Тема 7. Комфортология как ветвь рекреологии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 7. Комфортология как ветвь рекреологии

2017-09-27 471
Тема 7. Комфортология как ветвь рекреологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Комфортология - дисциплина, исследующая закономерности перманентного стремления к комфорту, как оптимальной совокупности условий бытия человека.

Попытка представить развитие цивилизации в целостном виде с позиции неизменного стремления человека к комфорту, «...увидеть, то есть развернуть однородную и цельную перспективу нашего всеобщего опыта, распространенного на человека, показатьразвертывающееся целое».

Рекреология - дисциплина, исследующая закономерности простого и расширенноговоспроизводства живых сил человека.

Задача исследования закономерностей стремления к комфорту вытекает изнеобходимости определения целей простого и расширенного воспроизводства живых силчеловека, поскольку восстановление сил не может быть самоцелью. Хотя возможны ситуации, когда восстановление сил может быть конечной целью, но лишь, на какой-то ограниченный отрезок времени. Например, после интенсивных тренировок спортсмена, или на выходе из тяжелой болезни и т. п.

Вопрос «для чего человек восстанавливает силы», может показаться абсурдным, однако в рекреологии этот вопрос имеет весьма конкретный и практический смысл. Очевидно, что восстановление должно неким образом коррелировать с затратами сил.

Характер затрат сил человека, изменившийся за последние 130-150 лет, требует изменения характера их восстановления. В самом общем виде: пассивный (восстановление в покое) меняется на активный (восстановление в движении).

2. Человек всегда стремился к комфорту, к удобству. Можно сказать, это стремление и двигало цивилизацию. Представление о комфортных условиях бытия особенно ярковыступают в его идеальном представлении - о рае, райской жизни, недостижимой вреальности, как и всякий идеал.

3. Любые действия человека мотивированны. Он всегда действует в направлениидостижения какой-либо цели. Бесцельные действия свидетельствуют об отклонении отнормы, невменяемости, о каких-либо нарушениях психики индивида, а то и целых групп,например, в состоянии паники.

О продвижении к цели свидетельствуют положительные эмоции, о препятствиях на пути к ее достижению - отрицательные эмоции. И человек, как правило, стремится максимизировать первое, и минимизировать второе.

4. Сама же цель заключается в достижении любых, всяческих потребностей. Человек стремится к оптимальному, минимизируя всяческие издержки, максимизируя всяческие результаты, при ограничениях и по критерию комфорта.

Человек восстанавливает и развивает свои силы для обеспечения своего бытия, и не как такового, а комфортного, т.е. в оптимальных условиях и, условиях всяческих - материальных, духовных, климатических, политических, общественных и т.д., и т. п.

Можно утверждать, что весь ход человеческой цивилизации протекал и протекает ныне под знаком достижения комфортного бытия.

5. Выдвинутая первая гипотеза - различные условия бытия человека представляют собой иерархию. Не исследуя эту иерархию, гипотетически, расположены на высшем уровне условия политические, общественные, общеэкономические, исходя единственно из того, что эти условия бытия распространяются на всех без исключения. Хотя допускается, что кто-то и не осознает этих условий своего существования, либо их игнорирует вполне осознанно. Это, как правило, лица, ставящие себя, или по какой-либо причине оказавшиеся, вне общества.

Те, кто игнорирует этот высший уровень, обеспечивая себе максимум комфортапри минимуме требований, относятся к категории «бомжующих». Бомжу достаточно найти теплый подъезд для очередной ночевки, которую он посчитает комфортной. Уровень комфорта бытия бомжа принимаем за низшую, нулевую отметку. Высшая - не имеет предела, поскольку комфорт есть возвышающаяся потребность человека.

Следующий уровень - промежуточный, занимает срединное положение - это уровень какого-либо сообщества; производственный, семейный. Достижение комфорта на этом уровне - условие необходимое, жизненно важное. Недостижимость его вгоняет человека в стресс, со всеми негативными последствиями из этого: разрушением иммунной и адаптивной систем человеческого организма, патологиям и раннему уходу из жизни.

И, наконец, первый уровень - индивида, личности. Здесь появляется условия бытия,которые мы обозначим термином «удобство», полагая, что это низшая форма комфорта,первичная его форма, биологическая, не обремененная еще социальной надстройкой.Удобства ищут и животные. Из этой первичной формы, собственно, и развилось впроцессе человеческой эволюции то, что мы сегодня называем комфортом-оптимальной совокупностью социализированных условий бытия человека. И сомнительно, что бы стремление к достижению сиюминутного удобства могло быть стратегической целью, двигающей прогресс.

Эти уровни обозначают следующими терминами - «общественный», «семейный», «индивидуальный».

Иерархия наводит на мысль, что мы имеем дело с системой. Антропоцентрической,открытой, дезинтегрированной, т.е. каждый из элементов ее развивается независимо (формально) от других. Описание этой системы, выявление всех ее элементов, связей -большая самостоятельная задача. Однако уже теперь можно утверждать, что системаразвивалась (развивается и теперь) в направлении достижения оптимума условий бытия на каждом историческом отрезке эволюции цивилизации. Путь от открытого очага в пещере до СВЧ в современном жилище преодолевался неизменно в стремлении достижения этого оптимума. По В.П. Алексееву это «антропогеоценоз второй ступени». При котором хозяйственный уклад, целенаправленно подчиняет внешнюю среду обитания для достижении своих целей, в отличие от бездеятельного «антрологеоценоза первой ступени» - тупикового в эволюции. Очевидно, что условия бытия не сами собой оптимизировались, а были результатом деятельности человека. Скорее всего, неосознаваемой в начальной фазе, науровне инстинкта, лишь в последствии эта деятельность стала целенаправленной.Антропогеоценозы по Э.Г. Юдину "системны по существу". Что подкрепляет предположение об условиях бытия человека как системы.

6. Вторая гипотеза: человек может достичь комфортного бытия лишь в том случае, если оно достигается на «общественном», «семейном», «индивидуальном» уровнях одновременно. Это идеальная ситуация, и в практике недостижима.

Очевидно, что изменения условий бытия на высшем уровне достигаются с большими усилиями, с привлечением больших сил. Комфорт на низшем уровне иногда достигается без особых усилий и в считанные мгновенья.

 

УРОВНИ

 

 

позиции

гражданин

обыватель

маргинал

3. Общественный

+

 

 

2. Семейный

+

+

 

1.Индивидуальный

+

+

+

 

Позиции при достижении комфорта

Если человек требует комфортных условий бытия на всех трех уровнях, то он занимает гражданскую позицию, (обоснуем позже). Такую позицию занимали, например, в нашей истории, казаки. Их не устраивал дискомфорт общественно-политический, и они уходили в недоступные для власти места, устраивая свой мир, по своимпредставлениям. Они эмигрировали, но не боролись за изменение положения на верхнем уровне. Это были граждане в эмиграции. Не революционеры, пытающиеся изменить политический и общественный дискомфорт.

Если человек довольствуется комфортом на индивидуальном и семейном уровнях, и его не волнует каково положение на самом верхнем, каково состояние общества,политический климат, или политическое устройство, то он находится на позиции,которая называется обывательской. И если человек довольствуется лишь комфортом на индивидуальном уровне, игнорируя два верхних, то такая позиция называется позицией маргинала.

7. Субъективная и объективная оценки удовлетворенности уровнем комфорта. Разрешение проблемы соотношения субъективного и объективного требуетспециального исследования, поскольку это принципиально важно. И не только для индивида, но и для общества в целом. Объективные критерии оценки комфортногосостояния могут быть не приняты индивидом по множеству не существенных для объектаобстоятельств, но существенных для субъекта. «Объект и субъект переплетаются и взаимопреобразуются в акте познания. Волей-неволей человек опять приходит к самому себе и во всем, что он видит, рассматривает самого себя». Гипотетически: на уровне индивида субъективная оценка является ведущей в определении вектора действий по достижению наибольшего результата. Это третья гипотеза.

Органы управления, при определении своих действий, игнорируют субъективные оценки населения, хотя для выявления их нередко заказывают соответствующие исследованиясоциологическим службам. Чаще всего это рассогласование оценок проявляется вопределении уровня жизни населения. Яркий тому пример несовпадение оценокзначимости на бытовом уровне материальных льгот и их денежных компенсаций.

8. Компенсаторность: ради будущего человек может идти на дискомфорт вдействительности. Примеров тому множество на всех уровнях - индивидуальном, сообществ, общества. Ожидания лучшего будущего, действуя ради его достижения компенсируют реальный дискомфорт, нередко на протяжении довольно значительных отрезков времени. (Ожидание коммунистического будущего в скотских условиях). Важно знать запас «прочности», т.е. сроков пребывания в режиме компенсаторного ожидания и когда эти сроки истекают. Для органов управления на уровне общества это важно знать, чтоб предвидеть массовое недовольство, возможные выступления, с требованиями смены руководства. На уровне сообществ - для предупреждения забастовок и «бунтов» в семье, развала ее, ухода из семьи, развода. На уровне индивида - психологических срывов, вплоть до суицида.

9. Лакомство - эквивалент высшего уровня комфорта в питании. Гипотеза, четвертая - лакомство может быть рассмотрено как экономическая категория. Для одних в определенных ситуациях даже кусок черного хлеба может стать лакомством, для другихчерная икра - обыденной пищей. Надлежит разработать экономический критерий отнесения к лакомству тех или иных продуктов питания, что важно при формировании т.н. «потребительских корзин».

Подход может быть таков: лакомство все то, что по содержанию калорий не обеспечивает трудозатраты на покупку этого лакомства. Например, итальянская паста изтвердых сортов пшеницы по калорийному содержанию практически равнаотечественным макаронам, но по цене недоступна большей части населения России вкачестве обыденной пищи. Расходы на покупку итальянской пасты превышаютзаработок, на который можно купить этот продукт. (Методика расчета еще неразработана).

10. Пятая гипотеза. Возможны негативные последствия достижения генетически запрограммированного состояния комфорта:

- гиподинамия. Физический покой нужно рассматривать как благо, завоеванное в ходе биологической эволюции биосоциума, когда на протяжении многих веков бытие человека протекало в условиях чрезмерных физических нагрузок. Покой, наравне с добытой пищей, был благом. Но современный человек и теперь покой воспринимает как комфортное состояние, а всякое движение, требующее мускульных усилий, как дискомфорт.

- тяга к теплу. Положительная температура среды обитания («комфортнаятемпература») - физиологическое требование человеческого организма, обменные процессы нарушаются в условиях длительного пребывания при понижении температуры среды обитания. Легкодоступное тепло для нынешнего человека, поездки в «теплые» широты в середине холодного сезона, избыточно теплая одежда и пр. современные средства достижения температурного комфорта, ведут к «детренированности» адаптивных способностей организма, во вред здоровью.

- инфантилизм, Задержка социального развития индивида, затянувшееся опекаемое детство, со всеми негативными последствиями для индивида и для общества. В экономически развитых странах инфантилизм
довольно распространенное явление, что вызывает беспокойство поздним включением вобщественно полезную деятельность значительного числа его членов.

- хронопатия. Патологическая потеря чувства времени, поломка «биологическихчасов». Хронопаты - люди, которые никогда не приходят в условленное время. Вечноопаздывающие. В обычной жизни человек довольно часто не осознает течения времени, это происходит при глубокой включенности в какое-либо дело, занятие. Например, при просмотре интересного, захватывающего фильма: два часа пролетают как миг, при чтении интересной книги, азартных играх. Но если человек не чувствует хода времени вобычной ситуации, то это уже недуг. Пример: человек без каких-либо оснований всюдуопаздывает. Причины недуга? Их, видимо, несколько. Может быть и наследственное, может и приобретенное - от частого и долгого погружения в захватывающие занятия. Многочасовые и каждодневные «сидения» в Интернете, например, игра в компьютерные игры. В любом случае - издержки комфортности бытия. Условия жизни оказались такими, что фактор времени в деятельности человека утратил определяющее значение. «Счастливые - часов не наблюдают».

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.