Строение и циклы развития ленточных червей. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Строение и циклы развития ленточных червей.

2017-09-27 946
Строение и циклы развития ленточных червей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель занятия: изучить строение и жизненный цикл бычьего солитера. Познакомиться с разнообразием ленточных червей.

Материал: влажные демонстрационные препараты бычьего цепня, препараты различных участков тела червя и стадий его развития (яйца, финны); влажные препараты свиного цепня и широкого лентеца, готовые препараты карликового и тыквовидного цепней.

Оборудование: микроскопы, стереомикроскопы, ручная лупа, пинцеты и препаровальные иглы, плакаты с циклами развития ленточных червей, настольные наглядные пособия сколексов червей.

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

Тип: Plathelminthes

Класс: Cestoda

Отряд: Cyclophyllidea

Семейство: Taeniidae

Представитель: Taenia solium;

Представитель: Taeniarhynchus saginatus.

Отряд: Pseudophyllidea

Семейство: Diphyllobothriidae

Представитель: Diphyllobothrium latum.

 

2. Рассмотреть общий вид бычьего цепня с помощью ручной лупы. Обратить внимание на различные формы члеников переднего и заднего концов стробилы. Найти головку (сколекс), шейку, рассмотреть членики (проглоттиды). Размеры члеников увеличиваются по мере удаления от шейки.

3. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа готовый препарат сколекса. Отметить размеры (1-2мм в диаметре). Найти органы прикрепления: четыре мускулистые присоски. Зарисовать (рис. 34а).

4. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа окрашенный препарат гермафродитного членика бычьего цепня. Найти проходящие по бокам членика выделительные каналы. Параллельно им, ближе к краю членика, тянутся два нервных ствола. Все остальное пространство в паренхиме членика почти полностью занято органами размножения.

Отметить детали строения мужской половой системы (семенники, семяпровод, семяизвергательный канал, пронизывающий циррус) и женской (оотип, яйцевод, яичник, влагалище, желточники, матка). Зарисовать строение гермафродитного членика и обозначить перечисленные органы (рис. 35).

5. Рассмотреть под бинокуляром строение зрелого членика бычьего цепня. Обратить внимание на форму матки. Матка закрытая, т.е. не имеет сообщения с внешней средой. Подсчитать основные ветви матки по одной стороне. Рассмотреть отдельные органы, оставшиеся после редукции гермафродитной половой системы.

6. Рассмотреть под бинокуляром строение зрелого членика у свиного солитера и широкого лентеца. Отметить отличия в строении матки у трех изучаемых видов (рис. 34).

7. Под микроскопом рассмотреть строение яиц цепней и лентеца. Отметить различия в строении, связанные с развитием в разной среде.

8. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа микропрепарат финны невооруженного цепня: сколекс с присосками, шейку и пузырь, из которого вывернулась головка.

9. Изучить цикл развития бычьего цепня по схеме. Зарисовать цикл развития, отметить промежуточного и окончательного хозяина (рис. 36). Сравнить цикл развития бычьего цепня и широкого лентеца, отметить различия в стадиях развития (рис. 37).

10. Познакомиться с разнообразием цестод. Рассмотреть под микроскопом готовые препараты карликового и огуречного цепней.

 

Рисунки в альбоме: «Строение сколексов ленточных червей», «Строение гермафродитного членика бычьего цепня», «Цикл развития свиного цепня».

Задание на дом: первичнополостные черви – коловратки.

 

 

 

Рис. 34. Сколексы (сверху) и зрелые членики (снизу) ленточных червей: А – свиного цепня; Б – бычьего цепня; В – широкого лентеца. Из Жизни животных, 1968.

 

 

 

Рис. 35. Строение гермафродитного членика бычьего цепня. По Полянскому (см. Догель, 1981).

 

 

Рис. 36. Схема жизненного цикла свиного цепня. Оригинал.

 

Рис. 37. Схема жизненного цикла широкого лентеца. Оригинал.

 

 

Занятие № 16

Коловратки.

Цель занятия: познакомиться со строением и разнообразием коловраток.

Материал: готовые микропрепараты коловраток, фиксированный материал, пробы воды из аквариума.

Оборудование: микроскопы, стереомикроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки, фильтровальная бумага, препаровальные иглы, вата, йод, плакаты со строением и разнообразием коловраток, определительные таблицы по коловраткам.

 

Содержание работы:

1. Записать в альбоме систематическое положение изучаемых объектов:

Тип: Rotifera

Класс: Eurotatoria

Отряд: Ploima

Семейство: Brachionidae

Представитель: Brachionus sp.

Представитель: Keratella sp.

Семейство: Asplanchnidae

Представитель: Asplanchna sp.

 

2. Рассмотреть под большим увеличением микроскопа (40х, 60х) готовые препараты коловраток (брахионусы). В типичных случаях можно выделить: головной конец, вооруженный коловращательным аппаратом, туловище и хвостовой отдел, называемый ногой. Нога заканчивается двухвершинной вилкой или пальцами.

Обратить внимание на строение коловращательного аппарата. Этот аппарат состоит из сложного комплекса ресничек, расположенных часто двумя кругами.

Можно отметить кольцевые складки наружных покровов, связанные со способностью коловраток сокращать свое тело.

3. Изготовить временные препараты из имеющихся проб воды, взятых из водоемов, соскобов со стенок аквариумов, лабораторных культур. На препарате найти живых коловраток, понаблюдать за их передвижением и питанием.

4. Обездвижить коловраток при помощи йода и на большом увеличении микроскопа изучить их строение. Зарисовать (рис. 38).

5. Пользуясь учебными плакатами, определительными таблицами и методическими указаниями, определить обнаруженные виды ресничных простейших.

6. Записать в альбоме систематическое положение обнаруженных представителей. Зарисовать несколько найденных и идентифицированных видов коловраток (керателла, брахионус, асплянхна) (рис. 39)

7. Пользуясь учебными плакатами и иллюстративным материалом, изучить особенности жизненного цикла коловраток, отметить чередование поколений и явление цикломорфоза. Зарисовать схему жизненного цикла (рис. 40).

 

Рисунки в альбоме: «Строение коловратки», «Различные представители коловраток», «Схема жизненного цикла коловраток» (на примере брахионуса).

Задание на дом: строение и циклы развития нематод.

 

 

Рис. 38. Строение коловратки. По Remane, 1932.

 

 

 

 

А

 

Б

В

Б

Рис. 39. Различные представители коловраток: А – керателла, Б – асплянхна, В – брахионус. По Кутиковой, 1970.

 

Рис. 40. Схема жизненного цикла коловраток. По Birky и Gilbert, 1971.

Занятие № 17


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.