Уроки 11 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Уроки 11 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2017-09-27 675
Уроки 11 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие спо­собности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Научитесь читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни пруда — Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!

— Научитесь читать красиво, без ошибок.

III. Введение в тему

— Узнайте героев и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется... («По щучьему велению»).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки... («Маша и медведь»).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой...

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, несмышленый

И румяный... (Колобок).

— О ком эти стихи? (О героях сказок.)

— По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

Верно. А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Ива­нушка».)

IV. Работа по теме урока

1. Чтение по ролям

— Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

— Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)

2. Выборочное чтение

(Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

— Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.)

- Проследите по сказке, какие несчастья случились с Ива­нушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленуш­ку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

— Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки го­ворят о том, что сестра ибрат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.)

(Дети зачитывают предложения.)

— Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жи­лось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

— Какую неосмотрительность допустила Аленушка ичто из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

— Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)

Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побе­ждает?

— Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка доб­рая, ласковая, преданная, доверчивая.)

— А какая была ведьма?

— Расскажите о ней.

— Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

добрая

злая

АЛЕНУШКА ласковая

преданная

доверчивая

заботливая

ВЕДЬМА грубая

хитрая

жестокая

V. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

VI. Продолжение работы по теме урока

Определение вида сказки

К какому виду сказок мы ее отнесем?

— Что же в этой сказке волшебного?

— Какие волшебные предметы есть в сказке?

— Найдите в сказке троекратный повтор.

— Где в сказке добро, а где зло?

— Что победило?

Признаки сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

Беседа по иллюстрации

— Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характе­ра. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.)

— А вот какой представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23 учебника. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

VII. Рефлексия


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.