Трезвость – великая ценность (2-4 класс) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Трезвость – великая ценность (2-4 класс)

2017-09-28 241
Трезвость – великая ценность (2-4 класс) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение. 4

Предисловие для учителя. 7

Первоклассникам о Трезвости. 8

Урок №1. С Трезвостью счастливую жизнь проживёшь! 8

Урок №2. Зёрнышко Трезвости. 12

Трезвость – великая ценность (2-4 класс) 16

Урок №1. Различение Добра и Зла. Трезвость – основа Добра. 16

Урок №2. Добрые привычки. Кто такие ломехузы?. 22

Урок №3. С трезвостью по дороге Добра. 25

Урок №4. Зарядка для ума. 28

Урок №5. Прежде думай о Родине, а потом о себе. 30

Урок №6. Мечтать, надо мечтать! 36

Урок №7. Практическое занятие. Различение и применение языка утверждения и сохранения Трезвости. 43

Урок № 8. Напутствие. 45

Трезвость – воля народа (5-9 класс) 50

Урок №1. Трезвый мир – это будет! Кукольное представление «Петрушка, Фавт и дети». 50

Урок №2. Трезвость – основа РАЗЛИЧЕНИЯ. Игра «Солнце-болото». 55

Урок №3. Программа поведения. 60

Урок №4. Сохраним Трезвость! 64

Урок №5. Механизм отнимания Трезвости и ответ на него: Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа! 71

Урок №6. Мораль Трезвости. Гражданин. Соратник. 76

Урок №7. Геннадий Андреевич Шичко – гражданин России. 81

Урок №8. Трезвый человек, семья, общество – есть, чем гордиться! 85

Уроки № 9-10. «Трезвость – воля народа. Трезвое движение в России. Исторические факты.. 91

Урок №11. Трезвость – воля народов других стран. 110

Студентам о Трезвости. 120

Лекция «Трезвость – воля народа!» (2 часа) 120

Список использованной литературы.. 134

Приложение. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!». 135

Введение

Данное методическое пособие представляет собой курс уроков Трезвости для начальных, средних и старших классов общеобразовательной средней школы. Как дополнение оно также включает лекцию для студентов.

Практической базой для написания пособия послужило проведение автором уроков Трезвости в школах города Тюмени (в 2010-2015 годах).

«Господа народные учителя! Трезвость – неотделимый спутник прогресса. Вы любите Родину! Вы работаете для неё… Обучайте детей основам трезвости. Не сочтите это делом второстепенным. Ведь трезвость несёт счастье народу и приближает нацию к общечеловеческому идеалу», – это выдержки из обращения к учителям, которое приводит С.Е Успенский в своём учебнике Трезвости в 1912 году.

В те годы, более 100 назад, издавалось большое количество трезвеннической литературы, в том числе и переводной, основы Трезвости преподавались в школах. Но на той ступени развития (и следующее столетие) трезвое движение во многом было стихийным, находилось на позициях «борьбы с алкоголизмом», «антиалкогольной пропаганды», «профилактики злоупотреблений» и т.п. В силу этих причин успехи, достигнутые трезвым движением тех лет, не удалось закрепить в обществе. Корыстные интересы смогли взять реванш, что привело к новой эскалации отравления населения табачными, алкогольными ядами. А в новейшее время к этим традиционным ядам добавились и другие. Россия последние два десятилетия устойчиво занимает одно из первых мест в мире по уровню отравления своего населения и алкоголем, и табаком. Значительное место занимают и другие интоксиканты. Положение сложилось настолько тяжёлое, что высшее руководство страной его определило следующим образом: «Алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия» (из выступления президента Д.А. Медведева, 12.08.2009 г.). Кроме признания серьёзности положения принят ряд государственных документов, способствующих оздоровлению обстановки.

Например, в 2009 году принята «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №2128-р).

Ограничивается реклама, принимаются меры по ограничению доступности (сокращение времени, создание специализированных магазинов по продаже алкогольных и табачных ядов).

Государством уделяется большое внимание поддержанию инициатив «снизу», направленных на оздоровление обстановки. Например, в «Концепции …» сказано:

«Также предусматривается обеспечить широкую поддержку общественным … организациям в проведении ими мероприятий по пропаганде и реализации инициатив, направленных на борьбу со злоупотреблением алкогольной продукции.

На уровне субъектов Российской Федерации предусматривается осуществить разработку и реализацию региональных программ (пилотных проектов) с учетом специфики традиций употребления алкогольной продукции и масштабности алкоголизации различных слоев населения.

В социальной сфере на основе инициатив общественных … организаций предусматривается создание общественных движений, обществ, клубов, специализированных общественных фондов, в том числе ассоциированных с международными организациями».

На местах даются возможности для полного прекращения продажи алкогольных ядов. Например, федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статья 16 предусматривает: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции».

Государство по праву видит в общественности свою опору в оздоровлении ситуации.

Сегодня трезвое движение, развиваясь, вышло на информационный и идейный уровень, на котором задача утверждения и сохранения Трезвости в России стала решаемой и на практическом уровне. Появилась стройная научная основа – опора для практической деятельности. В числе её достижений:

- создан и постоянно совершенствуется понятийный аппарат – «Язык УСТ» (язык утверждения и сохранения Трезвости);

- дано научное определение Трезвости;

- чётко определена цель – утверждение и сохранение Трезвости;

- полностью раскрыт механизм отнимания Трезвости у людей.

В соответствии со всем этим общественным движением «Трезвый Урал» обществу предложена Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!», по которой в настоящее время работают не только общественные организации, но и официальные структуры государства, так как дух программы во многом совпадет с принятыми государственными документами. Одним из пунктов программы являются уроки Трезвости.

Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества. Каждый человек рождается в этом естественном состоянии. В течение жизни естественная Трезвость у человека отнимается. И сегодня хорошо изучены механизмы этого процесса, а на основе понимания этого процесса относительно легко выстраивается система защиты Трезвости.

Такой защитой является правда о Трезвости (не путать с борьбой с пьянством, алкоголизмом). Такой защитой является мораль Трезвости – правила трезвой жизни, выработанные на основе понимания механизмов отнимания Трезвости и механизмов её возвращения.

Утверждение морали Трезвости в обществе – задача комплексная и предусматривает целевую работу на все слои населения.

Задачу защиты Трезвости детей решают уроки Трезвости, которые позволяют детям перейти от Трезвости естественной, к Трезвости сознательной.

 

Предисловие для учителя

Главная задача данного пособия состоит именно в том, чтобы помочь детям от Трезвости естественной перейти к Трезвости сознательной. Нужно отметить, что эта задача полностью соответствует содержанию и духу Программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»

Предлагаемое методическое пособие построено с учётом возрастных особенностей детей. Оно включает уроки – беседы, игровые занятия, урок – кукольное представление, частью некоторых уроков являются авторские сказки о Трезвости. Слайд-шоу к этим сказкам и видео спектакля по «Сказке про Ивана – богатыря, Трезвость и волшебный луч»», поставленного курганскими школьниками, можно найти на сайте «Трезвая Тюмень».

Предлагаемый курс уроков Трезвости каждый преподаватель Трезвости может расширить тематически, или наоборот сократить, дополнить межпредметными связями, проводить уроки Трезвости в рамках классных часов. В уроках имеются практические задания для закрепления пройденного материала, поэтому для уроков Трезвости рекомендуется иметь рабочие тетради для учащихся.

Тема Трезвости, тема созидания может включаться в преподавание различных предметов из школьной программы. Предложенный тематический план уроков Трезвости является примерным. Он может быть расширен и дополнен другими темами, круглыми столами, школьными конференциями, мероприятиями, акциями по утверждению и сохранению Трезвости.

Старшеклассники и студенты в рамках добровольческого (волонтёрского движения), имея достаточную подготовку, могут участвовать в различных акциях посвященных утверждению и сохранению Трезвости. Например, «трезвые пробежки», вело-агитпробеги с лекциями о Трезвости. Приветствуется шефство старшеклассников над младшими классами и т.д.

В качестве приложения или основного содержания уроков можно использовать материалы газет «Трезвая Россия», электронные копии которых представлены на сайте ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень» (http://trezvayatyumen.ru/biblioteka/gazeta-trezvaya-rossiya.html).

 

 

Первоклассникам о Трезвости

Урок №1. С Трезвостью счастливую жизнь проживёшь!

Цели урока: на этих первых уроках Трезвости дети должны запечатлеть положительное отношение к Трезвости, важно прийти к осознанию детьми того, что Трезвость – ценность, которая даётся каждому от рождения.

План урока:

1. Знакомство с общественной организацией, представляющей трезвое движение. Например, Тюменская городская общественная организация утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень».

2. Что такое Трезвость?

3. Чтение сказки «Щит Ратибора, Трезвость и чистые помыслы».

4. Вопросы по сказке.

5. Выводы.

Материальное обеспечение: плакаты «Солнышко Трезвости», «Определение Трезвости», текст сказки «Щит Ратибора». На доске заранее делается рисунок щита Ратибора (его описание есть в сказке).

Ход урока. Здравствуйте, ребята. Я представляю городскую общественную организацию утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень». Ей уже больше 20 лет. Во многих других городах есть такие же организации. Все они поставили перед собой такую цель: утвердить и сохранить Трезвость в каждом человеке, семье, в обществе. Мы издаём свою газету «Трезвая Россия», проводим научные конференции, курсы по формированию Трезвых убеждений. Летом на озере Пахомово (около г. Южноуральска) проходит наша школа-слёт. Живём мы в дни слёта в палатках, около 300 человек со всей России, проводим занятия, семинары. Успеваем и отдыхать активно, молодёжь дотемна водит хороводы.

Как представители «Трезвой Тюмени» мы встречаемся со взрослыми, а со школьниками проводим уроки Трезвости.

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое Трезвость?

(Примечание для учителя. Радует то, что первоклассники обычно без колебаний отвечают так: «Трезвость – это хорошо!», «Трезвость – это Добро!», «Трезвость – это всё хорошее!» При этом взгляды их выражают недоумение: «Это ведь само собой понятно, разве можно что-нибудь добавить!»)

Вы, конечно правы. А вот на доске, ребята, определение Трезвости, строго научное, принятое в трезвом движении: «Трезвость – естественное творческое состояние человека, семьи, общества».

Ведь все рождаются трезвыми, это состояние для человека естественное, данное природой. Так же от природы человек получает здоровье. Скажите, своё здоровье человек бережёт? Да. А если какой-то злодей повредит другому человеку здоровье – будет отвечать за это? Да. Закон охраняет здоровье? Да. А вот состояние Трезвости, состояние исправности тела, ясности ума – оно естественно как дыхание, и люди его обычно не замечают. И поэтому иногда не берегут сами, и, к сожалению, так сложилось, что пока законы нашей страны не охраняют Трезвость. Хотя есть страны, где приняты писанные законы, охраняющие Трезвость.

Скажите, пожалуйста, а что нам мешает принять личный неписанный закон Трезвости? Он очень просто звучит: «Я берегу свою Трезвость!». Принимаем? Да. Трудно ли её беречь? Легко. Не теряй и всё.

А теперь, ребята, сказка. «Сказка про щит Ратибора, Трезвость и чистые помыслы»

Слушайте внимательно, по ней будут вопросы.

(Примечание для учителя. Обычно ещё во время чтения сказки ребята разгадывают знаки щита Ратибора. После чтения сказки задаются вопросы. Вопросы «Что? Где? Когда?» проверят и разовьют внимание и память детей, а вопросы «Как? Зачем? Почему?» – абстрактно-логическое мышление)

1. Назовите добрых героев сказки. Объясните, почему?

2. Почему матушка одновременно с тревогой и любовью говорит сыну о том, что с Трезвостью он счастливую жизнь проживёт, и в голове его будут чистые помыслы? (С любовью говорит, ведь матери всегда желают добра детям. С тревогой, потому что не всё хорошо вокруг, рядом с Добром есть Зло, которое у людей отнимает Трезвость.)

3. В какой ещё русской народной сказке говорится о том, что и небольшой вклад в общее доброе дело бывает очень важен, даже может иметь решающее значение? (Репка.)

4. Почему Щиту вернулась несокрушимая сила? (Потому, что к людям вернулась Трезвость, вернулись чистые помыслы, вернулось понимание того, что Добро нужно сообща создавать и охранять.)

Заключение. Ребята, слышали такое выражение: «Дети – наше будущее» Когда я на вас смотрю – я как будто смотрю в будущее и вижу, трезвое счастливое будущее у нашей Родины есть!

Сказка о щите Ратибора, Трезвости и чистых помыслах

Некоторым царством, некоторым государством царь, лёжа на печи, правил, и потому ни ума, ни добра никому не прибавил. Люди простые трудились от зари до зари, да сыты не каждый день бывали. А царь и тому рад был, что соседи на такую бедность войной не идут.

У царского кузнеца сын подрастал – Ванька семилетка. Как-то раз уважил Ваня царских мудрецов (не то учёных?) загадкой. Нашёл он у подножия заброшенной дозорной башни серебряную круглую вещицу стопудовую. Песком она была присыпана, да Ване-то на глаза краешек и покажись после ливня. Ваньке такое колесо неподъёмное зачем? А царь, как положено, к себе диковину затребовал.

Только не нашлось ни телеги, ни лошадки подходящей, чтобы вещицу к нему доставить. Мудрецы (недоученные?) находку поразительную на месте осмотрели, три дня лбы морщили, царю доложили:

 

«Явление это науке неизвестное,

Круглое и плоское, каменьями облепленное,

С узорами особого назначения –

Требует многолетнего нашего изучения».

 

Царь долго ждать не стал, сына кузнеца к себе позвал: «Сумел диковину найти, сумей и знаки на ней прочитать, найди и того, кто её к башне положил! А не то, сам знаешь, мой меч – твоя голова с плеч».

Малец бегом в кузницу, к бате. Крепкий был мужик его батя, только тяжёлая работа его раньше времени согнула. Бровь черна, а голова уж с проседью. Как сыну помочь не знает. День, ночь думал, наутро сказал: «За Гром-горой, за Туман-рекой, за Шатун-лесом живёт твой дед, мой отец. Может, он что слыхал про диковину эту стопудовую».

Извилистой дорогой долго шли отец с сыном. Ваня ни на шаг от отца не отставал. Полем, лесом, вдоль реки, да поперёк горы – вот на открытом месте и дедовы хоромы. Удивился Ваня, какой дом просторный, высокий, как сработан ладно! Наличники резные, на них птицы да кони сказочные! А невдалеке богатырь балуется: руками деревья из земли тащит, рядочками укладывает.

Это Ванин дед место под пашню готовит. Вот ухватил он крепкую сосну – только крона у могучего дерева дрогнула. Тогда Ванин отец навалился – покачнулась сосна. Ваня-семилетка упёрся ногами в землю покрепче, плечом, что есть силы, на ствол надавил, – пошла сосна. Аккуратно бросил её дед в сторонку.

Обнялись родные, в дом пошли. А в доме новое для Вани удивление: вся утварь у деда цветами, узорами изумительными глаз радует!

За чаем с пирогами рассказал Ванин отец о царской задачке. Дед недолго думал, сказал твёрдо: «За Свет-горой, за Лазурь-рекой, за Синь-лесом живёт мой отец, надо вам к нему за советом идти».

Без дорог, нехожеными тропами долго шли Ваня с отцом, котомки их совсем опустели. Наконец расступился густой лес, открылась поляна широкая. На краю её дом стоит, и выше, и краше первого. А невдалеке богатырь, играючи, сплеча камни на другой край леса отбрасывает. Это Ваниного отца дед место под пашню готовит. А как ближе подошли путники, разглядели, что камни-то не меньше Вани!

Вот примерился богатырь к необхватному камню, плечом на него надавил, а камень только дрогнул. Тут Ванин отец плечо подставил, все силы напряг – покачнулся камень. Ваня-семилетка упёрся покрепче в землю, поднатужился, как только мог, – тронулся камень. Вместе они откатили его с борозды.

Богатырь, косая сажень в плечах, как кедр крепкий, только седой весь, обнял дорогих гостей, ясно, лучисто, внимательно им в глаза посмотрел, в дом повёл. А там и утварь, и даже стены дивными птицами, цветами, травами, да конями тонко расписаны!

Тут повёл Ванин прадед такую речь: «Знаю, милые, зачем пожаловали. Ждал я вас, чтобы слова былинные о Ратиборе-богатыре передать. Ждал я того, кто его щит волшебный найдёт и тому щиту несокрушимую силу вернёт. Тебя, Ваня, ждал, ведь находка твоя – чудесный щит Ратибора и есть!»

Гусельцы зазвенели, запел старик: «Как соколик высоко взлетал, как заря ярко загоралась, так Ратибор-богатырь Русь беречь поднимался. Богатырский острый меч всегда в ножнах был, щит серебряный узорами самоцветными как огонь сиял. От любой беды этот щит людей закрывал, а по знакам на нём люди жили правильно, в радости и согласии. Невесть откуда беда подкралась, стали люди вместе редко песни петь. Прочным было полотно, из тонких нитей сотканное, да рассыпалось... Корысть людей разделила. Забыли люди, как знаки на щите Ратибора читать – непобедимый щит волшебную силу потерял. Где соколик наземь упал, как заря погасла, где голову сложил Ратибор-богатырь, – никто не знает».

Опять ясно, приветливо взглянул прадед на Ваню: «Кто щит Ратибора найдёт, тот и знаки на нём прочитает, а ключ к разгадке при нём и будет, да не в руках...»

Смолкли гусельцы.

Ваня-семилетка в дороге много удивительного повидал, о многом уже призадумался. Да и чудные картинки, знаки, на щите увиденные, у него в памяти перед глазами стояли.

Вдруг просиял Ваня, звонко голос его зазвучал: «В середине щита солнце – всего светлого, доброго знак, солнце ведь всем светит и каждому! Ближе к солнцу знаки на деревья похожие, с кроной и корнями – это мы с вами, род людской, жизнь сама! По всему краю щита, по кругу – будто воины за руки взялись, это того знак, что люди вместе родную землю берегут, за дела добрые сообща берутся! Ведь как просто всё!»

Тут Ванин отец плечи развернул, заговорил радостно: «Живёт, зеленеет дерево, пока корни ветви питают, пока старики мудрость внукам передают. Выходит, в самих людях волшебная сила щита: чем больше людей понимают его знаки, тем сильнее щит Ратибора. Только что же помешало людям знаки читать, хорошо, по совести жить? Что им головы затуманило? Почему от солнца, от Добра отвернулись?»

Тут вспомнил Ваня дом родной, матушку, уют, лад семейный. Вспомнил вдруг, как иногда у соседей в доме слёзы лились, и тогда матушка родная говорила ему с тревогой и любовью: «Смотри, сынок, береги Трезвость свою. С ней ты счастливую жизнь проживёшь, а в трезвой головушке твоей всегда чистые помыслы будут!»

И только Ваня вслух об этом сказал, как прадед его взволнованно продолжил: «Вот какой ключ к разгадке у Вани не в руках был, а в его светлой головушке – Трезвость его, чистые помыслы! Сила щита Трезвость и есть, от всех бед защита!»

С гордостью на сына глядя, отец произнёс: «А ведь только трезвые люди могут рука об руку, вместе вокруг Добра встать! Ведь по краю щита знаки – люди трезвые!»

Пока шли Ваня с отцом знакомыми местами домой, они всем о Трезвости, о волшебном щите Ратибора богатыря рассказывали, а щит несокрушимую силу набирал.

А до царя людская молва раньше них долетела. Куда он и его мудрецы недоученные сбежали, никто не знает, да и незачем.

Советно, сообща люди решили: быть Трезвости, быть Добру, быть жизни!

Урок №2. Зёрнышко Трезвости

Цели урока: закрепить выводо том, что в основе добрых качеств человека лежит Трезвость, и о том, что вклад детей в дело утверждения и сохранения Трезвости огромен, ведь если каждый будет сохранять свою Трезвость, то и вся страна будет трезвой, от этого зависит будущее нашей Родины.

План урока:

1. Закрепление. Определение Трезвости. Вспомнить выводы предыдущего занятия через вопросы по сказке «Щит Ратибора»

2. Составление списка добрых качеств человека. «Домик добра». Сделать вывод: Трезвость – основа Добра.

3. Заключение. «Зёрнышко Трезвости». Размышления о том, что вырастет из полученных знаний о Трезвости.

Материальное обеспечение: определение Трезвости, щит Ратибора (плакаты), программирующий на самоотравление материал, рассчитанный на детей (немного).

Ход урока. Вспомнить определение Трезвости. Похвалить за ясные, краткие, точные ответы: «Трезвость – это Добро». Вспомнить определение, которое даётся в Трезвом движении: «Трезвость – естественное, творческое состояние человека, семьи, общества».

Вопросы по сказке «Щит Ратибора»:

1. Вы на прошлом занятии назвали доброго героя сказки Ваню-семилетку. А почему, объясните, его можно считать добрым? (Потому что сделал доброе дело – вернул щиту силу, прочитал знаки на нём, и люди вернули себе Трезвость)

2. Какой ключ к разгадке у Вани при нём был, да не в руках? (Трезвость. Его светлые, чистые помыслы.)

3. Вспомните, пожалуйста, что означают знаки на щите Ратибора? (Солнце – Добро, буква Ж – род людской, связь поколений, сама жизнь, люди, взявшиеся за руки – сообща охраняют Добро, жизнь. Важное добавление к прочтению знаков, вывод самих ребят: «Только трезвые люди могут видеть Добро и сообща, вместе делать добрые дела, взяться за руки вокруг Добра»)

4. Почему волшебную силу в сказке имеет именно щит, а не меч? (Потому, что для утверждения Добра ничего не надо разрушать, его нужно защищать. В сказке это удалось сделать, в ней нужен только щит, а в жизни бывает иногда нужен и меч для защиты Добра)

5. Ребята, обратите внимание. Главный герой сказки это мальчик, семилетка, такого же возраста, как и вы. Для чего в сказке нужны моменты, когда Ваня присоединяет свои, хотя и небольшие, усилия к усилиям отца, деда, прадеда? (Чтобы показать, что в общем деле даже небольшой вклад очень важен, даже необходим. И для дела, для победы, и для самого Вани!)

Так и ваш, ребята, вклад в дело утверждения и сохранения Трезвости кажется небольшим, но он очень важен. А теперь я попрошу вас назвать хорошие качества характера, которые в вас воспитывают учителя, родители.

(Примечание для учителя. На доске лучше не делать список “Домик Добра”, так как первоклассники не все хорошо читают. Их лучше только опросить, а затем повесить уже готовый такой список, попросить зачитать его. Обычно дети первым добрым качеством сразу называют Трезвость, ведь это тема урока. Преподаватель даёт объяснение, почему Трезвость помещена на рисунке в основание «Домика Добра»)

Посмотрите, Зло отнимает у людей саму основу Добра, главную ценность – Трезвость! Иногда еще люди ведут себя беспечно, не замечают это данное природой каждому человеку естественное состояние, лишаются Трезвости.

Давайте вместе ответим на вопросы, зачем и как Зло отнимает у людей Трезвость.

 

ЗЛО – зачем? (ответ: деньги) – как? (обман, злая реклама и доступность ядов)

 

(Примечание для учителя. Здесь можно в небольшом объёме показать программирующий материал, рассчитанный на детей, в сопровождении яркой отрицательной эмоциональной окраски)

Не сам человек теряет свою Трезвость, Зло подталкивает к этому! Как же защитить свою природную естественную Трезвость? Нужны знания, правда о Трезвости. Зло бессильно перед правдой. Вы теперь уже знаете, что Трезвость – естественное, природой данное состояние. А знания сделают ее убежденной Трезвостью. И посмотрите еще раз на наш список добрых качеств человека. Его дети часто называют “Домиком Добра”, а ещё его можно назвать “Преимущества трезвой жизни”!

Наши уроки Трезвости дают вам, ребята, знания для защиты Трезвости, всех преимуществ Трезвости.

Ребята, скажите, пожалуйста, когда родители воспитывают в детях, например, трудолюбие (из списка Добра, на выбор) – они личный пример трудолюбия показывают? Да. А личный пример Трезвости, к сожалению, не все родители могут показать детям. Это не их вина, их горе. Значит, вы им покажете этот пример и со временем сможете, имея уже достаточно знаний о Трезвости, убедить их восстановить свою Трезвость.

Ребята, глядя на вас – можно с уверенностью смотреть и в будущее. Ведь дети – все трезвые!

Как вы понимаете пословицу: “Что посеешь, то и пожнешь”? (Добро даст хорошие всходы, буквально, посеял пшеницу – получишь урожай пшеницы, будешь с хлебом.)

Можно ли сделать живое дерево? Представим себе, что мы – ученые, в нашем распоряжении лаборатории, мощные компьютеры, нанотехнологии – сможем из каких-то материалов, кусочков “собрать” – живое дерево? Например, берёзку, кедр? Конечно, нет. А природа решает эту задачу легко и красиво! Из зернышка! Из орешка!

Так же и мы с вами. Все вместе хотим, чтобы наладилась счастливая жизнь, хотим утвердить в стране Трезвость. Значит, сеем зернышко Трезвости. Делаем добрые дела, пусть небольшие. Вот сегодня у нас уже прошел урок Трезвости – мы посеяли зернышко Трезвости. Давайте, пофантазируем, какие всходы будут, что вырастет? Что изменится вокруг нас, когда утвердится в жизни Трезвость, когда каждый из вас станет взрослым трезвым человеком?

(Примечание для учителя. На доске при активном участии детей появляется рисунок: зёрнышко и дерево. Около веток дописываются слова: здоровье, красивый чистый город, счастливая крепкая семья, Трезвые друзья, хорошая работа, мир, спокойствие, лад в семье, чистые помыслы, процветающая Родина.

Если позволяет время, можно выполнить задание: на листочках нарисовать своё «Зёрнышко Трезвости и его ростки». Рассуждения о зёрнышке Трезвости относятся к области абстрактно-логического мышления, развивают его.)

Дорога добра

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

 

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра,

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.

 

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов,

Не забывай, что жизнь – не детская игра.

Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный:

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.

 

Посмотрите, ребята ещё раз внимательно на наш список Добра, добрых качеств человека. Скажите, Добро направлено на себя или делается для других? (Для других.)

Например, любознательность. Ребёнок растёт любознательным, изучает окружающий мир, заканчивает учебное заведение, становится специалистом, например нефтяником или врачом, начинает работать, т.е. приносить пользу другим людям. Значит это добро другим людям.

Возьмём такое качество: «любить Родину». Всем ведь хорошо, когда Родина процветает, когда всё доброе в ней защищено! В Великую Отечественную войну весь наш народ встал на защиту Родины, солдаты не жалели жизней. Благодаря им родились новые поколения, родились мы с вами. Люди растят хлеб, строят новые города. Значит, когда человек любит Родину, от этого всем хорошо, и каждому отдельному человеку тоже. Один за всех, а все за одного.

Родился человек. Различает тепло – холодно, мокро – сухо, голодно – сытно, светло – темно? И очень хорошо различает мама – не мама, потому, что мама для него это жизнь. А потом постепенно ребёнок учится различать Добро – Зло, начинает действовать в соответствии с этим различением.

Ребята, зачем нужны сказки? (Сказки учат различать Добро и Зло, учат в жизни давать отпор Злу и быть твёрдо уверенными, что Добро всегда побеждает! Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!)

Скажите, какое добро побеждает, например, в сказке про Репку? (Побеждает дружба, взаимопомощь, трудолюбие, побеждает общее дело. И даже очень небольшой, посильный мышке, вклад в это общее дело важен, может даже иметь решающее значение для его исхода.)

(Рассматриваем книжку.) А в сказке про избушку ледяную и лубяную кто добрый герой, выгнавший лису из заячьей избушки? Вы уверены, что петух – добрый герой сказки? (Да.) Почему? (Он справедливый, сильный, смелый, умный…) Вы уверены, что действительно сказка учит чётко различать Добро и Зло? (Да)

А теперь давайте внимательно посмотрим отрывок из мультфильма «Зайчик» Ю. Норштейна. Ох, не зря в песне есть и такие слова: «Не забывай, что жизнь не детская игра».

Вопросы после просмотра мультика:

1. Зачем автор мультика исказил сказку, вставил петуху в клюв трубку? Даже трудно вообразить, как можно в клюве трубку-то удержать.

2. Зачем режиссёр придумал, что петух ещё и зайчику даёт отравляющую вонючую табачную соску? (Чтобы обмануть, сломать защиту Трезвости ребёнка, который смотрит этот мультик, чтобы заложить спокойное, положительное отношение к отравлению.)

 

Автор мультика мешает ребёнку встать на дорогу добра, мешает чёткому различению Добра и Зла. Автор мультика – друг? (Враг.) Он все добрые качества петуха связал с отравлением табаком.

Кстати, вот ещё одна история про петуха и… сковородку.

(Примечание для учителя. На доске во время рассказа делаются два ряда картинок, про отдрессированного петуха и про обманутого человека)

Как дрессируют петуха плясать под музыку? Его закрывают корзиной, лишают света и возможности бежать. Под лапы ему кладут горячую сковородку и играют на балалайке. Он прыгает – танцует. А вскоре не нужна ни корзина, ни сковородка. Петух пляшет, как только слышит балалайку. Он отдрессирован на звуки балалайки.

Так и с человеком поступают злые силы, ломехузы. От света правды о Трезвости человека закрывают обманом, лживой рекламой самоотравления алкогольными и другими ядами. Вместо горячей сковороды навязывают этот яд. «Музыкой» служит всё, что сопровождает самоотравление (семейный праздник, встреча с друзьями, получение зарплаты, простуда и т.д.) Это все ситуации, в которых человек отдрессирован самоотравляться. И делает он это как петух, не задумываясь, по привычке, на самом деле выполняя чужую волю.

А что сделать-то надо? Да выглянуть нужно из-под корзины и узнать свет правды о Трезвости! (Здесь снова кто-то из ребят зачитывает определение Трезвости).

Ребята, Добро всегда побеждает! Давайте помечтаем, посмотрим, что вернётся нашему обществу, семье, человеку, когда победит Трезвость, когда мы вместе утвердим в жизни во всём Трезвость.

(Примечание для учителя. Здесь можно с опорой на список добрых качеств человека пофантазировать, как изменится город, подъезды, улицы, семьи…

Общество. Не будет ежегодных потерь: 1млн. от алкоголя, 400 тыс. от табака. Закроются тюрьмы, они будут не нужны, Это не фантастика. Есть исторический опыт. Когда в России в 1914 году была установлена Трезвость, уже через год в Петербурге из 3 тюрем закрыли две!

Семьи будут полные, крепкие, счастливые, будут рождаться здоровые дети. Отцы семейств будут трезвыми, естественно, как и матери, как все члены семьи.

Человек. Увеличится в среднем на 20 лет продолжительность жизни. Раскроются творческие возможности человека. Человек будет делать только добрые дела.)

Выводы. Ребята, мы сегодня говорили о том, что человек рождается со способностью к различению. Человек всю жизнь совершенствуется в различении Добра и Зла, делая добрые дела, идёт дорогой Добра.

Задание. На обороте листочка с текстом песни нарисовать (описать) свое доброе дело, либо уже сделанное сегодня, либо, которое обязательно будет сделано. Помните, что Добро направлено на других.

Урок №4. Зарядка для ума

Цели урока:

1. Развитие абстрактно-логического мышления, умения в команде искать решение задач на смекалку, развитие творческих способностей.

2. Закрепление как созидательной ценности понятия “Трезвость” (в пословицах).


План урока:

1. Деление на команды. Выбор названий команд.

2. Разминка. Загадки.

3. Ребусы простые, для разминки (плакат 1, 2).

4. Загадки на смекалку.

5. Пословицы о Трезвости в ребусах (плакат 3).

6. Подведение итогов. (Если время есть, дети сами могут загадать ещё задачки на смекалку).

Материальное обеспечение: плакат №1 с примерами ребусов (для объяснения правил) и простыми ребусами (по 3 в ряду), плакат №2 с зашифрованными названиями сказок, плакат №3 с зашифрованными пословицами о Трезвости, призы (например, календарики с трезвой символикой).

Ход занятия:

После деления на команды, участники игры придумывают названия своим командам, но с условием, оно должно быть связано с Трезвостью. Как корабль назовёшь, так корабль и поплывёт!

Загадки. Баллы командам записываются на доске. Загадка оценивается в 1 балл (7-8 загадок).

Загадки для разминки:

1) Бежит Ивашка в деревянной рубашке, где пробегает, там след оставляет (карандаш).

2) Сам худ, а голова с пуд (молоток).

3) Быстро грызет, много жует, а ничего не глотает (пила).

4) Листья есть, а не дерево, не рубаха, а сшита, не репа, а с корешком, не человек, а рассказывает (книга).

5) Когда он нужен, его выбрасывают, а когда не нужен – поднимают (якорь).

6) Шевелились у цветка, все четыре лепестка, я поймать его хотел, он вспорхнул и улетел (бабочка).

7) Днем обручем, вечером змеей (пояс)

8) Не люди, не звери, не часы, а ходят (шахматные фигуры).

Объяснение правил разгадывания ребусов (говорят сами дети) на примерах (верхняя строка плаката 1)

1) Запятые до (после) изображения убавляют буквы в начале (конце) слова.

2) Перечеркнутая буква или цифра удаляет указанную букву из слова.

3) Перевёрнутый рисунок – слово читается наоборот.

4) Учитывается взаимное расположение элементов.

На плакате №1 цветные ребусы по 3 в ряд, открываются рядами. Команде зачитывается 3 балла, если она даёт 3 верных ответа сразу.

На плакате №2 «Прочтите названия русских народных сказок» - два названия по 3 балла. «Прочтите название сказки и назовите её автора» - два задания по 4 балла.

Задачи на смекалку (устно) – по 3 балла.

1) Летела стая уток. Одна впереди и две позади, 2 впереди и одна позади, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (3)

2) Арбузное семечко весит 2 г и еще полсемечка. Сколько весит 1 семечко? (4 г)

3) Дед купил орехов внукам. Но попросил поделить орехи на 2 части, чтоб меньшая часть увеличенная в 4 раза, была бы равна большей части, уменьшенной в 3 раза. Что за части? Во сколько раз одна часть больше другой? (В 12 раз).

Плакат №3 содержит зашифрованные в ребусы пословицы о трезвости: «С Трезвостью жить – добру служить», «Слово – на совет, руки – на труд, а Трезвость – на всю жизнь»

Подведение итогов. Возможно награждение календариками с трезвой символикой. Если о


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.