Тема 11. Современное понятие здорового образа жизни — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 11. Современное понятие здорового образа жизни

2017-09-27 326
Тема 11. Современное понятие здорового образа жизни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоро­вье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Обоснование сущности здорового образа жизни как осно­вы саморазвития и эффективной деятельности имеет перво­степенное значение в повышении качества жизни всех слоев общества.

Понятия «здоровый образ жизни» и «качество жизни» имеют различные трактовки.

Под качеством жизни понимается сово­купность ее характеристик, объективно и субъективно выража­ющих соответствие потенциальных возможностей субъекта жиз­ни (индивида, социальной группы, общества), свойств, средств, условий, процессов и результатов его жизнедеятельности природно-заданным и культурно обусловленным потребностям, интересам, ценностям и целям.

Под образом жизни понимается совокупность исторически сложившихся и принятых как естест­венная норма обществом (или определенной социальной груп­пой) типичных форм поведения и деятельности в различных жизненных сферах.

Здоровым следует считать такой образ жизни, который соответствует нормам и интересам общества в целом.

Качество жизни складывается из двух блоков:

1) здоровье - физиолого-психологическая база жизнедеятельности

2) соци­ально-личностное благополучие - специфически человеческая составляющая жизнедеятельности общества.

Социально-личностное благополучие включает:

• социально-демографический потенциал населения, склады­вающийся из демографического, психологического, культурного и социально-политического потенциалов;

• социальное самочувствие, включающее чувство безопасно­сти, настроение;

• самореализацию граждан в разных сферах жизнедеятельно­сти: в семейной жизни, трудовой деятельности, нерегламентированных видах деятельности.

Системообразующим фактором образа жизни является структура ценностных ориентации. Обобщение результатов ряда исследований показывает, что у людей в возрасте 18-29 лет доминируют такие ценности, как здоровье, друзья, любовь, се­мья, материальная обеспеченность, свобода, инициатива, пред­приимчивость, насыщенная впечатлениями жизнь.

В современных условиях резко возрастает значение здорово­го образа жизни населения. Выполнение правил здорового об­раза жизни позволяет обеспечить гармоничное развитие, сохра­нение и укрепление здоровья, высокую работоспособность и продление творческого долголетия, а также дает возможность раскрыть наиболее ценные качества личности, которые необхо­димы в условиях динамического развития нашего общества. Установлено, что здоровый образ жизни на 50-55 % определяет состояние здоровья человека.

Здоровый образ жизни включает следующие основные эле­менты

- отказ от вредных привычек - разрушителей здоровья (курение, алкоголь, наркотики); - оптимальная двигательная ак­тивность (физические упражнения и спорт);

- закаливание;

- ра­циональный режим труда и отдыха;

- личная гигиена;

- рациональ­ное питание;

- восстановительные мероприятия.

Искоренение вредных привычек - непременное условие здо­рового образа жизни. Эти разрушители здоровья являются при­чиной многих заболеваний, резко сокращают продолжитель­ность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье, способствуют распространению преступности.

Оптимальный двигательный режим - важнейший раздел здорового образа жизни. Его основу составляют систематиче­ские занятия физическими упражнениями и спортом, эффектив­но решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранение здоровья и работоспособности, укрепление профилактики неблагоприятных возрастных изме­нений.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позво­ляет избежать многих заболеваний, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую трудоспособность.

Личная гигиена - позволяет сохранить и укрепить здоровье, а также избежать многих инфекционных заболеваний.

Рациональное питание - важное слагаемое здорового образа жизни, оно обеспечивает нормальный рост и развитие организ­ма, способствует укреплению здоровья, повышению работоспо­собности и продлению человеческого долголетия, а также под­держанию оптимальной массы тела.

Восстановительные мероприятия - стимулируют восстано­вительные процессы в организме и таким образом способствуют укреплению здоровья, повышению работоспособности в любом возрасте. При этом необходимо широко использовать различные виды пассивного и активного отдыха. Следует особо подчерк­нуть, что оптимальный двигательный режим (занятия спортом) является наиболее важным формирующим фактором здорового образа жизни. Научные исследования показывают и практика подтверждает, что, приступив к систематическим занятиям фи­зическими упражнениями и спортом, люди быстро приобщают­ся к здоровому образу жизни: отказываются от вредных привы­чек, начинают закаливаться, соблюдать рациональный режим труда и отдыха, правильно питаться, применять различные оз­доровительные мероприятия. В связи с этим в значительной мере возрастает значение физической культуры и спорта в фор­мировании здорового образа жизни среди различных слоев на­селения.

Утверждение здорового образа жизни должно охватывать все сферы жизнедеятельности людей (семейно-бытовую, учебную, производственную, общественную, досуговую), а также все уровни: от общегосударственного до индивидуального.

Современные условия жизни предъявляют повышенные тре­бования к здоровью и интеллектуальным возможностям. При этом социальная значимость человека определяется образовани­ем, профессиональной квалификацией и состоянием здоровья.

В современных условиях жизни проблема здоровья человека выходит за рамки медицинской науки и практики, перемещаясь в сферу образования. Педагоги­ческая наука, приняв на себя ответственность за развитие здоро­вой, жизнеспособной, гармоничной личности, унаследовав тра­диции «лечебной педагогики», гигиенического воспитания и пе­дагогической валеологии, поставила проблему здорового образа жизни в ряд особо значимых, актуализировала творческое нача­ло в деятельности по укреплению здоровья.

Проблема здорового стиля жизнипопадает сразу в два смысловых контекста: формирование здоровой личности и развитие индивидуальности.

 

Круг феноменов, относимых к понятию «стиль», связан с ши­роким спектром индивидуальности человека, вследствие чего он является междисциплинарным. При его определении авторы стремятся сохранить его генетическое родство со стилем дея­тельности, с учетом условий ипараметров жизнедеятельности в целом. Теоретический анализпозволяет представить стиль как нерасчлененное единство внешних и внутренних проявлений личности, ее деятельности, поведенческой и ценностной со­ставляющей, и рассматривать его как способ приспособления - преобразования ее к миру.

В философии и социологии стиль жизни традиционно соотносится с образом жизни. Их различие обнаруживается при рассмотрении с по­зиции индивидуальности и субъективности. Субъектом образа жизни признают социальные группы и общество в целом. Носителем социально типичных черт жизнедеятельности является отдельная личность, высту­пающая субъектом собственного стиля жизни. Образ жизни личности может быть задан от рождения, стиль же формирует она сама, самостоятельно действуя в границах имеющегося об­раза жизни, допускающего широкий диапазон индивидуальных различий, активную смену сложившихся обстоятельств, творче­ски строя свою жизнь, успешно самовыраженная себя в ней. Уро­вень субъективности в стиле жизни, мера реализации возможно­стей образа жизни будут существенно отличаться в зависимости от зрелости личности, поскольку субъект - это человек на выс­шем уровне активности, целостности, автономности.

Здоровый стиль жизни - личностное новообразование, про­дукт духовных и физических усилий, целостная система жиз­ненных проявлений личности, способствующая гармонизации своей индивидуальности в условиях жизнедеятельности и яв­ляющаяся средством самоактуализации в ней личности.

Главной критериальной чертой здорового стиля жизни явля­ется его сопряженность с самоактуализацией. Исходя из этого для субъектов жизнедеятельности выделены следующие критерии здорового стиля жизни:

 

• организационный (наличие полноценной жизненной стра­тегии; пролонгиро­ванная регуляция времени; восприятие жизни в единстве ее про­шлого, настоящего и будущего);

• гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оп­тимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены);

• коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различ­ных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятель­ность, способность, к продуктивному общению, поисково-твор­ческая активность);

• адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов
социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и об­щении, соразмерность);

• культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять про­явлениям антикультуры, разумное следование моде);

• ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие валеологического идеала);

• эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая ус­тойчивость, спонтанность, опти­мизм);

• индивидуально-личностный (высокий уровень самоприня­тия и самоуважения, сензитивность к себе, способность сохра­нять свою уникальность и творчески реализовывать ее).

Гармония личности особенно важна в условиях жизнедея­тельности. Для гармоничного развития человека необходимо повышение качества жизни, ведение здорового образа и стиля жизни.

К сожалению, здоровье в обществе, в первую очередь из-за низкой культуры, еще не заняло ведущего места в иерархии потребностей человека и его анимационно-общественной дея­тельности. Поэтому в воспитании отношения к здоровью как главной человеческой ценности наиболее эффективным средст­вом, направленным, в том числе и на физическое развитие лич­ности (снятие нервных нагрузок, укрепление опорно-двигатель­ного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других сис­тем), выступает общественная анимация в качестве предмета и метода социальной активности личности.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.