками правоохранительных органов с помощью ознакомления с актами, составленными при производстве указанных действий, и с объяснениями ревизуемых лиц. Если такие случаи будут установлены то может возникнуть необходимость в производстве повторной ревизии. Некоторые недобросовестные ревизоры при установлении в процессе ревизии фактов, которые расцениваются ими как признаки злоупотреблений, несвоевременно получают по ним объяснения от соответствующих лиц и не знакомят последних с документами, послужившими основанием для выводов. В дальнейшем при ознакомлении с актом ревизии эти лица пытаются опровергнуть сделанные выводы, для чего ссылаются на обстоятельства, которые не были проверенны ревизорами, и в виде доказательства представляют не исследованные ими документы. Но как правило по их объяснениям не проводится надлежащая дополнительная проверка.

Если такие нарушения будут установлены и в связи с ними возникнут сомнений в достоверности выводов проведенной ревизии и установленных в результате нее злоупотреблений можно потребовать производства дополнительной ревизии.

Таким образом, оценка результатов ревизии во многом зависит от соблюдения вышеуказанных и других правил. Нарушения, носящие формальный характер, и кажущиеся на первый взгляд безобидными, в последствии пагубно сказываются на полноте и доброкачественности ревизионной проверки и обоснованности выводов ревизии.

Вопросы, решаемые судебно-бухгалтерской экспертизой

Судебно-бухгалтерской экспертизой решается большое множество вопросов. Примерные вопросы, решаемые судебно-бухгалтерской экспертизой:

1) правильно ли оформлена операция с материальными ценностями, в чем это проявляется, какому нормативному акту по бухгалтерскому учету не соответствует данное оформление;

2) отражена ли в бухгалтерском учете определенная хозяйственная операция, осуществленная в конкретное время;

3) не нарушены ли какие-либо требования правил учета и контроля в связи с такими-то операциями (при составлении расчетных и платежных ведомостей, калькуляций; поступлении, выдаче, списании материальных ценностей, выплате денежных средств и т. д.), и если да, требования каких правил и каким образом нарушены;

4) не нарушены ли правила бухгалтерского учета при оформлении первичных и сводных (группировочных или накопительных) документов по таким-то хозяйственным операциям в таком-то периоде, и если да, какие правила и каким образом нарушены;

5) правильно ли начислялась зарплата рабочим и служащим данной организации за определенный период времени, и если нет, то в чем выразились отступления от установленного порядка ее начисления; правильно ли использованы расценки при начислении зарплаты;

6) является ли документально обоснованной определенная бухгалтерская операция;

7) товарной или бестоварной является интересуемая бухгалтерская операция;

8) правильно ли списаны такие-то материальные ценности в связи с данной деятельностью;

9) были ли допущены искажения производственных расходов;

10) присутствовало ли завышение списанных материалов в указанном периоде, с учетом заключения по результатам технологической экспертизы о должном списании;

11) в каком количестве и сумме выразилось излишнее списание;

12) мог ли сдатчик тары обладать тем ее количеством, которое указано в приемных квитанциях;

13) верно ли отражено в учетных документах поступление денег, внесенных в порядке расчетов за товары, полученные в кредит;

14) обнаружены ли дописки в объемах проверяемых работ, указанных в нарядах на начисление зарплаты;

15) правильно ли при оформлении указанной бухгалтерской операции использована норма естественной убыли;

16) не применяли ли норму естественной убыли исходя из завышенного оборота товарной массы;

17) не использовалась ли норма естественной убыли по транзитным операциям или на товары, принимаемые отпускаемые без осмотра веса или по весу, обозначенному на таре;

18) были ли учтены при выполнении бухгалтерской операции акты о недостаче материальных ценностей;

19) чем можно мотивировать расхождения в различных документах бухгалтерского учета, отражающих такую-то хозяйственную операцию;

20) совпадают ли данные счетов бухгалтерского учета и первичных документов;

21) какие имеются противоречия, к каким хозяйственным операциям и промежуткам времени они относятся;

22) имеются ли в учетных регистрах записи, не соответствующие первичными документами;

23) была ли соблюдена бухгалтерией корреспонденция счетов, которая предписывается определенными правилами;

24) как можно объяснить противоречия в документах бухгалтерского учета, отражающих указанную операцию;

25) не противоречат ли такие-то бухгалтерские операции, исполненные данным лицом, требованиям бухгалтерского учета;

26) соответствуют ли действия должностного лица нормам, изложение которых не требует специальных знаний бухгалтера.

 

Заключение эксперта-бухгалтера и его оценка следователем, судом

В результате проведенных исследований эксперт-бухгалтер составляет письменное заключение.

Заключение в соответствии со ст. 204 УПК РФ — это процессуальный документ, в котором эксперт доводит свои выводы до сведения органа или лица, назначившего экспертизу. Устные ответы эксперта в суде или при проведении допроса на следствии необходимы для разъяснения письменного заключение, но не для его замены.

Заключение эксперта не может быть основано на документах, которые не были приобщены следователем к делу. Заключение эксперта будет некомпетентным при условии, что он учтет не все предоставленные ему материалы, имеющие значение для решения вопросов, поставленных перед ним.

Заключение эксперта-бухгалтера составляется согласно требованиям ст. 57, 204 УПК РФ. Законодатель установил, что заключение должно быть объективным и достоверным, а факты, изложенные в нем, должны быть бесспорными.

Заключение состоит из 3 частей: вводной, исследовательской, заключительной (выводов).

Во вводной части указываются:

1) название экспертизы и к какому из трех видов она принадлежит: дополнительная, повторная, комиссионная;

2) дата, время и место проведения бухгалтерской экспертизы;

3) необходимая информация об эксперте: Ф. И. О., специальность, образование, наличие ученой степени и звания, занимаемая им должность;

4) даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения;

5) основание для производства экспертизы (кем и когда вынесено постановление);

6) перечень поступивших материалов;

7) сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

8) сведения о лицах, присутствовавших при проведении экспертизы, их процессуальное положение;

9) вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

В исследовательской части:

1) описываются процесс проведения исследования бухгалтерских документов, его результаты;

2) дается научное обоснование установленным фактам, полученным в процессе проведения исследования;

3) указываются, какие методы и способы исследования применялись при изучении бухгалтерских документов;

4) обосновываются расхождения между данными результатов исследования эксперта и ревизоров, при этом необходимо делать ссылка на документы;

5) указываются нормативные правовые акты, которые эксперт использовал при разрешении поставленных перед ним вопросов;

6) описываются факты, имеющие отношение к предмету экспертизы, которые были получены в результате проведения следственных действий;

7) если была проведена повторная экспертиза, то необходимо объяснить причины расхождения ее результатов с результатами первоначальной экспертизы.

Последняя часть заключения содержит выводы эксперта-бухгалтера, которые должны быть четко сформулированы, чтобы впоследствии исключить различные толкования.

48. Порядок оформления заключения судебно-бухгалтерской экспертизы

По окончанию экспертных исследований экспертом составляется экспертное заключение, которое должно соответствовать процессуальному законодательству и отражать объективные данные, имеющие доказательную силу, обнаруженные экспертом в процессе исследования объекта. Экспертное заключение должно быть полным и логически обоснованным.

Соблюдение полноты экспертизы заключается в:

1) полноте исследования всех представленных на экспертизу объектов;

2) полноте ответов эксперта на все поставленные перед ним вопросы;

3) обоснованности такого отказа;

4) полноте описания хода и результатов исследования.

Логическая обоснованность заключения проявляется в отсутствии формально-логических ошибок. Выводы эксперта должны быть мотивированными, не должно быть внутренних противоречий. Стиль изложения содержания заключения? официальный, с применением профессиональных юридических и экономических терминов. Недопустимым является образное эмоциональное изложение. Юридическая квалификация не входит в компетенцию эксперта. В заключении эксперта-экономиста выделяют 3 части: вводную, исследовательскую и непосредственно сами выводы.

Вводная часть заключения включает:

1) название экспертизы с указанием ее номера и вида: дополнительная, повторная, комиссионная или комплексная;

2) указания на наименования органа, назначившего экспертизу;

3) указания должности, фамилии, имя, отчества, образования, специальности эксперта, проводившего экспертизу, или группы экспертов при проведении комиссионной экспертизы.

Вопросы формулируются экспертом так же, как они указаны в постановлении о назначении экспертизы. Недопустимо изменять формулировки вопросов, но при возникновении необходимости их уточнить эксперт обязан изложить вопрос следователя или суда, а затем пояснить, как он понимает задание в соответствии со своей компетенцией. При обнаружении вопросов, полностью или частично выходящих за рамки специальных познаний эксперта, необходимо отметить это в заключении. Эксперт свободен в выборе последовательности изложения вопросов, он группирует их так, чтобы обеспечить наиболее целесообразный порядок исследования.

Во вводной части также излагаются те вопросы, которые были поставлены по инициативе эксперта.

Исследовательская часть заключения включает:

1) содержание описания процесса исследования и его результаты;

2) научное объяснение установленным фактам.

Необходимо установить соответствие между вопросами, разрешаемыми экспертом, и разделами исследовательской части. В том случае, если осуществлялось одновременное исследование двух и более взаимосвязанных вопросов, результаты подобного исследования могут быть изложены в одном разделе.

Исследовательская часть включает:

1) приемы и методы исследований с доступным и подробным описанием, целью которого является обеспечить понимание лицам, не обладающим экономическими познаниями;

2) обоснование и объяснение величин и расчетов, которые использовались при производстве экспертизы;

3) указание на справочно-нормативные материалы, которые использовались экспертом при ответе на поставленные вопросы, с указанием даты и места их издания;

4) исходные данные, которые были приняты на основе результатов следственных действий;

5) пояснения представленных приложений;

6) развернутую мотивированную экспертную оценку результатов исследования, обосновывающую вывод по заданному вопросу.

Выводы эксперта (заключительная часть) излагаются в форме ответов на поставленные вопросы в последовательности, в которой вопросы представлены во вводной части заключения эксперта. На каждый из поставленных вопросов необходимо дать ответ либо указать причины, по которым ответ не может быть получен. Конец заключения может содержать выявленные обстоятельства, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены им в ходе исследования. Данные выводы, как и все остальные, должны быть четкими и ясными, что должно исключать различные толкования.

Заключение подписывается экспертом, который проводил исследование или группой экспертов в случае проведения комиссионной экспертизы, и заверяется печатью экспертного учреждения, затем направляется органу, назначившему экспертизу, руководителем экспертного учреждения.

Таблицы и графики, прилагающиеся к заключению, также подписываются экспертом и заверяются печатью экспертного учреждения. На них проставляются номер и дата заключения, к которому они составлены.

48. Порядок оформления заключения судебно-бухгалтерской экспертизы

По окончанию экспертных исследований экспертом составляется экспертное заключение, которое должно соответствовать процессуальному законодательству и отражать объективные данные, имеющие доказательную силу, обнаруженные экспертом в процессе исследования объекта. Экспертное заключение должно быть полным и логически обоснованным.

Соблюдение полноты экспертизы заключается в:

1) полноте исследования всех представленных на экспертизу объектов;

2) полноте ответов эксперта на все поставленные перед ним вопросы;

3) обоснованности такого отказа;

4) полноте описания хода и результатов исследования.

Логическая обоснованность заключения проявляется в отсутствии формально-логических ошибок. Выводы эксперта должны быть мотивированными, не должно быть внутренних противоречий. Стиль изложения содержания заключения? официальный, с применением профессиональных юридических и экономических терминов. Недопустимым является образное эмоциональное изложение. Юридическая квалификация не входит в компетенцию эксперта. В заключении эксперта-экономиста выделяют 3 части: вводную, исследовательскую и непосредственно сами выводы.

Вводная часть заключения включает:

1) название экспертизы с указанием ее номера и вида: дополнительная, повторная, комиссионная или комплексная;

2) указания на наименования органа, назначившего экспертизу;

3) указания должности, фамилии, имя, отчества, образования, специальности эксперта, проводившего экспертизу, или группы экспертов при проведении комиссионной экспертизы.

Вопросы формулируются экспертом так же, как они указаны в постановлении о назначении экспертизы. Недопустимо изменять формулировки вопросов, но при возникновении необходимости их уточнить эксперт обязан изложить вопрос следователя или суда, а затем пояснить, как он понимает задание в соответствии со своей компетенцией. При обнаружении вопросов, полностью или частично выходящих за рамки специальных познаний эксперта, необходимо отметить это в заключении. Эксперт свободен в выборе последовательности изложения вопросов, он группирует их так, чтобы обеспечить наиболее целесообразный порядок исследования.

Во вводной части также излагаются те вопросы, которые были поставлены по инициативе эксперта.

Исследовательская часть заключения включает:

1) содержание описания процесса исследования и его результаты;

2) научное объяснение установленным фактам.

Необходимо установить соответствие между вопросами, разрешаемыми экспертом, и разделами исследовательской части. В том случае, если осуществлялось одновременное исследование двух и более взаимосвязанных вопросов, результаты подобного исследования могут быть изложены в одном разделе.

Исследовательская часть включает:

1) приемы и методы исследований с доступным и подробным описанием, целью которого является обеспечить понимание лицам, не обладающим экономическими познаниями;

2) обоснование и объяснение величин и расчетов, которые использовались при производстве экспертизы;

3) указание на справочно-нормативные материалы, которые использовались экспертом при ответе на поставленные вопросы, с указанием даты и места их издания;

4) исходные данные, которые были приняты на основе результатов следственных действий;

5) пояснения представленных приложений;

6) развернутую мотивированную экспертную оценку результатов исследования, обосновывающую вывод по заданному вопросу.

Выводы эксперта (заключительная часть) излагаются в форме ответов на поставленные вопросы в последовательности, в которой вопросы представлены во вводной части заключения эксперта. На каждый из поставленных вопросов необходимо дать ответ либо указать причины, по которым ответ не может быть получен. Конец заключения может содержать выявленные обстоятельства, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые были установлены им в ходе исследования. Данные выводы, как и все остальные, должны быть четкими и ясными, что должно исключать различные т


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.