Темперамент ученика и его влияние на обучение — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Темперамент ученика и его влияние на обучение

2017-09-28 334
Темперамент ученика и его влияние на обучение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждый ученик – это уникальная, неповторимая личность со своими индивидуально-психологическими качествами. Однако опытный учитель, перед внимательным взором которого проходит не один десяток учеников, всегда замечает и некоторые общие проявления, которые характеризуют некоторых детей. Постепенно он создает свою типологию учеников. Нередко такая типология совпадает с принятым в психологии разделением людей на типы, в зависимости от их темперамента.

Ученик-сангвиник приятен в общении, радостно-инициативен, хорошо контактирует с педагогом. Речь легкая, богатая, остроумная; живая, артистичная мимика. Ребенок-сангвиник может допускать шалости, капризничать, но легко переносит порицания, наказания. Как правило, сангвиник не обидчив, не гневлив, оптимист, легко приспосабливается к обстоятельствам. Указания педагога схватывает на лету, склонен к эмоциональному подходу к делу. Сангвиник легко увлекается, с удовольствием начинает работу над новым произведением, быстро выучивает. Но дальше проявляется другая сторона сангвиника: его интерес быстро остывает, если дело (работа) требует длительной кропотливой работы. Самая трудная задача для педагога – поддержать этот интерес. Для сангвиников характерна быстрая реакция, легкая переключаемость (переход от одного вида работы к другому). Отличаются хорошей работоспособностью (в особенности девочки), однако нередко склонны к лени, и тогда с трудом поддаются нажиму и контролю, в сложных ситуациях могут прибегать ко лжи. Самооценка сангвиника неустойчиво завышенная, любит рассказывать о своих успехах, быть у всех на виду. Легко утешаются. При доброжелательных и одновременно требовательных отношениях с преподавателем ученики-сангвиники могут достигать высоких результатов в учебной деятельности.

Холерик – обладатель легко возбудимого сильного типа нервной системы. Яркий, самоуверенный, быстрый, самостоятельный, но, как правило, непростой ученик. Он обидчив, самолюбив, стремится общаться со старшими на равных, может вызывающе сопротивляться воле старших, не подчиняться. Болезненно-гневно реагирует на критику (появление четверки после привычных пятерок – трагедия), на невнимание к себе. Речь холерика громкая, быстрая, авторитетная, мимика резкая, выразительная. Ученик-холерик крайне субъективно относится к заданию: если оно нравится – работает увлеченно, если не нравится – с трудом способен довести до конца. Холерики энергичны, выносливы, способны работать интенсивно и в короткий срок достигать хороших результатов. Их энергия усиливается при столкновении с препятствиями, любят борьбу, вплоть до открытого конфликта с противником, конкурентом. Однако в ежедневной работе требуют от педагога безграничного терпения и тонкого руководства.

Флегматики - спокойны, самостоятельны, не унывают, у них нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценят себя объективно. Речь флегматика замедленная, немногословная, они предпочитают роль слушателя. Мимика невыразительна, движения плавные, замедленные. Многим флегматики могут показаться безэмоциональными, равнодушными людьми, однако это не так. Они способны на сильные высокие чувства, но не склонны к их внешнему выражению. Флегматики инерционны, им необходимо время, чтобы перейти из одного состояния в другое. Скорость реагирования несколько замедленна. В работе с ними необходимо терпение, их нельзя навязчиво подгонять. Усваивают, запоминают новый материал медленно, но помнят и удерживают достигнутый уровень долго. Флегматики усидчивы и очень выносливы. Практически не волнуются, внимательны. Им тяжело переключаться на другое задание. Флегматик может быть хорошим педагогом, способен грамотно и спокойно разрешать конфликты, быть терпеливым для него не составляет труда.

Меланхолик – «человек без кожи», чуткий, легко ранимый, тревожный. Речь тихая, взволнованная, с просительными интонациями; как правило, робкое, грустное выражение лица. Меланхолик не уверен в себе, стеснителен, склонен преувеличивать свои недостатки, мнителен, но такие качества как обостренная чуткость, впечатлительность, яркая фантазия становятся основой для воспитания вдумчивого тонкого художника (скорее миниатюриста нежели монументалиста). Ученики-меланхолики тянутся к спокойным, доброжелательным учителям, исполнительны и внимательны к требованиям педагога, нуждаются в особом внимании, чуткости, в доброй, нежной поддержке с его стороны. Меланхолики быстро утомляются, чувствительны к внешним помехам. Участие в конкурсах, экзаменах для них – настоящая драма, волнуются задолго до начала.

Развитие личности, поступательное формирование волевых сторон характера, способно компенсировать некоторые «невыгодные» стороны любого темперамента.

 

ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ УЧЕНИКА

Дети значительно различаются по показателям произвольного внимания, что необходимо учитывать в педагогической работе. Уже с первого урока они сталкиваются с требованиями быть внимательными, организованными, и хотят выполнить эти требования, но в большинстве своем не обладают необходимыми умениями, плохо себе представляют, как это сделать. В свою очередь, развитие внимания учеников как специальная задача педагогами, как правило, не ставится, и все воздействия сводятся к приказаниям: «Будь внимательным, не отвлекайся!»

Однако значительная часть проблем, связанных с невнимательностью учеников, решается с помощью включения в занятия заданий, направленных на формирование различных видов и качеств Вн. Особенно необходимы такие задания гиперактивным ученикам.

У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное Вн (внешнее проявление: ребенок вглядывается, вслушивается, приоткрывает рот, подходит ближе, тянется потрогать). В работе с начинающими необходимо широко использовать непроизвольное Вн. Оно вызывается живой, эмоциональной речью, артистизмом учителя, занимательностью заданий, использованием красочного наглядного материала, созданием игровых, проблемных ситуаций.

Произвольное внимание хорошо развивается в игровой деятельности, в соревновательных заданиях (игры в разведчиков, «кто самый внимательный?»), в заданиях «на проверку внимания» («А сейчас давай проверим, насколько ты внимателен»). Сначала целесообразно использование заданий, которые дети могут выполнить во внешнем плане (Покажи), затем внешняя деятельность свертывается и переходит во внутренний план («Послушай и скажи…», «Посмотри и объясни»), превращаясь в активное внимание, умение контролировать свои действия. Устойчивость Вн ученика сохраняется в деятельности, которая дает результаты и вызывает положительные эмоции, удовлетворение, а это, в свою очередь, - желание заниматься и установку на внимание.

Распределение Вн – непосильная задача для младших школьников. Не следует заставлять их выполнять сложную задачу сразу, необходимо разделить ее на ряд простых, затем, по мере приобретения устойчивых навыков, постепенно приучать к распределению внимания.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.